Опыт работы
учебно-методический материал по теме

Сергеева  Валентина  Петровна

Обобщение опыта работы по теме «Управление мыслительной деятельностью  школьников

возможностями  организации самостоятельной работы на уроках математики».

 Опыт описан по модульной технологии.

 Развитие каждого человека происходит в процессе  какого – либо вида деятельности. Задача учителя создать условия для осуществления этого вида деятельности, для процесса самостоятельного поиска решения, для работы.

Нельзя погружать ученика в самостоятельную деятельность, если  у него не сформированы приемы познавательных процессов.

Чтобы  «окунуть» школьников в самостоятельное «плавание» по математике, необходимо научить логическим познавательным приемам, методам работы с информацией, математическими задачами и объектами.

Формирование различных методических приемов, техник сопровождается приобщением  учащихся к различным видам самостоятельной деятельности, которая является ведущей формой учебной деятельности учащихся, развивающей мышление.

Все это описано в опыте работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы139 КБ
Файл Презентация2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Карта – аннотация обобщения опыта работы

учителя математики

муниципального общеобразовательного учреждения

Зеленовской основной общеобразовательной школы

Рассказовского района Тамбовской области

Сергеевой Валентины Петровны

по теме «Управление мыслительной деятельностью  школьников

возможностями  организации самостоятельной работы на уроках математики».

1. Территория – Рассказовский район.

2. Наименование учреждения – МОУ Зеленовская ООШ.

3. Наименование – продукция.

4. Автор опыта – Сергеева Валентина Петровна, учитель математики МОУ Зеленовской ООШ.

5. Класс продукта – описание передового педагогического опыта.

6. Аннотация

Опыт работы Сергеевой В.П. обобщен по теме «Управление мыслительной деятельностью  школьников возможностями  организации самостоятельной работы на уроках математики».

7. Область применения – педагогика.

8. Категория пользователей – работники образования.

9. Почтовый адрес: п. Зеленый Рассказовского района.

10.  Контактный телефон: 8 (47531) 65-473.

                                                                       Во всем мне хочется

                                                                           дойти до самой сути…

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОПЫТА РАБОТЫ

ТЕМА «Управление мыслительной деятельностью  школьников

возможностями  организации самостоятельной работы на уроках математики».

ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ОПЫТА:

Создание условий для индивидуального продвижения в развитии учащихся средством использования активных форм, методов и приемов организации самостоятельной работы, развивающих мыслительную деятельность школьников позволит им  успешно социализироваться в современной жизни.

ЛИЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ:

- развитие у учащихся представления о ведущей роли математики в умственном развитии человека;

- формирование осознанного восприятия учебного материала;

- сочетание различных приемов и форм организации самостоятельной работы, направленных на управление мыслительной деятельностью школьников;

- формирование навыков самостоятельного труда и развитие творческой активности.

ПРОТИВОРЕЧИЯ:

- между потребностью личности ученика в свободном творческом развитии и самоопределении и невозможностью такого самоопределения через обязательные формы и методы образовательной деятельности, подавляющие активность личности;

- между низким уровнем мотивации к знаниям и высоким требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников;

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся и слабым уровнем развития самостоятельной мыслительной деятельности;

- между большим объемом полученной информации и далекой перспективой ее применения.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА:

- управление самостоятельной практической и мыслительной деятельностью школьников в процессе изучения математики;

- обеспечение самостоятельной работы каждого ученика с учетом уровня его способностей и возможностей;

- развитие учебных и коммуникативных навыков учащихся;

- использование ИКТ в качестве электронного учебника, инструмента для контроля знаний, выполнения творческих работ, как средство, организующее учебную работу ученика.

- актуализация практической значимости математических знаний, развитие у школьников понимания сущности и происхождения математических положений, демонстрация места и роли математического моделирования в научном познании и практике.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА:

учащиеся приобретают умения:

- самостоятельно получать и творчески использовать полученные знания;

- принимать самостоятельные и ответственные решения;

- планировать свою деятельность и оценивать ее результат;

- принимать ответственность за себя и свое окружение;

- строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

У обучающихся выработаны прочные знания, умения и навыки, устойчивый интерес к математике.

ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА

  1. ПРИЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

          Развитие каждого человека происходит в процессе  какого – либо вида деятельности. Задача учителя создать условия для осуществления этого вида деятельности, для процесса самостоятельного поиска решения, для работы.

Для формирования навыков самостоятельной работы продумываю и определяю:

- цель, время и характер самостоятельной работы;

- способ повторения минимума фактических знаний, без которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной работы;

- вид работы: для повторения, для поиска новой информации, для формирования или закрепления навыков, для выполнения заданий творческого характера;

Нельзя погружать ученика в самостоятельную деятельность, если  у него не сформированы приемы познавательных процессов.

Наблюдения за организацией уроков математики в начальных классах, позволили сделать вывод о том, что не более сорока процентов урока  дети работают самостоятельно. Остальное время тратится на общеклассную фронтальную работу, работу по образцу.

Чтобы  «окунуть» школьников в самостоятельное «плавание» по математике, необходимо научить логическим познавательным приемам, методам работы с информацией, математическими задачами и объектами.

Логические рассуждения.

Как человек познает новое?

Во – первых, ищет ответ на вопрос «Что это?» или «как с этим работать?» Это очень важный вопрос, так как,  не зная, что перед ним, не сможет определить, что с этим  можно делать, а чего нельзя, как к этому относиться и можно ли «разрулить» возникшую проблему. Если трудно ответить на возникший вопрос, то его можно сформулировать по-другому:

«А ранее встречалось что либо подобное? На что это похоже?». Ответ поможет, в каком направлении думать дальше.

Вопросы:                         Что это?

                                     На что похоже?

Что мне мешает?

                                            Как избавиться? 

помогают решать самые сложные математические проблемы.  

Пример 1.

Пусть 8 = 8.

Что это?                                          Равенство, математическое

                                                         выражение, содержащее, знак «равно».

Что с ним можно делать?             Одинаково воздействовать на левую

                                                         и правую    часть:

            8 : 2 = 8 : ? (естественно  ? это 2)

                                                         8+х = 8+х, где х любое математическое

                                                         предложение.

Таким образом, на равенство можно воздействовать различными операциями.

Пример 2.

Пусть х=6.

Умножим обе части на 2                 2х=12

Прибавим к обеим частям -10          2х + (-10) = 12+(-10)

                                                            2х - 10=2

Что я вижу?                                     Уравнение

Что необходимо найти?                           х

Что мне мешает?                            Мешают числа, связанные с  х

Как избавиться?                               2х-10+10=2+10

                                                            2х=12

                                                            2х:2=12:2

                                                            Х=6.

Таким образом, есть методы, которые дают возможность преодолевать встречающиеся на нашем пути препятствия.

Вопросы можно уточнять.

Что это?

Что я хочу?

Что мешает получить то, чего я хочу?

Как избавиться от того, что мешает?

Пример 3.

Пусть 8-х:5=2

Что это такое?                                     Линейное уравнение (уравнение-

                                                              равенство, содержащее переменную в

                                                              первой степени.

Что я хочу?                                          Найти х (т.е. х=…)

Что мешает (что связывает)?            

Как избавиться от мешающих           С помощью обратных операций

элементов?  

Как это сделать?                                  Последовательно воздействовать на обе

                                                               части равенства.  

Освоение методом  последовательных логических рассуждений, применяемым не только для решения линейных уравнений и неравенств, но и при решении  уравнении других видов, а также при решении задач, учит учащихся работать над ними самостоятельно.   

Опишу некоторые приемы (техники) развития умственных познавательных процессов, позволяющих в дальнейшем  увеличивать долю самостоятельной работы учащихся на уроке и вне его.

Прикидки.

Прикидки обычно осуществляем устно, в уме, поэтому они требуют твердых навыков устного счета.

Этот прием хорошо работает с дробными выражениями и помогает учащимся оптимизировать вычислительные навыки при решении физических, химических задач.

Например,

Вычислить:   2.271*722

                       51.6+0.0976

Верно ли это?

Прикидка  важна при вычислении квадратных корней, при решении задач по физике, химии.

Развитие математической интуиции.

Оценка ситуации – навыки предварительной оценки ситуации следует воспитывать при решении условно – прикладных задач и чисто математических задач.  При решении прикладных задач предлагаю учащимся представить ситуацию, как бы вообразить себя ее участником, сделав прикидки, предварительные оценки, которые у разных учащихся могут не совпадать.

Например.

Обсуждаем задачу: «Первый кран наполняет бассейн за 2 часа, второй – за 4 ч. За сколько часов наполняется бассейн, если оба крана открыты?»

Выясняем, что первый кран более мощный. На основе здравого смысла заключаем, что, поскольку краны помогают один другому, искомое время составляет менее 2 часов. Путем рассуждений получаем оценку снизу: если бы второй кран был той же мощности, что и первый, то они вместе заполнили бы весь бассейн за 2 час, значит, искомое время больше одного.

Таким образом, не решив задачу, мы получили двухстороннюю оценку ответа.

Математическая интуиция помогает ответить на вопрос: достаточно ли данных в задаче, если недостаточно, то какие данные еще необходимы и откуда их можно получить; если же данных слишком много, то какими из них надо воспользоваться в первую очередь.

Создание ситуации успеха.

Каждому ученику хочется выглядеть  знающим и умеющим. Задача учителя подпитывать  это желание даже за самые незначительные успехи.

Решение развивающих задач.

Для актуализации опорных знаний перед изучением новой темы считаю целесообразным использовать систему развивающих заданий на:

- аналогию;

- исключение лишнего;

- классификацию;

- логические задачи;

Развивающие задачи формируют математический стиль мышления, развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, развивают интуицию, т.е. направлены на управление мыслительной деятельностью обучающихся.

Например.

  1. продолжи ряд  5; 8; 12, 17, …
  2. исключи лишнее:  а) квадрат, отрезок, прямоугольник, круг;

                                     б) 10, 24, 13, 18, 102, 54.

3. 2х=3;     х*х=2,     3-5х+ х*х=0,     1-3х/4=х.

 Подели на группы (классификация). Объясни свое решение.

4. Что больше 50% от 120 или 120% от 50?

     5. Если дома на улице пронумерованы от 1 до 50, то сколько раз встречается цифра 4?

     6. Найти неизвестное число: а) 3х-1=8                                   б)40   10%   44

                                                          5х+4=30                                    42   1/3      ?

                                                          Х+1=10  

                                                          16-х=?

     7. Какое число делится на все натуральные числа без остатка?    

Составление задач.

Прием  составления текстовых задач способствует развитию умственной деятельности учащихся 5-6 классов, хотя  требует достаточных затрат урочного времени. Умением составлять задачи  могут обладать учащиеся, имеющие богатый словарный запас, умеющие красиво строить предложения, логически рассуждать.

Текстовые задачи по математике несут ряд важнейших воспитательных функций.

Процесс их решения является иллюстрацией  практического применения математики, способствует формированию математических знаний и умений, служит объектом для обработки умений самостоятельной работы учащихся.

Решение практической задачи подразделяется на три этапа:

- этап формализации – переход от практической ситуации к математической модели;

- этап применения математических методов решения и собственных знаний;

- этап интерпретации результатов – возвращение к исходной  модели.

Эффективность решения текстовых задач зависит от того, созданы ли условия, побуждающие учащихся к самостоятельной деятельности.

Самостоятельное решение задач формирует такие умения как:

- умение планировать свою деятельность;

- мотивировать каждый шаг;

- внимательно воспринимать информацию;

- логически осмысливать условие и результаты;

- рационально запоминать результаты своих действий;

- осуществлять самоконтроль;

- воспитывать критичность мышления.

Результативность.

Воспитывается потребность планировать свою деятельность.

Устный счет.

Считаю, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее осваивают технику умственных преобразований (преобразований в «уме»), лучше справляются с различными самостоятельными заданиями, составной частью которых являются вычисления.

В устных вычислениях развивается память учащихся, быстрота их реакции. Сосредоточенность – важные элементы мыслительной деятельности учащихся. Поэтому отработка достаточно устойчивых вычислительных навыков всегда в центре моего внимания.

В 5-6 классах устная работа сводится не только к отработке арифметических действий, но и устное решение текстовых, развивающих задач, упражнений, требующих понимания смысла «отношение», «меньше-больше», «какую часть», зависимость между именными величинами (скорость, площадь и т.д.).

Например.

  1. Лыжник за три часа прошел 35 км. Какова скорость лыжника?
  2. Какое число надо увеличить в три раза, чтобы получить 4,5?
  3. Решить уравнения: 4х=2,4;     х:8=3 1/8.
  4. Сколькими способами можно составить двузначные числа из цифр 3,5,7?

Вычислительные навыки развиваются на любом этапе урока. Устные вычисления выкладки в уме необходимы не только в школе на уроках математики, но и в повседневной практике.

Устная работа не всегда «публична».

Это может быть индивидуальная самостоятельная работа:

записать ответы с пропуском тех заданий, которые ученик не сможет выполнить устно с последующим разбором.

Например,  упражнения для устной работы по теме «Действия с десятичными дробями»:

3.6+0.7                                     8.8+4.3                                          1.4 +3.8

1.8:3                                         4.2*7                                              0.4*6

6.3+3.8                                     7.8:3                                              6.8:2

1.5-0.7                                      0.8+0.4                                          1-0.3

2.6+1.7                                     2.7+0.9                                           5.6+7.5

0.9*4                                         3.2:4                                               0.5*4

8.4:4                                          4.7+5.6                                           3.2*0.5

1-0.8                                          1.3-0.5                                            0.6-0.5

Результативность.                              

Формируется умение организовывать взаимосвязи своих знаний и упорядочивать их, организовывать свои собственные приемы обучения при выполнении самостоятельных работ, развивается интеллект.

Сформированность оптимальной техники счета ускоряет многие вычислительные операции, экономит время  урока.

II. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Формирование вышеперечисленных приемов, техник сопровождается приобщением  учащихся к различным видам самостоятельной деятельности, которая является ведущей формой учебной деятельности учащихся, развивающей мышление.

На каждом уроке необходимо продумывать, какие навыки самостоятельной работы получит  на данном уроке ученик.

Остановлюсь на изучении нового материала по учебнику.

А) Самостоятельная работа при изучении нового материала по учебнику.

 

Чаще всего учащиеся  не рационально читают, плохо знают терминологию и символику, правила, считают математику строго письменным предметом. Для работы с учебником важно, чтобы школьники умели хорошо читать и понимать прочитанное, что не всегда сформировано к пятому классу.

Самостоятельное чтение математического текста – это очень сложная задача в силу того, что текст насыщен информацией важной и той. Может показаться излишней. Поэтому при организации самостоятельного чтения необходимо «расставить некоторые вехи», так как большинство учебников не ставят  задач (целей) перед учащимися. Это приходится делать учителю в письменной или устной форме: сформулировать наводящие вопросы, разбить текст на части, дать некоторые указания.

Например.

I. При изучении  в 5 классе темы «Округление чисел» перед учащимися  ставлю следующие вопросы:

  1. Прочитайте число (7,58).
  2. Между какими натуральными числами оно находится?
  3. К какому числу ближе?
  4. Найдите в учебнике название чисел 7, 8.
  5. Прочитайте статью учебника. И приготовьтесь отвечать на вопросы.
  6. Какое число называют приближенным значением с недостатком (избытком)? Пример.
  7. Что значить округлить число?
  8. Сформулируйте правило округления чисел.
  9. Что нужно сделать с последней оставленной цифрой, если после нее цифра   3, 9?

II. При изучении темы «Понятие производной»  задачи можно сформулировать так:

  1. Изучить понятие производной функции.
  2. Запомнить обозначение производной функции.
  3. Научиться записывать с помощью символов  определение производной функции в точке.
  4. Научиться решать задачу на нахождение  производной по ее определению.
  5. Найти производную функции у=х*х-3

Работа  учащихся при изучении новой темы, работа с текстом учебника включает в себя чтение, комментирование, обсуждение прочитанного, поиск ответов на поставленные вопросы, составление вопросов к тексту, выделение в тексте определений, составление обобщающих, классифицирующих таблиц.

Обучая учащихся навыкам работы с учебником, исхожу из принципов, что отобранный материал для самостоятельной работы  должен быть доступен восприятию и пониманию, должен расширять представления учащихся об изученном, помогать глубже понять его содержание, способствовать  развитию интересов. Чтение учебника не должно утомлять  учащихся, должно экономить время.

      Например, самостоятельно почерпнуть  новую информацию  учащиеся могут по теме  «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника».

Система заданий:

  1. Изобразите произвольный треугольник АВС
  2. Поделите сторону АС пополам.
  3. Соедините вершину В с серединой противоположной стороны АС
  4. ВМ -?
  5. Проведите биссектрису угла А. Точку пересечения биссектрисы угла с противоположной стороной  обозначьте  Д.
  6. АД-?
  7. Проведите перпендикуляр из точки С к прямой АВ.
  8. Обозначьте точку пересечения перпендикуляра с  стороной АВ или ее продолжением Н.
  9. СН-?
  10.  На стр. 33 п.17 найдите ответы на вопросы 4,6,9.
  11. Дайте определение  понятиям высота, медиана, биссектриса и т.д.

Большую самостоятельность в работе с учебником предоставляю учащимся 5 класса, так как многие темы дублируют изученное в начальной школе или расширяют его. Задача учителя выявить, какие новые знания учащиеся получили от прочитанного.

Принципиален и алгоритм подхода (перехода) к теме урока. Вводный этап представляет собой либо систему вопросов, из ответов на которые возникает проблема, ведущая к теме, либо предлагаю «обыграть» название темы, написанное на доске.

 Пример самостоятельного  изучения учебного материала в 5 классе по теме  «Решение уравнений».

Предлагаю, прочитать тему на доске и вспомнить, что им знакомо из прочитанного из начальной школы.

Далее учащиеся читают статью по теме, отмечают новое из прочитанного, находят  ответы на вопросы:

Что называется уравнением?

Что значит решить уравнение?

Как называются компоненты при сложении, вычитании, умножении, делении?

Как найти неизвестное слагаемое (множитель и т.д.)?

Делаю акцент на том, что ответы на поставленные вопросы учащиеся должны знать наизусть.

Данный прием  нацеливает детей на смысловое заучивание правил, так как в начальной школе твердое знание правил не являлось обязательным.

Самостоятельно изученный на уроке материал  обязательно закрепляется.

Если учащиеся не имеют опоры для самостоятельного изучения, то оптимален прием, когда учитель излагает  учебный материал, а учащиеся его самостоятельно закрепляют, повторно воспринимая его по тексту, отыскивая непонятные  места, готовя вопросы для последующего группового обсуждения.

Например, тема «Логарифм» будет трудна для самостоятельного изучения учащимися, т.к. материал не связан с предшествующим. Однако тема «Решение простейших логарифмических уравнений» вполне доступна для самостоятельного изучения учащимися.

Результативность

- осознанное овладение знаниями;

- привитие навыков самостоятельной работы вообще;

-  совершенствование техники чтения, что важно для успешной сдачи ЕГЭ как по математике, так и по русскому языку - работа с текстом учебника;

- возможность научиться самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях;

- формирование информационной компетентности.

Б) Самостоятельное изучение тематического материала по электронному учебнику.

Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике - слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой.

Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы компьютерных занятий можно повысить интерес школьников к математике.

Применение информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе в целом и на уроках математики в частности решит ряд актуальных проблем, стоящих перед школой. К ним, прежде всего, относятся:

1. Создание положительной мотивации к обучению;

2. Повышение качества учебно-воспитательного процесса, приведение его к современному уровню научно-технического процесса;

3. Реализация идей дифференцированного подхода в процессе обучения, развитие интеллекта;

4. Реальная подготовка учащихся к жизни и работе в информационном обществе, к труду в автоматизированном процессе, к профессиональной мобильности;

Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически оправдано, а не служить данью времени. Не стоит использовать компьютер там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

Реализация информационно – коммуникативных технологий  осуществляется через использование:

1.    электронных учебников;

2.    слайд - фильмов;

3.    Интернет ресурсов;

4.    контролирующего и обучающего тестирования;

5     ученических проектов.

Приведу пример использования электронного учебника при изучении темы: «Теорема Пифагора».

Оборудование:

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, диск №56 лицензионного программного обеспечения, чертежные принадлежности. Урок проходит в кабинете информатики.

Ход урока выстраивается следующим образом:

1. Актуализация опорных знаний учащихся, подводящая к самостоятельной формулировке утверждения – теореме Пифагора (даются три тройки чисел: 3,4 и 5; 6,8 и 10; 5,12 и 13.  Трем группам учащихся  предлагается  построить треугольники с данными сторонами, найти  квадраты длин сторон,  выдвинуть гипотезу).

2. Сообщается тема урока.

3. Прослушивание  модуля 1 И (первый способ доказательства теоремы Пифагора).

4. Запись теоремы Пифагора для построенных треугольников.

5. Прослушивание модуля 2 И (второй способ доказательства теоремы Пифагора).

6. Беседа по оптимальности доказательства теоремы. Сообщение исторических сведений о Пифагоре и его теореме (готовили учащиеся).

7. Рассмотрение гипотезы о существовании  и достоверности теоремы, обратной теореме Пифагора.

8. Решение задач по теореме Пифагора.

9. Терема Пифагора модуль 3 П – проверка знаний  (каждый работает с электронным тестом самостоятельно).

Результативность.

Различные виды самостоятельной работы при изучении нового материала полезны не только в вопросе формирования умений и навыков самостоятельно работать, но и содействуют выработке сознательного  и творческого отношения к труду.

Применение компьютера на уроке повышает мотивацию школьников к учению.

Повышается информационно – коммуникативная культура школьников.

III. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинарские занятия – организационная форма урока, в процессе которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады, приемы решения задач.

Семинар используется как самостоятельная форма занятий. Семинар  помогает при меньших затратах времени урока  получить больший объем информации. Эта форма учебных занятий используется мной в старших классах.

Готовить учащихся с семинарским занятиям необходимо постепенно, приучать к «освоению алгоритма стратегии научного поиска, который подразумевает следующие шаги:

1. предпринять выполнить задание до изучения литературы, обратившись к своему субъектному опыту;

2. приступить к изучению литературы в случае возникновения трудностей и желание разрешить поставленную задачу;

3. получить ответ на поставленный вопрос и получить удовлетворение от проделанной работы.

Необходимые умения:

- умение отбирать нужную литературу:

- умение выделять главное из прочитанного;

- умение продумывать ответ, составлять план;

- умение выражать свою мысль устно и доступно для слушателей – учащихся.

Например, семинарские занятия провожу по темам «Вычисление площадей криволинейных трапеций с помощью интеграла», «Применение производной к исследованию функций», «Методы и приемы решения алгебраических уравнений», «Применение производной и интеграла к решению практических задач» и другие. Учащиеся самостоятельно подбирают материал к семинару по своим возможностям.

До учащихся доводится план проведения семинара.

По теме «Применение производной и интеграла к решению практических задач» предлагается следующий перечень вопросов:

1. Простейшие дифференциальные уравнения.

2. Гармонические колебания.

3. Вычисление объемов тел с помощью интеграла.

4. Работа переменной силы.

5. Центр масс.

6. Из истории интегрального исчисления.

Результативность

Развиваются способности учащихся в самовыражении и математическая речь учащихся.

Формируется познавательный интерес.

Учащиеся вооружаются различными способами деятельности.

IV. ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Компьютерная верстка математических газет.

Составление электронных кроссвордов.

Разработка творческих  проектов.

Самостоятельный поиск и обработка информации.

Результативность

У учащихся выработан устойчивый интерес к математике, развивается творчество, повышается качество образовательного процесса, совершенствуется информационно – коммуникативная  и социальная компетентности.

                           V. ОПИСАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Виды самостоятельных работ

Практическая  самостоятельная работа.

Обучающие самостоятельные работы.

Самостоятельные работы с предварительным разбором.

Самостоятельная работа по образцу.

Работа  по заданному  алгоритму.

Сквозная самостоятельная работа.

Тестирование, в том числе компьютерное.

Формы  самостоятельных работ

Коллективные – перед классом ставится общая цель, задания по содержанию одинаковые, всем учащимся оказывается одинаковая помощь со стороны учителя  или взаимопомощь, подводятся итоги работы учащихся класса, как общий достигнутый результат.

Групповые – перед каждой группой ставится цель, задания могут быть типичными или дифференцированными, как обучающими так и поисковыми. Отдельным группам может оказываться помощь или дан образец, или план решения.

Индивидуальные – цель, поставленная перед классом является личной для каждого, задание индивидуализировано или дифференцировано, помощь индивидуальная. Степень деятельности каждого ученика наивысшая. Подводятся итоги деятельности каждого учащегося.

Предлагая самостоятельную работу, определяю степень самостоятельности учащихся, продолжительность этой работы, формы и методы ее проведения, характер управления или отношения участников, проверку этой работы.

Вывод

К одиннадцатому классу  роль учителя сводится к управлению самостоятельной деятельностью учащихся на уроках.

Школьники приобрели устойчивый навык работы с учебником по освоению нового материала, самостоятельно работают на этапе закрепления  и получения новых знаний  в соответствии со своими возможностями и разной скоростью продвижения, свободно общаются на уроках, взаимопроверяя и взаимообучая друг друга, спорят (следовательно, мыслят), занимаются с большим интересом.

Результативность высокая.

Результаты ЕГЭ:

обученность -100%,

качество знаний – 75% ,

 «5» - 25%.

VI. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Виноградова Л.В.   Методика преподавания математики в средней школе. – В.: Авангард, 2006.

2.  Демидова С.И., Денищева Л.О.   Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы). – М.: Просвещение, 2001.

3. Канн – Калик В.А., Никандров Н.Д.   Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1999.

4. Праздникова Г.З.    Педагогический опыт: Проблемы изучения и обобщения:  Методические рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО, 2004.

5. Фридман Л.Н.  Учитесь учиться математике. – М.: Просвещение, 1995

6. Холодова О.А.  Математические задания по развитию познавательного интереса. – Ростов на Дону:  Феникс, 2006.

7. Черемисина Л.Д.   Иду на урок. Практические советы учителю из опыта работы учителей естественно – математического цикла школ области. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

8. http://www.it-n.ru/ 

9. http://1september.ru/ 

10. http://www.school.edu.ru/default.asp

11. http://zelensk.68edu.ru 

Список ИПБ

  1. Базовая модель опыта
  2. Целостное описание опыта
  1. Приемы познавательных процессов
  2. Самостоятельное изучение учебного материала
  3. Семинарские занятия
  4. Творческая самостоятельная деятельность
  5. Описание самостоятельных работ
  1. Источники информации
  2. Приложения
  1. Опорные конспекты
  2. Ученический проект
  3. Выступление учащегося на семинаре «Применение интеграла к решению задач»
  4. Урок «Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда»
  5. Урок «Отношения»
  6. Урок «Действия с рациональными числами» (компьютер на уроке).

5. Диск


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект «Управление мыслительной деятельностью школьников возможностями организации самостоятельной работы на уроках математики" Выполнила Сергеева В.П., учитель математики Зеленовского филиала МБОУ Платоновской СОШ

Слайд 2

Актуальность Важнейшая задача цивилизации – научить человека самостоятельно мыслить. Т. Эдисон В условиях непрерывного развития образования современное общество нуждается в формировании личности, способной к творческим и самостоятельным решениям. Необходимо заложить в учащихся «механизм развития», чтобы по окончании школы они могли расширять, обновлять свои знания и находить им достойное применение.

Слайд 3

Противоречия Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем. А. Энштейн - между потребностью личности ученика в свободном творческом развитии и самоопределении и невозможностью такого самоопределения через обязательные формы и методы образовательной деятельности, подавляющие активность личности - между низким уровнем мотивации к знаниям и высоким требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников - между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся и слабым уровнем развития самостоятельной мыслительной деятельности - между большим объемом полученной информации и далекой перспективой ее применения

Слайд 4

Цель исследования Гораздо важнее знать, что делается, чем делать то, что знаешь. Боэций Отследить влияние использования активных форм, методов и приемов самостоятельной работы на развитие мыслительной деятельности школьников ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Слайд 5

Задачи исследования Проанализировать педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования Изучить передовой опыт по проблеме исследования Проклассифицировать активные приемы обучения математике Проанализировать промежуточные и конечные результаты исследования Разработать дидактические материалы для учебного процесса Организовать проектную деятельность учащихся во внеклассной работе

Слайд 6

Объект исследования Единственно разумный способ обучать людей – это подавать им пример. Боэций Объект исследования: обучение математике Область применения: образовательный процесс

Слайд 7

Новизна Разработка возрастной системы использования приемов и методов обучения математике, направленных на развитие познавательной и творческой активности обучающихся Внедрение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности

Слайд 8

Гипотеза Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше. А. Нивен Управление самостоятельной практической и мыслительной деятельностью школьников в процессе обучения математике способствует оптимальному уровню усвоения знаний, общему развитию школьников, формированию ключевых компетенций обучающихся

Слайд 9

Планируемые результаты работы Дидактические материалы Программы элективных курсов Овладение учащимися методикой разработки проектов по математике КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ НЕ НИЖЕ 60% Мотив деятельности - интерес к предмету

Слайд 10

Приемы познавательных процессов Математическая интуиция Прикидки Ситуация успеха Аналогия Исключение лишнего Техника счета Классификация

Слайд 11

Результативность Сформированы: умение организовывать взаимосвязи своих знаний и упорядочивать их; умение организовывать свои собственные приемы обучения при выполнении самостоятельных работ; познавательный интерес к предмету.

Слайд 12

Самостоятельная работа по учебнику Постановка цели Чтение Комментирование Обсуждение прочитанного Выделение в тексте ключевых моментов Закрепление Результативность У учащихся сформированы: - умения осознанного овладения знаниями; - навык самостоятельной работы; - оптимальная техника чтения; - умение самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях; - информационная компетентность. этапы

Слайд 13

Работа с электронным учебником РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Создание положительной мотивации к обучению Подготовка учащихся к жизни в информационном обществе Развитие информационно-коммуникативной культуры школьников Подготовка учащихся к профессиональной мобильности

Слайд 14

Семинарские занятия Необходимые умения: отбирать нужную литературу; выделять главное из прочитанного; продумывать ответ, составлять план; выражать свою мысль доступно для слушателей. Результативность Развиваются способности учащихся в самовыражении и математическая речь Формируется познавательный интерес Учащиеся вооружаются различными способами деятельности Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Эйлер

Слайд 15

Самостоятельные работы Математику нельзя учить, наблюдая как это делает сосед. А. Нивен ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ Практическая Творческая Обучающая Многовариативная По образцу По заданному алгоритму Сквозная Тестирование, в том числе компьютерное У учащихся выработан устойчивый интерес к математике, развивается творчество, совершенствуется информационно – коммуникативная и социальная компетентности Результативность

Слайд 16

Показатели оценки умений учащихся Ставить цель и планировать свою деятельность Эффективно организо- вывать свою д-сть Вести анализ, оценку и регулирование д-сти

Слайд 17

Уровень сформированности основных мотивов деятельности

Слайд 18

Изучение адаптивности урока математики

Слайд 19

Результативность работы

Слайд 20

Промежуточный контроль в 9 классе

Слайд 21

Вывод Качество знаний повысилось с 60,4% до 66,7% 58,3% (33%) учащихся проявляют интерес к предмету и 25% (0%) - повышенный интерес Показатели оценки умений учащихся выше достаточного уровня 100% выпускников продолжают учиться, из них – 75% в ВУЗах, 25% в ССУЗах 100% родителей удовлетворены качеством знаний учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...