ШИК - «Школа Инженерной Культуры»
статья по теме

Тахтаракова Валентина Анатольевна

Под таким названием  27-28 февраля в посёлке Листвянка Иркутской области прошел установочный семинар «Школа Инженерной Культуры»,  направленный  на организацию массовой работы по привлечению детей к занятиям научно-техническим творчеством, выявление и поддержку детей, склонных к изучению точных наук, техническому моделированию, на дальнейшую профессиональную ориентацию в сфере  промышленности.

Сразу после получения  приглашения принять участие в обучающем семинаре «Школа инженерной культуры», в нашей школе была утверждена делегация из  четырех человек. В неё вошли: директор школы Новоселова Н.А.,  заместитель директора по УВР Шершнева Е.Г.,  учитель математики Тахтаракова В.А.,  учитель физической культуры Налимова М.А. Спонсором поездки выступила компания ОАО «УК Союзметаллресурс».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot.doc37 КБ
Microsoft Office document icon otchyot.doc37 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ШИК - «Школа Инженерной Культуры»

    Под таким названием  27-28 февраля в посёлке Листвянка Иркутской области прошел установочный семинар «Школа Инженерной Культуры»,  направленный  на организацию массовой работы по привлечению детей к занятиям научно-техническим творчеством, выявление и поддержку детей, склонных к изучению точных наук, техническому моделированию, на дальнейшую профессиональную ориентацию в сфере  промышленности. Шаг в этом направлении очень своевременен и осуществляется в русле государственного заказа. В сфере промышленного производства растет дефицит квалифицированных инженеров, несмотря на то, что ежегодный выпуск таких специалистов составляет 200 тыс. человек в год. Специалисты констатируют, что российская инженерная школа во многом утратила свои позиции. И эта проблема требует кардинального решения. В том числе и ранней профориентации на инженерные специальности.      

   Сразу после получения  приглашения принять участие в обучающем семинаре «Школа инженерной культуры», в нашей школе была утверждена делегация из  четырех человек. В неё вошли: директор школы Новоселова Н.А.,  заместитель директора по УВР Шершнева Е.Г.,  учитель математики Тахтаракова В.А.,  учитель физической культуры Налимова М.А. Спонсором поездки выступила компания ОАО «УК Союзметаллресурс».

 Семинар состоялся при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» и компании En+. Рабочий ритм семинара был задан научным руководителем Программы «Школа нового поколения» Р.А. Лачашвили, экспертом Фонда «Вольное дело» А.В. Коротковым. Также в течение двух дней с нами работали сотрудники Компании En+ Екатерина Яковлева и Алексей Творогов. Два дня пролетели незаметно.

    В работе семинара участвовали представители 10 образовательных учреждений Красноярска, Дивногорска,  Иркутска, Ангарска, Братска, Сорска, Жирекена, Черемхова. Все 45 педагогов были поделены на 5 команд. Мы - представители г.Сорска работали в команде с педагогами из Черемховской СОШ №1  Иркутской области.
      Работа семинара  была выстроена таким образом, чтобы у участников  возникло осмысление сущности инженерной культуры, к которой детей необходимо приучать с раннего детства. Например, сессию  №2 (всего было 8 сессий) «Образовательные траектории в ШИК»  Ринальд  Александрович начал с построения пирамиды, в которой отразилась  вся работа по формированию инженерной культуры, начиная с 5 лет и заканчивая возрастом 17 лет. Далее во время выполнения практического упражнения  мы  получили ответы на многие вопросы. Приведу пример упражнения «Как разработать сценарий занятия по изобретениям и исследованиям для учащихся 1-5 классов». Наша команда представила сценарий изготовления компаса. В «коробку изобретателя» мы положили необходимые для этого предметы, а также и лишние, предложив отыскать клад. Представители других команд представили сценарии  с элементами театрализации: как измерить длину стола  (педагоги, встав на время  на место учащихся,  измеряли длину с помощью пальцев, сотовых телефонов, изготавливали мерный стаканчик для определения объёма, придумывали  способы  очистки воды  во время похода, создавали  прибор для измерения углов - «угломер»).

    Мы  получили ответы на многие фундаментальные вопросы: что такое глубинный анализ текста;  как научить дошкольников основам программирования с помощью  «царапины» -Scratch и LabVIEW. Ознакомились с проектом IDo,  с  новым подходом к преподаванию математики в школе в соответствии с моделью МПИ; узнали о курсе ОЕНИ (основы естественно-научных исследований); узнали овозможностях  использования в школе современных ресурсов, объединенных платформой Google Apps.

 
  Мы  поработали в научно-исследовательских группах. За два  дня погружения   провели серьезную аналитическую и  практическую работу, получили прекрасный опыт творческого поиска, планирования проектной деятельности, выбора путей и способов его реализации, публичной защиты и обсуждения проектов среди ровесников и профессионалов.
Впереди еще много работы, развитие выдвинутых идей, оформление проектов, обобщение и продвижение полученных результатов.
   

       Мы выбрали ряд образовательных технологий, которые помогут в дальнейшем привить в школе инженерную культуру, что так актуально для нашего моногорода. За время мы познакомились с интересными людьми, настоящими профессионалами своего дела, реализовали в полной мере способности работать в команде.

    МБОУ «Сорская СОШ №3 с углублённым изучением  отдельных предметов» с декабря 2011 года  является участником программы «Школа нового поколения». В  рамках этой программы  в школе осуществляется проект «Компьютер для школьника». В школе создана команда учителей, которые принимают активное участие в проведении длительных образовательных игр, делегация школы в составе девяти  учащихся и одного руководителя приняла участие в  Программе  молодёжного образовательного экологического лагеря «Политико-экономическая игра "Сердце Байкала  - 2012» (июль 2012г.)

   Школа старается поддержать все инновационные проекты, которые проводятся в рамках программы «Школа нового поколения».

  Именно с этой целью с  16 по 21 ноября  шесть  учащихся  6,8  классов  в сопровождении педагога Тахтараковой В.А.  участвовали в работе Международного фестиваля-конкурса «Экологический фольклор народов мира». Творческая группа наших ребят состязалась в очной номинации «Театрализованные представления произведений  устного творчества народов о природе, животных и традициях», представив литературную композицию «Моя Хакасия». Все ребята были в национальных костюмах.  Победителями в этом конкурсе ребята  не стали, но зато накопили опыт участия в такого рода мероприятиях. А  вот в номинации «Этнокостюм»  Брейтман Анастасия  представила национальный костюм хакасской девушки и заняла  призовое  место в своей возрастной группе. Ей вручили  Диплом третьей степени и подарок. Остальные ребята получили сертификаты участников конкурса.

 В программу фестиваля были включены 10 конкурсов. Стоит отметить, что   учащиеся и педагоги нашей школы участвовали в семи из них: это заочные конкурсы рисунков о природе, конкурс декоративно-прикладного творчества, литературный конкурс, конкурс «Экологические задачи», конкурс методических разработок классных часов,  внеклассных мероприятий и проектов по теме фестиваля.

   Результаты:-заочный литературный конкурс – 3 место: Кудряшова Алёна, руководитель Терских Л.Ю.; заочный конкурс рисунков- 2 место: Шабалин Сергей (7Б класс), руководитель Нестерова М.А.; 3 место: Иванов Никита (8А класс), руководитель Тахтаракова В.А;заочный конкурс методических разработок по теме фестиваля, номинация «Проект» - 2 место: Тахтаракова В.А., учитель математики.

   В феврале-марте команда учащихся 8А класса участвовала во Всероссийской сетевой игре «ЮностьЭко» (руководитель Тахтаракова В.А.)

      14 марта Налимова М.А. и первоклассники нашей школы участвовали в робототехническом фестивале «РОБОТЭКСПО-2013» в Ангарске. Ребятишки из детских садов и первоклассники Ангарска, Сорска, Иркутска и Жирекена соревновались в легоконструировании по заданной теме: «Корабль будущего». Команды наших ребят и посёлка Жирекен победили в номинациях «Самый экологичный проект» и «Самый мирный проект».

    В ближайших планах  – поездка в г.Ангарск на региональный конкурс «Природознайка» (27 апреля), участие в Ландшафт-квесте (19 мая), участие в профильных сменах на о.Байкал (июнь-август)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)

Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР» НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Использование данной технологии позволяет решить насущные проблемы современного российского образования, заявленные в Концепции модернизации образования: - сохр...

ШИК - «Школа Инженерной Культуры»

Под таким названием  27-28 февраля в посёлке Листвянка Иркутской области прошел установочный семинар «Школа Инженерной Культуры»,  направленный  на организацию массовой работы по привле...

конспект урока с применением технологии «Школа диалога культур»

конспект урока с применением технологии  «Школа диалога культур»...

Место школы в культуре Санкт-Петербурга ( урок памяти Д.С.Лихачева)

Для Д.С.Лихачева патриотизм был не абстрактным понятием, а выражал, прежде всего, кровную привязанность человека к своей « малой родине», любовь к краеведению, воспитывающую по его ...

Роль математических задач с практическим содержанием в формировании инженерной культуры обучающихся

На примере геометрической задачи с практическим содержание демонстрируется метод моделирования....