Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку.вводная часть
статья

Краев Михаил Николаевич

Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку. (вступление)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку.

           Процесс сближения двух важнейших предметов – русского языка и литературы, -  к счастью, уже начался. В методических трудах на эту тему можно выделить такие направления:

  1. Создание единого курса русской словесности, частично вбирающего в себя обе школьные дисциплины и осуществляющего эту интеграцию разными способами  (А. И. Власнеков, А. И. Горошков, А. Д. Дейкина, А.Ю. Купалова, С.И. Львова, Т.М. Пахнова и др.);
  2. Пересмотр содержания и направленности современного курса русской литературы, в котором усиливается внимание к языковому анализу изучаемых художественных произведений (М.Л. Гаспаров, С.И. Гиндин, Л.А. Новиков, В.И. Тюпа, Н.М. Шанский и др.);
  3. Значительное преобразование  курса родного языка, предполагающее повышенное внимание к вопросам употребления языковых средств в художественной речи (Г.Г. Граник , А.К. Михальская, Б.С. Мучник , Г.Я. Солганик и др.);
  4. Разработка специальных уроков. На которых в определённый последовательности рассматриваются выразительные средства русского языка и реализация их в художественных произведениях и текстах других стилей речи (Е.С. Антонова, Н.А. Борисенко, В.Я. Гурова, Е.В. Маркина и др.).

   Эти направления создают новые учебные курсы – соответственно, «Словесность», «Художественная литература» и «Риторика».

     Я всегда хотел осуществить связь  программ русского языка и литературы, восстановить связь между текстом художественного произведения и изучаемой системой родного языка.

     Связь уроков русского языка и литературы необходима в первую очередь потому, что рождает мотив изучения родного языка и как следствие – желание читать. А ведь именно это умение – умение читать (а как еще узнать нужную информацию?) и писать (а как еще связаться на расстоянии?) – помогало ученикам прошлых поколений развивать свою речь и мышление.

      В современной школе, к сожалению, часто отсутствует понимание реального положения вещей. Изменился мир, изменилось отношение к школе. Мир продолжает стремительно меняться. Подходы к обучению остаются во многом, несмотря на многие положительные потуги чиновников  образования, остаются неизменными. Отстает Программа по литературе в области содержания, отстает содержательная часть учебников русского языка. Ребенок перестает хотеть читать, ему неинтересно- так далеки некоторые произведения от насущных проблем ребенка. Он может быть и почитал бы,  но не понимает смысла написанного.

 

      В современном мире каждый человек погружен в информационную среду. Подростки  уютно чувствуют себя в сетевом неологизме. Живя в этой среде ученики не знают русских слов, просторечных слов, некоторых бытовых понятий, многих абстрактных понятий, не говоря уже об устаревшей лексике, архаизмах прошлого века. Средства массовой информации, кино, компьютерные игры, различные «батлы», сетевой сленг, популярная «классическая» музыка»-  вот что формирует лексику, синтаксис и сознание большинства школьников. Ученику интересно произведение, где происходит действие - в лучшем случае приключенческая литература, иностранная литература.

  Что в таком случае школа может предложить ребенку, подростку?

  Классическую литературу с ее архаизмами, описаниями природы, портретными характеристиками, философскими рассуждениями, лирическими отступлениями?

 Где выход?

   Постоянная работа над текстом, начиная с начальной школы. Сначала на уровне эмоционального сопереживания герою, постепенно прививая желание узнать и увидеть язык, стиль, строение синтаксических единиц классических произведений.  

    Как работать над текстом?

1). Постановка задач перед прочтением текста.

2). Читаем текст «про себя».

3).  Выделяем в тексте тему, основную мысль, подчеркиваем  ключевые слова.

4). Подготавливаем вопросы по смысловому пониманию текста, предложений, слов, строению текста, строению предложений (это может быть работа в парах).

5). Чтение текста вслух. Выразительное чтение.

6). Беседа ученики - учитель на уровне оценки понимания текста, эмоционально-интеллектуального сопереживания.

7). Структурно-смысловой анализ текста:

Выразительные фигуры языка  (строение текста, предложений)

Художественно-выразительные средства языка,

Повтор ключевых слов

Ключевые слова

Антитеза

Оценочные слова: антонимы,

Анафора

Метафоры, метафоры- символы

Риторические вопросы

и другое

и другое

8). Обобщение об идейной системе и смысле текста.

    Как работать над текстом?

1).  Читаем текст «про себя».

2). Задачи по анализу текста формулирует сам ученик.

3). Читаем текст вслух. Выразительное чтение.

4). Выполняем поставленные учениками задачи.

5). Обобщение об идейной системе и смысле текста.

    Домашний анализ текста, как небольшого, так и литературного произведения, можно начать с задания: подготовить вопросы по всем уровням текста: понятийному, эмоциональному, структурному, лексическому, синтаксическому.

     Эффективность урока намного выше, если большую часть времени урока уделить отработке одного мини-навыка.

  При работе над текстом можно выбрать методы:

  1. Комментированное чтение.
  2. Выразительное чтение.
  3. Беседа, когда вопросы по тексту задают ученики. Вопросы они готовят дома
  4.  Свободная беседа (возникает в результате разговора).
  5. Беседа по заданным вопросам.
  6. Анализ эпизодов.
  7. Устное рисование.
  8. Творческое рассказывание.
  9. Составление вопросов по тексту, по всем уровням текста: понятийному, эмоциональному, структурному, лексическому, синтаксическому.
  10.  Сжатие текста до минимума (например, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» рассказать, употребив 7-9 предложений, сохранив фабулу, характеры героев, основную мысль и отношение А.С.Пушкина к героям).
  11.  Прослушивание отрывков текста литературного произведения в исполнении мастера сцены. Составление отзыва.

  Подобный анализ текста является универсальным. Данные методы и план анализа уместно использовать на уроках географии и др.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Особенность анализа текстов художественного стиля на уроках литературы

Статья посвящена теме: особенность анализа текстов художественного стиля на уроках литературы. В статье представлен образец анализа лирического произведения "Отговорила роща золотая" поэта-имажиниста ...

«Выбор методов обучения старшеклассников с учетом формирования гендерной идентичности »

Данный материал раскрывает особенности выбора методов обучения  подростков с учетом их гендерной идентичности...

Система работы по комплексному анализу текста как условие формирования комму-никативной компетентности старшеклассников на уроках русского языка.

Формирование  коммуникативной компетентности в условиях систематической работы по комплексному анализу текста на уроках русского языка и литературы....

Интерпретация текстов художественной литературы в современных песнях (на примере текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Как увлечь современных детей? Как обратить их внимание на художественные тексты? Данная статья предлагает одно из решений актуальных вопросов - обращение к современным песням на уроках литературы. Как...