Представление собственного инновационного педагогического опыта.
материал по теме

 

Представление собственного  инновационного педагогического опыта

учителя географии МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Нины Анатольевны Кудрявцевой

«Формирование исследовательских навыков и умений,

учащихся на уроках географии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного  инновационного педагогического опыта

учителя географии МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Нины Анатольевны Кудрявцевой 

«Формирование исследовательских навыков и умений,

учащихся на уроках географии».

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие  принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Как утверждают психологи, возможности для раскрытия творческой индивидуальности детей и удовлетворения их разнообразных познавательных интересов успешно реализуются в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Актуальность инновационного педагогического опыта географической подготовки школьников определяется тем, что в свете поэтапного перехода школ России на федеральные государственные  образовательные стандарты общего образования перед учителями-предметниками неизбежно возникает вопрос о соответствии их деятельности с результатами подготовки школьников. Как известно, в стандарте они проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях. В месте с тем в нем в качестве приоритетных подходов, положенных в основу деятельности учителей, гарантирующих достижение обозначенных результатов, выступают компетентностный, системно-деятельностный, технологический, личностно-ориентированный.  Последний направлен на развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Перспективность опыта обусловлена происходящими  изменениями в обществе. Они требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование умения анализировать сложившуюся ситуацию, учитывать самые разнородные факторы и, опираясь на это, принимать обоснованные решения.

Очень важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Решению приоритетных  задач в системе образования  во многом способствует использование в педагогической практике новых образовательных технологий. Работая над  методической проблемой  «Формирование исследовательских навыков и умений учащихся на уроках географии», я применяю  разные современные педагогические  технологии: проблемно-диалоговое обучение, игровые методы, развивающее обучение, ИКТ  и т.д. Одной из форм работы является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.  Она связана с формированием у школьников мыслительных действий, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речи. В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации; видеть новые проблемы в знакомой ситуации; распознавать структуру объекта и его новые функции; находить различные способы  решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности. Привлекательность метода проектов обусловлена прагматической направленностью на результат. Его можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической действительности. Использование данного метода  позволяет на практике осуществить личностно-ориентированное обучение, используя множество дидактических подходов, активизировать интерес и  вовлеченность в работу, реализовать поставленные педагогические цели на всех уровнях.

Ещё совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей – ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. В настоящее время исследовательское поведение рассматривается  как неотъемлемая характеристика профессиональной, компетентной  личности, как стиль жизни современного человека.

Организация исследовательской деятельности учащихся в настоящее время рассматривается как мощная инновационная  образовательная технология. Поэтому от современного образования  требуется не простое фрагментарное  включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского подхода.

Современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки программы. Поэтому раскрытие творческих возможностей школьников является ведущим направлением обучения и воспитания.

Практическая значимость состоит в том, чтобы: научить моих учеников творческому мышлению, логическому изложению материала, самостоятельному поиску знаний, самоорганизации и самооценке.

Для учителя – это возможность  лучше узнать своих учеников,  расширяет контакты на профессиональном уровне с коллегами из других учебных заведений, преподавателями вузов, родителями учащихся.

Концептуальность. Своеобразие проектно-исследовательской деятельности  определяется её целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление  и как оно объясняется с точки зрения современного знания.  

Научная новизна. Выявлены психолого-педагогические аспекты активизации познавательной деятельности учащихся посредством включения в учебный процесс регионального содержания.

Самостоятельность, естественность, наглядность или экспериментальность – основные принципы проектно- исследовательской деятельности школьников.

Они дают ученику большую свободу мыслительной деятельности, возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей работы. Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой  становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются  и воплощаются в новые исследования.

При решении проблемных ситуаций рекомендуется использовать  следующие методические приёмы: учить выдвижению гипотез с помощью познавательных вопросов; использование аналогий основанных на приёме сравнения по сходству характерных особенностей объекта, явления или факторов, определяющих эти особенности.

Наличие теоретической базы опыта.

Психолого-педагогической базой личностно-ориентированного обучения стали работы В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.  Исследовательская деятельность учителя в контексте научно-методической работы рассматривалась в трудах Б.С. Бергушева, А. М. Моисеева. Значительный вклад в разработку теории исследовательской и творческой деятельности учителя внесли Ю.К. Бабанский, А.М. Моисеева.

Теоретической базой опытнической деятельности послужили труды  З.И. Калмыковой (1981), Л.Н. Сухоруковой (2007) и И.С. Якиманской (1996).

С опорой на них можно утверждать, что при личностно-ориентированном обучении в целом, географии, в частности, каждому ученику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении с учётом собственных потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта. Содержание школьного  географического образования, его средства. Методы, методики, технологии в этом случае должны подбираться и организовываться так, чтобы каждый  учащийся мог проявить избирательность в выборе предметного материала, его виде и форме.

Такая обученность создает профессиональную и социальную адаптацию в обществе, а образованность формирует  индивидуальное восприятие мира систем живой и неживой природы, возможность его адекватного творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпритации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и установок.  Основной акцент при  данном обучении делается на совокупности знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру природы, что выступает основной целью современного географического образования.

Большое внимание исследовательской деятельности учащихся уделяют российские географы: И.И. Баринова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, Е.А. Чернихова и другие.

Ведущей педагогической идеей является  формирование и развитие у учащихся поисково-исследовательских навыков и  умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания.

Оптимальными и эффективными средствами  достижения желаемых результатов предметной подготовки школьников являются: грамотно-сформулированные  цели / задачи  с позиции установок личностно-ориентированного подхода, соответствующее содержание географического образования; формы (индивидуальная работа, уроки-лекции, практическая работа исследовательской направленности, самостоятельная работа, семинар-дискуссия,  урок-путешествие; домашняя работа творческой направленности); методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский, метод-проектов);  методики / технологии (проведение  географического эксперимента,  проектные, исследовательские технологии, ИКТ, проблемное обучение), способствующие максимальному развитию каждого ученика на «предметном содержании».

Результативность опыта. Проводимая системная работа по развитию творческих способностей, формированию логического мышления позволяют мне получить высокие  результаты подготовки учащихся.

За последние 5 лет  70 % выпускников 11-х классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» по итогам выполнения заданий ЕГЭ показали результаты в среднем 65 баллов (справка прилагается).

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады  школьников по географии (2008-2012г.г.) приняли участие 14   детей,    из которых 7 заняли призовые места, (грамоты прилагаются)

Систематическая работа с одарёнными детьми позволила добиться высоких результатов. Мои ученики являются победителями и призерами муниципальных, республиканских и межрегиональных конкурсов исследовательских работ, краеведческих олимпиад, (грамоты, дипломы прилагаются)

2008 – 2012 г.     Победители               Призеры

Муниципальный уровень:                            9                               8

Республиканский уровень:                           4                               6

Межрегиональный уровень:                        1                               2

В настоящее время  4 выпускника обучаются на географическом факультете  МГУ им. Н.П. Огарёва.

С целью тиражирования педагогического опыта я выступала на конференциях, семинарах, конкурсах, педагогических советах, на муниципальном и республиканском уровнях (справки прилагаются).

В рамках обмена опытом мною разработаны и проведены уроки и внеклассные мероприятия.  С исследовательскими и проектными работами учащиеся принимали участие в  муниципальных, республиканских, межрегиональных   конкурсах, (справки прилагаются)

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися:

- исследовательская работа: «История мордовского Присурья»;

- исследовательская работа: «История села в названиях улиц»;

- конспект урока: ПТК Мордовии.

- доклад «Новые педагогические технологии как фактор повышения качества образования;

- конспект урока «Горные породы и минералы»;

- презентация к уроку «Горные породы и минералы»;

-презентация  внеклассного мероприятия «Знаешь ли ты Мордовию?»

- итоговый тестовый контроль  по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» 8 класс.

- конспект урока  «Путешествие по литосфере» 6 класс,

-презентация к уроку «У нас в гостях Япония»  11 класс.

Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный опыт заслуживает внимания и распространения по общеобразовательным  учреждениям района. Новые педагогические технологии, используемые учителем в своей практике,   способствуют решению задач социальной адаптации школьников. Это позволяет активизировать работу учащихся, пробуждает интерес к знаниям, развивает высокий уровень мышления. Новые условия образовательной деятельности дают возможность достижения основной цели – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к  родному краю, формирование всесторонней, гармонически развитой личности.

Систематическая работа с одаренными детьми позволяет добиться высоких результатов.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес.

Новикова Галина Александровна, руководитель районного методического объединения учителей истории и географии.

8 917 693 7430  

с. Б. Березники, Микрорайон, д..2  кв. 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление инновационного педагогического опыта

Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики  МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Представление инновационного педагогического опыта

"Творческие работы малой формы (мини - изложения, мини - сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....