самоанализ учителя русского языка и литературы
материал по теме

Кастерина Татьяна Ивановна

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы. В нем отражены цели и задачи, которые ставил перед собой учитель, чтобы добиться положительных результатов в процессе обучения; методы и приемы, применяемые в ходе урока...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я, Кастерина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы,1980 года рождения,  работаю в школе с 2002 года (приложение стр.14-16).  В том же году окончила Тамбовский Государственный университет имени Державина по специальности «Филология». Мой педагогический стаж  составляет 8 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.

В 2009-2010 учебном году преподавала  в 5-ом классе  МОУ Отъясской средней общеобразовательной школы.

Методическая тема, над которой работал коллектив школы: «Личностно- ориентированное обучение как технология здоровьесберегающей среды».  В соответствии с темой был составлен учебно-воспитательный план работы школы, планы работы методических объединений. По данной теме проводились педсоветы, семинары, организовано самообразование учителей.
      Моя профессиональная деятельность напрямую была согласована с целями деятельности данного образовательного учреждения.

В своей работе я руководствовалась следующими нормативными документами: Закон «Об образовании РФ», Закон «Об образовании РК», Образовательный стандарт образования по предмету, Примерная программа предмета для общеобразовательных школ.

Русский язык и литература относятся к основным предметам школьной программы и к числу наиболее трудных.

Поэтому в своей педагогической деятельности я поставила несколько задач:

- использовать  современные  педагогические технологии;

- раскрыть  интеллектуальные, творческие  способности обучающихся;

- повысить качество знаний обучающихся;

- учесть   индивидуальные особенности   обучающихся;

- привлечь обучающихся  к участию различного рода конкурсах;

- развить  у обучающихся интерес к русскому языку и литературе;

- привить навыки самостоятельной работы .

Реализация данных задач позволила мне развить личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Выявив в начале учебного года познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планировала свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Старалась в своей работе слабых обучающихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Пыталась всячески заинтересовать детей в своем предмете: использовала дополнительный материал, проводила нетрадиционные уроки,  практикумы ,составляла презентации.      Основными типами урока в моей деятельности являются уроки, построенные по традиционной схеме: повторение, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, его закрепление, подведение итога, задание на дом. Наряду с традиционными проводила и нетрадиционные уроки, которые готовила вместе с обучающимися: КВН, путешествия, концерты, конкурсы.

          Свои уроки  строила разнообразно, учитывая  индивидуальные особенности обучающихся. По мере возможности на каждом уроке старалась использовать наглядные пособия (таблицы, схемы, картины, карточки). Знание правил, выполнение письменных работ проверялись систематически. При устном опросе эффективна взаимопроверка. Это позволяло каждому обучающемуся стать на место учителя и объективно оценить друг друга. Также применяла самопроверку (при различных видах  диктантов). Очень часто в качестве проверки пройденного материала проводила буквенные, цифровые и графические диктанты. Данный вид опроса позволял быстро проверить знания, выставить оценку и  сэкономить время. Эта работа нравилась ребятам, и они с радостью принимались за неё.

Кроме различных видов диктантов, давала тестовые задания, которые позволяли быстро проверить компетенции обучающихся. Результаты тестовой проверки фиксировали достижения обучающихся на определённом этапе обучения: проверки фрагмента урока, после изученной темы  и итоговый контроль. В своей работе я использовала тесты как составленные самой, так и предлагаемые методистами. В начале учебного года был проведен мониторинг общеучебных знаний по русскому языку (приложение стр. 26).

Учила ребят комплексному анализу  текста. Начальный этап работы над анализом текста проводила коллективно. Этот вид работы начинался с заданий, связанных с речевым развитием: выразительное чтение, определение темы и идеи, составление плана, затем давались вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. В  классе с обучающимися усиленно работала над разнообразными видами разборов (фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический), так как глубоко убеждена в том, что ученик, умеющий делать разбор, знает русский язык.

Все большее и большее значение  уделяла урокам развития речи, именно  там проходила большая подготовительная работа для написания сочинения, составления связного рассказа. Некоторые творческие работы мы оформляли как буклеты.

     Чтобы заинтересовать обучающихся на уроках литературы,  рассказывала им о сложных и интересных писательских судьбах,  нелегком труде, вводила в творческую лабораторию писателя, помогала увидеть "механику" творческого процесса: как создаётся произведение литературы, как идёт поиск наиболее выразительных и точных слов, художественных средств языка, как совершается работа над художественными образами, как удается выразить себя в своем творении. Любое произведение старались читать не торопясь, чтобы лучше и глубже понять тему и смысл содержания. После прочтения художественного текста обучающиеся искали неизвестные для них слова и уточняли их лексическое значение, обращаясь к толковому словарю. На уроках литературы обучающиеся пересказывали, задавали друг другу вопросы, составляли кроссворды, собственные тексты, инсценировали эпизоды произведений, рисовали литературных героев, составляли план (событийный, цитатный), писали сочинение на литературную тему, искали в тексте художественно-изобразительные средства, делали книжки-малышки. Наглядные пособия на уроке обязательно присутствовали. Благодаря использованию мной различных видов работ на уроке, ребята с удовольствием посещали мои занятия.

Развивала в детях коммуникабельность, с этой целью использовала работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке старалась организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности.       На моих уроках всегда присутствовало взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего. 

        При отборе теоретического и практического материала для урока учитывала дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности обучающихся.

       На своих уроках старалась добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимали активное участие в неделе русского языка и литературы, в районных и областных конкурсах. (приложение стр.75, 76)

Обучающиеся с отличающимися возможностями занимались дополнительно: писали доклады, сообщения,  стихи, готовили к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках я давала задания повышенной трудности. Слабые обучающиеся оставались  на дополнительные занятия после уроков.

          Для развития познавательного интереса большую роль сыграла и внеклассная работа по предмету (приложение стр. 60-62). Именно такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний.

В кабинете мною были оформлены и обновлены стенды (приложение стр.54), делала таблицы, подсказки. На стендах  размещала достаточно много материала, который используется на уроке, рисунки обучающихся, материал для развития речи.

      В целях повышения уровня обучения и воспитания обучающихся  регулярно анализировала свою педагогическую деятельность, выделяла её сильные и слабые стороны, ставила новые педагогические задачи.

    Оценки и результаты  доводила до обучающихся, регулярно  проводила анализ работ с целью устранения ошибок. Использовала  диктант «Проверь себя», чтобы научить детей самооценке знаний. Благоприятная атмосфера на уроках достигается следующими средствами: партнерский стиль общения. Обучающихся воспринимала такими, какие они есть. На уроках старалась использовать похвалу, одобрение, юмор, доброжелательную поддержку. Особое внимание уделяла выставлению оценок. Объясняла, почему поставлен тот или иной балл.

        Так как я была классным руководителем 5-го класса,  мне приходилось часто общаться с родителями обучаемых.  Информация об  учебных достижениях доводилась  до сведения   родителей на  совместных  праздниках, через дневник. Проводила беседы с ними на родительских собраниях  и в частном порядке, индивидуально как в школе, так и вне школы. В беседах не делала упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме просила обратить внимание на конкретные недостатки, приобщала родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы.   Все мнения родителей относительно успеваемости и прогресса детей  принимала к сведению, но с педагогической точки зрения вырабатывала свою тактику отношений. В этом мне        помогали        коллеги. 
Между мной и коллегами установились доверительно-деловые отношения, всегда присутствовали взаимопонимание и взаимопомощь. В коллективе происходил обмен опытом,  разрабатывали с коллегами новые технологии, совершенствовали свое мастерство. В этом большую помощь оказывал руководитель методического объединения.

      Для подготовки к урокам применяла компьютерные программы,  Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,  Microsoft Office Publisher, использовала мультимедийный диск («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), «Литература» (электронная поддержка УМК Коровина). С помощью этих программ создавала собственные презентации и дидактические материалы к урокам.

    Тема моего самообразования «Средства обучения орфографической грамотности» (приложение стр.34)  На каждом уроке включала задания по данной теме. Проводила срезовые работы на умение находить орфограммы в словах.

Показатели качества знаний и уровня обученности обучающихся по русскому языку и литературе за 2009-2010 учебный год.

Я никогда не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации (приложение стр.25), на районных семинарах, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии, выступаю с докладами на МО, педсовете (приложение стр.46). Составляю свои рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования.  Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю художественные произведения современных авторов и классику, приобретаю методическую литературу. Выписываю журналы «Литература в школе», «Русский язык в школе» с приложениями.

   В связи со всеми переменами в профессиональной деятельности учителя существует и ряд трудностей:

  • много времени тратится на оформление различной документации, порой дублирующей;
  • обучающиеся  загружены лишней информацией;

С 2010 года преподаю в МВСОУ Кулеватовской вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительной колонии №4.

Мои обучающиеся- это взрослые самостоятельные люди (возраст 18-30), большая часть которых из неблагополучных семей. У ребят большой пробел в обучении (от 2-12 лет). Поэтому педагог должен иметь индивидуальный подход к каждому обучающемуся ,обязан дать знания всем, кто зачислен в школу.  Все учителя школы работают над проблемой «Создание благоприятной среды для обучения осужденных на основе индивидуальной работы с ними». В соответствии с темой составлен учебно-воспитательный план работы школы, план методического объединения учителей-предметников. По данной теме проводятся педсоветы, семинары, организовано самообразование учителей.
Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку обучающихся, привлечение их к исследовательской работе по предмету, к участию внутришкольных  конкурсах и олимпиадах, подготовка к поступлению в другие учебные заведения.
В настоящее время обучающиеся при написании допускают много ошибок, поэтому я продолжаю работать  над темой «Средства обучения орфографической грамотности» (приложение стр.35). По данной проблеме выступала на методическом совете с докладом «Словарная работа на уроках русского языка».  Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне.
Я считаю, что  для успешного обучения необходимо создать на уроке ряд определённых условий, которые направлены на развитие интереса к процессу обучения, которого не было у наших обучающихся во время учебы в школе на свободе. Практически на каждом уроке я отвожу время для работы со словом. Хорошо зарекомендовали себя такие виды работ, как : этимологический анализ, вариативный диктант, «Кто больше?», «Третье лишнее», «Определи слово», «Магазин». В ходе занятия ребята быстро усваивают  особенности написания трудного слова.  Подобные игры также расширяют лексический запас, активизируют память, тренируют быстроту реакции, способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость.

Кроме этого, на уроках я сочетаю традиционное обучение с современными педагогическими технологиями (технологии дифференцированного обучения, ИКТ,  коллективной системы обучения, здоровьесберегающие ).

 Уровень способностей моих обучающихся разный, значительная часть имеет низкую мотивацию, поэтому основной целью педагогической деятельности считаю развитие познавательных способностей обучающихся.

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:
• развивать и укреплять интерес к предмету;
• использовать новые педагогические технологии;
• дать обучающимся качественное образование;
• раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
• подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы;
• совершенствовать формы организации учебной деятельности.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

  Для того чтобы добиться положительных результатов в своей деятельности, я изучаю содержание нормативных документов в образовании, психолого-педагогическую литературу, разрабатываю учебные рабочие программы по предмету, изучаю современные технологии и методики преподавания предмета, научно-методическую литературу.  Подбираю дифференцированные задания (карточки) с целью продвижения вперед и сильных, и слабых обучающихся.

 С целью заинтересованности обучающихся в моем предмете я стараюсь разнообразить свои уроки: провожу уроки –практикумы, уроки – путешествия, уроки – деловые игры, КВН, лекции, использую приемы составления кластеров,  алгоритмов. Привлекаю обучающихся к работе на компьютере (составление презентаций, написание творческих и исследовательских проектов, оформление буклета).

 Всегда учитываю  индивидуально-психологические особенности обучающихся,  строю процесс обучения так, чтобы он был доступен и интересен для всех обучающихся.

 Благодаря дифференциации обучения, каждый обучающийся становится полноправным участником учебного процесса. Я предоставляю им возможность самим выбрать посильный для них уровень усвоения материала и работать в своём темпе.

   Задания творческого характера стимулируют познавательную активность слабых обучающихся. Изучив какую-то самостоятельную часть речи, ребята самостоятельно пишут лингвистическую сказку, используя в тексте как можно больше данную часть речи. Разноуровневые  задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У учеников возникает чувство удовлетворения  после каждого верно выполненного задания.

В устной работе использую такой прием, как “найди ошибку”. На доске записаны  предложения, в которых необходимо найти речевую ошибку и, при необходимости, восстановить его. Каждый сам выбирает себе задание (опираясь на свой багаж знаний). Если у ученика не получилось выполнить одно задание, он может приступить к выполнению другого. Одно условие – каждый должен выполнить обязательно одно задание.

Работа по учебнику также имеет дифференцированный подход. Задания разбиты по уровню сложности.

Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний обучающихся ( тестовые задания, контрольные и самостоятельные работы, зачеты, сочинение, изложение).

Взаимодействие с классом во время уроков и внеурочное время организую в форме «учитель–ученик» и «ученик–ученик». Так я использую разные приёмы: работа в парах, в группах постоянного и сменного состава. Групповая работа учит учеников переживать за товарища, сочувствовать его трудностям. Организовав работу групп, я не остаюсь безучастной, наблюдаю за группами, оказываю необходимую помощь, поощряю успехи обучающихся. Строго индивидуально подхожу и к обучению осужденных и к контролю их знаний, умений и навыков. Систематически провожу консультации по предмету.

У обучающихся, имеющих скудный словарный запас, проблемы в написании того или иного слова, присутствует интерес к изучению русского языка. Чтобы интерес не пропадал к изучаемым предметам, вовлекаю обучающихся во внеклассную работу (приложение стр.65-67), провожу читательские конференции (приложение стр. 81-83). Совместно с ними выпускаю тематические настенные газеты. Обучающиеся принимают участие в классных и школьных  олимпиадах по русскому языку и литературе (приложение стр. 77-80). На уроках русского языка и литературы при изучении новых тем, обобщающих уроках использую  мультимедийные  презентации. Нравится обучающимся и такой способ проверки знаний, как тестовые  задания  на  компьютере.

Удовлетворение образовательных потребностей отдельных обучающихся с отличающимися возможностями и склонностями осуществляю за счет индивидуального подхода.

 Успеваемость обучающихся  по русскому языку и литературе следующая:

 Провожу диктанты «Проверь себя», чтобы научить обучающихся самооценке знаний. Оцениваю  все  виды деятельности: ответы, раскрывающие  степень  усвоения  материала  при устном опросе, тестирование, разные виды   диктантов, выполнение творческих  заданий  по теме.  Для  обучающихся, имеющих  пробелы  в знаниях, организуются индивидуальные  занятия, а для интересующихся   русским языком и литературой   подбираю   материалы   с  заданиями  повышенной  трудности.

В обеспечении прочных и осознанных знаний большую роль играет систематически организованный контроль (самостоятельная работа, графический диктант, индивидуально-дифференцированный, фронтальный опрос, контрольная работа), который приучает обучающихся к регулярной работе. Слежу, чтобы они правильно и логично выражали свои мысли, выделяли главное, контролировали свою работу. Если ученика не устраивает оценка, он имеет право ответить ещё. На уроке я использую такие методы оценки деятельности обучающихся, как самооценка, взаимооценка, оценка учителем, коллективная оценка класса. Слежу за индивидуальными достижениями обучающихся. Использую диагностические средства: педагогическое наблюдение, статистический анализ текущей итоговой успеваемости.

 На моих уроках создана обстановка доброжелательности, открытости, взаимного доверия и уважения. Поэтому обучающиеся раскованы, чувствуют себя свободно, открыто выражают своё мнение, пусть даже и неправильное. Я обязательно выслушаю любое мнение ученика, дискутирую с ним и мы вместе приходим к правильному решению. Обучающиеся при этом чувствуют себя творческой личностью и охотно участвуют во всех мероприятиях.   

В связи со спецификой нашего учреждения с родителями учеников я взаимодействую не часто. Встречаюсь с родителями, когда они приезжают на свидание к своим детям. Довожу до их сведения успехи их детей, участие в жизни школы, класса.  В ИК №4 проводятся дни открытых дверей. Приезжают родители осужденных, им проводят экскурсию по колонии, они посещают школу, где встречаются с учителями и узнают об успеваемости. Мнения родителей, их пожелания мной учитываются.  В повседневное время родителей наших обучающихся заменяют начальники отрядов, с которыми  я провожу совместную работу  воспитательного характера (приложение стр.84), участвую в совете воспитателей отряда, коллективного совета отряда.

В нашем педагогическом коллективе сложились дружеские отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопонимании. Тесно контактирую с учителем русского языка и литературы, проводим совместные мероприятия и уроки.

Постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю федеральный базисный учебный план и программы по русскому языку и литературе, посещаю открытые уроки и мероприятия коллег, читаю журнал «Открытая школа», «Русский язык в школе», «Литература в школе», знакомлюсь с материалами сайтов Интернета и методической копилкой учителей, размещаю материалы в сети Интернет, принимаю участие в сетевом конкурсе, в форумах, являюсь членом клуба учителей русского языка и литературы на сайте прошколу.ру, имею публикацию в журнале «Русский язык и литература. Всё для учителя» (приложение стр.88-101). Помимо основной специальности – учитель русского языка и литературы, являюсь секретарем методического объединения учителей-предметников (приложение стр.87), выступаю с докладами на заседаниях МО, педсоветах, даю открытые уроки (приложение стр.47).

В моей педагогической деятельности  проблема  заключается в том, что ученики - это  уже взрослые люди, у которых сложилось свое мировоззрение, свои жизненные принципы, может быть для нас эти принципы и не правильные, но приходится с этим мириться.  Трудностей в нашем нелёгком труде много:

- у многих обучающихся нет желания учиться (получение основного общего образования до 30 лет обязательно для осужденных);

- большой пробел в обучении;

- многие ученики совсем необучаемы ( бывшие обучающиеся вспомогательных школ, коррекционных классов, состоящие на профучете в исправительной колонии).

Я изучила и применяю на уроках элементы современных технологий: дифференцированного обучения, коллективной системы обучения, использую табличный метод подачи материала, приобщаю  к исследовательским приёмам  в учебной деятельности. Это помогает сделать процесс обучения доступным, интересным для всех обучающихся.

Чтобы развить интерес к  русскому языку и литературе нужно: разрабатывать программы внеурочных мероприятий: кружков, конференций, конкурсов, проектов с применением компьютеров, что особенно интересует  обучающихся .

В будущем надеюсь, что моя деятельность принесет результаты: повышение результатов итоговой аттестации; увеличение числа обучающихся, охваченных внеклассной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы при аттестации...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Самоанализ учителя русского языка и литературы...

Самоанализ учителя русского языка и литературы.

Аттестация.Самоанализ учителя русского языка и литературы ....

самоанализ учителя русского языка и литературы

обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Матюхиной Марины Николаевны...

Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Описание системы работы , результатов и достижений учителя...