Самоанализ 2011-2012 уч.год
материал по теме

Жданова Инна Викторовна

В последнее время, в связи с подготовкой и переходом на новые образовательные стандарты, изменились приоритетные направления в обучении школьников. Современный учитель поставлен сегодня в жесткие рамки динамичного, постоянно меняющегося времени и как следствие – постоянно изменяющихся требований, предъявляемых к самому процессу образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_2011-2012_uch.god_.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       САМОАНАЛИЗ

   учителя Мировой художественной культуры (и изобразительного искусства)

                                       Ждановой Инны Викторовны

       В последнее время, в связи с подготовкой и переходом на новые образовательные стандарты, изменились приоритетные направления в обучении школьников. Современный учитель поставлен сегодня в жесткие рамки динамичного, постоянно меняющегося времени и как следствие – постоянно изменяющихся требований, предъявляемых к самому процессу образования.

      Время требует от каждого учителя творческого подхода к обучению учащихся, гибкости в использовании новейших продуктивных разработок, “ограничения учебного материала всех школьных дисциплин тем обязательным минимумом, который обеспечивает ученика самыми необходимыми знаниями, умениями и навыками по принципу “разумной достаточности” [1], сохранения единства образовательных целей школы, учет психологических особенностей возраста той категории учащихся, с которой он работает.

      Данные требования особенно тяжело соблюсти учителям-предметникам дисциплин, которые в сетке учебного расписания занимают всего лишь 1 час в неделю. Одним из таких предметов является Мировая художественная культура.

       Мой педагогический опыт на сегодняшний момент минимален. В данной должности  учителя МХК ( и ИЗО) я работаю всего лишь один учебный год (2011-2012 уч.год) . А учитывая, что Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, и данный предмет не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания, соблюсти современные образовательные стандарты возможно, на мой взгляд, путем применения различных новейших технологий ведения урока, социоигровых приемов обучения, применение дополнительных технических средств и выстраивания учебного процесса в рамках личностно - ориентированного обучения.  Так как они предполагают осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.  Следовательно,  моя позиция предполагает:

оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;

отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению (как это чаще всего бывает), а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;

опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

                                                        - 2 -

   Цель работы: обосновать эффективность технологии проблемного обучения через использование активных форм работы на уроках МХК и ИЗО, способствующих развитию ключевых компетенция учащихся.

Исходя из цели, я поставила следующие задачи:

показать эффективность технологии проблемного обучения на уроках МХК и ИЗО через активные формы работы;

исследовать развитие ключевых  компетенций через создание проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся;

выявить готовность учеников использовать усвоенные знания и умения в реальной жизни для решения практических задач с помощью анкетирования.

     В своей работе я выдвигаю гипотезу: если на уроках  МХК и  рисования использовать активные формы работы с применением технологии проблемного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, т. к. повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам.

  Проблемный и поисково-исследовательский методы можно сочетать для подготовки определённого этапа урока.  Перед учеником ставлю задачу подготовить доклад на заданную тему и создание  сопровождающей этот доклад презентации или создание фильма на заданную тему.  Ученик проявляет ответственность, организовывает своё время для сбора информации. Он определяет источники информации, сравнивает сведения из этих источников, исследует вопрос и принимает решение, какой будет окончательная информация, предъявляемая всему классу. Использование информационных технологий делает доклад значительно интереснее. Для подготовки презентации обучающийся должен продумать последовательность слайдов и их соответствие тексту доклада. Таким образом,  возникает определённая проблемная ситуация, которая  всегда заставляет активизировать мыслительную и творческую деятельность. В результате повышается образовательный уровень ученика. А приносящая удовлетворение работа доставляет  радость, что благоприятно влияет на чувственное и психическое состояние ученика, создаёт ситуацию успеха.

      Для меня урок – это общение, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе. Урок-диспут, урок-дискуссия – наиболее развернутые  формы самостоятельной деятельности учащихся, наиболее яркое проявление технологии проблемного обучения, где формируются коммуникативная, учебно-познавательная компетенции.  Такие уроки являются одной из важных форм активизации учащихся посредством поднятия интереса к МХК как к учебному предмету, развивают устную речь, стимулируют творческую самостоятельность. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает становлению нравственной убежденности,   активной гражданской  позиции. По этой же причине я применяю  в

                                                     -   3  -

своей работе кейс-технологий обучения, в которые входят такие, зарекомендовавшие себя методы: метод проектов, метод глубокого ситуативного анализа, исследовательский метод, метод ролевой игры, которые позволяют учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей.(Напр. уроки  по темам «Страна фараонов», «Тайны ассирийских царей», «Путешествие с Колумбом», «Иконопись», «Книга книг», «Как созерцая малое, можно увидеть вечное. Япония» и т.д.) При выполнении данного раздела выявляется мировая практика, традиции, т.е. закладывается база для дальнейшего проявления собственного творчества. Используя данный метод, я убедилась в том, что он позволяет развивать исследовательские, креативные, изобразительные способности школьников и создавать новые духовные ценности, раскрывает  глубинный потенциал  личности, максимально активизирует  работу ученика («Тема предательства в искусстве», «История развития портрета», «Тема любви в эпоху Ренессанса и современном мире» и т.д.) .

      Одна из главных задач для меня - научить обучающихся видеть единство художественной культуры через многообразие различных произведений; отличать произведения разных стилей, направлений, понимать их содержание; аргументировать свое понимание и свою оценку произведений, а также привить навык самостоятельного анализа.

   Ученики чаще всего “напичканы” разнообразной информацией, которая совершенно не обязательно перейдет в знания. Здесь не работает механизм, когда количество переходит в качество. Мы, учителя, вносим свою добавку в бесконечный поток информации, и перегруженный ученик не зная, что делать с ней, как ее применить, в чем, для чего ему все это надо – как правило забывает. т.е. старается избавить себя от перегруза. Со своей стороны, я пытаюсь помочь ученику справиться с информационными потоками. структурировать знания, дать направление их применения. Это наполнит предмет МХК  и ИЗО смыслом и даст возможность ученикам использовать те учебные умения и навыки, знания, которые они приобрели за 5-7 лет обучения в школе во всех образовательных областях. Здесь приходит на помощь социоигровые приемы обучения на уроке, позволяет изменить отношение ученика к образовательному процессу, создать непринужденную и творческую атмосферу урока, иметь право на собственное мнение, интуицию, ошибку, и не бояться отстаивать свое мнение. Приведу некоторые приемы работы на уроке: при изучении новой темы обязательно активизирую знания ребят, ранее ими полученные. Прошу выбрать из предложенных слов те, которые они знают и могут пояснить. Количество слов влияет на баллы, которые определяют конечную оценку. Перед началом урока закрепления новых знаний провожу разминку. Маленький мяч передаем по ряду от одного ученика другому, называя любое слово из изучаемой темы. Второй ряд “Скажи пожалуйста, что такое…” добавляем в вопрос термин объявленной темы.

                                                 -   4   -

Во время урока ведется подсчет заработанных баллов, для этого создается судейская команда (те дети, которые по какой-то причине не участвуют в игре), они отмечают на доске результаты, и тем самым втянуты в учебный процесс.

Введение в тему начинаю с периодизации. Для знакомства с основными периодами, предлагаю построить “Ленту времени”. Выписываю основные исторические или культурные периоды изучаемой цивилизации, размещаю информацию на отдельных листах и предлагаю восстановить ряд событий по порядку, опираясь на временные рамки.

Участники команды выстраиваются в линию по мере возникновения события или начала нового периода. Так как во время урока работает несколько команд, то контролировать правильность выполнения задания может не только учитель, но и весь класс. Тем самым из процесса никто не выбывает.

Знакомимся со скульптурой. К теме “Античность” сразу ввожу понятия греческая и римская скульптура для сопоставления не только уровня мастерства художников, а выявления различий мировоззрения двух близких, но разных культур.

При изучении темы “Архитектура Древней Греции” всегда сложно вводить большое количество новых терминов и здесь используя игру “Построй греческий храм” , создаю условия для естественного их использования. Каждый человек легко запоминает свое имя и имя друга. Каждый из команды становится частью (строительным элементом) со своим именем. В процессе стройки, ученики должны называть себя и своих друзей новыми именами, обращаясь друг к друга например так: “Я антаблемент, меня несут колонны. “Мои части – архитрав, фриз и карниз, как три головы Горыныча” Дети сами придумывают варианты, опираясь на свои ассоциации. “Строить” на первом уроке проще из полосок бумаги (А4), где подписано название элемента.

     Ответы у доски учащихся сопровождаются мультимедийной презентацией, подготовленной мной заранее. По ходу урока на доску вывешиваю сопроводительную  информацию, прозвучавшую при ответах, термины, демонстрационный материал. К концу урока доска оказывается заполненной и подготовленной к заключительным выводам.

      При организации работы на уроке, а также при отборе форм предъявления содержания учебного материала учитываю средний темп деятельности, потребность учеников в дифференцировании учебных заданий, создаю условия для развития каждого школьника.

     В своей профессиональной деятельности стараюсь учитывать образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность  в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка.

                Особое значение придаю использованию приёмов рефлексии - обратной связи, которая создаёт возможность практически проводить следующий этап управления образовательным процессом – корректирование знаний и умений учащихся.

                                                 -  5  -

     Считаю очень важным вырабатывать у детей умение реально оценивать себя, свои ответы и свои возможности.  Это необходимо не только мне как учителю для того, чтобы чувствовать, на сколько эффективен тот или иной приём, метод, технология, на сколько дети осознали учебный материал; умение самооценки важен для каждого отдельного ученика как необходимое умение для успешной самореализации в дальнейшей «взрослой» жизни.  Обратная связь на основе самооценок знаний и умений  учащихся по материалу курса, пройденному за

                                                       

определенный отрезок времени,  позволяют, как самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, так и педагогу позволяет своевременно оказывать помощь учащимся

     Для отслеживания  результатов обучения  осуществляю контроль путем проведения: тренировочных и проверочных самостоятельных работ, зачета, взаимоконтроль в парах с использованием образца правильного ответа и без использования образца (в зависимости от возраста учащихся), самоконтроль, тестовый контроль с использованием тестов по типу ЕГЭ и презентаций, критический анализ своего ответа, своей работы, устный анализ своей активности на уроке и прогнозирование своей оценки с обоснованием её выбора. В конце каждой четверти провожу итоговые контрольные работы, результаты которых заношу в план-карту. Это позволяет видеть движение учащихся, анализировать и уже на основе этого планирую дальнейшую работу с каждым ребенком.

     Атмосфера успеха очень важна для любого урока, но для уроков, цель которых подтолкнуть и направить детей на собственное творчество, на развитие собственной мысли, на формирование общечеловеческих ценностей (а именно к таким урокам я отношу преподавание Мировой художественной литературы и изобразительного искусства) - для таких уроков чувство успеха в учении важно особенно! Только в таком случае способно высвобождение огромных скрытых творческих возможностей учащихся. Получилось ли у меня раскрыть таланты своих учеников? Хочется верить, что да.

         На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.

     Перед собой ставлю решение многих методических проблем: как предупредить отставание ребят, не усвоивших учебный материал, и добиться высокой успеваемости? Как активизировать деятельность учащихся? Как сделать процесс обучения радостным? Как привить желание детям узнавать больше и больше?

                                                  -  6  -

      Акцентирую внимание на практической направленности обучения МХК. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, зачет, семинар. При этом использую формы работы:  индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. Обязательно использую информационные технологии, которые позволяют сделать образовательный процесс наглядным, информационно – насыщенным.Мною накоплена уже достаточно                                              

большая коллекция презентаций к урокам. Кроме этого,  в своей работе я использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов, имеется собственная коллекция DVD-дисков, содержащих дополнительную информацию к урокам.

      Добиваюсь, чтобы для моих уроков были характерны принципы научности, высокая плотность содержания, активизация деятельности учащихся. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Монологическая речь учащихся по теоретическим вопросам чередуется с разными видами  практической работы (например, при изучении   Египта делали макеты пирамид, разрабатывали эскизы древнеримских костюмов и т.д) .

       Развитию  школьников способствует выделение их в творческую группу и работа по индивидуальным заданиям,  привлечение к разработке конкурсных работ, участие в предметных олимпиадах и фестивале исследовательских и творческих работ учащихся. За этот год работы пришла к выводу, что не имеет значение, какой уровень способностей заложен природой в ученике. Главное, помочь поверить ему в свои силы и создать условия, чтобы он хотел их развивать. Примером может служить участие в выставках/конкурсах:

«Курить не модно» (3-8 кл.), конкурсе изобразительного, фольклорного и прикладного искусства по СВАО «Резиденция Деда Мороза)» (2 дипломанта), участие во Всероссийской конкурсе «Чебурашка приглашает друзей» (1-4 кл.), «Конкурс рисунков, посвящ. 1812 г.» - 2-4 кл.,тематических внутришкольных выставках, организация персональной выставки Д.Яблонского 7 б. кл. «Силуэты» и  мастер-класса (июнь)   на районном мероприятии, посвящ. Дню защиты ребенка; участие в окружном экологич. конкурсе 1-7 кл «Заповедная природа без пожаров» (победители),организация  выставки работ 3х классов «Храмы» к общешкольному родительскому собранию для 3-4х классов окружной экологич. конкурс) 1-7 кл,. В апреле принимали участие в окружном конкурсе «Космическая одиссея»(граффити)- победители; в апреле-майе –организация  экспозиции к Дню Победы «Немного из истории (3-4, 7 – 9 кл),выставка   творческих работ (объемные тоннели)  «Весна»  (7-9 кл.), и т.д. 

      Выявлению лучших учеников способствуют  проведение олимпиад, так ученики 8х классов принимали участие в школьном (1 победитель и 3 призера) и в окружном туре по МХК.

                                              -   7  -

     Своих коллег я  считаю помощниками в работе и нахожусь с ними в доброжелательных отношениях. В своей работе я часто обращаюсь к опыту работы коллег, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими интересными находками. Стараюсь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, критику в свой адрес переношу хорошо, всегда стараюсь исправить свои ошибки. Ещё одним важным пунктом успешной работы в школе в качестве преподавателя  я могу назвать необходимость постоянного повышения уровня своей собственной педагогической компетенции. Так, в этом уч.году я посещала            

                Курсы повышения квалификации:

          -  МХК 12 Методические принципы проведения уроков МХК (октябрь-май);

           -   ЭКС 83 – «Преподавание знаний о религиях и этике в школе в контексте обновления гос.стандарта общего образования» (февраль-март);

          -  ВСЕ 60 – ОРКСЭ (декабрь – май) (курсы от ЮНЕСКО);

Семинары:

Январь –  Компьютерные технологии на уроках гуманитарного цикла. Работа с программ Microsoft Office PowerPoint (составление слайдов, кроссвордов и т.д.). Развитие дистанционных  (заочных) форм обучения учеников и тестирование знаний через Интернет»;

             - «Построение образовательного пространства обучения МХК на основе личностно-ориентированного обучения»;

Февраль – «Фестиваль мультимедийных идей для учителей МХК

Март - «Развитие дистанционных  (заочных) форм обучения учеников и тестирование знаний через Интернет»(дополнение к январскому семинару);

Апрель – «Современный урок искусства. Учет современных требований к организации учебной деятельности».

       Так же особое значение уделяю  самообразованию: в течение  года

работала над темой «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ».( Публикация работы по этой теме на сайтах Prо.школу,

Urok.ru ),  работаю над созданием  собственного сайта (http://vmireiskusstva.livejournal.com/  и  http://nsportal.ru/innazhdanova).

 В апреле  – провела открытый урок во 2м классе, в март – подготовка и проведение общешкольного род. Собрания для 3-4 кл. «ОРКСЭ» -для выбора модуля в 4-5 классах.

      В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с проблемами: дети стали меньше читать, реже посещать выставки, вернисажи, театры. Но всё же  в своей работе стремлюсь стимулировать желание учиться, актуализируя полезные мотивы деятельности, структурируя учебный материал, своевременно чередуя различные умственные знания, опираясь на общечеловеческие потребности (новизну учебного материала, практическую занимательность, противоречивость материала) и возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

                                                -   8  -

Пути решения проблем:

продолжать изучение  и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий;

продолжать сочетать традиционные и новые методики Мировой художественной литературы.

   Так же этот учебный год показал, что мне нужно больше работать над формами контроля за знаниями учащихся и уделять больше внимания индивидуальному подходу к каждому ученику, повышать уровень своей собственной педагогической компетенции.

                                                                  ______________/Жданова И.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учебной работы за 2011 - 2012 уч.год

В самоанализе представлена работа преподавателя за учебный год,...

Анализ работы классного руководителя за 2011- 2012 учебный год. План воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Данный материал содержит анализ работы с классом в 2011-2012 уч.году и план воспитательной работы на 2012-2013 уч.год....

Самоанализ педагогической деятельности за 2011-2012 уч. год

Данный анализ проводиться в конце учебного года...

Самоанализ работы за 2011-2012 учебный год учителя химии и географии Петросовой Е. В.

Самоанализ работы за 2011-2012 учебный год учителя химии и географии Петросовой Е. В....

Качественный анализ педагогических кадров МБ ОУ Пеля-Хованской СОШ за 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы

Возможно данная информация вам поможет для составления справок по состоянию педагогических кадров в школе....

ПРИКАЗ № 1841 от 15.12.2011 об итогах муниципального этапа в 2011-2012 уч. год

В данном приказе представлены результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 уч. году (победитли и призеры)...