Информационная карта инновационного опыта педагога дополнительного образования
учебно-методический материал
- -получить первоначальное представление о направлении и сущности опыта инновационной деятельности;
- -выявить способности педагога обобщать, систематизировать и анализировать результаты своей деятельности;
- -проверить умение педагога кратко и лаконично описывать функциональные признаки инновационного опыта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Общие сведения
II. Сущностные характеристики опыта | ||||||||||||||||||||||
Тема инновационного педагогического опыта | «Система проектной деятельности, направленная на развитие ключевых компетенций учащихся в рамках дополнительной образовательной программы «Чародеи». | |||||||||||||||||||||
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) | Происходящие в современной общественной жизни изменения требуют превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Внедрение системы проектной работы в рамках программы «Чародеи» представляет собой стратегически важный шаг для развития ключевых компетенций учащихся. Данный опыт направлен на формирование у обучающихся навыков критического мышления, креативности, командной работы и проектного управления. В рамках данного подхода предполагается интеграция междисциплинарных знаний и их практическое применение в условиях реального проектного процесса. Таким образом, система проектной работы выступает как катализатор формирования компетенций, необходимых для успешного развития творческой личности и направлена на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), а также на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. | |||||||||||||||||||||
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) | Сущность изменений в использовании технологии проектной деятельности заключается в изменении организации учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность позволяет интегрировать учебно-познавательные, личностные, коммуникативные и социальные аспекты обучения, что способствует более комплексному развитию обучающихся. В творческом объединении акцент делается на практическом применении знаний и умений, а также на развитии soft skills - гибких навыков, важных для социализации и достижения успеха в обществе. Это помогает воспитать социально успешных выпускников, способных эффективно взаимодействовать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся условиям. Уход от традиционного занятия через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения не только телесного, но и духовного. | |||||||||||||||||||||
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Основная педагогическая идея опыта состоит в том, что в центре внимания оказывается личность учащегося с его субъектным опытом. Таким образом, главное в реализации ИПО находится в решении проблемы личностно — ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика находится в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность является ведущей. Трудоемкость ИПО раскрывается через построение системы педагогических задач: создание условий для достижения личностных и метапредметных образовательных результатов через обновление содержания занятий, социокультурных практик и технологий; разработка и реализация проектов (краткосрочных, длительных, индивидуальных, коллективных;) использование компьютерных технологий при подготовке к проекту, организации разнообразных форм творческого общения; осуществление индивидуального сопровождения одаренных учеников и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации изменение роли педагога (повышение уровня профессионализма и творческой активности, участие в конкурсах, проектах; активное использование в практике работы ИКТ; готовность к самообразованию и саморазвитию) | |||||||||||||||||||||
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Как педагог, я убеждена, что проектная деятельность — это эффективный инструмент для развития учащихся. За время своей работы я приобрела значительный опыт в организации и проведении проектов. Это позволяет мне разрабатывать и реализовывать проекты с учётом особенностей каждой группы учащихся и специфики проекта. Владею методологией разработки и реализации инновационных образовательных проектов. Учитываю возрастные, индивидуальные и когнитивные особенности учащихся, их образовательные потребности и интересы. Для этого изучаю современные образовательные теории и концепции, а также адаптирую их к конкретным условиям проектной деятельности. Кроме того, активно развиваю свои аналитические и рефлексивные способности. После завершения каждого проекта анализирую его ход и результаты, выявляю сильные и слабые стороны. Это помогает мне совершенствовать свои профессиональные навыки и подходы в проектной деятельности. Также я активно участвую в профессиональных сообществах, обмениваюсь опытом и знаниями с коллегами. Это расширяет мой профессиональный кругозор, знакомит меня с новыми методиками и подходами в проектной деятельности. Я считаю, что сетевое взаимодействие и коллаборация с коллегами — важный фактор профессионального роста и развития педагога. Для успешной реализации изменений в проектной деятельности педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции, осваивать новые методики и подходы, а также проявлять гибкость и адаптивность в процессе работы. Это требует от него не только глубоких знаний и практического опыта, но и способности к саморазвитию и рефлексии, что является ключевым фактором в контексте современного образования. | |||||||||||||||||||||
Результат изменений | Благодаря системе методов и приемов, достигнуты качественные результаты, о чём свидетельствуют успехи учащихся. Чтобы выяснить, насколько комфортно чувствует себя ученик в разработке проекта, была проведена диагностика. В процессе, которой выявлены результаты развивающей, профилактической и коррекционной деятельности с обучающимися. Всего обследовано 30 человек. Результаты показаны в динамике: насколько комфортно школьник себя ощущает в коллективе сверстников.
Из таблицы видно, что после проектной работы дети стали комфортнее чувствовать себя в коллективе, детей стали уважительнее относиться друг к другу, повысилась активность в творчестве, снизилось беспокойство у ребят. Благодаря внедрения системы проектной деятельности учащиеся творческого объединения «Чародеи» активно участвуют в конкурсах разных уровней, демонстрируя высокий уровень обучения и развития. 2024 год -Городской конкурс «Интеллектуал – 2024» Грани науки» -2 человека -3 место; \\ https://clck.ru/3E5dP3; https://clck.ru/3E5dPK; -Городской фестиваль детской игрушки «Матрешка»- 2 человека -1. 3 место; \\https://clck.ru/3E5dPn -Окружной конкурс «Сибириада» (муниципальный уровень) - 2 человека -1 место; \\https://clck.ru/3E5dQf; 3 место - https://clck.ru/3E5dQo; 2 человека - 1 место https://clck.ru/3E5dSq; 3 место \\https://clck.ru/3E5dTu ; -Всероссийский творческий детский конкурс «Праздник к нам приходит»-2 человека- диплом 1 место \\https://clck.ru/3E5eJX; Диплом 3 место https://clck.ru/3E5eKC 2025год -Городской конкурс «Интеллектуал – 2024» Грани науки» -1 человек – 1 место; https://disk.yandex.ru/i/XYdHH9DF2gceyQ; -Городской конкурс -фестиваль «Это все о нем, о городе моем»2 человека -1место; -Межрегиональном конкурсе для детей и молодежи «Лучший экогид Алтая» 2 человека - 3 место, участник \\https://disk.yandex.ru/i/7YE7VY3sVMWAFg https://disk.yandex.ru/i/f5RLYGyFyHyegg; Свидетельство участника https://disk.yandex.ru/i/n9euFSwGIXu8jg https://disk.yandex.ru/i/8-jFUCOINJlm-A https://disk.yandex.ru/i/8xK9dpn0KYLcog; «Пожарная ярмарка – 2025» -1человек - 3 место \\https://disk.yandex.ru/i/UdY7BUdcMEk5PQ; 1 степени \\https://disk.yandex.ru/i/00ybtrLYyfkIRQ https://disk.yandex.ru/i/ZVMWTpbkHQH2SA; -реализации основных принципов обучения, -формированию абстрактно-понятийного мышления, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта; -творческой самореализации, проявляющейся в увеличении числа победителей и призеров конкурсов разных уровней. Повысился собственный профессиональный рост. | |||||||||||||||||||||
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Повысился собственный профессиональный рост. -Мастер -класс «Рыжая тема. Осенние зонтики» На площадке МБУК «Краеведческий музей» в рамках празднования Дня города https://clck.ru/3EXKJf «Малая Академия» https://disk.yandex.ru/i/_Dk3BOlwJXofrw - публикация "Проектная деятельность как интерактивный инновационный метод современного обучения в дополнительном образовании детей"\\https://nsportal.ru/node/7110986
| |||||||||||||||||||||
III. Описание инновационного опыта педагога | ||||||||||||||||||||||
Дополнительное образование детей играет важную роль в современном образовательном пространстве России. Оно востребовано обществом и требует поддержки государства. Это система, объединяющая воспитание, обучение и развитие личности ребенка. (Из паспорта Федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование») Проектная деятельность учащихся является эффективным методом достижения образовательных целей, способствуя развитию гибких компетенций. Применение метода проектов делает занятия более современными, увлекательными и интересными для учеников. Это позволяет перейти на более высокий уровень обучения, ориентированный на творческую самореализацию личности, развитие ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Творческие способности играют важную роль в жизни человека, начиная с формирования личности и заканчивая профессиональным и социальным развитием. Каждый ребенок обладает творческими способностями, но они часто остаются нереализованными. Важно поддерживать интерес к творчеству, помочь ребенку раскрыть свои возможности. Современный ребенок не является пассивным объектом обучения, а активной личностью, способной на творчество и познание. Задача педагога — организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок учился самостоятельно, открывая новое. Только тогда обучение становится творческим, а знания остаются на всю жизнь. В МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия» для младших школьников реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Чародеи» художественной направленности. Цель программы - развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и раскрытие творческого потенциала через овладение техникой филиграни, воспитание уважения к труду. Программа предлагает различные варианты выполнения работ, адаптированные под индивидуальные возможности каждого ребенка, что обеспечивает успех и уверенность в себе. Программа «Чародеи» способствует развитию у детей различных навыков: конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления. Учащиеся учатся объединять материал, цветовую гамму, технологию изготовления и функциональное назначение изделия. Эти навыки важны для гармоничного развития личности и подготовки к жизни в современном мире. Проектная деятельность является одним из инновационных методов обучения в рамках программы «Чародеи». Реализация метода проектов меняет роль педагога: из носителя знаний он становится организатором познавательной и исследовательской деятельности учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как акцент делается на самостоятельную деятельность, исследовательские и творческие задачи. Работа над проектом включает четыре этапа: 1. Подготовительный этап: учащиеся определяют проблему, цель проекта, распределяют задачи и обязанности, устанавливают сроки выполнения. 2. Теоретический этап: поиск идеи, постановка целей и задач, выбор материалов и техник исполнения. 3. Практический этап: выполнение эскизов, технологических операций, самооценка работы. 4. Заключительный этап: сборка проекта, контроль и корректировка, анализ результатов. Например, при украшении класса к Новому году учащиеся ставят цель создать новогоднюю елку. На втором этапе выбирается техника исполнения, материал, разрабатывается общий эскиз, распределяются обязанности. На третьем этапе изготавливаются детали проекта: елка, игрушки, снежинки, фон. Каждый ребенок выполняет свою часть работы, согласовывая ее с другими участниками. Четвертый этап включает сборку работы, контроль качества, анализ результата. Метод проектов не утомляет детей, сохраняя их активность и интерес на протяжении всего времени выполнения задания. Проектная деятельность приносит положительные результаты: учащиеся с художественной одаренностью стремятся видеть результаты своего труда и получают общественное признание. Они активно участвуют в творческих выставках и конкурсах различного уровня, представляя свои работы на школьных, всероссийских, межрегиональных и муниципальных мероприятиях. Использование метода проектов делает обучение современным, увлекательным и интересным, способствуя развитию творческой самореализации личности и ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей. | ||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
Тема инновационного педагогического опыта «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессах» В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентирован...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «Образования» Сажиной Л.Г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «Образования» Сажиной Л.Г....

Информационная карта инновационного опыта работы педагога
Использование технологии проектного обучения как способа развития информационной культуры школьников в учебной деятельности...

Информационная карта инновационного опыта педагога Ярусовой Т.Г.
Описание инновационного опыта на тему "Технология творческих мастерских на уроках русского языка и литературы"...
Методические рекомендации по обобщению опыта инновационной деятельности педагогов дополнительного образования
Методические рекомендации для составления аналитических отчетов методистам УДОД...

Информационная карта открытого занятия педагога дополнительного образования
ФИО педагога: Михайлова Екатерина ЮрьевнаНазвание образовательной программы «Спортивные бальные танцы»Раздел программыТема занятия: Европейская программа бальных танцев «Е класса&raq...

Информационная карта педагогического работника (педагог дополнительного образования)
Информационная карта педагогического работника (педагог дополнительного образования) для аттестации в Омской области....
