Моя концепция
статья по теме

Карпунина Тамара Геннадьевна

концепция учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_koncepciya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Правильно образовывать юношество –

                                                        это имеет несколько большее значение,

                                                        чем покорить Трою.

                                                                                           Филипп Мелантон

«Вначале был лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса…» Из Хаоса появился Великий Учитель. Он преобразил Хаос в Воспитательную Систему: упорядочил его, наполнил Смыслом, сделал целесообразным.

Великий Учитель всегда строг, холоден, сдержан. Эмоции, которым так подвержены простые смертные, иногда посещают и его душу, но никогда он не позволит им выплеснуться просто так.

Великий Учитель свободен от предубеждений. Для него все равны: и девочки, и мальчики, и «чёрненькие», и «беленькие», и послушные и шаловливые. Он не выделяет никого особенно, всем дарит свою безграничную любовь, поровну распределяя заботу и внимание.

Великий Учитель постоянен и последователен во всех своих деяниях, он обладает высшим Знанием. Он знает ответы на все вопросы.

Великий Учитель сам придумывает, создаёт и поддерживает особую атмосферу, стимулирующую учеников к работе в продолжение всего времени учения.

Великий Учитель поддерживает коллег, и все вместе они являются «единым коллективом», и нет у них различий в ценностях.

И царит Великий Учитель, охраняя порядок в созданной им Системе…

Так или почти так представляется мне облик учителя, достойного своей профессии. Да, что-то мифологическое есть в этом образе, но в общественном сознании к учителю всегда существовали требования-ожидания как к сверхчеловеку.

Наверное поэтому, ежедневно, по вечерам, я задаю себе вопросы: «Как я провела прошедший день?», «Что я сделала?», «Какое обязательство не выполнила?»

Ученик Сократа Антисфен Афинский диалог с самим собой считал главным условием для становления личности. Учитель учит мыслить, а мыслить – это говорить с самим собой, внутренне слышать себя самого.

Услышать самого себя… Что это значит? Что слышит человек, слушая самого себя? Космические послания, откровения «абсолютного Разума» или биение собственного сердца? Прислушиваясь к самому себе, человек превращается в философа, входит в мир человеческой культуры, познаёт свою суть, ибо нельзя обмануть своё сердце, свою совесть.

Вот почему по вечерам я веду с собой внутренний диалог. Вот почему я учу этому детей.

К чему должен быть готов учитель, вступая в диалогические отношения с учениками? Что он должен уметь, чтобы не разрушить эту тончайшую нить взаимопонимания и доверия?

Необходимо выслушивать ученика так, чтобы помочь ему разобраться в себе, не перекладывая ответственность за принятие решений на другого. Отучиться от привычного оценивания ученика: ведь мы не оцениваем друзей, своих детей или родителей, а принимаем их такими, какие они есть. Отказаться даже от намёка на манипуляцию: думать одно, говорить другое, а делать третье. Другими словами, надо стремиться быть честным перед самим собой и перед ними.

Вопрос «Как учить?», пожалуй, самый интересный. Но он состоит из двух слов. Начнём со второго. В Словаре русского языка С.И.Ожегова приведены шесть основных значений этого слова. Кратко их можно передать следующими словами: «передавать», «наставлять», «изучать», «обосновывать», «усваивать», «наказывать». Три значения этого слова (первое, второе и шестое) относятся к тому, что делает учитель, то есть учит, а три других значения относятся к ученику, когда он учит.

Учитель обучает, ученик усваивает. Поэтому вопрос «Как учить?» относится и к учителю, и к ученику. Но «КАК» во многом зависит от учителя. Чем более интересным, неожиданным и красивым является содержание урока, тем больше шанс что-то затронуть в душах учеников, увидеть в их глазах блеск, услышать массу вопросов. Если это происходит – возникает удивительное чувство успеха и значительного сдвига в работе – то, что я называю пробуждением ученика.

Мышление, как известно, начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Там, где нет проблемной ситуации, нет мышления.

Мои главные установки:

1) в отношении к ученикам - понимание, сопереживание, самостоятельность детей;

2) в отношении себя - заинтересованность в успешности своей педагогической деятельности, ориентация на профессиональный и личностный рост.

Надо искать смысл жизни и учить этому детей. Люди мыслящие прибавляют в мире добро.

 

Когда Николаю Первому дали на подпись указ об открытии университета в городе Киеве, он вычеркнул пункт о философском факультете, говоря: польза от философии не доказана, а вред возможен. Да, философия учит во всём сомневаться. Моя педагогическая философия сугубо индивидуальна. Но она зиждится на мировоззренческих взглядах выдающихся философов, педагогов, психологов.

Философия, педагогика, психология –  на мой взгляд, это краеугольный камень воспитания личности.

Современная школа построена не по принципу «учитель – ученики», а по принципу «преподаватель – учащиеся». Школа стала источником получения знаний, а не школой жизни. Вот почему так хочется каждый урок литературы превратить в маленький урок жизни.

 «Развитие личности на уроках литературы и русского языка» - моя педагогическая идея. Личности ученика и…учителя. Прав был китайский мудрец Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция одарённости

Рабочую концепцию по одарённости можно использовать для самообразования и подготовки к педсоветам, семинарам и т.д....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Концепция эстетического воспитания в школе

В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....