Путешествие в мир добра и вежливости
методическая разработка по теме

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие в мир добра и вежливости»

Цель: Обобщение представлений детей о доброте и вежливости. Развитие творческих способностей, воображение, фантазии, создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия.

Задачи: Формировать основы художественной культуры ребенка, учить применять различные техники и материалы в своих работах, выражать эмоциональное состояние  с помощью рисунка, речи, мимики и музыки.

Развивать творческий потенциал и креативное мышление, побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей, отрабатывать навыки саморегуляции и самоконтроля.

Воспитывать эстетический вкус, активность и инициативность, формировать адекватную самооценку, чувства уверенности в себе и собственной значимости, способствовать самовыражению детей.

Коррекция поведения, эмоционально – волевой сферы на основе упражнений в адекватном эмоциональном реагировании.

Ход занятия

Организационный момент

Упражнение: «Связующая нить»

Цель:  Способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности.

 

Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя, что могут пожелать  другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Вводная часть

Ребята, сейчас, когда у нас есть хорошее настроение  мы смело можем отправляться в путь.  Я приглашаю вас в увлекательное,  интересное путешествие в мир добра и вежливости, а путешествовать мы будем на поезде. Обратите внимание на наш поезд. Какой он? Нравится? Рассмотрим наш маршрут. Посетим мы четыре станции : Добрая, Волшебная, Музыкальная и Сюрпризная. Уважаемые пассажиры, проходим на посадку, наш поезд отправляется через несколько минут. Слова напутствия.

Притча о жизненных ценностях :

Как то один мудрец, стоял перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – факт, полон.

И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде.

«Теперь,»-обратился мудрец к ученикам, - « я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие как например ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Такие и в жизни: если вы всю энергию израсходуете на мелкие вещи, то для  больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим  здоровье. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное – лишь песок.»

Путешествие по станциям.

Станция №1. Волшебный остров

Сценка волшебное слово

Павлик:  Подвиньтесь (садится рядом, лицо сердитое)

Старик: С тобой что-то случилось?

Павлик: Ну и ладно, а Вам-то что?

Старик: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

Павлик: (сердито):  Еще бы. Я скоро совсем убегу из дому.

Старик: Убежишь?

Павлик: Убегу! Я Лене сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает, а у самой столько!

Старик: Не дает? Ну, из-за этого убегать из дому не стоит.

Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала … прямо тряпкой…(засопел от обиды).

Старик: Пустяки! Одни поругает, другой пожалеет.

Павлик: Никто меня не жалеет. Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю : «Возьми лучше, все равно от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу»

Старик: Отчего же тебя не берет брат?

Павлик: А почему вы все спрашиваете?

Старик (поглаживая бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни, тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Павлик: А какое слово?

Старик (говорит на ухо): Это волшебное слово. Не забудь его, как надо говорить.

Павлик: Я попробую (бежит домой, подходит к сестре, та, увидев его, накрыла ладонью все карандаши).

- Лена, дай мне один карандаш, пожалуйста?

Лена (снимая руку с красок): Какой тебе?

Павлик: Мне зеленый, пожалуйста.(Павлик поддержал краску и отдал ее сестре).

Идет к бабушке.

- Бабушка, мне кусочек пирожка, пожалуйста.

Бабушка: Горячего захотел, голубчик мой (дает самый румяный пирожок).

Павлик прыгает от радости.

Автор(Вся семья за столом. Павлик кладет руку на плечо брата и говорит):
- Возьми меня, пожалуйста.

Лена: Возьми, что тебе стоит.

Павлик: Пожалуйста

Брат: Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.  

Обсуждение, вопросы.

Станция№2 Планета красок

Изостудия

Техника - выдувание «Рисуем легкими»

«Печатаем коробком»

«Рисунок в ладошке»

Методом «тычка» (Ватными палочками)

Техника «Мыльные пузыри»

 Индивидуальная работа. Поощрения.

 Станция  №3 Музыкальная поляна.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения. 

«Возьми себя в руки»,

Как только вы почувствуете, что забеспокоились, захочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ  доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите  руки к груди – это поза выдержанного человека.

Упражнение «Врасти в землю»

Попробуйте сильно- сильно надавить пятками на пол,  сожмите кулачки, крепко стисните зубы. Вы - могучее, крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека.

Упражнение «Стойкий солдатик»

Когда вы сильно возбуждены и не можете успокоиться, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите. Вы- стойкий оловянный солдатик на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, посмотрите, что во круг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще внимательнее. Молодцы! Вы – настоящие защитники.!

 

Упражнение «Куклы»

Музыкальные упражнения. Релаксация.

Этюд «Цветок»

Ребята наступила весна. Скоро расцветут первые цветы. Я предлагаю вам превратиться в маленькие бутончики первого весеннего цветка-подснежника.

Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок, а на нем прекрасный бутончик. Этот бутончик каждый из вас. Он еще закрыт.

Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он раскрылся и стал прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок раскачивает его. Подснежник все время следит за солнышком, куда оно идет, туда и цветочек поворачивается.

Ну вот раздались чьи-то шаги. Это идет человек.

Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветочек испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.

Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошел дальше.

И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки  и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.

Вот такая история произошла с маленьким подснежником. А теперь закроем глаза и превратимся в ребят: « Раз, два, три».

 

Станция №4 Страна друзей.

Игра №1 

«Титаник»

Участники сидит на скамейках. Ведущий (вожатый) начинает: «Вы находитесь на «Титанике», который начинает тонуть. Ваши задача: спасти как можно больше людей. Итак, под воду уходит правый борт, левый и т.д.» При этом ведущий обозначает, сколько места остается, а дети стараются поместиться на предложенной площади. Игра продолжается до тех пор, пока обозначенная вожатым площадь не станет предельно маленькой.

 « Ха-ха!»

Эта игра хороша тем, что в ней никто не проигрывает. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг, и один из участников произносит, как можно серьезнее: «Ха!» Следующий говорит: «Ха-ха!» трети: «Ха-ха-ха!» И так далее. Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется, становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры. Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры.

«Цветик – семицветик»

Предлагается взять волшебный лепесток и загадать только одно желание.

Пусть будет больше добрых людей.

Давайте чаще говорить вежливые слова.

Спешите делать добрые дела.

Защищайте слабых.

Умейте прощать ошибки других…

Доброта, что солнце ласковое, теплое, когда общаешься с добрыми людьми, то испытываешь радость и счастье.

Взаимоотношения

«Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

И сразу откроет дверь,

Старушка приветливо скажет:

- входи, не стесняйся, дружок.

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок,

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если,

Но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выедет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

 После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Обсудите с ребенком, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.

Обобщение.

Притча «Три важных сита»

К старту прибежал человек и говорит:

- Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг…

- Подожди, подожди, - перебил Сократ. – Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?

- Какие?

- Первое – сито правды: то, что ты хочешь сказать, - это правда?

- Не знаю, я так слышал…

- Достаточно! А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, - что-то доброе, созидающее?

- Не знаю. Наверное, нет!

- Гм, тогда просеем через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне это, с чем пришел?

- Нет, необходимости в этом нет!

- А значит, - сказал мудрец,- если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

(Из легенд о Сократе)

Итог. Поощрения. Оценка каждого ребенка.

Список методической литературы.

1.    «Организация и планирование воспитательной работы». Е.Д. Худенко.

2. «Здоровье – сберегающие технологии». В.И. Ковалько.

3. «Практикум по сказкотерапии». Т.Д. Зенкевич.

«Подвижные игры» Л.Н.Цымбалова

«Страна пальчиковых игр». С.Ю. Афонькин

«Коррекционно-развевающие занятия для детей старшего школьного возраста». Е.А.Алябьева.

«Уроки добра. Коррекционно-развевающая  программа». С.И. Семенака.

«Коммуникативные способы и  социализация детей». Е.А.Ковалько.

«Психогимнастика». Е.А. Алябьева.

«Дидактический материал» Н.Л.Крылова.

«Основы безопасности жизнедеятельности». В.П.Сейников.

«Эстетика воспитания». В.Т.Лихачев.

«Времена года». Кудрешова.

«Игры в помещении». И.М.Коройков.

«Направленная игротерапия агрессивности у детей». А. Романов.

«Все работы хороши выбирай на вкус». Г. Юршин.

«Тридцать уроков здоровья». Обухова.

«Курс лекций коррекционной педагогики». Подласый.

«Коррекция недостатков характера». Кащенко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!».

Разработка  урока  культуры.    Цель  мероприятия:   познакомить учащихся    спонятиями  доброта  и вежливость; воспитывать культуру  общения....

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

Внеклассное мероприятие по этикету...

урок о добре и вежливости

Каждый из нас начинал свою жизнь с первого слова «Здравствуй человек!» Каждый день мы произносим совсем вроде бы одинаковые слова: Здравствуйте, извините, спасибо, пожалуйста, до свидания! Наши мане...

путешествие в город "Добро - Вежливо"

Ребята отправляются в путешествие в город "Добро - Вежливо". Чтобы попасть на теплоход, в качестве билетов учащиеся называют вежливые слова.  Первая остановка "Море вежливых" . Читаем стихотворение "Е...

Игровая программа с элементами тренинга "Путешествие по стране Добра и Вежливости"

Игровая программа рассчитана на детей в возрасте 12-14 лет. Способствует формирования морально-этических ценностей у детей....