«ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
материал по теме

ЧЕРНЫШЕВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

Дипломная работа по менеджменту и презентация на защиту. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Омской области»

Факультет профессиональной переподготовки

Кафедра Управления и экономики образования

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению  профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»

 «ПОДГОТОВКА  ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» 

Работа допущена к защите

«___»___________ 2013 г.

Работа защищена

«___»___________ 2013 г.

с оценкой «________»

Председатель ГАК

______________________

Члены комиссии

1. ____________________

2. ____________________

3. ____________________

4. ____________________

Выполнила:

                                                                               Чернышева Наталья Петровна,

директор

МКОУ «Сыропятская СОШ»

 

Научный руководитель:

Бурдельная Юлия Анатольевна,

 кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой

управления и экономики

образования

Омск

2013

Оглавление

Введение         3

Раздел 1. Теоретические основы информатизации образовательного процесса в современной школе        7

1.1 Современные   инфокоммуникационные и педагогические технологии в     школьном образовательном процессе        7

1.2 Особенности интерактивных технологий с применением интерактивного оборудования         13

1.3 Требования к профессиональной деятельности современного педагога на основании ФГОС, квалификационных требований        23

Раздел 2. Условия обеспечения (повышения) готовности  педагогов по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе        31

2.1  Анализ готовности педагогического коллектива к работе с интерактивным оборудованием (изучение потребностей, анкетирование)        31

2.2 Разработка программы подготовки  педагогов по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе        37

Заключение        42

Литература        45

Приложения        50

Введение

Реформирование всех уровней образовательной системы предполагает появление новых функций, в процессе выполнения которых образовательный процесс станет более емким на протяжении всех периодов обучения.

Одним из основных направлений формирования перспективной системы образования в России, наряду с повышением качества образования, обеспечением большей доступности образования для всех групп населения, повышением творческого начала в образовании, является обеспечение нацеленности обучения на новые педагогические технологии, в первую очередь на современные информационные технологии, что нашло отражение в работах А.А. Андреева, Ю.С. Брановского, Я.Л. Ваграменко, И.Е. Машбица и других.

Интеграция новых информационных технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Знание основ информатики, ее возможностей и перспектив развития становится актуальным практически для всех членов современного общества. Стремительный рост роли компьютерных систем как орудия интеллектуальной деятельности предъявляет качественно новые требования ко всему образовательному процессу. Любой человек как субъект информационного общества должен уметь оперировать в пространстве различными видами информации. Формирование информационной культуры в основном проходит в школе. К этим направлениям относятся телекоммуникации, локальные и глобальные сети, распределенные вычисления и базы данных, мультимедиа - и гипермедиа-технологии.

Реализация внедрения новых технологий в учебный процесс требует постоянного обновления содержания школьного образования и специальной подготовки педагогических кадров.

Проектирование основных образовательных программ на базе ФГОС и их реализация требует от педагогических кадров образовательных учреждений целенаправленного повышения профессионального уровня и мастерства в соответствии с  современными требованиями к содержанию, структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ, а также максимального использования в педагогической деятельности не только традиционных, но и инновационных методов и форм организации обучения, образовательных технологий и средств оценки результатов обучения в условиях реформ российского образования. Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий, среди них  отмечены следующие направления:

  • создание информационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

 На сегодняшний день в рамках программы модернизации образования школа закупает современное интерактивное оборудование. Но, для реализации требований к образовательному процессу, необходимы педагоги, которые могут работать с интерактивным оборудованием.  На сегодняшний день большинство педагогов школы не могут использовать современное оборудование  в образовательном процессе, так как не умеют с ним работать.

Таким образом, решение проблемы по организации обучения с использованием интерактивного оборудования  осложнено рядом противоречий: 

между необходимостью использовать интерактивное оборудование в образовательном процессах и неготовностью, неумением педагогов работать с интерактивным оборудованием.

Исходя из указанных противоречий, сделан выбор темы выпускной квалификационной работы: «Подготовка педагогов к применению  интерактивного оборудования в образовательном процессе».

Цель исследования: создать условия обеспечения подготовки педагогов к применению  интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Объект исследования: образовательный процесс. 

Предмет исследования: деятельность педагога по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал, нормативные документы, выявить требования к профессиональной подготовке современного педагога в рамках реализации ФГОС, новых квалификационных требований к педагогу.
  2. Познакомиться с опытом по внедрению программ по вопросу обучения работе с интерактивным оборудованием.
  3. Проанализировать готовность педагогического коллектива к работе с интерактивным оборудованием.
  4. Разработать программу подготовки  педагогов к применению интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использован комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретические: анализ и обобщение нормативных документов, Интернет-источников, связанных с предметом исследования, эмпирические: управленческий  эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, сравнение, описание и обсуждение результатов исследования; табличные интерпретации данных управленческого эксперимента.

Практическая значимость исследования заключается в возможности педагогами школы, после прохождения обучения, эффективно использовать интерактивное оборудование для  разработки уроков, проведения различных мероприятий.

Раздел 1. Теоретические основы информатизации образовательного процесса в современной школе

1.1 Современные   инфокоммуникационные и педагогические технологии в школьном образовательном процессе.

  На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Главной целью использования инфокоммуникационных средств в образовании должно стать развитие личности. По нашему мнению, необходимо создать равные условия для доступа к этим технологическим ресурсам и предоставить возможность для развития способностей учащихся. Должны быть созданы и введены новые информационно-обучающие среды и новые методологии, позволяющие осуществлять многофункциональное взаимодействие с новыми технологиями. Другими словами, мы должны все внимание сосредоточить на личности, то есть создать основу для реализации ее возможностей, особенно новым поколениям.

Существенное   значение   для   формирования   научного   мировоззрения школьников имеет раскрытие роли инфокоммуникационных и педагогических технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития.

Роль средств новых инфокоммуникационных технологий следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого, и нравственного развития учащихся. В понятие информационные технологии обучения в образовании входят все технологии, использующие специальные технические информационные средства.

Отсюда следует, что под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств:  сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Поэтому на основе новых информационных технологий были разработаны новые методики обучения, воспитания, основанные на использовании электронной техники, специального программного, информационного и методического обеспечения, появился термин «новая информационная технология» (НИТ) (мультимедиа, сетевые технологии, интернет-технологии).

Изучение литературы по проблеме внедрения технологий в учебный образовательный процесс показало, что эту проблему исследовали Г.Н. Александров, Е.П. Велихов, С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, С.Г. Григорьев, Н.В.Макарова, Г.К. Селевко, К. Фонсека, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, И.П. Роберт, П.Ф. Шолохович , В.Э. Штейнберг, Л.А. Церих и др.

Многообразие работ, посвященных использованию «технологий» в педагогике, доказывает, что исследователи проявляют к ним огромный интерес. Если рассматривать различные определения технологий (П. Митчел, И. Кучинов, В.П. Беспалько и др.), то необходимо отметить, что формулировки понятия  «технология», данные несколько лет назад, отличаются от взглядов на современном этапе.

 В энциклопедическом словаре дается определение технологии: «...Задача технологии как науки - выполнение физических, химических, механических др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов». Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование techne - искусство, мастерство, logos - учение, понятие.

Научные исследования последних лет трактуют понятие технологии как «систематический метод планирования, применения и оценивания процесса обучения для  достижения  более эффективной  формы  образования»; «совокупность научно обоснованных приемов и способов деятельности по конструированию образовательного процесса, направленных на реализацию учебно-воспитательных целей»; «пооперационно организованную деятельность педагога (учителя),  действующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путем некоего педагогического стандарта на специфической методической основе».

 Следовательно, понятие «педагогические технологии» можно охарактеризовать как научную, описательную, действенную, диагностирующую педагогическую науку, системообразующим компонентом которой является технология учебно-воспитательного процесса.

Следует подчеркнуть, что педагогическая система всегда технологична. Технологичность - внутреннее качество системы, определяющее ее возможности и подчиненное весьма строгой организационной (и управленческой) логике.

 Если наука по своей сути есть поиск истины, то технология есть конкретный способ реализации истины в каждом конкретном учебном материале, таким образом, технология обучения есть прикладная дидактика, а именно: теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил «чистой науки».

Поэтому понятие «технологичность» в педагогической системе выделяет следующие критерии:

  • повышение эффективности педагогического процесса;
  • устойчивость организационно-технологического комплекса;
  • воспроизводимость педагогической деятельности;
  • четкость алгоритма достижения конкретной цели;
  • качественное формирование у учащихся знаний, умений, навыков.

«Технологичность средств обучения создает совершенно иную культуру образовательного процесса... Достоинство методики заключается в личностном влиянии учителя и в возможности организации деятельности творческого характера. Технология позволяет значительно повысить эффективность образования, но по указанным параметрам уступает методике».

 «Под педагогической технологией следует понимать некую «технологическую оболочку», в которой комфортно и учителю и ученику. Основные характеристики «технологической оболочки» должны быть устойчивыми и не зависеть от субъективности автора и исполнителя».

Большое многообразие задач педагогического процесса современной системы образования может быть успешно решено, если основные характеристики педагогической технологии - это объективность, целесообразность, устойчивость, непротиворечивость.

 Согласно мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методическим требованиям, как-то:

концептуальность: должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;

управляемость: представляет возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

эффективность: современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения и предполагать наличие объективных критериев оценки, сравнение педагогических технологий;

воспроизводимость: подразумевает возможность применения педагогических технологий (повторения, воспроизведения) в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.

Таким образом, понятием технологии образования следует считать «всю совокупность методов, средств и систем, которые участвуют в образовательном процессе и способствуют функционированию систем образования».

Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий в целях: совершенствования методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся; осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения; реализацию психолого-педагогической диагностики уровня обученности учащихся на базе компьютерного тестирования; управление образованием, в том числе в условиях локальных и глобальной компьютерных сетей и т.д.

1.2. Особенности интерактивных технологий с применением интерактивного оборудования.

 Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, будет увеличена мотивация и вовлеченность учащихся на занятии, улучшиться планирование, возможности, темп урока.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели отмечают, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: учитель не  будет тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Преимущества работы с интерактивными досками

Основные преимущества:

  1. совместима с программами для всех лет обучения;
  2. усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;
  3. предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;
  4. делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию;
  5. материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения;
  6. можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение;
  7. материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование;
  8. после занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями.  Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Преимущества для преподавателей:

  1. поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
  2. позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  3. позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  4. удобна при работе в большой аудитории;
  5. позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  6. вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  1. делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  2. предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  3. освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
  4. учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  5. учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
  6. учащимся не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом,  повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Факторы эффективного использования интерактивного оборудования:

  1. обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели и обучающиеся  могли набраться опыта;
  2. использование доски не только преподавателями, но и учащимися;
  3. предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию,  временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия
  4. обмен идеями и ресурсами между преподавателями;
  5. высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.

Планирование занятия на интерактивной доске.

Интерактивные доски - не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит время.

 Интерактивные доски предоставляют широкие возможности преподавания различных дисциплин, что приводит не только к экономии времени, но и улучшению общего качества материалов.

 Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи.        Преподаватели, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех  проблем образования моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

 Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской.

Использование инструментов программного обеспечения.

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

  1. Презентационное программное обеспечение
  2. Текстовые редакторы
  3. CD-ROMы
  4. Интернет
  5. Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)
  6. Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения)
  7. Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители
  8. Программное обеспечение для интерактивной доски
  9. Программное обеспечение, относящееся к различным предметам

Возможно, занятия привлекут сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке.
Простота использования этих устройств и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия. Однако преподавателям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов. Для облегчения задачи необходимо изучить инструменты интерактивной доски (см. таблицу 1).

Таблица 1

Инструменты интерактивной доски

Инструмент

интерактивной

доски

Воздействие на обучение

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Примером может быть работа с географической картой или схемой пищеварительной системы организма.

Записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Аудио- и видео-вложения

Значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

Drag & drop

Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое.

Выделение отдельных частей экрана

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент "прожектор" можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них .

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Страницы

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Разделение экрана

Преподаватель может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения

Соединение с электронным микроскопом

Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения

Эти инструменты значительно улучшат преподавание с помощью интерактивной доски. Но важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

1.3. Требования к профессиональной деятельности современного педагога на основании ФГОС, квалификационных требований.

Основной чертой сложившейся к настоящему времени в отечественной школе ситуации с использованием в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), является то, что соответствующая деятельность учителей поощрялось, однако не являлась для них обязательной.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования должен обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального, основного  и среднего (полного) общего образования;

включает в себя требования к:

  • структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основной образовательной программы общего образования;
  • является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

  • создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
  • создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
  • создание организационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
  • создание информационного обеспечения введения ФГОС;
  • создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник начальной школы должен:

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • вводить текст с помощью клавиатуры;
  • фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Также, согласно ФГОС,  важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды.

 Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Введение ФГОС  является сложным и многоплановым  процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС,  является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.  

Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с  введением ФГОС.  

При повышении квалификации работников образования должны применяться формы и методы, в том числе основанные на использовании информационных  коммуникационных технологий, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.

Стандарт предъявляет сущностно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий.  Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере  реализацию требований к  результатам  освоения основной образовательной программы.

Исходя из вышеизложенного, а также прибегая к изучению научного и практического опыта (Ю.С. Брановский , Я.Л. Ваграменко, Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков и др.), можно сделать вывод о необходимости внедрения новых информационных и коммуникационных технологий в обучении и управлении образованием.

Мы понимаем, что в этих условиях кардинально должны измениться требования к современному педагогу.

Изучив  квалификационные требования к учителю,  на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593  «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования"», можно отметить, что  требования, предъявляемые к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.

Остановимся на информационной компетентности.

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Все это обязательно требует изменений в  профессиональной подготовке учителя и оборудовании его рабочего места.

Выводы к 1 главе

 Реализация ФГОС, предъявление новых требований к профессиональной компетенции педагогов в современных условиях ставит на повестку дня качественно новую задачу, формирование открытого, интегрированного, единого информационно-образовательного пространства на основе интерактивных технологий.

Необходимым условием функционирования такого пространства является принятие единой идеологии организации информационных потоков, интегрированных программных средств, обеспечивающих коммуникативность всех ее подсистем.

В современном информационном мире содержание образования - открытая среда, в которой ученик учится ориентироваться и действовать. Создание единого информационного образовательного пространства, включение в учебный процесс всего многообразия информационных технологий, а также Интернет - ресурсов  формирует деятельностное содержание образования. Внимание уделяется процессу профессиональной подготовки будущего учителя, компетентности педагогов школы по владению интерактивным оборудованием, что является объектом нашего исследования. Изучив тенденции и противоречия в образовании, мы можем отметить «слабые» места современной профессиональной подготовки по повышению качества профессиональной подготовки учителей.

Над проблемой готовности учителя к педагогической профессиональной деятельности работали многие учёные: Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Глузман, М.И.Дьяченко, А.С.Ильин, В.Н.Мясищев, Е.Н.Пехота, В.А.Сластенин, Д.Н.Узнадзе и другие. Однако единого определения понятия „готовность к педагогической деятельности” нет, и не может быть, поскольку существует несколько направлений его раскрытия. Содержание данного понятия уточняется, расширяется, углубляется.

Формирование готовности к применению интерактивных технологий обучения является личностно-деятельностным. Поскольку овладеть данной технологией и использовать её в последующей своей профессиональной работе учителю возможно лишь в деятельности, зная суть интерактивных технологий обучения, особенностей организации таких уроков, специфики выстраивания отношений на них между участниками образовательного процесса и т.д.

Считаем необходимым отметить, что сформировать готовность к педагогической деятельности возможно только в процессе профессиональной подготовки. Подготовка представляет собой процесс, а готовность есть с одной стороны – цель, с другой стороны – результат данного процесса.

Под интерактивными методами обучения понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого студента». При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для него несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему преподавателем.

Под коллективно-групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем.

Все это привёло нас к следующим выводам:

- необходимости ухода от предметно-ориентированного, знаниево-ориентированного образования, стремление к созданию субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса с учётом личного опыта каждого субъекта;

-  необходимости переориентации образования: главное – не объём полученных знаний, а их продуктивность.

Таким образом, готовность будущего учителя  к использованию интерактивных технологий обучения представляет собой аспект специальной профессиональной подготовки.

Сформировать готовность – значит сформировать цели, мотивы, потребности в применении интерактивных технологий обучения. Учителями, выработать систему знаний, умений, навыков об интерактивных технологиях обучения и формах их применения, сформировать и развить педагогические способности, необходимые для использования интерактивных технологий обучения в образовательном процессе.

Раздел 2. Условия обеспечения (повышения) готовности  педагогов по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе

 2.1.  Анализ готовности педагогического коллектива к работе с интерактивным оборудованием (изучение потребностей, анкетирование).

Для того чтобы образовательное учреждение было конкурентоспособным в современных условиях, необходимо уделить большое внимание подготовке педагогических кадров, для обеспечения образовательного процесса  высококвалифицированными, ИКТ-компетентными педагогами-специалистами. Создания для педагогов и обучающихся  полного оснащения учебно-воспитательного процесса новейшими учебно-методическими комплексами и передовыми педагогическими технологиями, которые выдвинуты  требованиями новых образовательных стандартов, квалификационными требованиями по подготовке кадров, именно они диктуют необходимость интенсивной интеграции информационных технологий в образовательный процесс, использования интерактивных технологий обучения в качестве прогрессивного средства приобретения, формирования, закрепления и оценки усвоения знаний и профессиональных навыков учащихся.

Цель такого подхода — посредством применения интерактивных средств обучения повысить качество знаний и умений учащихся.

Переход в новую эру цифрового обучения, в которой обучаемый «перемещается» от пассивного изучения к интерактивному, приводит к изменению ролей в учебном процессе, выдвигая учащегося в центр процесса обучения, переводя его из ранга обучаемого в ранг изучающего, и смещает акценты от обучения к изучению. Учащийся ищет и осмысливает информацию, решает с ее помощью реальные жизненные задачи вместе с другими участниками учебного процесса, а преподаватель контролирует и руководит процессом познания. При этом необходима поддержка учебного процесса интерактивными учебными программами, для успешного применения которых используются информационные технологии как средство изучения и обучения. Функционирование учебных программ возможно при наличии новой среды, поддерживающей высокий уровень интерактивности. Учащиеся в такой среде взаимодействуют друг с другом, преподавателем, информационными ресурсами.  Обеспечить все это может только высококвалифицированный, ИКТ-компетентный педагог-специалист.

Готовы ли педагоги МКОУ «Сыропятская СОШ» к предъявляемым  требованиям?

Проведем анализ готовности педагогических кадров школы к применению интерактивных технологий в образовательном процессе.

На сегодняшний день в школе работает 20 педагогов. Среди педагогов был проведен опрос, на каком уровне они владеют интерактивным оборудованием. Результаты опроса помещены в таблицу (см. таблицу 2).

Таблица 2

Уровень владения педагогов МКОУ «Сыропятская СОШ»

интерактивным оборудованием

Уровень

Не владею

Владею на уровне пользователя

 (базовый)

Владею на высоком профессиональном уровне

Процент

15%

70%

15%

 Анализируя данные опроса, можно сказать, что не владеют интерактивным оборудованием 15% педагогов. Это  педагоги, которые по возрасту являются пенсионерами, готовятся к выходу на пенсию.

  На высоком профессиональном уровне владеют интерактивным оборудованием 15% педагогов. Это педагоги, которые по специальности  являются учителями информатики, математики, физики. При обучении они изучали специализированные курсы, имеют специальную подготовку. Следовательно, именно они могут оказать помощь в обучении остальных сотрудников школы более глубокому овладению интерактивными технологиями, вести занятия в группах.

Наибольшее число составляют педагоги (70%), которые владеет интерактивными технологиями на уровне пользователя, что является положительным фактором, так как не требует изучения азов работы с компьютером, мультимедийным  и др. оборудованием, а дает возможность осваивать более глубоко новое оборудование (интерактивные доски), а также различные возможности нового программного обеспечения.

Для изучения потребностей педагогов были проведены анкетирования и диагностика, которые позволили определить  направления работы по освоению интерактивных технологий для  создания программы  по обучению педагогов школы (см. приложения 1, 2, 3).

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности:

  1. экономия времени при разработке дидактических материалов;
  2. перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
  3. переход на новый уровень педагогического мастерства.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.).

Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательнообразовательный процесс.

Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Готовность применять новые технологии в учебно-воспитательном процессе определило выбор форм управления повышением ИК-компетентности. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, общении и самообразовании.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в учебно-воспитательный  процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки они осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий, интерактивного оборудования  в образовательном процессе.

Таким образом, для подготовки личности к непрерывному развитию ИК-компетентности нам потребуется создать новую систему повышения квалификации педагогов, нацеленную именно на обучение эффективному использованию интерактивных технологий обучения.

К этой работе следует привлечь педагогов школы, владеющих на профессиональном уровне интерактивным оборудованием, специалистов ИРООО. В этом плане большую работу должны проводить информационно-ресурсные центры, располагающие медиатекой, электронной библиотекой, средствами накопления информационных и методических ресурсов. Это позволит поднять качество образовательного процесса на более высокий уровень. Повышение качества образования на основе информационных технологий создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений во все отрасли экономики и сферы общественной жизни.

  Важной составляющей достижения высоких результатов в учебно-воспитательном процессе являются современные интерактивные комплексы, т.е. компьютер, видеопроектор и интерактивная электронная доска. На сегодняшний день школа имеет такое оборудование в начальном звене, но необходимо продолжать оснащение  современным оборудованием в основном и старшем звене.

2.2. Разработка программы подготовки  педагогов по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе

 Как было выявлено ранее, педагоги школы на разном уровне владеют компьютерными технологиями. Поэтому мы используем «проникающую» технологию, которая использует компьютерное обучение по отдельным темам и разделам. Эта технология используется на начальном этапе  обучения (1 этап), и ее можно назвать выравнивающей технологией.

Параметрами этой технологии являются:

  1. по характеру содержания: проникающая;
  2. по подходу к  педагогам: сотрудничество;
  3. по преобладающему методу: информационное + операционное (ЗУН +
    СУД), диалогическое + программированное обучение;
  4. по типу управления познавательной деятельностью: компьютерная;
  5. по категории обучаемых: все категории.

Цели: формирование необходимых качеств личности для эффективного использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; подготовка личности готовой к деятельности в информационном обществе; формирование исследовательских навыков, высокого уровня общей и информационной культуры; формирование умений работать в коллективе, принимать оптимальные решения, брать на себя ответственность в процессе проектной деятельности учащегося в условиях информатизации образования.

Концепции: обучение - это общение  с компьютером; приспособление компьютера к индивидуальным особенностям; диалоговый характер обучения; коррекция куратором процесса обучения; взаимодействие с компьютером; оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; поддержка состояния психологического комфорта при общении с компьютером; неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Главной особенностью содержания образования является увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды.

          Последующее обучение в течение второго этапа (2 этап),  называется накапливающим.

В структуру содержания компьютерной накапливающей технологии входят:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

- знание современных операционных систем и владение их основными командами;

- знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения и владение их функциями;

- владение текстовым процессором.

Уникальные возможности открывает для диалога учащихся с наукой и культурой Всемирная компьютерная сеть Internet:

- использование научной и культурной информации из всех банков, музеев, библиотек;

- интерактивное общение.

Область «Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности» является компонентом образовательной системы, которая способна внести коренные преобразования в систему обучения. Эта область существенно влияет на цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развитие учащегося. Эта область в основном предна-

значена для организации успешной деятельности преподавателей-предметников, умеющих выбирать качественный программный продукт для успешного использования на уроке. Программные реализующие базы знаний относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем способов ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Аппаратные средства мультимедиа, наряду с базами знаний, позволят создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры, развивающие и дидактические игры.

Следующая область - компьютер как способ повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании - является необходимым средством в успешной деятельности более продвинутой части учащихся. Преподаватели совместно с учащимися разрабатывают учебные программные продукты, тестирующие, контролирующие программы. Учащиеся и преподаватели, использующие информационные возможности компьютеров и телекоммуникационные сети в своей исследовательской работе, получают общие профессиональные умения и навыки исследовательской деятельности.

Третье направление (3 этап) - проектирование педагогической информационной технологии обучения - предусматривает решение следующих подзадач:

  1. выявление условий наилучшего применения средств инфокоммуникацион-ных технологий, активизирующих учебно-познавательную деятельность;
  2. описание дидактических условий организации учебно-познавательной деятельности учащихся посредством информационных технологий;
  3. анализ эффективности использования средств ИТ по различным предметным областям;
  4. разработку программно-педагогических средств, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках по различным предметным областям;
  5. разработку модели информационной технологии обучения конкретному предмету на основе инструментальных сред.

Выводы ко 2 главе

  1. Основной задачей интеграции инфокоммуникационных и педагогических технологий в процессе информатизации образовательного пространства является построение целостной системы информационной инфраструктуры учебного заведения, которая обеспечивала бы эффективное использование интерактивных технологий в учебном процессе.
  2. Реализация интеграции инфокоммуникационных и педагогических технологий в процессе информатизации образовательного пространства в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения способствует его эффективности, и ведет к более качественному усвоению материала, развитию мышления, формирует умение анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний.
  3. Общим основанием для решения всех поставленных задач и условий их реализации являются изменения информационной деятельности работников образования общеобразовательного учреждения с учетом требований интерактивных  технологий, обеспечивающих автоматизацию процессов сбора, обработки, хранения педагогической информации и ее распространения в образовательные учреждения. В свою очередь, это требует от педагогических работников высокого уровня общей и информационной культуры.
  4. Введение в образовательный процесс современных интерактивных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся, поддерживает преподавателей в состоянии творческого поиска, что особенно актуально в условиях информационного общества.


Заключение

Современный период развития общества характеризуется активным процессом информатизации. Таким образом, информатизация подразумевает изменения содержания условий и форм взаимодействия участников и организаторов педагогического процесса. Если иметь в виду организационную структуру, то непрерывность информатизации предполагает такую сеть, которая создает единое  информационное образовательное пространство, позволяющее системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к новым информационно-педагогическим технологиям обучения. Попадая в информационное образовательное пространство, учащийся развивает способности к самоизменению, совершенствованию, самопознанию, самореализации, а также повышает уровень знаний приемов применения компьютера в учебной деятельности. Важнейшим условием в процессе информатизации образовательного пространства является обеспечение образовательных учреждений, компьютерами, технические параметры которых должны поддерживать работу с мультимедийными программными продуктами, другой цифровой техникой, а также объединение всей компьютерной техники в единое информационное пространство с выходом в глобальные информационные сети. Целью данной работы являлось разработка программы подготовки  педагогов по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Суть работы отражена в следующих положениях:

1.  Интеграция инфокоммуникационных и педагогических технологий в образовательный процесс изменяет содержание, методы и организационные формы обучения. Использование мультимедийных технологий, интерактивного оборудования в учебном процессе как средство формирования информационной культуры становится актуальной задачей образования.

  1. Информационно-технологическая подготовка педагогических кадров и их профессиональное совершенствование должны иметь непрерывный характер, что обусловлено процессами глобальной информатизации, постоянным совершенствованием средств инфокоммуникационных технологий, а также постоянно меняющимися условиями развития самой системы образования.
  2. Эффективность непрерывного образования и самообразования педагогических работников предполагает обязательное применение новых инфокоммуникационных технологий.
  3. Обучение административного и преподавательского состава использованию инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса, снижает нагрузки преподавателя, сокращает время, которое преподаватель затрачивает на подготовку урока и повышает эффективность контроля в учебном процессе.
  4. Для достижения эффективности использования инфокоммуникационных и педагогических технологий в учебном процессе необходимо создание школьного информационно-образовательного пространства и интеграции технического, математического, программного, информационного, методического обеспечения.
  5. Широкое использование вычислительной техники и современных информационно-компьютерных средств в образовании определяют четыре области применения: компьютерная техника и информатика как объект изучения; компьютер, интерактивная доска как средство повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании; компьютер, интерактивная доска как средство повышения эффективности педагогической деятельности; компьютер, интерактивная доска  и информатика как компонент системы образовательно-педагогического управления, комплексное включение данных областей в образовательный процесс обеспечивает функционирование информационно-образовательного пространства учебного заведения, а также повышает качество общеобразовательной подготовки учащихся.
  1. Создание педагогического взаимодействия с включением совокупности мотивационного, процессуального компонентов является условием организации личностного роста обучаемых и педагогов.
  2. Формирование информационно-образовательного пространства, вхождение в глобальную сеть Интернет, зарождение новых моделей учебной деятельности, педагогика сотрудничества, системная организация преподавания ведут к повышению качества образования.
  3. Интеграция инфокоммуникационных и педагогических технологий значительно индивидуализирует учебный процесс, увеличивает скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливает практическую ценность, а значит, осуществляется расширение кругозора, что способствует деятельностному подходу к исследовательской и проектной деятельности учащихся и учителей.

Мы доказали, что достижение значимых результатов в процессе информатизации образовательного пространства возможно лишь при предоставлении участникам педагогического процесса новых реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемом для этого информационно - образовательном пространстве. Прежде всего, это условия, характеризующие развитие информационной культуры, информатизация предметных областей, пользовательских навыков всех участников образовательного процесса, а также открытие для них новых источников информации и возможность участвовать в информационном обмене.

Литература

  1.  Адольф В. Профессионально-педагогические проблемы компьютерной подготовки специалистов // Высшее образование в России. 1997. №4. С. 107- 109.
  2.  Александров Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1993. № 5. С.6-19.
  3.  Анисимова Н.С., Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства. Монография./ Под ред. Г.А. Бордовского.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2002.
  4.  Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. - Омск: ОмГПУ, 1998 г.
  5.  Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии, 2001. №3. с. 154-169.
  6.  Атаян A.M. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Северо-Осетинский гос. университет. -Владикавказ, 2001.- 20 с.
  7.  Бабанский   Ю.К.   Методы   обучения   в   современной   школе.   -   М.:
  8. Просвещение, 1985.
  9. Баранова Е.В. Объектно-ориентированное проектирование при обучении современным информационным технологиям: Монография. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена.С.101.
  10.  Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Понятие информационной среды процесса обучения // Школьные технологии. 2000. №2. С. 153-182.
  11. Белошапка В., Лесневский А. Основы информационного моделирования // Информатика и образование. 1989. № 3. С. 17-24.
  12. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Издательство Воронежского университета. 1977.С. 304.
  13. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. ИРПО. 332 с.
  14. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманит. факультетов педвузов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. унта, 1995. 144 с.
  15. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. № 6-8. С.38.
  16. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А., Румянцев И.А., Слуцкий A.M. Проблемы     педагогики     информационного     общества     и      основы
  17. Богатырь Б.Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика. 1998. № 3. С. 8-13.
  18. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов. - Ставрополь: СГПУ, 1995. 206 с.
  19. Брановский Ю.С. О ходе реализации региональной программы информатизации образования в Ставропольском крае // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования-95».-Ставрополь, 1995. С. 7-9.
  20. Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.
  21. Бучельников В.В. Развитие информационной компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода // Успехи современного естествознания. 2009. № 10. С. 91‑92.
  22. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.
  23. Гершунский Б.С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: (Прогностический аспект). - М., 1985. - 40 с.
  24. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
  25. Ершов А.П. Компьютеризация школы и педагогическое образование // Математика в школе. 1989. №1. С. 20-21.
  26. Ершов А.П. Концепция информатизации образования // Информатика и образование, 1988. № 6. С. 3-36.
  27. Закон РФ "Об образовании". Утвержден 29 декабря 2012 г.
  28. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2005. 192 с.
  29. Иванченко В. Компьютер и здоровье // Подводная лодка. - 2001. - №1. — Internet: http://www/submarine.ru/ar
  30. Интерактивные технологии eBeam для образования. http://ebeam-russia.ru/use/education/
  31. Информация сельской школы и жизнедеятельности молодежи (ИНФОСЕЛЬШ – 2009). Труды VI Всероссийского научно-методического симпозиума. Анапа, 14-18 сентября, 2009.
  32. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.
  33. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.
  34. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1.С. 3-9.
  35. Лаптев В.В., Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки в области информатики: теория и практика многоуровневого педагогического университетского образования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. С.508.
  36. Лаптев В.В., Швецкий М.В. Метод демонстрационных примеров в обучении студентов педагогического вуза // Педагогическая информатика 1994. №2. С. 7-16.
  37. Леонтьева В., Щербина М. Компьютеризация и «креативная педагогика» //Высшее образование в России. 2001. №3. С. 138
  38. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986. С. 80.
  39. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.
  40. Материалы ХIХ Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», Троицк, 26-27 июня, 2008.
  41. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010.
  42. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.
  43. Солдаткин В.И.Создание информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации // Новые информационно-коммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. интернет-конф. М.: Логос, 2003. С. 161–179.
  44. Темербекова А.А. Информационная компетентность учителя // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр.; [под ред. Е.А. Левановой]. 2009. Вып. 23. С. 110‑114.
  45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден 6 октября 2009, приказ 373.
  46. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден 17 декабря 2010, приказ 1897.
  47. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 годы. 

Анкета для определения степени использования

 информационно-компьютерных технологий

 

Приложение 1

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационно-компьютерных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1.Должность_____________________________________________________

2. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли __________________________________________

3. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

  1. при подготовке к занятию;
  2. на занятии;
  3. для самообразования;
  4. другое (укажите).

4. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):

  1. текстовый редактор;
  2. электронные таблицы;
  3. электронные презентации;
  4. мультимедийные диски;
  5. специализированные программы;
  6. Интернет;
  7. другое (укажите).

5. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):

  1. ежедневно;
  2. 1 раз в неделю;
  3. 1–2 раза в месяц;
  4. 1–2 раза в четверть;
  5. другое (укажите).

6. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?

___________________________________________________________________

7. Созданы ли условия в ОУ для использования информационно-компьютерных технологий?

___________________________________________________________________

8. Поощряет ли администрация ОУ использование информационно-компьютерных технологий?

___________________________________________________________________

9. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?

___________________________________________________________________

10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий?

__________________________________________________________________

11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?

___________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Диагностическая карта педагога по темам семинаров

Приложение 2

Ф.И.О.педагога

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

1

2

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы семинаров:

I.    Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

  1. Знакомство с PowerPoint. 
  2. Создание слайда с диаграммой и таблицей. 
  3. Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации. 
  4. Создание управляющих кнопок. 
  5. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации. 

II.   Microsoft Word

  1. Шрифт, размер.
  2. Создание и редактирование текстового документа. 
  3. Набор и редактирование текстового документа. 
  4. Абзацные отступы и интервалы. 
  5. Создание и форматирование таблиц. 
  6. Вставка рисунка. 
  7. Нумерация страниц. Печать готового документа. 

III. Microsoft Publisher

  1. Подготовка открытки. 
  2. Подготовка буклета и печать. 

IV. Интернет

  1. Поиск в сети Интернет. 
  2. Электронная почта. 

V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий

Диагностическая карта
"Использование информационно-компьютерных технологий в работе"

 Приложение 3

Ф.И.О.педагога__________________________________________________

Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием интернет-ресурсов

 

Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на занятиях с детьми

 

Создание базы данных обучающихся,  воспитанников и их родителей

 

Разработка учебных (внеклассных) занятий для детей по разным направлениям с использованием информационных технологий

 

Использование сети Интернет для самообразования

 

Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе

 

Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес))

 

Наличие опыта в области использования ИКТ по следующим вопросам

 

Готовность организовать обучение педагогов ОУ (указать тему)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» Выполнила: Чернышева Наталья Петровна, директор МКОУ « Сыропятская СОШ» Научный руководитель: Бурдельная Юлия Анатольевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой управления и экономики образования

Слайд 2

Цель исследования: создать условия обеспечения подготовки педагогов к применению интерактивного оборудования в образовательном процессе. Объект исследования: образовательный процесс. Предмет исследования: деятельность педагогов по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Слайд 3

Задачи: 1. Изучить теоретический материал, нормативные документы, выявить требования к профессиональной подготовке современного педагога в рамках реализации ФГОС, новых квалификационных требований к педагогу. 2. Познакомиться с опытом по внедрению программ по вопросу обучения работе с интерактивным оборудованием. 3. Проанализировать готовность педагогического коллектива к работе с интерактивным оборудованием. 4. Разработать программу подготовки педагогов к применению интерактивного оборудования в образовательном процессе.

Слайд 4

Информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Информационные технологии - совокупность методов и технических средств: сбора, организации, хранения, обработки , передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами . Эту проблему исследовали Г.Н. Александров, Е.П. Велихов, С.А. Бешенков , А.Г. Гейн , С.Г. Григорьев , Н.В.Макарова, Г.К. Селевко , К. Фонсека , П.И. Пидкасистый , Е.С. Полат , М.Ю. Бухаркина , М.В.Моисеева, И.П. Роберт, П.Ф. Шолохович , В.Э. Штейнберг, Л.А. Церих и др.

Слайд 5

Особенности интерактивных технологий с применением интерактивного оборудования. Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания . Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Слайд 6

Преимущества работы с интерактивными досками совместима с программами для всех лет обучения; усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами; предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе; делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию; материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения; можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы . Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение; материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование; после занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Слайд 7

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Слайд 8

Уровень владения педагогов МКОУ « Сыропятская СОШ» интерактивным оборудованием Уровень Не владею Владею на уровне пользователя (базовый) Владею на высоком профессиональ - ном уровне Процент 15% 70 % 15%

Слайд 9

Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий. Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности : экономия времени при разработке дидактических материалов; перенос акцента на презентабельность оформления материалов; переход на новый уровень педагогического мас­терства. Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста. Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно­образовательный процесс. Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Слайд 10

Разработка программы подготовки педагогов по применению интерактивного оборудования в образовательном процессе 1 этап - « проникающая» («выравнивающая») технология. 2 этап – «накапливающая» технология. 3 этап - проектирование педагогической информационной технологии обучения

Слайд 11

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное оборудование в образовательном процессе

Интерактивное оборудование в образовательном процессе...

Методические рекомендации "Применение интерактивной доски в образовательном процессе"

Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков; сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов. И на каждом этапе возможно применение ИКТ и НИТ, как еще одного инструмента ис...

Подготовка педагогов к применению интерактивного оборудования в образовательном процессе

Стстья для Всеросийской НПК "Инновационное развитие системы образования в контексте ФГОС нового поколения"...

Применение интерактивной доски в образовательном процессе

С внедрением ФГОС второго поколения, все больше делается упор на применение новых способов обучения с использованием новых информационных технологий и современного интерактивного оборудования.Наиболее...

ПРОЕКТ Совершенствование использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе

Обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе...