методика современного проектного обучения
консультация по теме
данный материал представляет интерес для педагогов, готовящихся к процедуре аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_sovremennogo_proektnogo_obucheniya.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология современного проектного обучения.
(Д.Дьюи, У. Килпатрик, Э.Коллингс, С.Т.Шацкий).
Проектность – определяющая черта современного мышления.
Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, при котором человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.
Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях.
Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического ) результата и его публичного предъявления.
Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э.Коллингсом метода проектов.Они учли, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим; познавательная деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
В России эти идеи первым реализовал С.Т.Шацкий.
Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Проектирование – это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем.
Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо системы тематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Классификационные параметры технологии
Уровень и характер применения : метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также производство, социальную сферу, политику.
Методологический подход: исследовательский, деятельностный.
Ведущие факторы развития: психогенные и социогенные.
Научная концепция освоения опыта : деятельности и развития.
Характер содержания : различной ориентации, адаптивно-вариативный
Вид социально-педагогической деятельности: управления.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: консультант и самоуправление.
Преобладающие методы : проблемные.
Организационные формы : альтернативные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.
Направление модернизации: на основе активизации.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации:
-формирование проектного мышления;
-стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
-включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
-самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников;
-развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
-развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;
-развитие важнейших компетенций для современной жизни:
-способности брать на себя ответственность;
-участвовать в совместном принятии решения;
-регулировать конфликты ненасильственным путём;
-делать свой выбор;
-владеть устным и письменным общением;
-способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни
-Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построение гипотез, обобщения.
Концептуальные позиции
-принцип гуманизма : в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
-принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.
-деятельностный подход.
-процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего.
-индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
-принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
-комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученикаю
-принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
-принцип уважения к иной точке зрения.
-принцип обеспечения ответственности за результат.
-использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Типы проектов:
-Исследовательские;
- Творческие (газета, фильм, праздник);
- Информационные – сбор информации и ознакомление с ней;
- Социально-значимые;
- телекоммуникационные (информационные) проекты.
По затратам времени проекты могут быть краткосрочными( 2-4 часа), среднесрочными (12-15 часов), долгосрочными ( четверть, полугодие, год).
Стадии разработки проекта:
- Организационно-подготовительная стадия – проблематизация, разработка проектного задания;
- Разработка проекта (планирование);
- Технологическая стадия;
- Заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение, саморефлексия)
Предтечи, разновидности, последователи:
Отличие российского воплощения метода от американского варианта в 20-30 годы было прежде всего в том, что советские педагоги делали принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность проектов.
«Дальтон-план» Х.Паркхерст состоял в выполнении учебной программы, разбитой на подряды ( контракты), где указывались разделы, литература, контрольные вопросы, материалы для ответов на вопросы.Согласно договорам, ученики обязывались выполнять в течение недели учебные задания. Порядок, темп выполнения был личным делом учащихся.
«Кейс-стади» (разработка Гарвардского университета) – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность – создание проблемной ситуации на основе факта из реальной жизни.Наиболее распостранёнными в российских школе являются кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.Часто используется в бизнес-школах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»
В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....
Использование проектной методики в процессе обучения английского языка.
Каждый учитель мечтает приобщить учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащегося потребность изучать ...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...
Технология современного проектного обучения
Данная работа представляет интерес для педагогов, готовящихся к процедуре аттестации...
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...
Современные технологии обучения иностранным языкам на примере проектной методики.
В работе дано теоретическое обоснование проектной методики. Данная работа предназначена для учителей и преподавателей, применяющих в своей практике проектную работу с учащимися....
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...