Интерпретация текстов художественной литературы в современных песнях (на примере текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
статья

Проскурнина Мария Александровна

Как увлечь современных детей? Как обратить их внимание на художественные тексты? Данная статья предлагает одно из решений актуальных вопросов - обращение к современным песням на уроках литературы. Какие песни можно анализировать? В чем особенность этого приема? Какие возможные трудности могут встретиться?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mim_sovr_pesni.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интерпретация текстов художественной литературы в современных песнях (на примере текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Преподавание классической литературы современным школьникам вызывает трудности как у учителей с большим стажем, так и у молодых, начинающих,  идущих в ногу со временем педагогов. Мало подростков читают книги, чуть больше смотрят фильмы, снятые по классическим произведениям. Объяснить, что фильм – всего лишь интерпретация режиссера, его видение сюжета, героев, авторского замысла, - задача не из легких. Поэтому у посмотревших «Войну и мир» в разных экранизациях, «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце» В. Бортко и т.д. не часто возникает желание прочитать книгу, поразмыслить над  её содержанием,  оценить красоту словесного описания. Школьники, настроенные на сдачу ЕГЭ, уверены, что фильмы раскрывают достаточно, чтобы написать итоговое сочинение, привести аргументы в сочинении на экзамене. Учителя подтвердят, что мало учеников читают книги ради удовольствия. Как заинтересовать, как мотивировать?

Возможно, трудно учителям понять современных детей.  При проведении уроков в 11 классе, я заметила, что среди увлечений учеников – музыка, песни. Конечно, всего один человек из класса будет наслаждаться творчеством Рахманинова или Баха. Но и у исполнителей конца XX –  XXI  века есть песни, над которыми можно поразмышлять. Изучив плэйлисты учеников в социальных сетях, я выбрала несколько, на мой взгляд, достойных авторов, песни которых близки подростам и интересны мне, как учителю литературы. При изучении «Мастера и Маргариты» М. А.Булгакова я предложила послушать песню группы Ария «Кровь за кровь», завершив тем самым анализ глав о Понтии Пилате. Одиннадцатиклассники были удивлены, что популярная рок-группа исполняет песни о этого героях романа, после чего несколько человек прочитали произведение целиком.

Проблема отсутствия желания читать литературу обсуждаема не первый год. Каждый учитель литературы и русского языка стремится мотивировать учеников, предлагая внеклассное чтение, используя инновационные технологии на уроках, организуя игровую и проектную деятельность. Прием анализа современных песен, основанных на классической литературе, близок к интересам подростков, а следовательно, мотивация к прочтению книг возрастает.

Кроме основной цели (повышения мотивации учеников к изучению классики) прием анализа песен помогает решить следующие задачи:

  • научиться воспринимать аудиоинформацию (что в преддверии ввода устной части экзамена по русскому языку становится актуально);
  • научиться анализировать и сравнивать тексты;
  • научиться самостоятельно выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации произведений;
  • научиться выстраивать собственные высказывания по заданной проблеме;
  • научиться критически подходить к предложенной информации;
  • научиться ставить цель с учетом  изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий; прогнозировать уровень усвоения, результата,
  • рассчитывать необходимое время на выполнение той или иной задачи;
  • научиться анализировать музыкальное сопровождение, проводить соотношение музыки, текстов и авторского замысла;
  • научиться выстраивать иерархию полученных знаний.

Таким образом, при изучении, анализе и синтезе текстов песен мы раскрываем личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, что соответствует требованиям, прописанным в Федеральных государственных стандартах.

В 5 – 7 классах прием анализа современных песен следует использовать с осторожностью. Именно в этих классах ученики осваивают основы анализа текста и появляется опасность подмены важности восприятия именно литературы через текст песни. То есть ученики, изучая и исследуя песни, забывают про важность произведения, переходят на музыку.  

Приведу авторов и их песни, основанных на литературе по школьной программе.

  • Noize MC «Мастер и Маргарита» («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, Воланд и его свита, 11 класс).
  • Агата Кристи «Собачье сердце» («Собачье сердце» М.А.Булгакова, 9 класс);
  • Аквариум «Дубровский» («Дубровский» А.С.Пушкин, 8 класс);
  • Ария «Бал у Князя Тьмы» («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, Воланд и его свита, 11 класс);
  • Ария «Икар» (миф о Дедале и Икаре, 7 класс);
  • Ария «Кровь за кровь» («Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, Иершалаимские главы, 11 класс);
  • Город «Ты» («Люблю» В.В.Маяковский, 11 класс);
  • Л.Долина «Кот Бегемот» («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, Воланд и его свита, 11 класс);
  • Светлана Копылова «Петр и Феврония» («Сказание о Петре и Февронии», 7 класс);
  • Сплин «Маяк» («Лиличка!» В.В.Маяковский, 11 класс);
  • Умка «Раскольников» («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, 10 класс);

Если учитель решил использовать прием анализа текстов песни на уроках литературы, то подготовка к уроку потребует много сил и внимания. Сначала учителю следует исследовать современную музыку и из ее разнообразия выбрать достойную для анализа композицию. Нельзя забывать и про пристрастия подростков. Так, например, текст Л.Долиной меньше заинтересует ребят, чем творчество группы «Ария». Текст должен соответствовать теме и задачам урока, не должен содержать недопустимой лексики. Не стоит забывать и о личных предпочтениях учителя: необязательно педагогу должна нравиться композиция, но если он не видит в нее объекта для изучения, анализа, то не следует использовать ее на уроках. Немаловажный момент музыка: она должна соответствовать содержанию текста песни и произведения, отражать настроение авторов книги и композиции. Музыка и текст в песне должны быть воспринимаемыми учащимися, если слова не понятны или такая форма работы впервые, тексты песен лучше распечатать.

Главное, на что следует обратить внимание, используя прием анализа современных песен, что на первом месте на уроке должен быть текст произведения. Не должно произойти подмены анализа текста книги на анализ текста песни.

Тексты песен можно анализировать как самостоятельное произведение по ходу урока, можно предложить послушать песню в начале урока, в качестве дополнительной мотивации, а в конце вернуться к анализу. Можно предложить проанализировать песню дома, тогда получится небольшое сочинение, включающее в себя анализ текста произведения и текста песни.

Текст песни группы «Ария» «Бал у князя тьмы» (сл. М.Пушкина, муз. В.Дубинин) основывается на произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»,  а именно на эпизоде весеннего бала, который Воланд дает в Москве. Бал «грянул во всю мощь», а во главе его «Воланд – господин», «всетемнейший князь», «мессир», «Князь Тьмы». Ряд описаний Воланда, его цель («каждому воздаст по делам его»), роль справедливого судьи и палача одновременно можно объяснить на примере этой песни. Сцена пожара представлена словами «И глядит мессир, молчалив и горд, как ползет огонь с Воробьевых гор». Ощущения и чувства, представленные в одиночных эпитетах, - взгляд автора песни героя. Слова «Вот вам: казнь и прощение» можно отнести и как к Воланду в целом (тогда Воланд выступает всесильным, в чьих руках и возможность наказать, и возможность помиловать), так и к Понтию Пилату (Пилату необходимо казнить, но он прощен через несколько веков за свое деяние). Стоит отметить и слова «Каждый здесь нечист, каждый обнажен», «Здесь на одного слишком много зла» - создается образ москвичей, непонимающих, кто «посетил» Москву, не осознающих свои пороки, не принимающих во внимание, что «жизнь – смерть перекликаются».

В песне «Кровь за кровь» (сл. М.Пушкина, муз. В.Дубинин) описывается Иершалаимские главы романа, создается образ Понтия Пилата, который мучается от своего бремени и своего вынужденного решения о казни Иешуа. Имени Иешуа Га – Ноцри нет в тексте песни, но его характеризуют такие слова как «иудейский царь», «святой», «виноват лишь в том, что одинок». Основная проблема в тексте песни – муки прокуратора. Из песни можно увидеть отношение героя и к городу («город довлеет»), и к своей службе/миссии («ты готов сорваться в Рим, махнуть на все рукой»), и к своему решению («ты стал себе судьей», «ты перед ним на колени встал, не стыдясь ни слов ни слез, - кто любил, тот и распял»). Тем не менее, Дьявол /Воланд помнит о Пилате и «жаждет смыть … позор», то есть Понтий Пилат замечен и Богом, и Дьяволом, а «кровь за кровь» - не человеческий закон, а закон, прописанный свыше («в том воля не людей, а богов»). Именно поэтому Пилат страдает и получает прощение в конце.

Рэп – исполнители тоже обращаются к классической литературе. Например, Noize MC исполняет песню «Мастер и Маргарита». В первом куплете речь идет о деяниях Воланда в Москве, о современном человечестве, де уже не ставится цель – спасение человеческой души. В Москве Дьявол орудует, а «людей всех подменили звери». Автор текста обеспокоен, что «с течением времени каждый превратится в демона, пополнит ряды дьявольского племени». Продажа души дьяволу – легкий способ стать «правой рукой Воланда», то есть обрести власть, богатство, успех, но каждый, задумываясь о последствиях, должен принять сам решение о своей судьбе. Второй куплет основывается на судьбе Понтия Пилата и «непонятного», распятого на кресте по приговору прокуратора. Вместе с казнью Иешуа казнили и истину, автор делает акцент на этом моменте («истину топчут в скандале, сначала правде внимали, потом на крест отдали»).

Светлана Копылова, современная исполнительница песен собственного сочинения, часто основывается на притчах, легендах. «Петр и Феврония» - песня основана на «Повести о Петре и Февронии Муромских», которую, по программе В.Я.Коровиной, изучают в 7 классе. Песня представляет собой вольный пересказ произведения, в котором не затрагиваются такие моменты, как происхождение Февронии, ее занятие, волшебные помощники (заяц, собака). Нельзя по песне проработать символы (игла, хлеб, баня и другие), устаревшую лексику. Но песня может послужить для закрепления знаний о «Повести…» или как мотивационный элемент урока. Только прослушав этот момент, ученики могут сформулировать тему урока, проблему, задачи.

Таким образом, современные песни могут помочь мотивировать детей к прочтению и изучению произведения. Их можно включать во многие этапы урока, что поможет реализовать те или иные задачи, которые ставит перед собой учитель.


Использованные материалы и литература:

  1. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. — М.: Книжный Клуб, 2007.
  2. Булгаковская энциклопедия: http://www.bulgakov.ru/
  3. Маранцман В.Г. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 15 – 33.
  4. Тексты песен // http://goodsongs.com.ua/search.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Сатирическое изображение московского общества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Цель урока - показать на конкретных примерах равнодушие, алчность, непорядочность, квартирные проблемы некоторых категорий московского общества. На уроке учащиеся работают в группах. Каждая группа рас...

Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

План-конспект занятия по литературе на тему "Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда"

Тема: Новозаветные образы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Иуда.Тип занятия: комбинированный урок.Форма занятия: беседа с элементами диспута.Цель...