Квалификационная работа Развитие познавательной активности через тематические игры
материал по теме

Мубаракшина Венера Рамильевна

Развитие познавательной активности ребёнка происходит исключительно через тематические игры.Игры,которые способствуют развитию личностных характеристик,должны быть тематического  плана

Скачать:


Предварительный просмотр:

Институт развития образования РТ

Кафедра коррекционной педагогики ИРО РТ

Квалификационная работа

Развитие познавательной активности через тематические игры

Выполнила:

МУБАРАКШИНА В.Р.

Воспитатель:

II квалификационной категории

Казань 2005


Развитие познавательной активности ребенка идет исключительно через игры. Игры, которые способствуют развитию личностных характеристик, должны быть тематического плана.

Например, на развитие определенных качеств:

Развитие ориентировки на величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие — двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т. д.), при этом взрослый говорит с подчеркнутой интонацией: «Держи обе ручки — это большая матрешка! Возьми маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом «большой — маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки, затем заглядывать туда, что там спрятали, доставать предметы и снова прятать; раскладывать предметы в две коробки: в одну — кубики, в другую — шарики; раскладывать большие шарики в большие коробки, маленькие — в маленькие.

Ознакомление с окружающим. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки: «Вот наши игрушки — кукла «ляля», машинка «би-би-би», матрешка «топ-топ»; мячик «хлоп — хлоп», он катится, лови мячик»; выделять и действовать с предметами посуды: «Где ложка? Вот она — кушать будем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где тарелка? В тарелку кашку будем класть, кашку кушать будем (ам-ам)»; выделять предметы одежды: «Где ботиночки — сейчас наденем на ножки. Лена будет ходить — топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке. Где колготки? Вот они, наденем на ножки, тепло будет ножкам. Где шапочка? Вот она, наденем Лене на головку. Лене будет тепло. Где шубка? Мы гулять идем. Там холодно, шубку надеть надо»; обращать внимание на предметы в окружающем: «Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Лена сидит. Где горшок? Вот он. Лена будет пи-пи делать в горшок. Вот кроватка, Лена баю-бай. Глазки закрывает Лена»; обращать внимание на животных и птиц: «Где собачка? Вон она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко»; обращать внимание ребенка на изменения в каждодневной жизни: «Вот пришла мама (тетя)», «Мама (тетя) уже ушла — нет мамы (тети)», «Вот кто-то там идет. Посмотрим, кто же там пришел», «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», «Сейчас выключим его, уже не работает телевизор» и т. д.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: «Снег идет, вокруг много снега», «Машина едет, машина уехала», «Посмотрим, что там на улице, кто там ходит. Там дядя (мальчик) идет» и т. д.

Тематические игры.

  1. Лучший лётчик.

В начале игры учитель проводит беседу о том, каким должен быть лётчик. Дети обобщают: «Лётчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И прежде всего он должен правильно вести расчёты.

На доске записаны три столбика выражений, под ними – рисунки самолетов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный

58, 450, 323                 342, 235, 372                 108, 230, 124

103+220                         647-305                         248:2

……….                         …………                        ……………..

……….                         …………                         ……………..

Класс делится на три команды. В каждой назначаются лётчики. Они по команде выполняют задания, обводя кружком нужный ответ, начиная с нижнего и ведут свой самолёт по намеченному курсу. В конце игры подводятся итоги. Контролёры подтверждают ответы, или исправляют ошибки. Ошибки анализируются, определяют лучшего лётчика.

  1. Глаз – фотограф.

При повторении и закреплении знаний таблицы умножения и деления учитель дает время для заполнения. (Таблица дается с ответами). Через 5-7 минут ответы закрываются, а ученики воспроизводят таблицу. Затем ответы открываются и ученики контролируют себя.

  1. Математические ручейки.

Дети парами становятся лицом друг к другу. Учитель говорит, что только что прошёл бурный математический дождь и образовались весёлые ручейки, которые быстро бегут к озеру. Какой ручеёк быстрее достигнет цели?

По сигналу первый ученик составляет пример и бросает мяч соседу. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа и т.д. В результате игры учащиеся анализируют свои ответы, оценивая себя.

  1. Забей мяч в корзину.

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них различные числа. Учащиеся составляют выражение с ответами, соответствующими числами в корзине. Выигрывает тот, кто больше составит выражений.

В процессе формирования вычислительных навыков как контролирующую, так и мотивационную функцию выполняет калькулятор. Использование калькулятора оказывает большое влияние на продуктивное запоминание.

Это обусловлено:

  1. одновременным включением различных анализаторов: слухового, зрительного, моторного.
  2. необычайностью способа выполнения заданий.
  3. возможностью быстро исправить допущенную ошибку.
  4. разнообразие способов повторения.
  5. положительными эмоциями, которые вызывает у детей калькулятор.
  6. контролирующей функцией.

При работе с калькулятором можно организовать разнообразную игровую деятельность.

  1. Работа в паре: один ученик выполняет работу устно, а другой – проверяет на калькуляторе.
  2. Соревнуюсь с калькулятором: к доске выходят два ученика. Один из них называет ответ после письменного выполнения действий, а другой – с помощью калькулятора.
  3. Проверяю свою работу: после письменного выполнения работы, ученики сами проверяют её с помощью калькулятора. Возможность самому проконтролировать свои действия позволяют ученику осознать, какие случаи он уже отработал и над чем ещё надо работать.

Также можно предложить тематические игры на базе изучения языка:

Беренчедән, алар, мәсәлән, ребус, кроссворд hәм башка башваткычларга нигезләнә.

Икенчедән, бу күнегүләр шулай ук төрле тестларга нигезләнергә мөмкин. Бу очракта балаларда психологик барьер үтәлә, чөнки монда яңа җавап түгел, ә тик бирелгән җаваплардан гына сайларга кирәк.

Өченчедән, балаларның иҗади сәләтләрен үстергәндә төрле иҗади эшләр бирү дә уңышлы. Мәсәлән, бирелгән сүзтезмаләр нигезендә нинди дә булса инша язу.


Заключение

Воспитание познавательной активности учащихся является одной из важнейших направлений комплексного воспитания.

Познавательная активность детей помогает совершенствованию их образовательной деятельности, как в школе, так и для общего развития.

Тематические игры всегда являются важнейшей частью образовательного процесса в целом. Как известно, образовательный процесс подразумевает достижение как образовательных, так и воспитательных целей. Познавательная активность – это воспитание в ребенке самостоятельности, склонности к самообразованию. Поэтому воспитание          через тематические игры остается важным как в психологическом, так и в педагогическом аспектах.

Соответственно, тематические игры должны строиться на определенных принципах, основными из которых можно назвать следующие:

– принцип доступности;

– принцип научности;

– принцип занимательности;

– принцип системности (большинство тематических игр имеют общеразвивающие цели).

Принцип доступности подразумевает то, что игры не должны быть запутанными, относиться к определенной дисциплине, теме.

Принцип занимательности определяется тем фактом, что игры не должны проходить под принуждением. Занимательность – очень важный критерий при воспитании познавательной активности. Необходимо выбирать те темы, которые близки ребенку.

Системность имеет исключительное значение в том, что тематические игры могут относиться сразу к нескольким дисциплинам.


Использованная литература

Ибрагимов Т.И. Ускоренное обучение татарскому языку: Обучение общению и составлению деловых бумаг на татарском языке: Методические указания и учебные задания. – Казань: Изд-во Казанского гос. тех. ун-та, 1998. – 128 с.

Методика преподавания русского языка как иностранного. – М.: Русский язык, 1990. – 231 с.

Сафиуллина Ф.С. Татар теленә өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре. – Татарстан Республикасы «Хәтер» нәшрияты, 2001. – 432 б.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. – М.: Аркти, 1999. – 131 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Развитие познавательной активности через проектную деятельность при использовании экологических блоков в курсе физики

В этой работе обобщен опыт по использованию в преподавании курса физики экологического материала, что способствует внедрению метопредметного подхода в обучении....

статья Развитие познавательной активности учащихся через самостоятельную работу на уроках географии

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), направленный на реализацию заявленных целей, подчеркивает важность развития учащихся через организацию личностно значимой...

Статья на тему "Развитие познавательной активности через приемы проблемной ситуации на уроках математики"

laquo;Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках математики»В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт мо...

« Современные информационные технологии как средство развития познавательной активности учащихся» Спортивная игра « Чебурашки»

В ДДТ « Современник» я веду спортивную секцию  по дополнительной общеобразовательной программе «Общая физическая подготовка» с элементами спортивных дисциплин.Ведущи...

Тема: Развитие познавательной активности учащихся через метапредметные формы работы

Эта тема обусловлена тем, что одной из основных задач современного образования является не только поиск путей повышения эффективности процесса обучения, но и предоставление возможностей для раскрытия ...