Использование проектной методики при обучении говорению
статья по теме

Семенченко Светлана Викторовна

В работе представлена выписка из программы по самообразованию учителя английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_metodiki_pri_obuchenii_govoreniyu.docx467.51 КБ

Предварительный просмотр:

Выписка из программы по самообразованию

 учителя английского языка

           ТЕМА: «иСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ

             ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ»   НА 2008 – 2011 УЧ. ГОДА 

          Прежде  всего мне, как  учителю  иностранного  языка, необходимо  обучать  детей  способам  речевой  деятельности,  поэтому  можно говорить  о  коммуникативной  компетенции  как  одной  из  основных  целей  обучения  иностранным  языкам. Речевая  деятельность  представляет  собой  процесс  активного,  целенаправленного,  опосредованного  языком  и  обуславливаемого  ситуацией  общения,  взаимодействия  людей  между  собой  (друг  с  другом).  Целью  обучения  иностранным  языкам  является  не  система  языка,  а  иноязычная  речевая  деятельность,  причем  не  сама  по  себе,  а  как  средство  межкультурного  взаимодействия.  Язык  -  элемент  культуры,  он  функционирует  в  рамках  определенной  культуры.  Следовательно,  мы  должны  быть  знакомы  с  особенностями  этой  культуры,  особенностями  функционирования  языка  в  этой  культуре.  Речь  идет  о необходимости  формирования  страноведческой  компетенции.  Предметом  речевой  деятельности  является  мысль.  Язык  же  -  средство  формирования  и  формулирования  мысли.  Чтобы  сформировать  у  школьников  необходимые  умения  и  навыки  в  том  или  ином  виде  речевой  деятельности,  а  также  лингвистическую  компетенцию  на  уровне,  определенном  программой  и  стандартом,  необходима  активная  устная  практика  для каждого  ученика  группы.

          Чтобы  сформировать  коммуникативную  компетенцию  вне  языкового  окружения,  недостаточно  насытить  урок  условно-коммуникативными  или  коммуникативными  упражнениями,  позволяющими  решать  коммуникативные  задачи.  Важно  предоставить  учащимся  возможность  мыслить, решать  какие-либо  проблемы,  которые  порождают  мысль,  рассуждать  над  возможными  путями  решения  этих  проблем,  с  тем  чтобы  дети  акцентировали  внимание  на  содержании  своего  высказывания,  чтобы  в  центре  внимания  была  мысль,  а  язык  выступал  в  своей  прямой  функции  -  формирования  и  формулирования  этих  мыслей.

         Чтобы  учащиеся  воспринимали  язык  как  средство  межкультурного  взаимодействия, мне необходимо  не  только  знакомить  их  со  страноведческой  тематикой  (что,  разумеется,  важно),  но  искать  способы  включения  их  в  активный  диалог  культур,  чтобы  они  на  практике  могли  познавать  особенности  функционирования  языка  в  новой  для  них  культуре.

          Основная  идея  подобного  подхода  к  обучению  иностранному  языку,  таким  образом, заключается  в  том,  чтобы  перенести  акцент  с  различного  вида  упражнений  на  активную  мыслительную  деятельность  учащихся,  требующую  для  своего  оформления  владения  определенными  языковыми  средствами.  Вот  почему я  обратилась  к  методу  проектов  на  этапе творческого  применения  языкового  материала.  Только  метод  проектов  может  позволить  решить  эту  дидактическую  задачу.  Я практикую эту методику на протяжении последних лет, что позволяет превратить  уроки  иностранного  языка  в  дискуссионный,  исследовательский  клуб,  в  котором  решаются  действительно  интересные,  практически  значимые  и  доступные  учащимся  проблемы.

   При использовании метода проектов на уроках  создаются  положительные  условия  для  активного  и  свободного  развития личности  в  деятельности.  В  общем  виде  эти  условия  сводятся  к  следующему:

  1. учащиеся  получают  возможность  свободного  выражения  своих  мыслей  и  чувств  в  процессе  обращения;
  2. каждый  ученик  группового  общения  остается  в  фокусе  внимания  остальных;  
  3. самовыражение  личности  становится  важнее  демонстрации  языковых  знаний;
  4. поощряются  пусть  противоречивые,  парадоксальные,  даже  «неправильные»  суждения,  но  свидетельствующие  о  самостоятельности  учащихся,  об  их  активной  позиции;
  5. участники  общения  чувствуют  себя  в  безопасности  от  критики,  преследования  за  ошибки  и  наказания;  

  1. использование  языкового  материала  подчиняется  задаче  индивидуального  речевого  замысла;
  2. языковой  материал  соответствует  речемыслительным  возможностям  говорящего;
  3. отношения  строятся  на сопереживании  и  понимании  переживаний  других;
  4. учебной  нормой  считаются  отдельные  нарушения  языковых  правил  (errors)  и  случайные  ошибки  (mistakes).

     Отмечу,  что  речевые  ошибки  в  условиях  коммуникации                  не  только  возможны,  но  и  нормальны.  Разговорная  грамматика          (spoken  grammar)  допускает  определенные  отклонения  от  грамматики  письменной  речи.  В  ней  наблюдаются  эллиптические  конструкции,  односоставные  предложения  без подлежащего,  неоконченные  фразы,  неуверенность  и  колебания,  оговорки  и  др.

      Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Данный метод широко представлен на страницах учебника Кузовлева В. П. « Английский язык». В каждом из тематических блоков УМК я использую индивидуальные и групповые проекты, которые воплощаются в буклетах, постерах, различных докладах  учащихся и т.д. и представляются на учебных занятиях. Учебники автора Кузовлева В. П. создают прекрасные условия для активного « добывания » информации. Но хотелось бы отметить следующее: проекты в учебниках Кузовлева начинают предлагаться  только с 6 класса, а преподавание ведется по данным учебникам со 2 класса.

      Вначале  проекты в основном краткосрочны; в 6-7 классах проекты предлагаются как итог изучения раздела, а  в последующих классах обучающиеся выполняют проекты в течении изучения разделов. Моя работа над практикой внедрения проектов в учебную деятельность продолжается уже третий год. Детально проработаны учебные проекты для 6,  8, 9, 10 и 11 классов. Мной разработана и проходит апробацию   программа для учащихся 4 – 5 классов по обучению работе над проектами «Использование метода проектов с элементами исследовательской деятельности в школьной практике на начальном этапе обучения английскому языку».  

      Каждая ступень обучения проектной деятельности на уроках английского языка имеет свои особенности.   Отправной точкой для меня в этом виде работы являются прежде всего – особенности возрастной психологии.  Известно, что для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно-ориентированным видом работы, в котором ребята пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях, создание проектов обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, подбирать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно делать аудио- и видеозаписи. В этом случаи повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать своими руками. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать свои усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов. В этом возрасте ребятам важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.

     У подростков центр физической и духовной жизни перемещается во внешний мир. Сообщая другим  о себе и окружающем мире  по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

     На начальной ступени английского языка ( 5 классы ) я так же предлагаю учащимся выполнение микро-проектов ( альбомов, коллажей, постеров и открыток ).  Дети знакомятся с новым для них видом деятельности, делают пробные шаги на пути реализации своих творческих идей. Это позволяет формировать не только позитивную учебную мотивацию, но и подготовить школьников к исследовательской деятельности в старших классах.

                                               

                                                               Заключение  

    Таким образом, благодаря проектной методике занятия по иностранному языку отличаются коммуникативной направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка, а так же равно-партнерским сотрудничеством учителя и учащихся.

    Можно сделать вывод, что метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного восприятия, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а так же в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета « Иностранный язык». Кроме того, реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовки доклада, презентации и выступление с ними на конференции, демонстрации рекламы и т.д. усиливают мотивацию учащихся.

    При такой форме работы учащиеся имеют условия для развития речевых умений, так как они вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения. Все это способствует росту мотивации к изучению языка и помогает достижению целей обучения; развитию навыков говорения; формированию монологической и диалогической речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики в процессе обучения английского языка.

Каждый учитель мечтает приобщить учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать ...

Мастер класс "по теме «Система работы учителя по использованию проектной методики в личностно – ориентированном обучении немецкому языку»

1. Теоретический блок  «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.Поэтапная разработка совместной деятельности учит...

Презентация на тему " Использование проектной методики при обучении младших школьников английскому языку"

В данной презентации мне хотелось раскрыть  суть такой педагогической технологии как метод проектов и поделиться своим опытом использования  ее непосредственно в работе....

Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта

В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися  третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...

Использование проектной методики для обучения немецкому языку в средней школе.

Теоретические основы использования проектной методики. Методика обучения иноязычному общению на основе метода проектов. Образец плана урока с использованием проектной методики для обуче...

Использование проектной методики в обучении иностранного языка

Данная статья рассказывает о теоретических основах использования проектной методики,здесь рассматриваются цели и задачи данной методики.Обучение проводится через личность ученика.Данная методика разви...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...