Самоанализ педагогической деятельности учителя Трефиловой С.Ю.
материал по теме

Трефилова Светлана Юрьевна

 

Самоанализ педагогической деятельности учителя математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uchitelya_matematiki.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности учителя

 ФКОУ В(С)ОШ-9 УФСИН России по Томской области Трефиловой Светланы Юрьевны

   Во второй половине ХХ века к числу важнейших проблем реформирования школьной математики начали относить вопросы совершенствования содержания математического образования, формирования качеств личности и мышления школьников. Сегодня  методика должна работать так, чтобы  учитель смог не только научить предмету, но и организовать работу ученика как  на уроке, так и во внеурочной деятельности. Традиционная модель обучения математике отвечала системе: «государство - общество-школа-ученик». Сегодня же последовательность этой цепочки иная. В центре внимания – ученик, его саморазвитие. Главное в новой педагогической парадигме – личностно ориентированно обучение. Одним из условий гуманизации математического образования является дифференциация обучения и мотивация учебной деятельности. Проблема дифференциации решалась в основном применительно к разделению учебных программ в зависимости  от успеваемости (сильные, средние, слабые).  Между тем дифференциация должна исходить из индивидуальности ученика, учитывать уровни мотивации и волевых условий при овладении знаниями.  Именно эти проблемы заставляют нас совершенствовать стиль своей работы,  изучать и применять в работе новые технологии.

В  нашей школе обучаются несовершеннолетние девушки с отклонениями в психическом развитии, с повышенной возбудимостью, педагогически запущенные,  с большими пробелами в знаниях, без определенных учебных навыков, с низкой мотивацией к обучению. Многие имеют перерыв в учебе от 1 года до нескольких лет,  большинство из них обучаются в классах, не соответствуя биологическому возрасту; стабильного коллектива в классах нет, так как  очень часто происходит смена состава обучающихся. Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для воспитания компетентного ученика, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей через личностно – ориентированный подход.

Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:

учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

информационные компетенции:  учить самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их  творческих, математических  способностей.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения методов и приемов современных образовательных технологий: личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьезберегающие технологии, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии обучения. Для этого в своей работе я опираюсь на основные методы обучения:

методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

метод контроля и самоконтроля учебной деятельности

На уроках математики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала. Выделяются два варианта - уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач. Первые задания точно соответствуют обязательным результатам обучения. Следующие задания предполагают дополнительные задачи и упражнения на логику из вспомогательной учебно-методической литературы.

В основе  моей организации индивидуальной работы с учащимися  на уроках вошло изучение работы каждого ученика по своевременному выявлению уровня усвоения каждого раздела программы, результаты исследований способностей учащихся психологом, его  рекомендации в отношении каждого обучающегося.

В процессе работы я стараюсь

  создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса и заинтересованности класса в работе каждого ученика

  стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указываем различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные)

  использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания

  оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его  личных достижений

   на уроке стараюсь создать такую педагогическую ситуацию общения,  которая позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы

Для того чтобы  в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку на уроке для каждого обучающегося.

Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности учеников, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые  оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.  

 Какие же индивидуальные особенности личности учащегося я учитываю в первую очередь?

Прежде всего, обращаю внимание на уровень умственного развития,  потому что он сочетается с некоторыми личными чертами, такими как трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность. Все эти качества отражаются в учебном процессе.  Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых  будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.

Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей своих учеников необходимо учитывать в педагогической деятельности, что это и есть основа индивидуализации обучения.

На уроках  учащихся со слабой подготовкой стараюсь не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, а даю достаточно времени на обдумывание и подготовку; чаще опрашиваю их в письменной форме, чтобы сформировать  у них уверенность в своих силах, осторожно оцениваю неудачи этих учеников, обязательно поощряю за старание;  не требую от них немедленного включения в учебную деятельность на уроке,  постепенно предлагаю разные задания, не тороплюсь с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашиваю в начале урока,  в момент выполнения заданий не отвлекаю такого ученика.

У учащихся с  более сильной подготовкой чередую задания разных типов, приучаю перед началом работы выслушивать до конца указания учителя, добиваюсь, чтобы учащиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ.

Работая в условиях воспитательной колонии над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся.

Хочу остановиться на учете индивидуальных особенностей учащихся на этапе мотивации при обучении математике. Учебная мотивация является важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.

 При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность.   Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.

Выбор заданий предоставляется самому ученику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

Для формирования творческих способностей учащихся провожу уроки творческого характера, на которых широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность. Например – придумать и изготовить математическую игру; – составить кроссворд с математическими терминами, ребус, интересную задачу. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Такие формы работы делают уроки  интересными и разнообразными.  

 Я преподаю два предмета: математику и информатику, поэтому одним из видов развития творческих способностей считаю проведение  интегрированных уроков. Они требуют большой подготовки как учителей, так и учеников. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира. Такие уроки заканчиваются небольшой  творческой работой. Это дает возможность каждому ученику проявить себя и развить свои способности. Мною    были  проведены  интегрированные уроки математика - информатика по темам «Симметрия» и «Решение систем уравнений графическим способом»  результатом которых  явилось   участие обучающихся в V областном ученическом конкурсе «Занимательная логика и информатика»  и в фестивале - конкурсе «Королевство точных наук». Таким образом, осуществляется деятельный принцип развивающего обучения.

В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого ученика должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя - помочь каждому ученику достичь такого успеха.  И, чтобы вновь поднять человека на более высокий уровень порядочности и способностей, нужно усилить его хорошие качества, вместо того, чтобы пытаться исправить его плохое поведение. 

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

 Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к изучаемому предмету.

           Игры – упражнения развивают память, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Например, при изучении темы «Положительные и отрицательные числа»  в 6 классе провела урок-игру «Весёлое математическое путешествие»,  а в 8 классе «Математическая карусель» по теме «Рациональные выражения». Использую мини – диктанты с творческими заданиями для итоговой работы на уроке, на уроках повторения.            

При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение учащимися различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Мои ученики создают такие модели: презентации в PowerPoint по изученной теме, построение графиков функций и т.д. Информационные технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.

 В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. На внеклассных мероприятиях предлагаю разные виды самостоятельной деятельности (работа в парах, в группах), требующей мобилизации имеющихся знаний и умений. На таких занятиях ученик должен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность как за себя, так и за других участников команды. Я считаю, что это воспитывает  в моих учениках волю к победе и стремление к преодолению трудностей.

 Традиционным видом внеклассной работы является проведение  математической игры «Счастливый случай», «Поле математических чудес», «Час веселой математики», КВН, различные математические турниры, в рамках месячника информатики проводятся различные конкурсы: скоропечатания,  кроссвордов, ребусов и интересных фактов     «Информатика вокруг нас». Также обучающиеся  активно участвуют  в Всероссийской игре по информатике «КИТ» и в Международном конкурсе-игре по математике «Кенгуру».

Потребности каждого ребенка в успехах не должны связываться только с одной учебной деятельностью. Поэтому вовлекаю своих учеников и во внеурочную деятельность. С 2008г. веду кружок «Рисуем нитью». Результатом такой работы стало участие обучающихся:         в декабре 2008г. было проведено открытое занятие кружка в рамках педагогического марафона «Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях воспитательной колонии»; 15.12.2011г.  в  Областном семинаре руководителей и педагогических работников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений -  презентация кружка; с 25.12.2011г.- 15.01.2012г. в областном конкурсе – фестивале «Светлый праздник Рождества Христова» Областной художественный музей; ОГКУ «Региональный центр развития образования», тематический конкурс «Святой старец Феодор – свет земли сибирской» в рамках областного конкурса достижений «Активность. Интересы. Инициативы»; в областном конкурсе – фестивале «Пасхальная радость» Областной художественный музей.

Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую чудо – технику в своем кабинете. В моем кабинете информатики  у каждого ученика есть компьютер,  мультимедиапроектор, поэтому под рукой учителя всегда имеются на электронных носителях  энциклопедии, различные материалы к урокам (портреты, картины, иллюстрации, видеофрагменты, схемы и таблицы, тесты).

На успешность деятельности учителя влияет качества материально-технической базы. В кабинете много различной научно – популярной литературы по математике и информатике, дидактические папки с систематизированным материалом по  алгебре, геометрии и информатике. Мною созданы   модифицированные программы по информатике 7-9 класс и 10-12 класс, по алгебре (7-12 кл.) индивид. обучение, по геометрии (7-12 кл.) индивид. обучение, по математике 5, 6, 7корр. классы и программа курса по выбору «Домашняя экономика и основы потребительской культуры»

 Для достижения своей цели и поставленных мною задач выбрана тема самообразования: «Тестирование как  одна из форм проверки знаний,  умений, навыков», над которой  работаю в течение последних двух лет.

Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, по своим предметам (научно теоретический и методический журнал «Математика. Всё для учителя!», « Информатика. Всё для учителя!»). Создала личный мини сайт в Социальной сети работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/trefilova-svetlana-yurevna. Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ, поэтому в курсе последних событий в области образования. За прошедший аттестационный период прошла курсы повышения квалификации по темам   с 16.06.08 - 28.06.08 ТОИПКРО «Базовый курс информатики и ИКТ» 72ч., и  с 13.06.12 - 05.07.12 ТОИПКРО «Проектирование и оценка педагогической деятельности учителя математики» 108ч.

Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступала на заседании педагогического совета в рамках темы «Использование современных технологий в педагогической деятельности», где провела практическое занятие  по использованию на уроках таких технологий как РКМЧП и Кейс-технология. Обобщила собственный опыт по теме: «Использование ЭОР в образовательном процессе» в рамках областного семинара «Педагогическая реконструкция познавательного интереса как условие успешности образовательного процесса»;  также в рамках курсов повышения квалификации выступала по теме «Современный урок это…», на заседании МО школы по теме «Формы и способы контроля ЗУН» выступала по теме самообразования «Тестирование как одна из форм контроля знаний, умений и навыков», провела открытый урок по теме: «Преобразование тригонометрических выражений» (10 класс).

Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого учащегося применяю в своей деятельности методы психолого-педагогической диагностики:  педагогическое наблюдение во время учебной деятельности учащихся на уроке, тестирование, собеседование (с учащимися). Анализирую продукт деятельности учащихся:  тетради для контрольных работ, результаты контрольных срезов, тестов, разноуровневых заданий. Использование различного диагностического материала позволяет определить стартовый капитал каждого ученика, затем на основе поставленных целей учащимся разрабатывается личный перспективный план (программа) самообразовательной работы, как правило, на каждый период обучения. Это позволяет мне вносить своевременные коррективы в свою педагогическую деятельность и оптимально организовать учебный процесс. Убеждена, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге.

Одним из результатов моей профессиональной деятельности является  участие и победа в школьном конкурсе «Учитель года».

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого мышления у обучающихся, уделяя особое внимание исследовательской деятельности, чтобы расширить возможности использования метода проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом,  способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы исследовательской деятельности позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

самоанализ педагогической деятельности учителя

самоанализ работы учителя английского языка...

Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии

Текст самоанализа пед.деятельности для портфолио по аттестации,состоит из след.пунктов:1.самоанализ2.результаты пед.деятельности3.методическая деятельность4.инновационная деятельность5.внеурочная деят...

Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка

В данном материале представлен самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка. Прежде чем создать данный документ, были изучены все доступные материалы посвященные данной теме. Надею...

самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории Маркович Елены Викторовны

Самоанализпедагогической деятельностиучителя математики I квалификационной категорииМаркович Елены Викторовны...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

В материале представлет самоанализ педагогической деятельности учителя....