Методическое сообщение "Социальное становление личности школьника"
методическая разработка (9 класс) по теме

МелентьеваАннаАгафоновна

Роль социальных факторов в развитии личности. Основные направления в технологии педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

колледж-интернат искусств

«Центр искусств для одарённых детей Севера»

Социальное становление личности школьника

Методическое сообщение

                                                                                   А.А. Мелентьева

Ханты-Мансийск

2011

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

 В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация (переживания и побуждения), социальные установки  (убеждения и отношения людей).

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, а не от генетических и физиологических особенностей, которые никак не зависят от жизни в обществе.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

Проблемы социализации личности в настоящее время очень актуальны и в то же время новы и сложны для познания. За рубежом их исследовали – Э. Дюркгейм, Т. Парсоне, Д.Г. Мид, А. Инкельс  и другие, в нашей стране – В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский, Г.М. Андреева и другие.

Фазы социального развития личности в до трудовой период:

- детство – адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;

- отрочество – индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»;

- юность – интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития;

Роль социальных факторов в развитии личности.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а так же под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.

До 3-х лет доминирует семья. С поступления в школу – воспитательное воздействие через сверстников, учителей, школьные предметы.

Особое значения для становления личности имеет подростковый возраст.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.

Организм ребенка быстро перестраивается в организм взрослого человека.

Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.

Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения подросток вступает будучи уже интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способами, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками, с друзьями, среди которых проводит большую часть времени.

Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития.

Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей.

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Это самый ответственный период, так как закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Главные мотивационные линии – активное стремление к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Усиливается стремление быть похожим на старших детей и взрослых. Отсюда некритическое подражание старшим.

Собственное стремление к взрослости усиливается, так как сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Подростки начинают подражать внешним атрибутам взрослости (моде в одежде, прическах, косметики, лексикону, манере поведения, увлечением и т.д.) образцом могут стать более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых, в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Для мальчиков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью.

У девочек – подражание «как настоящим женщинам»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам.

Продолжается процесс формирования и развития самосознания. Особое внимание к собственным недостаткам. Дифференцированное отношение к учителям – одних любят, других - нет, к третьим - безразличны. Возрастает самооценка.

Меняется и восприятие подростками окружающих людей, соотносят с идеалами, ценностями, нормами.

Все больше значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которое в юности является главными средствами ее развития.

Таким образом, социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается по внутренним причинам.

Подросток продолжает жить в семье или в интернате, учиться в школе, окружен теми же сверстниками. Однако, сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации – подросток начинает интенсивно ориентироваться на себя, на других, на общество. Семья, школа, сверстники обретают новые значения и смысл.

Набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Испытывает потребность в обособлении своего «я» от «мы», поэтому обращает свой критический взор к семейным традициям, ценностям.

Особые условия жизни в отрочестве – пребывание в  интернатах. Достаточно тонко ориентируются в иерархии межличностных отношений и интуитивно стремятся найти в ней свое место. Стихийно складывается солидарность, выражаемая в позиции «мы». «Свои» пользуются защитой вне дома перед теми, кто из семьи – это «чужие».

Как бы не складывались условия жизни в подростковом возрасте ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайна, т.е. социализация личности частично осуществляется в семье.

Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение. Основное содержание общения – поиск взаимопонимания, взаимодействия.

Подросток учится осмысливать свои реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.

Взрослые выступают в качестве некоего значимого человека, который становится предметом группового обожания и подражания (учитель, руководитель секции, массовый кумир – певец и т.д.).

И все-таки для отрока наиболее значим другой отрок. «Я» - одного жаждет соединиться с «Я» - другого. И самые сладкие часы их жизни, когда наконец-то они могут вновь встретиться после школы (дома, в спортивных клубах, а так же в местах, которые могут быть скрыты от контролирующего ока общественного мнения – двор, лестничная площадка или поляна в лесу).

Главное – сумерки и наступающая ночь не только доставляют эмоциональные чувства, но и подтверждают взрослость отрока, который оторвался от детства и теперь уже может себе позволить не идти спать, а быть с приятелями.

Время дарует нам светлых отроков, которые размышляют о смысле жизни, о духовном в человеке, о своем предназначении в жизни. Ведь подростков окружают живопись, музыка, книги и прекрасные люди. Но есть и другие подростки, - тяжелые для себя и окружающих, которые идут по жизни через темные стороны человеческого бытия. Они собираются возле злачных мест, присваивая агрессивные формы воздействия на окружающих. И здесь они делятся друг с другом своим опытом.

Возникает общение со сверстниками противоположного пола, которое выражается в задирании, приставании, в болезненных действиях; в стеснительности; в романтических отношениях; в сексуальных влечениях.

Можно сказать, что в отрочестве происходит чрезвычайное расширение социальных условий бытия подростков: и в пространственном отношении, и в плане увеличения духовных проб.

В отрочестве человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшейся личности.

На этом пути без поддержки со стороны взрослого друга подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоту духовной жизни.

В процессе социализации личность примеряет на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемой роли можно получить представления о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. С помощью ролей осуществляется одна из главных социальных потребностей – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Происходит проигрывание именно тех «ролей», на которые подросток претендует.

«Умные» - котируется не только успеваемость, начитанность, но и эрудиция.

«Сильные, смелые, волевые» - увлеченные спортом. Некоторые используют свое физическое превосходство для грубого подчинения более слабых сверстников.

«Активисты» - нашедшие себя в общественной деятельности. Здесь главный мотив – стремление к лидерству.

«Талантливые» - идут по пути развития творческих способностей.

«Увлеченные» - коллекционирование, меломания (стремление к современным модным течениям и ритмам).

«Надежный друг, верный товарищ» - умение дружить, быть верными неписанному «кодексу чести». Могут не иметь успехов в учебе, но пользоваться симпатиями.

Но могут быть и отрицательные роли – «шут», «острослов», «кривляка» (бестактные выходки).

Таким образом, социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам, а так же самореализация личностью своих потенциальных и творческих способностей, как процесс преодоления негативного влияния среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

Основные направления в технологии педагогической деятельности.

I – Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

II – Организация педагогического влияния на индивидуальное, групповое и коллективное мнение подростков, т.е. формирование общественного мнения (личностная позиция, мнение наиболее авторитетных одноклассников, учителей, воспитателей, родителей).

III – Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (клептомания, уходы из дома, суициды, влечение к алкоголю, токсическим средствам.)

Личность ребенка в рамках воспитательной системы следует рассматривать как цель воспитания, объект, субъект и результат воспитания, и показатель эффективности воспитательной системы.

Все, что делается в школе, в интернате – делается ради нее.

Но личность развивается не только в результате целенаправленных воздействий, но и под многообразным влиянием среды, и в силу саморазвития.

Эффективность саморазвития во многом будет зависеть от того, в какой мере его закономерности будут учитываться в целенаправленном воспитании в рамках школы, в какой мере в ней будут создаваться условия, благоприятные для личностного развития ребенка.

Литература:

  1. А.С. Белкин «Основы возрастной педагогики», Москва, АСАДЕМА 2000г.
  2. В.С. Мухина «Возрастная психология», Москва, 2003г.
  3. Р.С. Немов «Психология», кл.1, Москва, 2003г.
  4. Р.С. Немов «Психология», кл.2, Москва, 1998г.
  5. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, Д.В. Петровский «Педагогика», Москва, «Школа-пресс» 2000г.

Resource id #370

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Влияние духовной литературы на становление личности школьника.

Возрождение православной культуры – необходимый процесс в общеобразовательном учреждении, так как художественное произведение раскрывает духовные основы и формирует эстетическое восприятие литературы ...

"Детский коллектив и его роль в становлении личности школьника"

    Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорга...

« ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

Гендер — относительно новое понятие, возникшее в США в 1980-х гг., которое означает социальное разделение людей по признаку пола. То есть гендер — это набор социально приписанных мужских и женски...

Статья: роль патриотического воспитания в развитиии и становлении личности школьника

Статья о важной составляющей процесса обучения, воспитания и развития, о роли патриотического воспитания личности....

«Формирование гражданского патриотизма в школе как основа становления личности школьника»

"Как нет человека без самолюбия,-так нет человека без любвик Отечеству,и эта любовьдает воспитанию верный ключ к сердцу человека..."                  ...

Становление личности школьника через развитие ученического самоуправления.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься. Нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благ...