Отчет об использовании ИКТ на уроках биологии
методическая разработка по теме

Отчет об использовании современных информационно-коммуникационных технологий является неотъемлимой частью аттестационного портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_ob_ispolzovanii_ikt.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет об использовании информационных технологий в учебном процессе

учителя биологии Мариной Елены Витальевны

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже использую в практике педагогической работы.  ИКТ позволяют:

  1. представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
  2. выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  3. активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  4. мобилизовать внимание обучаемого;
  5. печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  6. выходить в мировое информационное сообщество;
  7. использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.

 Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

 В своей работе активно применяю  следующие формы использования информационно-коммуникационных технологий

  1. Использование готовых электронных продуктов (электронные энциклопедии, атласы, справочники, тренажеры)
  2. Использование мультимедийных презентаций
  3. Использование ресурсов сети Интернет
  4. Демонстрация фото, видео, аудио фрагментов и альбомов
  5. Эстетическое оформление внеклассных мероприятий
  6. Изготовление печатной продукции (буклеты, листовки, стенгазеты)
  7. Организация проектной деятельности учащихся

Подробнее остановлюсь на практике использования ИКТ на уроках биологии.

В своей практической деятельности я активно использую следующие электронные продукты: электронные энциклопедии («Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «В мире животных», «Мое тело», «Вселенная и космос»), электронные справочники (атлас-определитель лекарственных растений, анатомический атлас), тренажеры (1С:Репетитор, «Run»). Применение этих материалов позволяет расширить кругозор как учеников, так и учителя, а также научить детей пользоваться электронными источниками информации, качественно подготовиться к госудларственной (итоговой) аттестации.

Кабинет биологии оснащен компьютерным измерительным модулем, при помощи которого возможно производить такие физиологические измерения, как определение температуры тела человека, измерение пульса, частоты дыхания, артериального давления, влажности и температуры воздуха в помещении. Возможности этого цифрового ресурса делают уроки анатомии в 8 классе не только познавательными и интересными, помогают учащимся формировать умение проводить функциональное тестирование и физиологическое измерение, а также ярко иллюстрируют теоретический материал.

При проведении уроков биологии считаю целесообразным использование мультимедийных презентаций. В своей практике я использую как готовые презентации коллег, так и свои собственные, созданные в соответствии с планом моего собственного урока. За время работы мною разработаны презентации к основным разделам биологии:

6 класс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.»

«Бактерии»

«Лишайники»

«Водоросли»

«Споровые растения»

«Голосеменные растения»

«Общее знакомство с цветковыми растениями»

«Корневые системы»

«Лист»

«Цветок. Плод. Семя»

«Распространение плодов и семян»

«Размножение растений»

«Систематика растений»

«Растения Краснодарского края»

7 класс  «Животные»

«Животный мир Кубани»

«тип Губки»

«Тип Кольчатые черви»

«Тип Моллюски»

«Надкласс рыбы»

«Класс Земноводные»

«Класс Пресмыкающиеся»

«Уникальные рыбы»

«Класс Птицы»

«Класс Млекопитающие»

«Способы передвижения животных»

«Размножение животных»

«Экологические факторы»

«Биоценоз»

«Человек и биосфера»

8 класс «Человек и его здоровье»

«Человек в системе органического мира»

«Опорно-двигательная система»

«Внутренняя среда организма»

«Дыхательная система человека»

«Питание. Пищеварение.»

«Обмен веществ и превращение энергии в организме»

«Покровы тела»

«Выделительная система человека»

«Размножение и развитие»

«Органы чувств. Анализаторы»

«Эндокринная система»

«Поведение и психика»

9 класс «Введение в общую биологию»

«Химический состав клетки»

«Белки»

«Катализ»

«Вирусы»

«Клеточная теория»

«Синтез белка»

«Жизненный цикл клетки»

«Размножение организмов»

«Основы генетики»

«Основы селекции»

«Вид, критерии вида»

«Основы экологии»

«Биогеоценоз»

«Биосфера»

«Ч.Дарвин»

«Движущие силы эволюции»

«Теории происхождения жизни»

Высокую эффективность при проведении уроков биологии дает использование интерактивных приложений отражающих такие важные вопросы биологии как: систематика органического мира, эволюция жизни, жизнедеятельность клетки, синтез белка, фотосинтез. Применение интерактивов дает возможность прямо на уроке проследить в динамике процесс, который учащиеся не могут увидеть в своей жизни, помогает сформировать целостное научное представление о картине окружающего мира.

Используя ресурсы сети Интернет, активно занимаюсь повышением своего профессионального уровня, изучаю методические пособия и журналы, являюсь участником проекта «Школа цифрового века». Обращение к сетевым ресурсам позволяет также оставаться в курсе современных научных достижений, открывает неограниченный доступ к научной информации в области естественнонаучных дисциплин. Привношу в свои уроки данные последних научных исследований, не отраженных еще в учебниках, что стимулирует познавательную активность учащихся.

Перед изучением новой темы даю ученикам опережающие задания поискового характера. Так как большинство современных школьников обращается за материалом в глобальную сеть, очень важно воспитывать у детей навыки работы в сети и информационную культуру.

Биология – это особый предмет. Его преподавание должно раскрыть перед ребёнком тайны живой природы. В границах класса и в рамках 40 минут школьного урока сделать это очень трудно, поэтому в своих уроках использую видео, аудио фрагмент, фотоальбомы. За время работы с ИКТ накоплено большое количество фрагментов, позволяющих наглядно продемонстрировать жизнь дикой природы в нужный момент урока. Создание тематических фотоальбомов – это не только увлекательный, но и познавательный процесс, поэтому к этому виду деятельности подключаю учеников. Дети всегда охотно делятся интересными найденными фотографиями, пополняя виртуальные коллекции снимков.

Внеклассные мероприятия биологической и экологической направленности традиционно часто проводятся в школе. При их организации мы используем самые разные формы работы: викторины, конкурсы, деловые игры, тренинги, конференции, семинары. Разумеется, не одно современное мероприятие не обходится без компьютерного – информационного сопровождения. Это и музыка, и звук, и видео ряд – все то, что помогает наиболее эффективно реализовать задачи внеклассной деятельности, а также развивать у учащихся эстетическое чувство.

Изготовление тематической печатной продукции (буклеты, листовки, стенгазеты) стало возможно благодаря овладению мною и моими учениками навыками работы с программой «Microsoft Office Publisher». За время работы нами созданы красочные буклеты  «Брось сигарету!», «Влияние гиподинамии на организм человека», «Правила здорового образа жизни», «Эволюция человека» и другие. Эта работа является одним из видов комплексной проектной деятельности на уроках биологии.

Включение учащихся в проектную деятельность – одно из важнейших направлений использования ИКТ. В процессе своей работы разработала и организовала несколько внеклассных проектов «Валеологический практикум», «Я хочу быть здоровым!». Активно использую технологию проектной деятельности и в структуре традиционного урока, где также важное место занимают  информационно-коммуникационные технологии.

Результатами использования современных информационных технологий на уроках биологии являются:

  1. повышение познавательного интереса к предмету;
  2. положительная динамика успеваемости учащихся по предмету;
  3. формирование навыков самостоятельной продуктивной деятельности;
  4. созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  5. способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  6. привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

На мой взгляд, применение информационно-коммуникационных технологий имеет огромную роль и для самого учителя:

  1. экономия времени на уроке;
  2. позволяет глубже погрузиться в учебный материал;
  3. возможность создания своего собственного плана урока и соответствующего именно ему мультимедийного сопровождения;
  4. повышение мотивации к обучению;
  5. интегративный подход в обучении;
  6. дает возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  7. создание красочной печатной продукции, соответствующей своим собственным требованиям.

На практике убедилась, что внедрение компьютерных технологий на уроке просто необходимо для создания познавательной среды, соответствующей требованиям, предъявляемым к современному уроку биологии.

Директор МБОУ СОШ № 3                                  

 

Заместитель директора по

Учебно-методической работе                                

Внеклассное мероприятие

в рамках краевой недели естественнонаучных дисциплин «Мир вокруг нас»

22 апреля 2011 года                                                                          Кабинет № 32

Марина Елена Витальевна –

учитель биологии МБОУ СОШ № 3

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 «А», «Б», «В» классов

Тема: «Экологическое ассорти»

Отзыв

Внеклассное мероприятие организованно для параллели 5-х классов с использованием информационно- коммуникационных технологий. Форма проведения мероприятия – викторина.

Учитель широко использует возможности компьютерной и мультимедийной техники. Задания для команд в виде презентации содержащей гиперссылки, дающие возможность увидеть иллюстрированный ответ.

Методически верно организованная структура мероприятия предусматривает наличие художественных отступлений, неразрывно связанны с темой каждого конкурса, реализованных при помощи видео, аудио и анимационных фрагментов.

В ходе викторины проводилась игра со зрителями, позволившая повысить интерес учащихся, придать мероприятию динамичность.

Эстетическое оформление мероприятии осуществлялось путем оформления кабинета яркими плакатами, шарами, лентами. Учителем удачно подобрано музыкальное сопровождение.

Видна система работы учителя по организации внеклассных мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.  

Учителя, посетившие внеклассное мероприятие, отмечают высокий методический уровень и возможность использования методики учителя в своей работе.

Присутствовали:

Открытый урок

в рамках подготовки к педагогическому совету «Формирование базовых умений и компетенций учащихся»

5 декабря 2011 года                                                                          Кабинет № 32

Марина Елена Витальевна –

учитель биологии МБОУ СОШ № 3

Открытый урок в 9 «А» классе

по биологии

Тема: «Обобщение понятия и деление клетки. Митоз. Мейоз»

Отзыв

Урок проведен с применением информационно-коммуникационных технологий. На уроке был реализован деятельностный подход в обучении

Данный урок является комбинированным. В структуре урока прослеживается как изучение нового материала, так и актуализация и закрепление ранее приобретенных знаний о делении и строении клетки.

Применение ИКТ осуществлялось на этапе актуализации знаний, путем проведения биологического диктанта, позволяющего повторить знания о строении и жизнедеятельности клетки. На экран учитель выводил вопросы, рисунки, схемы, сопровождаемые заданиями, которые дети выполняли. Такой способ актуализации знаний позволяет, значительно сэкономив время, охватить большой объем информации.

При изучении нового материала учитель активно использует мультимедийную презентацию, разработанную в соответствии с планом урока, отличающуюся высокой информативностью, красочностью, выверенным методическим построением. Включение в состав презентации гиперссылок позволяет учителю переходить непосредственно к демонстрации интерактивных приложений, не нарушая ход и темп урока.

В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая. Осуществлялось совершенствование  навыков работы с текстом, развитие умений работы в группе, умений делать обобщения, выводы.        

Предложенный план урока выполнен, цели реализованы. Учащиеся показали достаточно высокий уровень знаний и умений в учебной деятельности. В результате закрепления изученного материала учащиеся показали 82% качества (при 100% обученности) при выполнении тренировочного тестового задания, также организованного с использованием ИКТ.

Учителя, посетившие внеклассное мероприятие, отмечают высокий методический уровень и возможность использования методики учителя в своей работе.

Присутствовали:

Открытый урок

в рамках взаимопосещения уроков

13 марта 2012 года                                                                          Кабинет № 32

Марина Елена Витальевна –

учитель биологии МБОУ СОШ № 3

Открытый урок в 7 «А» классе

по биологии

Тема: «Обобщение по теме: Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функции органов и их систем у животных»

Отзыв

Урок проведен с применением информационно-коммуникационных технологий.

В своей работе учитель использует презентацию, составленную в соответствии с планом урока. Урок обобщения знания по данной теме включает в себя большой объем информации. Главной целью учителя является систематизация знаний учащихся, а также помочь им, обобщив изученное, сделать выводы об основных направления и особенностях эволюции систем органов животных и эволюции животных в целом. Данная, сложная дидактическая цель достигается путем использования в презентации большого количества иллюстраций, схем.  

Реализуя личностный подход в обучении, учитель разделяет класс на рабочие группы в соответствии с психофизиологическими и учебными особенностями учеников. Работа осуществляется по индивидуальным картам-заданиям. Обсуждение результатов работы каждой группы проводится также с использованием слайдов презентации и рельефных таблиц. Такой способ обобщения позволяет всем ученикам класса наглядно убедиться в правильности сделанных выводов.

На этапе заключительного обобщения учитель представляет вниманию учащихся интерактивное приложение «Эволюция животных», при помощи которого ученики формируют выводы об основных направлениях эволюции животного мира. Использование интерактива вызвало большой интерес учащихся, позволило увидеть животных, ранее существовавших на нашей планете, воссоздать картину мира в контексте времени.

Учащиеся показали высокий уровень знаний и умений в учебной деятельности. В результате закрепления изученного материала учащиеся показали 81% качества (при 100% обученности) при выполнении тренировочного тестового задания, также организованного с использованием ИКТ.

Присутствовали:

Внеклассное мероприятие в рамках подготовки к педагогическому совету «Пути и средства формирования ключевых предметных компетенций у учащихся»

21 марта 2011 года                                                                          Кабинет № 32

Марина Елена Витальевна –

учитель биологии МБОУ СОШ № 3

Внеклассное мероприятие

в 9 «А» классе

Проект «Валеологический практикум»

Отзыв

В целях развития внеурочной деятельности учащихся и их социальной активности в течение марта 2011 года реализовывался проект «Валеологический практикум». Защита проекта осуществлялась в рамках внеклассного мероприятия для учащихся 9  класса. Видна система работы учителя по использования информационно-коммуникационных технологий в организации внеурочной исследовательской деятельности.

На этапе подготовки и работы над проектом инициативные группы мотивированных учащихся проводили физиологические исследования с использованием компьютерного измерительного блока, собирали и анализировали полученную информацию, активно используя ресурсы Интернет и электронную библиотеку кабинета биологии.

Защита проекта проводилась с использованием мультимедийной презентации, разработанной учениками совместно с учителем. Ученики показали высокий уровень владения материалом, коммуникативные навыки.

Одним из этапов внеклассного мероприятие стало проведение функциональной пробы и анкетирования для всех учащихся класса, также проведенное с использованием ИКТ. Ученики смогли самостоятельно оценить некоторые показатели собственного здоровья, актуализировать знания, полученные на уроках биологии.

Реализация и защита проекта проходила динамично и красочно. Отзывы учащихся, полученные в результате обратной рефлексии, организованной учителем показали положительную мотивацию к данной форме организации внеурочной деятельности

Учителя, посетившие внеклассное мероприятие, отмечают высокий методический уровень и возможность использования методики учителя в своей работе.

Присутствовали:

Открытый урок

5 декабря 2011 года                                                                          Кабинет № 32

Марина Елена Витальевна –

учитель биологии МБОУ СОШ № 3

Открытый урок в 8 «А» классе

Тема: «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 5 «Подсчет пульса и измерение артериального давления до и после дозированной нагрузки»»

Отзыв

Урок организован с применением информационно-коммуникационных технологий. В своей работе учитель использует презентацию «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения», интерактивное приложение «Круги кровообращения», «Работа сердца», «Секундомер», компьютерный измерительный блок с программным обеспечением «Лаборатория L-микро».

Актуализация знаний по темам строение кровеносной системы, работа сердца, круги кровообращения проводилась путем выполнения дифференцированных заданий: индивидуальная работа с карточками, выполнение заданий, повышенной сложности (для мотивированных учащихся), рассказ с использованием интерактивных плакатов. Такая организация проверки и актуализации знаний позволила учителю задействовать всех учеников  класса, обеспечивая личностный подход в обучении.

При изучении нового материала учитель активно использует подготовленную презентацию, помогающую проиллюстрировать изучаемые вопросы, применяя проблемный подход в изложении материала.

Закрепление полученных знаний осуществляется путем выполнения учащимися лабораторной работы. Практическая деятельность проходит в парах. Ученики производят функциональное тестирование, примеряя на себе роли, как исследователей, так и испытуемых. Учитель демонстрирует возможности современной компьютерной техники – как способа получения физиологических данных.

Учителя, посетившие урок, отмечают высокий методический уровень и возможность использования методики учителя в своей работе.

Присутствовали:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии

как сделать урок биологии интересным...

статья "Использование растений на уроках биологии"

Использование растений на уроках биологии в 6, 9-11 классах при изучении тем : "Лист", "Видоизменения листьев",  "Видоизменения корней", "Конвергенция и дивергенция" и т.д....

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ЭОР на уроке биологии на примере урока “Выделение”

Данная презентация создана для учителей биологии, преподающих в  основной школе, с целью привлечения внимания к использованию ЭОР в учебном процессе. Использование ЭОР на всех этапах урока обеспе...

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446

 О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...