"НАША НОВАЯ ШКОЛА»
статья по теме

Иванова Наталья Галиевна

Доклад "НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые члены жюри, участники конкурса, гости в зале

     Концепция модернизации российского образования до 2020 года ориентирована на то, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

       Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» предполагает, что дальнейшее социально-экономическое развитие России возможно при условии, если у молодого поколения будут сформированы такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Российская школа, образование выполняют социальный заказ общества, государства

      Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу  школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.   Задумалась над этой проблемой и я.

    Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся  6-х, 8-х, 9-х, 11-х классов по предмету.

    Кроме этого за время своей работы я заметила определённое противоречие между объективной необходимостью усвоения знаний учащимися и отсутствием интереса к учёбе.

    Определив недостаточную мотивацию школьника по истории и обществознанию, которая в дальнейшем не позволит получить высокий балл по ЕГЭ (а это одни из самых выборных предметов в нашей школе), я увидела, что у большинства учащихся  не сформированы универсальные способы деятельности, либо они находятся в первоначальной стадии их формирования.    Проблема обозначена. Передо мной стал выбор: найти именно те формы работы, которые бы позволили  добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению.   Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу о том, что одним из условий формирования универсальных учебных действий является системно - деятельностный подход через  внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных.

 Выявив  Предмет и объект  опыта  я поставила перед собой  следующую

Цель: реализация системно – деятельного подхода через использование интерактивных технологий.  И

Задачи: 

1.Выявить роль системно - деятельностного подхода в  курсе изучения истории и обществознания.

2. Систематизировать и проанализировать современные технологии, позволяющие сформировать  у  ученика основные универсальные действия.

3. Применить интерактивные формы работы в процессе организации учебной деятельности.

     Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания

       Он выбран в качестве ведущего неслучайно - условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай - повтори - выполни - получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю - не знаю, могу действовать - не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности. Ответ на вопрос, как перевести субект-объектные отношения учителя и ученика в субъект - субъектные и дает системно-деятельностный подход. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Сделать это помагает интерактивное обучение (interactiv learning) – обучение и научение, построенные на взаимодействии.

При полноценном интерактивном обучении участники взаимодействуют с физическим, с социальным окружением,  с изучаемым содержанием.

Основное правило: все три вида активности должны быть взаимосвязаны и разнообразны

На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем. На моих уроках ученики   изучают исторические источники в группах, а обсуждают проблемно-спорные вопросы через дискуссию или дебаты,  разработана  система зачетов в разных вариантах, но на диалоговой основе.  На уроке обмена впечатлениями не бывает неправильных ответов, в режиме диалога ученики делятся собственными наблюдениями и выводами и, как правило, каждый вносит свой вклад в общую копилку, ученики записывают ключевые слова  - и в конце урока у каждого составляется план на тему.

    Я продуктивно и интересно проверяю домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску. По сути, в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

        Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Замечу, что большинство учащихся (77%) предпочитают работать в парах и группах.

   Но я уверена, что КПД интерактивного урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька -  и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт.

Приведу примеры некоторых  интерактивных приемов, которые я использую в своей практике:

      Использование таблицы-бабочки социо-игрового стиля обучения, герменевтические процедуры создают возможность для ситуационно-деловых  открытий учеников на любом уроке (блуждание по тексту, поиск новых слов, их значения, установление взаимосвязи понятий). Герменевтические приемы способствуют формированию главных и второстепенных учебных компетенций

 Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

«Аквариум»  Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе»                                                 

Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

 «Микрофон»

        Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

 «Синтез идей»                                                    

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

        Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание

Метод « ПРЕСС»                                                 

Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.

«Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.  Я познакомила вас только с некоторыми интерактивными приемами, которые я использую для реализации системно- деятельного подхода в обучении.   

   При анализе результатов применения интерактивных приемов и методов организации учебной деятельности я пришла к следующим выводам:

- возрос уровень творческой активности. Сравнительный анализ проводился в первой четверти 5 класса и в первой четверти 6 и 7  классов. Замеры осуществлялись по четырем критериям: чувство новизны (умение и стремление к познанию), критичность (способность к оценке и самооценке результатов своей деятельности), способность преобразовать структуру объекта (наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях), направленность на творчество (стремление к реализации своих способностей). В ходе диагностики выявилась динамика творческого развития учащихся.    

- произошел  рост познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания.

- наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний.

     Бесспорно, весомый аргумент – степень усвоения материала- до 90% информации. Это замечательно, но я подчеркну иное: если мы запустим механизм познания, если ребенок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным  скажет: «В начале жизни школу помню я…» Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Наша новая школа"

Опыт работы по реализации проекта "Наша новая школа"...

Эссе. "Наша новая школа"

Невозможно  рассматривать какое-либо одно направление без взаимосвязи с другими направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Я думаю, что самое важное - «Облик школ, ...

план мероприятий по реализации программы перспективного развития школы № 117 на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Направление "Одаренные дети"

План включает анализ текущего состояния по школьной программе "Одаренные дети", цели,задачи, критерии деятельности.  План расчитан на 5 лет.  Представлены по годам пункты плана: организация ...

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...