Главные вкладки

    виды УУД
    статья по теме

    Краснощекова Елена Ивановна

    понятие и виды универсальных учебных действий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vidy_uud.docx19.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Виды универсальных учебных действий

    Понятие «универсальные учебные действия»

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    Функции универсальных учебных действий:

    • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

    • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
    • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
    • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

    • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
    • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
    • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
    • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
    • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

    Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

    Общеучебные универсальные действия:

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • структурирование знаний;
    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

    • моделирование;
    • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

    Логические универсальные действия:

    • анализ;
    • синтез;
    • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
    • подведение под понятие, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений;
    • доказательство;
    • выдвижение гипотез и их обоснование.

    Постановка и решение проблемы:

    • формулирование проблемы;
    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
    • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

    Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

    • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
    • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

    Условия, обеспечивающие развитие УУД

    Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

    • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
    • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
    • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1.Роль национальных видов спорта. 2.Элективные курсы "Национальные виды спорта " 3.Урок по физкультуре.

    Элективные курсы «Национальные прыжки» для 9-11 классов. Предметный элективный курс для учащихся 8-10кл.. Пояснительная записка.    Национальные прыжки являются одной из наиболее эффектив...

    Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.

    В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...

    пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

    Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

    Открытый урок на тему: "Иллюзии зрения. или Всегда ли мы видим то, что мы видим"

    Презентация может использоваться в качестве иллюстративного материала для программы дополнительного образования "Архитектура и дизайн"...

    Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.

    Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза....

    Геометрические иллюзии, или всегда ли мы видим то, что видим

    Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наукРегиональная общественная организация «Омский совет ректоров»Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации«Русс...