Размышления о….
статья по теме

«Русский язык ....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmyshleniya_o.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа.

Размышления о….

Снопова Людмила Анатольевна.

Батурино

«Русский язык – один из развитых языков мира», «Русский язык как развивающееся явление», «Международное значение русского языка», «Функции русского языка в современном мире» - каждый учитель-словесник знает, что это название вводных тем в учебниках русского языка.  Каждому, даже впервые взявшему этот учебник в руки, становится ясно, что школьная программа направлена на то, чтобы вызвать интерес к родному языку, пробудить гордость за величие языка, на котором говорим, пробудить желание проникнуть во все тайны, исследовать все закоулки чуда под названием «Великий, могучий и прекрасный русский язык».

Все это верно. В теории. А на практике? Школа – не отдельное государство, не существует изолированно. Как тут не вспомнить цитату из курса обществознания: «Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно». Невозможно. Вот и учатся наши дети не только в школе, в том числе и языку. Но то, что мы порой слышим, очень трудно назвать русским языком. Все, я думаю, мы помним, как совсем недавно нас буквально ошарашили новомодным словом «толерантность». Я – учитель русского языка и все прекрасно понимаю, сама ученикам объясняю, что язык развивается, пополняется за счет заимствований из других языков. Только почему-то у нас порой заимствование является синонимом слова замена. Вот и коверкаем свой язык, как только можем. Услышали новое слово – к месту и не к месту будем вставлять его в свою речь. Вот поэтому вместо того, чтобы просто по-русски сказать: «Будьте терпимы», - произносим: «Будьте толерантны». От желания показать себя грамотным, вставляем в свою речь «красивые» слова, не понимая их значения, рождая перлы: «Мы с ним люди корпоративные». И нпдо отметить, что эти «перлы» произносятся из источника информации, который по значимости у современной молодежи стоит не на последнем месте. Когда начинаешь исправлять казус в речи ребенка, он совершенно справедливо возмущается «Так по телевизору говорили!» один из моих учеников назвал русский язык многострадальным, так как его «захламляют всякого рода новыми словами, хотя есть свои, прекрасно звучащие». Уже не удивляемся, когда слышим: «мое день рождение», «ложим», «одеваю пальто».

Вот еще один момент, несомненно, вызванный «пробудить» в наших детях любовь к языку Пушкина, Чехова. Обратитесь к любому средству массовой информации, и вы увидите или услышите слова, фразы, высказывания на английском языке. Я не была за границей, но думаю, что вряд ли там по поводу и без оного обращаются к русскому языку. Мы же твердим о необходимости грамотного владения языком и в то же время, к какой бы области жизни мы не обратились, натыкаемся на английский. Сам начинаешь сомневаться, а русский ли у нас является родным?

Не могу не затронуть и то, что мне близко. Очень часто слышу, что стране нужны грамотные, образованные люди. Тогда как же это соотнести с тем, что в школьной программе из года в год сокращаются часы на уроки русского языка и литературы? Вот пример. Когда я начинала работать, в 5 классе по программе было положено семь часов русского и четыре литературы в неделю. На данный момент мы имеем русский язык – 4 (5), литература – 2 часа. Совсем не обязательно быть Лобачевским, чтобы увидеть разницу. И какого результата мы ожидаем? Вот и мечется бедный учитель-словесник, пытаясь выбрать, на чем остановить свой взгляд. И это важно, и на этой теме нужно бы задержаться, иначе н е усвоят ученики, дальше все скажется. Так и мчимся галопом. Конечно, я согласна с тем, что ребят нужно ориентировать на самостоятельное изучение материала, но, простите, не до такой же степени. Так можно и до полного абсурда дойти. В начале учебного года зачитать списком все темы – и вперед, дети, учитесь. Только потом не стоит сетовать на безграмотность подрастающего поколения. Мне могут возразить, что наша задача на новом информационном этапе научить коммуникативным знаниям. Опять же согласна и не буду спорить. Но почему же у нас всегда как новшество, так получается, что «хотели попасть в Херсон, а вышли к Одессе». Тут же хочется вспомнить лозунг вождя эгофутуризма Игоря Северянина: «Поиск нового без отвергания старого». Вот уж под чем можно подписаться обеими руками. Именно поиск, и очень осторожный. А то наша русская душа широкая, «рубануть, так уж с плеча». Вот и рубим без оглядки, и, как в детской песенке, «остались от козлика рожки да ножки».

Не очень приятно слышать, что слабое место в образовании – средняя школа, а самое слабое место в школе – умение читать. Но при нынешнем отношении – прежняя система образования никуда не годится – ничего другого ждать не приходится. Введение инновационных (тоже красивое слово) технологий – дело хорошее, но, отнюдь, не решение всех проблем. Я не рутинер и совсем не против нововведений, только все хорошо в меру. Если от головной боли помогает какая-то таблетка, мы же не будем из-за этого пить сразу весь стандарт. Обучение – это процесс, длительный, кропотливый. И с каждым вновь пришедшим классом нужно начинать все заново. Грамотность не передается по наследству, и то, что когда-то выучили родители, приходится сызнова постигать детям. Нельзя при помощи вакцины привить любовь к языку. Нельзя просто прийти в класс и сказать: «Ребята, любите русский язык, изучайте его», - и все: в детях проснулась жажда знаний. Оттого, что несколько раз произнесешь «сахар», во рту слаще не станет. С русским языком та же ситуация. А не взять ли на вооружение методику, применяемую англичанином, к которому обратились с вопросом: «Как Вам удалось вырастить такой прекрасный газон?» оказалось очень просто. Сеешь и стрижешь. Сеешь и стрижешь. И так в течение ста лет. А когда из одной крайности в другую, получаем то, что получаем.

Я не ставила перед собой цели писать критическую статью. Так получилось, очень уж больной вопрос. Я – за что хочу сказать спасибо советской школе – патриот. Хоть это и грубовато звучит, назвала бы себя даже патриотом-фанатиком. И моим очень большим желанием является желание привить ученикам такую же любовь, но не только к Родине, а и к родному языку. Мне хочется, чтобы они почувствовали всю его прелесть, научились играть словом, смаковать его, если можно так выразиться. И, надо сказать, эта любовь в наших детях есть, пусть, может быть, в ком-то пока неосознанно, но есть. Значит, не все еще потеряно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"

Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...

Школьные учебники химии Информация к размышлению

Как выбрать один учебник из множества существующих? У учителя химии нет времени внимательно изучить все учебники, которые включены в Федеральный перечень учебников. Реклама всегда показывает достоинст...

Статья «Размышления на тему дополнительного образования детей»

Работаю в дополнительном образовании с 1993 года. За время работы сложилось своё мнение по поводу обучения детей в дополнительном образовании. Свои мысли излагаю в  данной статье....

Размышление о родном городе. Антонов Максим. 10 А класс

В этом году нашему городу 230 лет. Что мы знаем, что мы можем показать туристам? Какой красатой наслаждались первые "тетюшане" . Вся история России и Татарстана связана с этим  маленьким городком...

Размышления перед уроком

Каждый урок имеет своего учителя, своё имя, свою особенную драматургию.                     В.М. Лизински...

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" Тема: Размышления о человеческой красоте. (По сказке В. Вересаева «Состязание»)

Урок литературы в 6 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии критического мышления и технологии правильного типа читательской деятельности...