Умение воспринимать словесную или письменную инструкцию
методическая разработка по теме

Ильина Евгения Николаевна

Умение воспринимать словесную или письменную инструкцию

 

      Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.

      Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков  в процессе обучения.

 

Упражнения:

 

  1. «Объясните Кузе».

      Дается ученикам какое-нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понятно детьми, попросить кого-нибудь из учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для Кузи.

     (Кузя выдуманный детьми персонаж, который хочет, но не умеет учиться.)

 

  1. «Знакомый - незнакомый».

      Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до 10. дается инструкция: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет четкого представления, - (-). В конце работы  проводится выборочная проверка, например: кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие «гласные звуки» Объясните, что это такое».

(это упражнение полезно проводить 3-4 занятия подряд)

 

  1. «Светофор».

      У детей красный и зеленые сигналы. Читаются быстро 10-12  утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если утверждение верно, учащиеся поднимают зеленые сигналы, если неверно  -  красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны противоречивые  ответы.

 

*Примеры утверждений: чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В согласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным. 

 

 

 

 

4.  «Письмо с пропусками».

      Учитель дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но  вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем задание меняется, например: не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку.

 

 *Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция  деятельности с учетом меняющейся инструкции.

 

5.   «Будь внимательным!»

      Учитель просит детей прослушать инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и четко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.                  

Примеры заданий:

  •         В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З - вычеркнуть:   

 

 Полезла Оксана за красной розой,

А вернулась Оксана с занозой.

 

  • В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а  буквы Ц – вычеркнуть. После команды  «Внимание!»,  наоборот,  вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц:

 

Черная цапля циркулем чертила.

   «Внимание!»

Цапля старательно циркулем водила.

   «Внимание!»

Получился очень чистенький чертеж.

 

6. «Внимание счет».

      Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Учитель просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов.

      Например: борода – города, редкий – резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран и т.д.

 

*Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.

 

 

 

 

Умение осуществлять итоговый самоконтроль

 

      Ученики чаще всего не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку («Лучше, если учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней ошибки».).

      Целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка делится на три этапа. На каждом из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе.  Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки

      I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

      II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

      III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова. 

 

 

 

 

                                                            Карточка - «проверялка»

 

                  ий олененок

 

 

Упражнения:

 

  1. «Возвращение к началу».

      Учитель предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет учитель, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки.

*Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание  и темп деятельности детей.

  Целесообразно использовать это упражнение на 3-4-х занятиях подряд.

 

  1. «Ищем случайные ошибки» (I этап самопроверки).

      Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой  на начальном этапе  овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Памятка

Проверь свою работу

(первая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  • Не пропустил ли ты букву?
  • Не добавил ли лишнюю букву?
  • Не написал ли вместо одной буквы другую?
  • Правильно ли ты изобразил каждую букву?

          Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

 

  1. «Ищем орфографические ошибки» (II этап самопроверки).

      Дети проверяют текст второй раз, сосредоточиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

 

Памятка

Проверь свою работу

(вторая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  • Не словарное ли это слово?
  • Есть ли в слове орфограммы? Какие?
  • Обозначь опасные места.
  • Где возможно, подбери проверочные слова.

         Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

 

  1. «Проверка предложений»  (III этап самопроверки).

      Учащийся проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-«проверялка» уже не нужна. Используется только памятка.

 

Памятка

Проверь свою работу

(третья проверка)

Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:

  • Не пропустил ли ты слово?
  • Не написал ли ты лишнее слово?
  • Как написаны предлоги и союзы?
  • Правильно ли слова связаны друг с другом?

              (проверь окончания)

  • Есть ли точка в конце и заглавная буква  в начале предложения?
  • Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

          Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

 

*Приведенные примеры памяток рассчитаны на учащихся 3-4 классов.

      В случае если какие-то ошибки остаются не найденными учащимся, учитель отмечает их на полях  соответствующей строки цифрами 1, 2, или 3 в зависимости от типа ошибок. Если в этом случае учащийся не может обнаружить ошибку, то учитель указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, учитель вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает ее найти.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

 

  1. «Помогите Кузе».

      Детям (индивидуально или в парах) предлагаются карточки с текстами из сборника  Н.М. Бетеньковой «Орфография в рифмовках». Дается задание: за две минуты помочь Кузе исправить все ошибки.

 


Разве можно без улыбки

Видеть Кузины ошибки!

Пишет Кузя, наш дружок:

«Сел варенье код пушок,

 

Он конфекту сел, а булкой

Поделился с другом булькой».

Быстро Кузе помогите,

Где ошибки – исправляйте!

 

Разве можно без улыбки

Видеть Кузины ошибки!

Он в тетради написал:

«Корондаш, портфел, пинал,

 

Ручьки и тетратки

У меня в порядке».

Быстро Кузе помогайте,

Все ошибки исправляйте!


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umenie_vosprinimat_slovesnuyu_ili_pismennuyu_instrukciyu.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Умение воспринимать словесную или письменную инструкцию

      Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.

      Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков  в процессе обучения.

Упражнения:

  1. «Объясните Кузе». 

      Дается ученикам какое-нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понятно детьми, попросить кого-нибудь из учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для Кузи.

     (Кузя выдуманный детьми персонаж, который хочет, но не умеет учиться.)

  1. «Знакомый - незнакомый».

      Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до 10. дается инструкция: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+), если нет четкого представления, - (-). В конце работы  проводится выборочная проверка, например: кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие «гласные звуки» Объясните, что это такое».

(это упражнение полезно проводить 3-4 занятия подряд)

  1. «Светофор».

      У детей красный и зеленые сигналы. Читаются быстро 10-12  утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если утверждение верно, учащиеся поднимают зеленые сигналы, если неверно  -  красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны противоречивые  ответы.

*Примеры утверждений: чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В согласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным.  

4.  «Письмо с пропусками».

      Учитель дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но  вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем задание меняется, например: не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку.

 *Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция  деятельности с учетом меняющейся инструкции.

5.   «Будь внимательным!»

      Учитель просит детей прослушать инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и четко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.                  

Примеры заданий:

  1.         В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З - вычеркнуть:  

 Полезла Оксана за красной розой,

А вернулась Оксана с занозой.

  1. В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а  буквы Ц – вычеркнуть. После команды  «Внимание!»,  наоборот,  вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц:

Черная цапля циркулем чертила.

   «Внимание!»

Цапля старательно циркулем водила.

   «Внимание!»

Получился очень чистенький чертеж.

6. «Внимание счет».

      Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Учитель просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов.

      Например: борода – города, редкий – резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран и т.д.

*Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.

Умение осуществлять итоговый самоконтроль

      Ученики чаще всего не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку («Лучше, если учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней ошибки».).

      Целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка делится на три этапа. На каждом из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе.  Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки

      I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

      II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

      III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.  

        Карточка - «проверялка»

        ий олененок

Упражнения:

  1. «Возвращение к началу».

      Учитель предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет учитель, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки.

*Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание  и темп деятельности детей.

  Целесообразно использовать это упражнение на 3-4-х занятиях подряд.

  1. «Ищем случайные ошибки» (I этап самопроверки).

      Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой  на начальном этапе  овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Памятка

Проверь свою работу

(первая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  1. Не пропустил ли ты букву?
  2. Не добавил ли лишнюю букву?
  3. Не написал ли вместо одной буквы другую?
  4. Правильно ли ты изобразил каждую букву?

          Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

  1. «Ищем орфографические ошибки» (II этап самопроверки).

      Дети проверяют текст второй раз, сосредоточиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Памятка

Проверь свою работу

(вторая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  1. Не словарное ли это слово?
  2. Есть ли в слове орфограммы? Какие?
  3. Обозначь опасные места.
  4. Где возможно, подбери проверочные слова.

         Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

  1. «Проверка предложений»  (III этап самопроверки).

      Учащийся проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-«проверялка» уже не нужна. Используется только памятка.

Памятка

Проверь свою работу

(третья проверка)

Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:

  1. Не пропустил ли ты слово?
  2. Не написал ли ты лишнее слово?
  3. Как написаны предлоги и союзы?
  4. Правильно ли слова связаны друг с другом?

              (проверь окончания)

  1. Есть ли точка в конце и заглавная буква  в начале предложения?
  2. Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

          Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

*Приведенные примеры памяток рассчитаны на учащихся 3-4 классов.

      В случае если какие-то ошибки остаются не найденными учащимся, учитель отмечает их на полях  соответствующей строки цифрами 1, 2, или 3 в зависимости от типа ошибок. Если в этом случае учащийся не может обнаружить ошибку, то учитель указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, учитель вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает ее найти.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

  1. «Помогите Кузе».

      Детям (индивидуально или в парах) предлагаются карточки с текстами из сборника  Н.М. Бетеньковой «Орфография в рифмовках». Дается задание: за две минуты помочь Кузе исправить все ошибки.

Разве можно без улыбки

Видеть Кузины ошибки!

Пишет Кузя, наш дружок:

«Сел варенье код пушок,

Он конфекту сел, а булкой

Поделился с другом булькой».

Быстро Кузе помогите,

Где ошибки – исправляйте!

 

Разве можно без улыбки

Видеть Кузины ошибки!

Он в тетради написал:

«Корондаш, портфел, пинал,

Ручьки и тетратки

У меня в порядке».

Быстро Кузе помогайте,

Все ошибки исправляйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования у школьников с ООП работать по письменным инструкциям.

Одним из технических приёмов эффективного использования инструкционных и предметно-технологических карт могут служить условные обозначения и опорные сигналы. Они помогают быстро читать эти карты...

Технология развития навыков и умений письменной иноязычной речи

Технология развития навыков и умений письменной иноязычной речи...

КИМы для оценки умений обучающихся воспринимать, анализировать, интерпретировать информацию в графической форме

В данном разделе представлены образцы заданий с помощью которых можно оценить умения обучащихся представлять различную информацию разными способами....

Письменное общение с легкостью и удовольствием: формирование умений письменной речи на примере УМК "Горизонты" 5 кл. авт.Аверин,Ф.Джин и др

Обучение немецкому языку  направлено на развитие коммуникативной компетенции, что предполагает способность и готовность общаться на немецком языке, работать с разнообразными источниками информаци...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...

Диагностика умений устной речи с критериями оценивания и инструкцией к использованию.

Задание для диагностики умений устной речи состоит из 4-х частей, каждая из которых направлена на определение уровня владения английским языком в соответствии со шкалой CEFR (A1-B2)....