Описание собственной методической системы.
методическая разработка по теме

Кривченкова Елена Юрьевна

Сущность моей педагогической деятельности заключается в сочетании традиционных форм и методов  обучения с инновационными методиками и технологиями, в формировании нового взгляда на ученика как субъекта педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sobstvennoy_metodicheskoy_sistemy.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Описание собственной методической системы.

«Всё мудрое уже придумано раньше.

Сложность состоит в том, чтобы лучше это понять».

И. Гёте.

В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования: «…научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить – это учение для бытия. И научить жить вместе с другими людьми – это учение для совместной жизни».

Передо мною стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Мир не стоит на месте. Рождаются новые идеи, появляются современные педагогические технологии, которые способствуют формированию всесторонне развитой и гармоничной личности. Они ориентируют на воспитание людей, внутренне принимающих новую реальность. А реальность такова: хорошо будет жить тот, кто опирается на свои силы, на свою творческую активность и готов реализовать её без принуждения, самостоятельно.

В своей педагогической деятельности делаю акцент на развивающее обучение, технологию проблемного обучения, технологию сотрудничества, проектные методы обучения, здоровьесбергающие технологии и информационно – коммуникативные технологии.

Сущность моей педагогической деятельности заключается в сочетании традиционных форм и методов  обучения с инновационными методиками и технологиями, в формировании нового взгляда на ученика как субъекта педагогического процесса. Ведущая идея заключается в системном применении компетентностных форм с учётом возрастных особенностей учащихся.

Математика по праву считается одним из наиболее сложных школьных предметов. И если ученик получает плохие отметки, то он ощущает дискомфорт на уроках или испытывает затруднения. Скорее всего, проблема не в отсутствии у него желания учиться, а в отсутствии мотивации к учению. Как продемонстрировать ребёнку, что сегодняшний урок – это не просто получение знаний, это необходимая подготовка к жизни, это способы деятельности в различных жизненных ситуациях.

Использование мною развивающего обучения, направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Оно ориентирует на всестороннее гармоническое развитие ребёнка. Важным становится и усвоенные знания, и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательной деятельности и творческого потенциала ученика.

В 8 классе выводим формулу площади параллелограмма. Из бумаги ребята вырезают параллелограмм и делят его на фигуры, площади которых они знают. Из этих элементов собирается площадь параллелограмма. Идёт сравнение площадей фигур, путём натурального эксперимента. Данная технология позволяет добиться стабильных результатов в работе с учащимися.

Проблемное обучение помогает организовать учебные занятия, которые предполагают, создание проблемных ситуаций и ведёт к самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками. В 7 классе перед изучением темы «Сумма внутренних углов треугольника, можно предложить такую задачу: «Построить треугольник по трём заданным углам:

  1.   А=900,       В=600,          С=450
  2.   А=700,       В=300,          С=500
  3.   А=500,       В=600,          С=700».

При построении становится понятным, что только в третьем случае получается треугольник с заданными углами. Можно выдвинуть предположение о сумме углов треугольника. Уместен будет и провокационный вопрос: «В каком треугольнике сумма внутренних углов больше – остроугольном или треугольном?» Проверить всё на практике.

Технология сотрудничества реализует на учебных занятиях равенство, партнёрство в отношениях учитель – ученик. Вместе вырабатываем цели, содержание урока, даем оценку ему, находясь в состоянии сотворчества.

Эффективность такого подхода можно наблюдать в групповой работе. В 11 классе по алгебре пройдена тема: «Интеграл». На уроках геометрии ставится задача для групп учащихся: «Вывести объём наклонной призмы, пирамиды и конуса через интеграл». В течение 10 -15 минут учащиеся работают над этой проблемой, а затем участники от каждой группы выводят формулы для всего класса.

 Здоровьесберегающие технологии в качестве основной задачи выдвигают сохранение, укрепления здоровья учащихся, мотивируют на ведение здорового образа жизни. Например, на уроках провожу физкультминутки (учитель рассказывает и показывает): «Автомобилей у нас теперь много. Покатаемся. Первые упражнения выполняем, сидя на стуле. Рулим… Движения, имитирующие движение рук водителя на крутых виражах трассы. Нажимаем на педали… (ноги вытянули вперед, движения, имитирующие движения ступней при резком нажатии на педали). Газ…Тормоз…(повторяем). Пошел дождь. Наши глаза следят за движением дворников…А теперь наши глаза превращаются в фары… Правый поворот… Левый поворот… (повторяем) Подмигиваем. А теперь остановка. Аварийный сигнал… Выходим из машины, встаем со стула. Потягиваемся, выпрямляя уставшую спину. Меняем колесо. Присели на левое колено…Присели на правое колено…Обошли вокруг машины (вокруг стула). Улыбнулись другу, сели обратно». На уроках с ребятами составляем и решаем задачи по теме урока, но связанные со здоровьем человека (суточная доза витамина С, вред от одной сигареты и т.д.), проводим внеклассные мероприятия, участвуем в акциях.

В результате использования в своей педагогической деятельности проектных методов обучения отмечаю увеличение роста интереса учащихся к определённым проблемам, которые предполагают владением суммой знаний и через проектную деятельность (применяю не только на уроках, но и во внеурочное время, в КТД). Примером может служить урок по теме: «Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации». По плану урока ребята знакомятся с темой самостоятельно, разбившись на группы, работают над проектом с элементами исследования.

Информационно – коммуникативные технологии способствуют подготовке и передачи информации ученику, средством осуществления которых является компьютер, интерактивная доска и др.; формируют умение работать с информацией, развивают коммуникативные способности.  Помогают подготовить личность «информационного общества». На своих уроках  часто использую ИКТ.  Например, для  классного проекта, КТД, разработка кл. часа и дидактического материала к уроку. Помогает вести дистанционное обучение и общаться в соц. сетях.

Важной составляющей методической системы является внеклассная работа. Внеклассные занятия предусматривают выполнение групповых заданий, проектов, исследований, написание рефератов, сообщений и т.д. Такая работа ведется по принципу системности с 5 по 11 класс. Кружки, факультативы, элективные курсы, школьные мероприятия (математические недели, научно – практические конференции и т.д.): в их рамках с учащимися решаем олимпиадные задачи, изучаем дополнительные главы тем, которые не вошли в учебник (графы, принцип Дирихле и т.д.). Ребята проявляют большую активность в олимпиадах, конкурсах, играх, семинарах и т.д. (приложение…).

 Кроме учебных занятий во внеурочное время с ребятами провожу занятия в «Школе КВН». Есть результаты на региональном и муниципальном уровнях. Сегодня учащиеся моего класса входят в общественную организацию Молодёжный парламент при думе Елизовского муниципального района. Участвуют в семинарах, акциях, проектах, конкурсах, митингах (например: социальная помощь ветерану Курильского десанта «Дорога добра», конкурс стран СНГ, День независимости, День молодого избирателя, форум молодёжи Камчатки и др.). И, конечно же, во внеклассной работе веду профориентационную работу, помогая ребятам определиться с жизненным выбором. Для этого провожу совместно с родителями классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии (в этом году посетили Осадчее золоторудное месторождение), совместно с психологом проводится тестирование ребят. В прошлом учебном году по профориентационно – образовательной программе «Каникулы в Санкт-Петербурге для школьников регионов РФ», где посетили несколько ВУЗов. В них для ребят проводились семинары, мастер – классы, олимпиады. Своими результатами учащиеся оставили хорошее впечатление о себе.

            Вышеперечисленные методы и технологии современного образования позволяют на сегодняшний день реализовать в своей работе системно – деятельностный подход, ориентированный на развитие личности ребёнка.

        Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели:  

  1. повышается качество знаний учащихся;
  2.  сохраняется положительная динамика участия школьников, а также наличия победителей и призёров во Всероссийской олимпиаде регионального и  муниципального уровня, во Всероссийских олимпиадах «Турнир городов» и «Третье тысячелетие», международном конкурсе - игре «Кенгуру» (регионального  и муниципального уровня);
  3. повышается способность учащихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием; увеличивается количество учащихся, занимающихся проектной деятельностью;
  4. учащиеся выпускных классов показывают хорошие знания по предмету, что показывают результаты ГИА и ЕГЭ.
  5. ребята показывают своё умение взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, умение работать в команде.

      Новые тенденции современного образования предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной компетентности учителя. Мы должны делать трудное  - лёгким, сложное – простым, непонятное – понятным. Многое зависит от нашего желания и от уровня профессиональной подготовки. Учитель учиться всю жизнь! Для этого прохожу модульные курсы и дистанционные не только по своему предмету, но и по педагогике и психологии. Кроме этого участвую в научно – практических конференциях, семинарах, мастер – классах.

Учителю приходится прилагать много усилий для самосовершенствования. Участвуя в различных  конкурсах, совершенствовала своё педагогическое мастерство, училась обобщать свой педагогический опыт, делилась и приобретала опыт других.

После конкурсов, с багажом интересных идей появляется желание работать по- новому и хочется поделиться своими наработками. На протяжении всего времени являюсь активным членом Педагогического клуба «Первое сентября», вхожу в учительское сообщество клуб «Педагогический Гейзер», а также являюсь членом Елизовского местного отделения, «Гейзер» Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего»».

Использование современных технологий обучения усиливает внутреннюю мотивацию школьников. У них возникает интерес к учебному процессу. Развивается потребность учиться.

Моя методическая система помогает каждому из учеников приобрести качества:

  1. личностные: ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; креативность и любознательность: направленность на саморазвитие; социальная ответственность;
  2. метапредметные: коммуникативные умения – понимать другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения; межличностное взаимодействие, сотрудничество – умение работать в команде, выполнять разные роли обязанности; умение работать с информацией и медиасредствами;
  3. предметные: основы системы научных знаний; опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.

В 2011 году состоялся выпуск физико – математического класса. Все сдали успешно вступительные экзамены, только по математике средний балл составляет 64. Абсолютно все поступили в ВУЗы по профилю, на бюджетной основе. И сейчас успешно продолжают учиться.

В этом году выпускаю свой необычный класс, многопрофильный по индивидуальным учебным планам. В нём собрались химики, физики, математики и биологи. Уверена, что и они сумеют успешно реализоваться в жизни.

В результате можно  говорить, что данная методическая система особенно актуальна в связи с необходимостью обеспечения развивающего потенциала новых образовательных стандартов второго поколения, формирования универсальных учебных действий.

Кривченкова Елена Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая система

Описание собственной методической системы....

Наличие собственной методической системы

К5 Наличие собственной методической системы учителя - Приложения...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Сущность собственной методической системы

Моя метод система и то как я ее вижу....

Распространение собственной методической системы педагогического опыта - "Коррекция и формирование правильной осанки школьников"

Учебная программа внеурочной деятельности  физкультурно-оздоровительной направленности - "Коррекция и формирование правильной осанки"....

Собственная методическая система

Методическая система ....