Программа управления развитием классного коллектива
методическая разработка (9 класс) по теме

Программа характеризует и структурирует мероприятия по развитию классного коллектива и управлению им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Лицей г. Истры

«Рассмотрена» на                 «Согласована»                         «Утверждена»

заседании                                дата                                           дата

пр.№1 от                              Зам. директора по ВР              директор

Программа

управления развитием классного

коллектива

классного руководителя 9 «Г» класса

МОУ Лицей г. Истры

Тюмаковой Ольги Николаевны

2011 год  

Характеристика класса.

Стабильная структура: количество групп – 5; формальные лидеры –Галкин Алексей, Петикова Дарья; неформальные лидеры: Чепрасов Александр, Королева Алла, Чалова Ульяна, Агаев Наил.

Одиноких нет.

Прослеживается единство действий по достижению единой цели, Существует система распределения обязанностей.

В классе существует взаимовыручка, стремление к совместным действиям, но нет еще высокого уровня ценностно-ориентированного и психологического единства. Многие внутригрупповые связи неустойчивы. Работа класса не динамична, выражен пассив.

Цели и задачи по развитию коллектива.

*формирование общественного мнения на основе единых ценностных ориентаций;

* укрепление традиций класса;

* сложившееся самоуправление;

* создание благоприятных условий для развития личностей одиночек.

При реализации данной программы педагог помогает организации работы классного коллектива, используя оптимальное сочетание требующегося стиля с консультирующим, коллегиальным стилем. Как вспомогательные используются: просящий, уступчивый, компромиссный стили.

Предполагается осуществление коррекции положения личности в классе. Создание атмосферы доверия и уважения. Привлечения всех к коллективной деятельности через совместное целеполагание, планирование, осуществление деятельности, ее контроль, анализ и оценку. Особенное внимание уделяется учащимся, занимающим неблагоприятное положение в классе, связанное с индивидуальными особенностями ребенка и особенностями класса.

Для реализации данной программы, ее коррекции и дальнейшей разработки педагогом широко используются различные методики изучения личности учащихся: социометрия, анкетирование, тесты, психолого-педагогические тренинги, ролевые игры. воспитывающие ситуации в тесном сотрудничестве с преподавателями, работающими в классе, родителями и психологом.

Пояснительная записка.

Большое влияние на поведение учащегося оказывает   группа сверстников, с которыми он общается, особенно одноклассников. Достойное положение в группе сверстников, дающее ученику моральное удовлетворение – важное условие его нормального психологического развития.

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно осуществлять только в коллективе и через коллектив.

Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два положения:

1. Формирование в духе коллективизма, развитие у личности товарищеских черт и качеств. Эта цель будет достигнута, если личность воспитывается в хорошо организованном и здоровом, в социальном и духовном отношении, коллективе.

2. Воспитание не может быть ограниченно лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника, но обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива.

Главный признак коллектива: налаженность, прочность, действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учениками.

Коллектив:

*Органы самоуправления;

*межличностные отношения;

*высокая организованность;

*стремление к общему успеху;

*богатство духовных отношений;

*свобода и защищенность каждой личности.

Создать такой коллектив сразу  невозможно, для этого требуется длительное время.

  Данная программа создана для правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом

9 «Г» класса, всемерным развитием его самостоятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения. Для формирования в нем определенного стиля и тона жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся.

Формирование коллектива

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1.Организация самоуправления.

Выборы актива класса. Коллективное планирование работы на 1 полугодие. Организация дежурства по школе.

Занятия по ППБ, ПДД.

Проверка внешнего вида. Коллективное обсуждение итогов успеваемости. Проверка ведения дневников.

Подведение итогов успеваемости за 1 полугодие. Анкетирование «Жизнь класса

Глазами учеников».

2. Межличностные отношения.

Наблюдение за успеваемостью ребят, их отношением к посещению школы, к учебе.

Тестирование и составление  социограммы. Урок психологии: Профессиональные склонности и способности человека.

 Классный час: «Гении, таланты и я среди них».

Наблюдения за успеваемостью, посещаемостью учащихся. Анализ итогов 1 полугодия, коллективное обсуждение причин неудач.

3. Традиции коллектива.

 Участие в спортивных соревнованиях ко Дню здоровья. Участие в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни.

Поход в кинотеатр.

Поздравление с Днем рождения учеников, родившихся осенью.

 Классный час: «Битва под Москвой». Подготовка к встрече Нового года.

        

Формирование коллектива

Направление работы

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Организация самоуправления

Коллективное планирование на второе полугодие. Организация дежурства по школе.

Заседание комиссии «Искусство» по выпуску газеты к 23 февраля. Занятия по ППБ, ПДД.

Рейд проверки внешнего вида, дневников, ведения тетрадей.

Анализ успеваемости за прошедший период. Классное собрание «Программа минимум и программа максимум моей жизни».

Празднование Дня Победы. Подведение итогов учебы и творчества за год. Подготовка учебников к сдаче в библиотеку.

2. Межличностные отношения.

Наблюдение за работоспособностью и успеваемостью. Классный час «Портрет друга, которого я хотел бы иметь».

Тестирование и анкетирование для составление социо граммы.

Классный час

«Поговорим?

Поговорим»

Деловая

Игра «Я

Среди людей, люди вокруг

Меня».

Итоги коррекции

Социо

граммы.

Ролевая игра

«Мои

Новые

друзья».

3. Традиции коллектива.

Участие в спортивных соревнованиях.

Празднование Дня защитника Отечества. Поздравление с днем рождения именинников.

Классный час к 8 Марта.

Участие в общелицей

ском празднике

«Школа

безопас ности».

Поздравле ние ветеранов ВОВ с 9 Мая. Поздравление ребят родившихся весной и летом.


Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. Индивидуальная работа.

Особый контроль  дневников и внешнего вида учеников. Контроль  посещаемости уроков.

Вовлечение некоторых ребят в дела класса.

Индивидуальная работа с проблемными детьми.

Помощь классного руководителя и психолога проблемным детям.

2.Работа с учителями класса и психологом.

Беседы с учителями-предметниками и родителями об индивидуальных особенности некоторых учащихся.

Тестирование психологом на предмет готовности к обучению в 10 классе.

Беседы с учителями-предметниками о трудностях в учебе учащихся класса.

Выявление проблем в обучении и определение путей их преодоления.

3. Работа с родителями учащихся.

Беседа с родителями об обучении в старшем звене.

Организационное родительское собрание. Общешкольное родительское собрание.

Родительское собрание. «Профессии, которые выбирают наши дети».

Подведение итогов 1 полугодия.

4. Изучение личности.

Составление и анализ рейтинга успеваемости по разным предметам.

Обобщение итогов социометрии и анкетирования. Проведение психологом

Анкетирование проблемных учеников.

Рейтинг успеваемости за первое полугодие.

Развитие личности


Развитие личности

Направление работы

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Индивидуальная работа.

Контроль за посещением школы и дневниками ребят.

Индивидуальная помощь в решении проблемных ситуаций.

 Работа с учащимися, испытывающими трудности в учебе.

Индивидуальная работа с проблемными учениками.

Помощь в окончании 9 класса.

2.Работа с учителями класса и психологом.

Беседа с учителями и родителями об индивидуальных особенностях учащихся.

Тестирование учащихся по русскому языку , алгебре и геометрии.

Общее собрание психолога, учителей, проблемных детей и их родителей.

Выявление проблем у учащихся по окончанию второго полугодия.

Индивидуальная работа с учителями предметниками.

3. Работа с родителями учащихся.

Беседы с родителями об отношении к учебе в школе и подготовке к учебе в колледжах.

Родительское собрание по теме «Семейные проблемы. Как их решать?».

Родительское собрание по теме

«Свободное время и развлечения учащихся».

Подведение итогов второго полугодия.

Индивидуальная работа с учителями предметниками.

Подведение итогов года.

4. Изучение личности.

Составление и сопоставление рейтинга успеваемости по предметам в первом и втором полугодии.

Определение путей коррекции успеваемости по предметам.

Анкетирование и тестирование проблемных учеников.

 Рейтинг успеваемости за второе полугодие.

 Анализ карты воспитанности.

Направление работы

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Свободное общение.

Рождественские прогулки.

Посещение катка, зимнего леса.

Поездка в театр.

Взаимопомощь в учебе.

Экскурсия.

2. Физкультурно-

Оздоровительная деятельность.

Беседа врача и психолога с учащимися о здоровом образе жизни, пагубности вредных привычек.

 Рыцарский турнир.

Соревнования между мальчиками и девочками.

Прогулка в Ново-иерусалимский монастырь.

Мои достижения в спорте. Классный час.

3. Ценностно-

ориентировочная

деятельность.

Ситуационный классный час.

«Красота спасет мир».      

Практика по взаимоанализу и самооценке. «Что мешает мне в достижении поставленной цели».

Классный час

«Как достичь успеха».

Подведение итогов за 9 класс. Анализ достижений и ошибок.

4. Трудовая деятельность.

Благоустройство кабинета.

Дежурство по классу.

Дискуссия. «В здоровом теле здоровый дух».

Субботник по уборке территории.

Рейд. «Мои учебники».

5. Познавательная деятельность.

Классный час. «Как люди разных стран встречают Новый год.

Классный час.

«Этикет… Нужен ли он людям 21 века?»

Классный час. «Космос далекий и близкий».

Тематический классный час «Юность, опаленная войной».

Организация работы с классом.

Организация работы с классом

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1.Свободное общение.

Классный час. «Нас много и мы разные».

Подготовка ко Дню учителя.

Взаимопомощь в учебе.

Подготовка к празднованию Нового года.

2. Физкультурно-оздоровительная деятельность

Участие в Дне здоровья. Участие в работе по формированию здорового образа жизни.

Осмотр врача, беседа по здоровому образу жизни.

Просмотр кинофильма. «Детский алкоголизм».

Участие в соревнованиях.

3.Ценностно-0риентировочная деятельность.

Просмотр кинофильма «Чучело» и обсуждение проблем подростков по сюжету фильма.

Практикум по взаимопониманию и самоанализу. «Зачем мы учимся».

Анализ работы проведенной в первом триместре.

4. Трудовая деятельность.

Благоустройство кабинета.

Участие в уборке территории.

Дежурство по классу.

Украшение класса и выпуск газеты к Новому году.

5.Познавательная деятельность

Классный час. «Что такое толерантность?»

История пожарного дела в России.

Посещение театра.

История битвы под Москвой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шуточные игры в развитии социоэмоциональной и коммуникативной сферы старших дошкольников с нарушениями в развитии

Картинный и речевой материал с шуточным  нелепым содержанием  в одинаковой степени  имеет как диагностическую, так и коррекционную направленность  в работе с детьми с нарушени...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...