Подготовка педагогов к применению интерактивного оборудования в образовательном процессе
статья по теме

ЧЕРНЫШЕВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

Стстья для Всеросийской НПК "Инновационное развитие системы образования в контексте ФГОС нового поколения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernysheva_statya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чернышева Наталья Петровна,

директор

МБОУ «Сыропятская

средняя общеобразовательная школа»

Кормиловского района Омской области

Подготовка педагогов к применению интерактивного

 оборудования в образовательном процессе

Реформирование всех уровней образовательной системы предполагает появление новых функций, в процессе выполнения которых образовательный процесс станет более емким на протяжении всех периодов обучения.

Интеграция новых информационных технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Знание основ информатики, ее возможностей и перспектив развития становится актуальным практически для всех членов современного общества. Стремительный рост роли компьютерных систем как орудия интеллектуальной деятельности предъявляет качественно новые требования ко всему образовательному процессу. Любой человек как субъект информационного общества должен уметь оперировать в пространстве различными видами информации. Формирование информационной культуры в основном проходит в школе. К этим направлениям относятся телекоммуникации, локальные и глобальные сети, распределенные вычисления и базы данных, мультимедиа - и гипермедиа-технологии.

Роль средств новых инфокоммуникационных технологий следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого, и нравственного развития учащихся. В понятие информационные технологии обучения в образовании входят все технологии, использующие специальные технические информационные средства.

На основе новых информационных технологий были разработаны новые методики обучения, воспитания, основанные на использовании электронной техники, специального программного, информационного и методического обеспечения, появился термин «новая информационная технология» (НИТ) (мультимедиа, сетевые технологии, интернет-технологии).

 «Технологичность средств обучения создает совершенно иную культуру образовательного процесса... Достоинство методики заключается в личностном влиянии учителя и в возможности организации деятельности творческого характера. Технология позволяет значительно повысить эффективность образования»[1].

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Реализация внедрения новых технологий в учебный процесс требует постоянного обновления содержания школьного образования и специальной подготовки педагогических кадров.

Проектирование основных образовательных программ на базе ФГОС и их реализация требует от педагогических кадров образовательных учреждений целенаправленного повышения профессионального уровня и мастерства в соответствии с  современными требованиями к содержанию, структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ, а также максимального использования в педагогической деятельности не только традиционных, но и инновационных методов и форм организации обучения, образовательных технологий и средств оценки результатов обучения в условиях реформ российского образования. Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий, среди них  отмечены следующие направления:

  • создание информационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

 В рамках программы модернизации образования школа закупает современное интерактивное оборудование. Но, для реализации требований к образовательному процессу, необходимы педагоги, которые могут работать с интерактивным оборудованием.  На сегодняшний день большинство педагогов школы не могут использовать современное оборудование  в образовательном процессе, так как не умеют с ним работать.

Таким образом, решение проблемы по организации обучения с использованием интерактивного оборудования  осложнено рядом противоречий: между необходимостью использовать интерактивное оборудование в образовательном процессах и неготовностью, неумением педагогов работать с интерактивным оборудованием.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения. Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, будет увеличена мотивация и вовлеченность учащихся на занятии, улучшиться планирование, возможности, темп урока.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели отмечают, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин, что приводит не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи.        Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех  проблем образования моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской. Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС,  является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса. 

При повышении квалификации работников образования должны применяться формы и методы, в том числе основанные на использовании информационных  коммуникационных технологий, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки.

Мы понимаем, что в этих условиях кардинально должны измениться требования к современному педагогу.

Изучив  квалификационные требования к учителю,  на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593  «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования"», можно отметить, что  требования, предъявляемые к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.

Реализация ФГОС, предъявление новых требований к профессиональной компетенции педагогов в современных условиях ставит на повестку дня качественно новую задачу, формирование открытого, интегрированного, единого информационно-образовательного пространства на основе интерактивных технологий.

Необходимым условием функционирования такого пространства является принятие единой идеологии организации информационных потоков, интегрированных программных средств, обеспечивающих коммуникативность всех ее подсистем.

Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности нам потребуется создать новую систему повышения квалификации педагогов, нацеленную именно на обучение эффективному использованию интерактивных технологий обучения.

К этой работе следует привлечь педагогов школы, владеющих на профессиональном уровне интерактивным оборудованием, специалистов. В этом плане большую работу должны проводить информационно-ресурсные центры, располагающие медиатекой, электронной библиотекой, средствами накопления информационных и методических ресурсов. Это позволит поднять качество образовательного процесса на более высокий уровень. Повышение качества образования на основе информационных технологий создаст условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений во все отрасли экономики и сферы общественной жизни.

Список литературы:

1. Анисимова Н.С., Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства. Монография./ Под ред. Г.А. Бордовского.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2002.

2.Интерактивные технологии eBeam для образования. http://ebeam-russia.ru/use/education/

3.Солдаткин В.И.Создание информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации // Новые информационно-коммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. интернет-конф. М.: Логос, 2003. С. 161–179.

4.Темербекова А.А. Информационная компетентность учителя // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр.; [под ред. Е.А. Левановой]. 2009. Вып. 23. С. 110‑114.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден 6 октября 2009, приказ 373.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден 17 декабря 2010, приказ 1897.

7.Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 годы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Применение ЭОР в образовательном процессе

Необходимость применения  ЭОР ,за и против,...

Применение ЭОР в образовательном процессе

Данная работа знакомит с видами ЭОР и их применением на уроках физики....

План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

laquo;Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса  в период подготовки к ОГ...