Первые шаги обучения пению в ДМШ
методическая разработка по теме

Сударева Светлана Ивановна

Методическая работа, основанная на личном педагогическом опыте работы с детьми младшего возраста в классе хорового пения. Состоит из следующих разделов:1. Певческое дыхание. 2. Звукообразование. Звукоизвлечение. 3. Интонация. 4. Репертуар детского хора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc110.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хоровое творчество

в музыкальной

школе.

                                                     Работа преподавателя Земетчинской  ДШИ

по хоровому классу

Сударевой Светланы Ивановны.

                                                                                                         Детский  хор – это живой организм, это живое существо,

 существо удивительное, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое.

 Хор нужно не просто создать – его нужно вырастить, как малое дитя,

  его придется учить и воспитывать – дать ему образование

 и наделить высокой духовностью.

А. С. Пономарев.

Так с чего же  начать? Десять лет назад этот вопрос стал актуальным для меня – начинающего хормейстера. Годы учебы в Кузнецком музыкальном училище, а затем в Саратовской консерватории оставили яркий и не забываемый след. Мои преподаватели дали самое главное – любовь к хоровому творчеству. Мне посчастливилось быть учеником удивительного человека, мудрого Учителя, профессора – Евгении Петровны Сидоровой. Каждая встреча с МАЭСТРО – это постижение добра и красоты, порядка и гармонии, дисциплины и аккуратности, уважения к старшим, друг другу и тому общему делу, к которому всех  нас приобщила Евгения Петровна.

« Хоровое дело красивое, благородное и интересное. Отдаваться ему надо всем сердцем. Только тогда вы принесете пользу в этой чудной области музыки». Эти слова –  любимого учителя Е. П. Сидоровой – К.Б. ПТИЦЫ звучали как напутствие нам, начинающим свой путь хормейстерам.    

На протяжении десяти лет я пытаюсь своей работой с детскими коллективами доказывать эти слова. И теперь я хочу рассказать о своем опыте работы с детским хором. Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь  в хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. «Главная цель – развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств»(5; с. 45). Путь такого развития – только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.

Пение, на мой взгляд, ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? Я согласна с мнением, что певческая деятельность – наиболее доступный способ музицирования. Петь может и хочет практически каждый ребенок. Для того, чтобы дети захотели петь, педагогу надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них, убедить детей в успешности обучения при трудолюбии, внимании с их стороны.

В своей работе я хочу раскрыть следующие аспекты обучения детей хоровому пению:

  1. ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ.
  2. ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ. ЗВУКОВЕДЕНИЕ.
  3. ИНТОНАЦИЯ.
  4. РЕПЕРТУАР ДЕТСКОГО ХОРА.                              

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ.

Каждая встреча с музыкой должна приносить детям радость.

 Человек шести – семи лет открыт для мира, для любой деятельности.

 Он впитывает в себя все интересное, новое.

 Он еще полностью доверяет взрослым и

хочет у них учиться всему на свете.

 Надо только суметь использовать эту готовность.  

Б. Рачина.

В работе с малышами есть два взаимосвязанных пути: это игра и сказка. На первом хоровом занятии с малышами мы знакомимся с прекрасной и доброй феей – МУЗЫКОЙ. Слушаем музыкальные фрагменты, поем известные детские песенки, затеваем разные игры. Одна из них – «Послушай тишину», особенно нравится и детям и взрослым. Во время занятия дети часто отвлекаются, начинают делиться своими впечатлениями прямо на уроке, в классе становится шумно. Вот в такой момент я предлагаю детям поиграть в эту игру. Я играю на фортепиано один звук, прошу слушать его и поднять руку тогда, когда звука не будет слышно. Дети очень ответственно к этому заданию относятся и вот… в классе стоит та тишина, которая так необходима для восприятия музыки. А теперь я прошу детей тихонько вместе со мной пропеть этот звук, как бы продолжая звучание инструмента. Всегда спрашиваю, красиво ли получилось у нас? Ответы бывают разные, но все же чаще дети самокритично оценивают свое пение. Мы вместе приходим к выводу что надо поучиться. И начинаем мы с освоения певческой установки.

На своих хоровых занятиях я практикую в основном пение стоя, так как стоя петь удобнее. Объясняю детям и обязательно показываю как надо стоять во время пения. Надо следить чтобы ребенок стоял на чуть расставленных ногах, плечи были свободные, руки также свободно висели вдоль тела. Надо быть подтянутым, но не зажатым. Стоять дети могут минут десять – пятнадцать, затем лучше сесть или подвигаться. Мы делаем и то и другое: можем потанцевать под веселую музыку, а если сильно устали, то дальше занятие проводим сидя на стульях. Сидеть при пении тоже надо особенно – спину держать прямо, руки мягко и спокойно положить на колени. Сидеть надо как бы на половине стула. Голову держать прямо, следить за тем, чтобы она не опускалась и не поднималась при пении. Важно, чтобы дети не перенапрягались от старания сидеть прямо. Для этого полезно сделать два – три мягких, плавных движений руками. Далее объясняю значение дирижерского жеста, необходимость внимания к руке дирижера.

Первая трудность, которая возникает на хоровых занятиях – переход от речи к пению. Обычно дети не поют ( не тянут звук), а как бы говорят нараспев. Протяжное пение невозможно без беседы о певческом дыхании.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ.

Работа над дыханием проводится в течении всех лет обучения. Уже на первых занятиях я рассказываю о разнице между обычным дыханием и дыханием при пении; показываю красоту «опертого» и непривлекательность «неопертого» звучания.

Из личного опыта могу сделать выводы, что систематическое включение в хоровые занятия дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой, дает заметный положительный результат. Суть гимнастики заключается в коротком, как укол, вдохе через нос и самопроизвольным выдохом. Это поддерживает естественную динамику дыхания. Дети активно вдыхают воздух через нос, выдыхают  через рот. Чтобы было интереснее, это все сочетаем с движениями. Например: ладошки закрываются при вдохе, раскрываются при выдохе. Упражнение «кошка» - чуть – чуть приседая, покачиваться то на правую ногу, то на левую. Одновременно громко и коротко вдыхать воздух справа, слева, в темпе шагов. Еще одно упражнение - «насос» - короткий и шумный вдох одновременно с наклонами корпуса. Движения как и вдохи должны быть частыми, ритмичными и легкими. Из всех наших движений – вдохов этот самый результативный. Кроме правильного развития певческого дыхания, дети раскрепощаются, освобождается корпус.

Очень часто необученные ребята при пении поднимают плечи. В практике работы замечено: если часто напоминать детям о плечах, они невольно их поднимают, поэтому лучше обращать внимание ребят на то, чтобы они брали спокойное «дыхание в пояс». На первых занятиях я прошу детей держать руки на поясе и ощутить как при вдохе руки вместе с ребрами раздвигаются в стороны. У детей это получается не сразу, даже за год обучения из-за недостатка времени удается выработать и закрепить навык дыхания недостаточно прочно; в данном случае важно, чтобы ребята осознали процесс дыхания.

Я считаю, что преподавателю необходимо как можно чаще наглядно демонстрировать детям на себе, как нужно брать дыхание и попутно проверять его у детей. Хорошо связывать вдох с показом рукой, так как дирижерский жест вызывает у ребят мгновенную реакцию на дыхание.

С малышами  ( подготовительный хор ) мы проводим следующую игру. Представим, что в руках у каждого из нас роза. Вдруг, на наших глазах роза раскрывается и становится пышной и большой. Мы удивляемся, вместе со взмахом руки дирижера, говорим тихо «ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты и … поем фа, соль первой октавы на гласную «а». Надо тщательно следить, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха, ведь роза очень нежная. Можно предложить детям держать воображаемую розу в руке. Почему мы удивляемся? Потому, что в момент удивления человек инстинктивно обеспечивает себя физиологически необходимым запасом кислорода, кроме того в этот момент поднимается мягкое небо, а это – основа пения. Данная игра способствует организации единовременного, естественного вдоха.

С детьми более старшего возраста делаем вдох на легком «зевке». «Зевок» рефлекторно оказывает влияние на глубину певческого дыхания. Кроме этого, «зевок» вызывает ощущение свободного, несколько расширенного состояния глотки на приподнятом положении мягкого неба. Ощущение «зевка» очень знакомо ребятам, поэтому этот прием, на мой взгляд, заслуживает внимания в работе с хором. Однако, хормейстеру надо следить, чтобы дети не делали глубокого «зевка», так как при этом звучание голоса может быть тусклым и даже несколько «задавленным». Лучше всего фиксировать внимание детей на легком «зевке», до тех пор, пока этот навык не станет рефлекторным.

Итак, процесс дыхания является сложным. Я считаю, что освоить его и осознать лучше раздельно, путем наслоения одного навыка на другой. Поэтому на первых занятиях  обращаю внимание на то, куда нужно брать дыхание, а потом как его брать.

Для того, чтобы дети младшего возраста физически почувствовали куда надо брать дыхание, мы играем в игру «собачка». Прошу детей нагнуться корпусом вперед, руки держать на ребрах, язык высунуть как у собачки, дышать активно, представляя собачку, которая долго бегала и устала.

Вдох является лишь составной частью процесса дыхания. После вдоха всегда происходит некоторая его задержка и выдох. Не следует специально требовать от детей задержки вдоха, при правильной организации певческого дыхания она получается сама собой.

Секрет хорошо выработанного дыхания состоит так же и в умении равномерно, без толчков расходовать его при выдохе, во время пения. Для выработки навыка вдоха и выдоха будут полезны упражнения на дыхание без звука. Например: короткий вдох и медленный выдох со счетом 1 2 3 4 5… С каждым разом выдох удлиняется. Надо следить, чтобы дети считали активным шепотом – это укрепляет дыхательные мышцы и тренирует артикуляционный аппарат. В подготовительном и младшем хоре это упражнение мы выполняем в виде игры. Я прошу детей надуть быстро  животики как шарики  и медленно «спускать» воздух из шарика. Дети выпускают воздух на согласную «с» медленно, у кого на сколько хватает дыхания.

В упражнениях на дыхание без звука воздух надо выдыхать равномерно, медленно, без толчков, лучше на согласную «ф» или «с». В упражнениях на дыхание со звуком лучше пропевать гласную «а» или «у» и следить за ровным, без толчков звуком.

Такими упражнениями мы начинаем буквально каждый урок в течении первого полугодия. Смысл в них я вижу с одной стороны в том, чтобы придать мышцам, участвующим в дыхательном певческом процессе, определенную физическую упругость и выносливость; с другой – помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха.

Нет необходимости из урока в урок объяснять детям процесс дыхания – это, на мой взгляд, бесполезно. Важнее вырабатывать его на упражнениях, песнях с напоминанием перед пением о дыхание на «зевке».

Правильное дыхание очень важно для пения. Но этого мало! Надо создать звуку условия, чтобы он стал красивым. А эти условия зависят от того, как дети открывают рот, как произносят гласные и согласные звуки.

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ.  ЗВУКОВЕДЕНИЕ.

С этой целью после дыхательной гимнастики, мы делаем гимнастику артикуляционную. Здесь я опираюсь на систему В. В. Емельянова – «Фонопедический метод развития голоса». Мы начинаем с самых простых упражнений:

  • Слегка прикусываем зубами кончик языка.
  • Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка и, все более далеко отстоящие поверхности.
  • Кусаем язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
  • Упираемся языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
  • Щелкаем языком, изменяя форму рта: на улыбке и вытянув губы в трубочку

Каждое упражнение мы повторяем четыре раза.

Для развития показателей певческого голосообразования мы выполняем и ряд интонационно – фонетических упражнений. Из комплекса предлагаемых заданий мы пока освоили  упражнение №1, №5, №8. Детям младшего возраста особенно нравится упражнение под №5. Я прошу их нарисовать голосом динозаврика, причем начинать то с головы, а то с хвоста. В первом случае интонация идет с самого высокого звука в диапазоне ребенка в самый низкий. Во втором – наоборот. Это упражнение в эмоционально – образном отношении может быть ключом к начальному этапу работы над голосом в раннем возрасте.

Я согласна с мнением, что в основе красоты звучания хора лежит ответственность за звукообразование в сочетании со стремлением к осознанной и прочувствованной выразительности. Беседам с ребятами о красоте звука я стараюсь уделять время на каждом занятии.

Как известно, для пения наиболее удобны три фонемы: а, о, у. Гласный звук «а» обеспечивает ротоглоточному каналу рупорообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок.

Гласный звук «о» способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении и ликвидировать зажатость.

Гласный звук «у» больше всех поднимает  мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр.

Однако звук «у» - самый «темный» и глубокий гласный, и если хор поет глухим звуком, этим гласным не следует злоупотреблять. Гласный «у» очень полезен в сочетании легато и стаккато. Стаккато в начале упражнения дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы ( дети ощущают движения передней стенки живота, - «животик прыгает»).

Последовательность гласных и, у, о, э, а – уменьшает напряженность голосовых мышц.

Последовательность и, э, а, о, у – увеличивает размер ротовой полости.

Есть определенные важные качества и у согласных, ведь не случайно мы чаще всего употребляем в пении л, м, н – они пропеваются, способствуют кантилене, а при работе над четкостью дикции не обойтись без твердых д, б, р и т.д.

Каждое хоровое занятие мы начинаем с распевания. Именно на распеваниях проводится основная техническая обработка голоса, прививаются необходимые навыки дыхания, артикуляции, дикции, округления отдельных гласных, в целом работа над звуковедением. Распевание задает тон последующей работе хора, «настраивает» его на нужное звучание. Если это звучание открытое, резкое, надсадное, то лучше всего использовать попевки, в которых преобладают гласные «у» и «о». Для младшего хора я предлагаю попевку « Жук, где твой дом?» на одном звуке (начинаю с ноты ре первой октавы).

Если звучание голосов тусклое, глухое, то лучше брать попевки, в которых преобладают светлые гласные «и», «е»: «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый пышный сад».

Практика работы с хором показала, что гласная «а» требует наибольшего внимания и продолжительной вокальной отработки; она, как правило, звучит открыто, резко и позиционно низко. Детям надо объяснить, что при пении гласной «а», следует ее округлять, приближая к «о».  Так же обращаю внимание детей на правильное пение гласных «и», «е». Они должны быть звонкими, но не плоскими. Для этого,  я прошу детей при пении гласной «и» представлять  себе гласную «ю», а при пении «е» - «э».

На момент поступления в музыкальную школу многие ребята уже имеют навык пения, приобретенный еще в детских садах. Но все же, среди учащихся, встречается еще не мало детей, не умеющих сколько-нибудь чисто интонировать и правильно воспроизводить высоту того или иного музыкального звука. Таких учащихся обычно называют «гудошниками». «Гудение – это нарушение нормального звукообразования, закрепившийся условный рефлекс» (4; с 47). Однако, как видно из опыта работы с детьми, «гудошников» как таковых почти нет – это редкий случай. Наличие же определенной группы фальшиво поющих детей, является следствием недостаточно развитой у них чувствительности к различению высоты звука. Хочется остановиться на проблеме неточного интонирования у детей.

ИНТОНИРОВАНИЕ.

Причинами неточного интонирования могут быть: острые и хронические заболевания уха, горла и носа. Психические и психологические изменения личности. Очень часто «гудошники» - главные нарушители дисциплины на уроке, в хоре. Любые нарушения координации нервных и физиологических процессов, двигательной деятельности. Иногда ребенок воспринимает пение в «отрыве» от двигательной деятельности. Но пение – это движение мышц, действие, отсюда вытекает необходимость прибегать к помощи других нервных анализаторов, поэтому так помогает на первых порах обучения метод «свободного» дирижирования.  «Дирижирование»  вообще очень помогает детям. Я часто прошу детей чтобы они показали характер мелодии, манеру звукоизвлечения  (легато, стаккато), при помощи руки. Например: при пении попевки «Мяу – мяу», дети как бы «гладят» пушистого котенка, делая плавные, мягкие движения кистью правой руки, в левой – сидит воображаемый котенок. Характер звука при этом такой же спокойный, мягкий, как и движения. Или следующий пример: в попевке «Дождик» прошу детей показать голосом как «падают капельки дождя». Конечно же, показ рукой этих «капелек» значительно облегчает задачу правильного звукоизвлечения.

Хочу поделиться личным опытом работы с плохо интонирующими детьми.

 В отдельную группу, так называемую подготовительную, собраны дети первого года обучения в музыкальной школе. В основном, это не поющие дети. Занятия с ними начинаю с индивидуального прослушивания каждого ребенка и определения его диапазона (как правило, это 1-2 правильно интонируемых звука). Всю дальнейшую работу над интонацией я веду по двум направлениям: индивидуально с каждым учеником и со всей группой. Индивидуальная работа заключается в том, что из урока в урок я у каждого ребенка стараюсь расширить диапазон, присоединяя к верно звучащему тону рядом расположенные еще интонационно неустойчивые, фальшивые звуки. Для выработки этого сложного навыка я использую очень простые и короткие попевки: «Мы поем, хорошо поем», «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом». Начинаем их петь с того звука, на котором «гудит» конкретный ученик и постепенно по полутонам движемся вверх и вниз. В случае, если звуки поются интонационно низко (а это бывает очень часто), прошу петь «тоньше», «выше» и показываю голосом как надо петь.

Вообще, в процессе  вокально – хоровой работы с детьми, в частности, в

работе над точным интонированием звуков, стараюсь чаще показывать своим голосом как надо петь. Это, пожалуй, наиболее доходчивый метод, которым дети очень легко пользуются. Часто учащиеся не могут воспроизвести звук с инструмента и лучше это делают, подражая моему голосу.

Помимо индивидуальных занятий на уроках ведется работа над выравниванием интонации всей группы. Для этого я использую те же попевки и несложные песенки. Надо отметить, что многие ребята довольно чисто интонирующие при индивидуальном опросе, начинают «гудеть», теряться в общехоровом звучании. В этом случае я стараюсь посадить такого ребенка рядом с интонационно верно поющим и прошу как можно больше слушать его.

Итак, путем индивидуальных и систематических занятий ребята улавливают ощущение правильного интонирования звука, постепенно закрепляют в себе новый навык и в меру своих способностей учатся воспроизводить высоту звука соответственно той, какую слышат.

Как только дети освоятся в пении не сложных попевок, им даются упражнения на постепенное расширение диапазона до полного звукоряда. Расширение диапазона делается не только на попевках и упражнениях на слоги, но и на песенном материале. Форсировать расширение диапазона, на мой взгляд, не следует, так как при вокальном формировании голоса очень важно хорошо укрепить его середину. С этой целью я разучиваю с детьми песенки с небольшим диапазоном звучания. Например: музыкальные картинки  Е. Тиличеевой – «Колыбельная» (соль – ми), «Мама поет» (фа – до),  «Гармошка» (соль – ля),  «Человек идет» (фа – до второй октавы),  «Дождик» (ми – си); муз. Г. Ребровой,  сл. Александровой «Ромашки» (соль – до); муз. Г. Читчян,  сл. К. Терзян «Наш котенок» (ми – си); муз. С. Бодренкова, сл. В. Татаринова «Слон и скрипочка» (ми – до) и т.д.  

Как правило, эти песни спокойного характера, умеренного темпа, плавного звуковедения (см. приложение).

Работа над интонированием открывает широкую дорогу для воспитания в детях вокального слуха. «Педагог развивает вокальный слух на уроках тем, что систематически, но не надоедливо, как бы между делом, фиксирует внимание детей на правильном и неправильном вокальном интонировании звука. При этом путем собственного показа педагог устанавливает зависимость чистоты интонирования от вокальной позиции, от формирования гласных… Успех работы над выравниванием интонации и расширением диапазона может быть обеспечен только при условии, если она ведется на вокальной основе» (3; с 11-12).

О РЕПЕРТУАРЕ.

Репертуар детского хора, его изучение, сложность, характер является основным инструментом воспитания хора. Основой репертуара в моей работе являются классические произведения и детские песни современных композиторов. В подготовительном хоре главная часть репертуара – попевки, несложные песни – картинки. С них я начинаю, так как они очень легки интонационно, невелики по объему, легко запоминаются.

Серьезная часть репертуара – классическая музыка. Из опыта работы я поняла, что эта музыка очень нравится детям, несмотря на ее достаточную сложность в исполнении. И по содержанию она очень близка и интересна детям. В основном мы поем русскую классическую детскую музыку. В репертуарном списке старшего хора есть произведения П. Чайковского – «Рассвет», «Вторая песня Леля» в обработке для детского хора В. Соколова, «Мой садик»;  С. Рахманинова – «Задремали волны»; М. Мусоргского – «Вечерняя песенка» в обработке Т. Ждановой. Пробуем исполнять классику и с детьми младшего возраста. Например: хоровые песни Ц. Кюи – «Сквозь волнистые туманы», «Весенняя песенка». Особенно понравившиеся  детям произведения, мы повторяем в течение нескольких лет. Поддерживать в репертуаре выученные произведения, пожалуй, труднее, чем учить новые.

Работая с хорами где собираются дети разного уровня развития, я сделала вывод, что необходимо делать специальную аранжировку, писать «свое» многоголосие. Конечно, к  классическим произведениям это не относится. Часто приходится делать обработки песен, упрощать их, делая более доступными для исполнения моими коллективами. Иногда бывает наоборот: песня очень красивая, нравится детям, но, одноголосная. В этом случае, если она для среднего хора, подписываю еще один голос, ну а если она «подходит» больше для старшего хора, сочиняю двух – трехголосие (см. приложение).

В заключении я хочу подчеркнуть, что все певческие навыки осваиваются в процессе музицирования, то есть стремление выразить ярко и правдиво характер и содержание музыки заставляет меня и детей добиваться необходимого качества певческого звука, осваивать основы певческого процесса.

Очень важным моментом я считаю выработку сознательного и критического отношения детей к своему пению. Уже на первых занятиях я спрашиваю у детей, что и как у них получилось, правильно ли они спели, понравилось ли им исполнение песни. «Сознательное и активное отношение детей к музыкальной работе в хоре создает атмосферу общего дела, общего труда, объединяет учителя и учеников»(5; с.49).

Подводя некоторые итоги сказанному выше, хочется подчеркнуть, что в вокальной работе с детьми я стараюсь придерживаться следующих принципов:

1. Развивать голос из примарных тонов, постепенно. Без торопливости расширяя диапазон.

2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и показ педагога:

           а) никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке;

                     б) петь в динамике;

                     в) ни одного повторения певческого материала без точно поставленной

           задачи.                

         

          3.   Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.

          4.   Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием личности ребенка                 в целом.

         5.   Работать без торопливости, критерий не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены, и у них получаются.

       6.   На каждом занятии, особенно у малышей, необходимо повторять выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой стороны, позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.

Хор очень популярен в нашей школе. Именно хор, как единственный в нашей школе вид коллективного музицирования, сплачивает детей, дарит им минуты общения, дружбу, понимание. За пятнадцать лет существования хорового класса в нашей школе мы сумели воспитать большое количество детей. С гордостью могу сказать, что из хора вышли ребята, которые связали свою профессию с музыкой, а  именно с пением.

Часто мои выпускники приходят на занятия хора, чтобы пообщаться, попеть, послушать. И очень часто говорят, что скучают по хору, это очень приятно слышать, и это, наверное, главный результат моей работы. Я очень надеюсь на то, что смогла «влюбить» в хоровое искусство многих своих девочек и мальчиков.

Во имя этого, я думаю, стоит работать.  

ЛИТЕРАТУРА:

  1. ГНЕВЫШЕВА Е. – Избранные статьи о музыкальном воспитании детей. М. 1963 г.
  2. ЕМЕЛЬЯНОВ В. – Развитие голоса. С- Петербург., 2004 г.
  3. НИКОЛЬСКАЯ – БЕРЕГОВСКАЯ  К. – Начальный этап вокально – хоровой работы с детьми. М. 1967.
  4. ПОНОМАРЕВ А. – Жизнь детского хора. Ст.; Музыка в школе №4 за 1988 г.
  5. СЕРГЕЕВ  - Воспитание детского голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги успешного обучения в школе

В данном методическом пособии представлены игры и упражнения по обучению чтению и подготовки  к обучению письму детей 5 – 6 лет.  Предложенная система занятий и методических рекомендаций обе...

Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении

Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Первые шаги в обучении грамоте.

Развитие положительной мотивации в образовательной деятельности. Профилактика дисграфии....

Первые шаги на пути обучения большому теннису младших школьников: «Школа мяча» - развитие ловкости и координации.

Данный материал посвящен первым шагам практически в любом виде игрового спорта. Здесь представлены разннообразные комплексы упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Шк...

Внеурочное занятие по английскому языку для 1-2 класса (первый год обучения) "Первые шаги"

Задачи: -     познакомить детей с работой кружка, темами занятий; познакомить детей с достопримечательностями Лондона: парком Регента, Биг Беном, рекой Темзой, Лондонским мостом; з...