Информационная карта инновационного опыта работы педагога
опыты и эксперименты по теме

Фелофеева Татьяна Ивановна

Использование технологии проектного обучения как способа развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

3.3.2. Информационная карта инновационного педагогического опыта

Ф.И.О.

Фелофеева Татьяна Ивановна

Учреждение

МБОУ Пузско-Слободская ООШ, Починковский район, Нижегородская область

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Стаж работы в должности

 24 года

1. Тема инновационного педагогического опыта

Использование технологии проектного обучения как способа развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

2. Источник изменений

    Сосредоточенность традиционного подхода к образованию преимущество на передаче  знаний не способствует развитию компетенций и формированию личности,  обладающей коммуникативными способностями, без которых не возможен высокий уровень подготовки учащихся. Поиск  новых форм и приемов организации урока позволяет изменить взаимодействие  «учитель- ученик»: не только передавать школьнику знания, но и развивать у него  логику, мышление, превратить его не в пассивного слушателя,  а в активного участника урока.

3. Идея изменений

       Педагогическая идея: повышение качества обучения, развитие логического мышления за счет использования технологий нестандартных форм обучения  в учебном процессе.

Внедрение и использование  технологий нестандартных форм обучения позволит развить способности школьников; повысить познавательный интерес к учению, сделать процесс обучения индивидуальным и дифференцированным

Сущность опыта заключается в разработке модели способов практической деятельности школьников на уроках информатики с целью формирования и развития их информационной культуры. При этом используются различные пути актуализации субъективного опыта ребёнка, его творческих возможностей, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.

4. Концепция изменений:

Актуальность

Проектное обучание – одно из важных средств обучения, т.к. оно формирует у учащихся интерес к учению, снижает напряжение, помогает формировать навыки учебной деятельности.

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:

  • формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности);
  • изучение научной методологии и практических способов применения системного анализа, формирования особого стиля мышления, позволяющего осмысливать происходящие в обществе информационные процессы;
  • формирование информационной личности - личности, взаимодействующей с информацией в сфере производства, сокращения, распространения, потребления последней. 

Новизна

Систематическое применение нестандартных форм обучения приводит к повышению производительности урока, повышению уровня заинтересованности, появляется возможность совершенствовать творческие способности детей.

Ожидания

Научить учащихся овладевать основами коммуникации и рефлексии, приобретать новые знания и умения,

Затруднения в реализации

Затруднением является ограничение во времени при проведении нестандартного урока.

Риски

Умение объективно оценивать процесс и результаты  нестандартного урока.

5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

Реализация технологий проектного обучения возможна при наличии кабинета, оснащенного современным оборудованием (компьютер, мультимедийный  проектор, Интернет).

 

7. Публикации (если есть)

Размещены на сайте nsportal.ru

6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения и воспитания)

Стабильная позитивная динамика учебных достижений обучающихся:  качество знаний :  2008 – 2009 уч.год -72%;  2009-2010уч. год -74%;  2010-2011уч.год – 79% 2011-2012уч. год -90 %;  2012-2013уч.год – 93,5 %.

Так же значительно увеличился показатель степени готовности учащихся к исследовательской деятельности. Если на момент начала реализации проектной деятельности только 45% учащихся были относительно готовы заниматься данным видом работы, то уже в 2012-2013 уч. году – 78% имели чёткое представление о предстоящей деятельности  и были готовы заниматься исследовательской работой.

Вывод: использование технологии проектного обучения в течение 2008-2013 годов позволило поднять уровень информационной культуры школьников на качественно новый высокий уровень. Учащиеся, владея современными компьютерными технологиями, используют основы исследовательской работы, умеют работать как индивидуально, так и в группе на конечный результат, ставить цели и задачи своей деятельности и достигать намеченной цели, анализировать и корректировать свою деятельность, представлять полученный «продукт» своего личного  и коллективного труда, легко ориентироваться в море современной информации, перерабатывать и использовать нужную информацию для определённых учебных целей.

7. Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение)

Урок не может быть интересным, если  ученик постоянно  включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Одна из таких форм организации обучения и воспитания – это проектное обучение. Проектное  обучение – одно  из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес  к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные. глубокие знания. В условиях обучения в нашей школе школьникам приходится усваивать, перерабатывать и использовать в своей деятельности огромные массивы информации. В управлении деятельностью своих учеников я стараюсь поэтапно формировать посильные умения учащихся по поиску, отбору и использованию информации, таким образом, способствуя формированию и развитию информационной культуры:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Учёные и педагоги, которые разрабатывали данную проблему, выделяют три направления в формировании информационной культуры школьника:

Первое направление - культурологическое. Его цель - приобщение учащегося к «традиционным» информационно-культурным ценностям: книге, библиотеке, библиографии.

Второе направление - информологическое. Его цель - освоение учащимся новейших информационных технологий как средства развития мышления через овладение новейшими способами получения, обработки, передачи, хранения и использования информации.

Третье направление - информационно-психологическое. Его цель - установление баланса между количеством поступающей информации и возможностями ее потребления в объемах, не представляющих угрозу для психики учащегося.

Формирование информационной культуры школьника – процесс стадийный, соответствующий этапам прохождения трех образовательных ступеней (начальное (общее), основное (общее), среднее (полное) образование).

Понятно, что прежде чем вплотную переходить к использованию проектной технологии, я работаю в 5-7 классе над формированием информационной культуры.

В заключении я пришла к выводу: информационная культура учащегося определяется как культура взаимодействия с информацией, формирующая у учащегося способность ориентироваться в информационной среде. Она создает основу для развития информационных качеств личности: информационной грамотности, информационного мышления, информационного поведения, информационного мировоззрения.

Процесс формирования информационной культуры школьника может быть программирован при помощи специальных учебных дисциплин, хотя косвенно в нем участвуют образовательные программы большинства образовательных областей, зафиксированных в соответствующих государственных стандартах. Но при создании программ, целью которых является формирование информационной культуры школьника, должны быть учтены основные принципы, свойственные данному процессу: целостность, непрерывность, системность, межпредметность, открытость и дифференцированность. Данное условие может быть соблюдено при применении блочно-модульного принципа построения программы, с  обязательным сложением всех компонентов информационной культуры школьника в ее наполнении.

Так как целью моего педагогического исследования является создание условий для формирования у учащихся информационной культуры при овладении новыми информационными компьютерными технологиями, и я решаю задачи:

  1. Обеспечения высокого уровня качества знаний по информатике.
  2. Содействия развитию информационной компетентности учащихся.
  3. Развитию их технологических умений и навыков:
  4. Работа с текстовыми, табличными и графическими редакторами;
  5. Работа с информационными носителями;
  6. Работа в различных средах и т.д.
  7. Организации деятельности учащихся, направленной на самореализацию их личности:
  8. Проведение конкурсов тем проектов;

Экспертное заключение

Ф.И.О. эксперта

Составляющие образования

(оставить необходимое)

Обучение

Ключевые слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны

Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

информационная карта инновационного опыта

Изменениероли иностранного языкав российском обществк,в сузе.Противоречиямежду требованиямик изучению языка и содержанием обучения послужили одной из причинк апробированию данной технологии....

Информационная карта инновационного опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)Использование ИКТ  и проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе как средства формирования социокультурной компетентности учащихся...

Информационная карта инновационного опыта педагога Ярусовой Т.Г.

Описание инновационного опыта на тему "Технология творческих мастерских на уроках русского языка и литературы"...