Главные вкладки

    Материал по теме:
    План методической работы педагога

    План методической работы педагога на 2012 - 2014 учебные года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovaniya_probl_obuch.docx23.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

    Московское Суворовское военное училище

    УТВЕРЖДАЮ

    Руководитель ОДДО

    _____________ Бухтуева Т.А.

    Методическая работа на 2012 – 2014 учебные года:

    «Метод проблемного обучения как инструмент формирования у воспитанников знаний, умений и навыков в сфере безопасности дорожного движения»

    Педагог дополнительного образования: Гурьянов А.Н.

    г. Москва 2012

    ПЛАН

     методической работы

    на 2012 – 2014 учебный год.

    № п/п

    Наименование мероприятия

    Сроки выполнения

    Вид отчета

    Изучение проблематики темы методической работы.

    Сентябрь

     2012г.

    Конспект

    Определение направлений методической работы.

    Октябрь

    2012г.

    Конспект

    Круглый стол с педагогами дополнительного образования Московского Суворовского военного училища по теме методической работы

    Ноябрь

    2012г.

    Доклад по общим направлениям

     методической темы

    Изучение педагогической литературы по проблемному обучению.

    Декабрь 2012г.  – май 2013г.

    Конспект

    Обобщение изученного материала.

    Июнь – сентябрь

    2013г.

    Публикации в СМИ

    Доклад обобщения педагогического опыта по методической теме на круглом столе педагогов дополнительного образования

    Октябрь 2013г.

    Доклад

    Внедрение в процесс обучения 9-х и 10-х классов частично-поискового метода освоения материала

    Октябрь 2013г. – март 2014г.

    Конспекты уроков дополнительного образования

    Внедрение в процесс обучения 7-х и 8-х классов исследовательского метода освоения материала

    Октябрь 2013г. – март 2014г.

    Конспекты уроков дополнительного образования

    Внедрение в процесс обучения 5-х и 6-х классов  метода проблемного изложения материала

    Октябрь 2013г. – март 2014г.

    Конспекты уроков дополнительного образования

    Обобщение результатов внедрения в учебный процесс приема проблемного изложения материала

    Апрель 2014г.

    Аналитическая справка по результатам итоговых работ суворовцев

    Обобщение результатов внедрения в учебный процесс исследовательского метода освоения материала

    Апрель 2014г.

    Аналитическая справка по результатам итоговых работ суворовцев

    Обобщение результатов внедрения в учебный процесс частично-поискового метода освоения материала

    Апрель 2014г.

    Аналитическая справка по результатам итоговых работ суворовцев

    Доклад результатов методической работы в 2013-2014 учебном году

    Июнь 2014г.

    Аналитический доклад по результатам работы за учебный год

    Метод проблемного обучения

    как инструмент формирования у воспитанников знаний, умений и навыков

     в сфере безопасности дорожного движения

    (доклад на МО ДО)

    В современной общеобразовательной школе сложился традиционный, объяснительно – иллюстративный тип обучения, заключающийся в усвоении учащимися готовых знаний. Эти знания ими осмысленны, закреплены в памяти и по необходимости могут быть воспроизведены. При таком типе обучения мало внимания обращается на развитие творческого мышления ученика. Суворовские военные училища в этом не являются исключением. Но на дополнительное образование как раз и возлагается обязанность помочь учащемуся реализовать себя с творческой стороны. Таким образом, возникает вопрос: как совместить усвоение материала с творческим развитием?

    В прошлом веке педагоги и психологи (Дж. Брунер – США; В. Оконь – Польша; М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский и др. – Россия) стали разрабатывать новое направление в методике обучения, получившее название проблемного. Немного об этом методе.

    По мнению психологов начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность преподаватель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний.

    Что же такое проблемная ситуация? Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная ситуация содержит следующие основные компоненты:

    - неизвестные знания;

    - противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения;

    - познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность;

    - интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового.

            В процессе любой работы у человека как правило возникает проблемная ситуация и возможно не одна. Но одни из них он принимает, а другие нет. И то возникшее затруднение, которое его затронет и станет проблемой.

            Проблема – это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.  

            В литературе встречаются термины «познавательная задача» и «проблемное задание».

            Познавательная задача может быть проблемной и не проблемной. Проблемная познавательная задача содержит «новые для учащегося понятия, факты, способы действия». В основе возникновения проблемы лежит противоречие между известным и искомым. Решая проблемные задачи учащийся приобретает знания, которых ему недоставало для ее решения.

            Проблемное задание – это элемент учебного процесса. Чтобы создать у учащихся состояние интеллектуального напряжения, им даются вопросы, задачи, упражнения в процессе выполнения которых и выявляются затруднения(противоречия, знания о незнаниях). У них возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи. Проблемное задание может быть и в виде отдельного вопроса.

            Проблемное обучение – это особый тип обучения, оно определяется не формой или методами обучения, а способом взаимодействия учащихся и преподавателя, уровнем самостоятельности учащихся. В проблемном обучении выделяют три метода:

    - метод проблемного изложения;

    - частично-поисковый метод;

    -исследовательский метод.

            Проблемное изложение представляет собой промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению. При проблемном изложении даются не готовые знания, а раскрывается проблема как поиск научной истины. Таким образом проблемное изложение подразумевает, что преподаватель сам формирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает возможные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся в этом случае выступают в роли активных и заинтересованных слушателей.

            Частично-поисковый метод предполагает частичное вовлечение учащихся в процесс поиска. Проблему формирует преподаватель, но в процессе изложения темы он постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту.

            Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Это самый трудоемкий и вместе с тем самый продуктивный метод.

            Педагогическая практика дает много вариантов и способов создания проблемных ситуаций в учебном процессе. Они помогают преподавателю выбрать не один, а несколько вариантов, чтобы создать проблемную ситуацию. Исследования эффективности проблемного обучения показали, что оно положительно влияет на активное отношение учащихся к учению, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие подростков. Но вместе с тем проблемное обучение отнимает много времени и часто выходит за пределы одного урока, что не всегда уместно при реализации основных образовательных программ. Дополнительное образование дает большую возможность варьировать в распределении времени, отведенного на освоение учебного материала, а следовательно, является наиболее удобным для использования метода проблемного обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План методической работы школы

    Работая заместителем директором по учебной работе, разрабатывала планы методической работы школы.      Предлагаю вашему вниманию план методической работы МОУ «Средняя общеобра...

    План методической работы отдела на 2018-2019 учебный год

    План методической работы на 2018-2019 учебный год в отделе социальной адаптации и реабилитации. Материал могут использовать в своей работе начинающие методисты учреждений дополнительного образования д...

    План методической работы начальной школы

    План разработан с учетом городской методической темы. Включает в себя цели, задачи, мероприятия, методы работы....

    План воспитательной работы педагога - организатора

    План воспитательной работы педагога - организатора...

    План экспериментальной работы педагога. Здоровьесбережение.

    Вопросы здоровьесбережения наиболее актуальны в наши дни. В современной школе необходимо знание и введение в практическую деятельность разнообразных элементов здоровьесбережения. Степень усвоения мате...

    "Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "

    С целью обобщения и  распространения  педагогического опыта предлагаю познакомиться с  программой по самообразованию....