Главные вкладки

    Концепция учителя физики
    материал по теме

    Широкова Ирина Борисовна

    За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kontseptsiya_uchitelya_fiziki.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Республика Татарстан г.Казань

    Кировский район

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135

      с углубленным изучением отдельных предметов»

    Концепция

    учителя

    физики

                                                                                           Учитель физики:

                                                                                          Широкова

                                                                                            Ирина

                                                                                              Борисовна

     «Чем труднее учителю, тем легче ученику, и, чем легче учителю, тем труднее ученику»

    Л.Н.Толстой

    В стремлении сделать свою педагогическую деятельность эффективнее, я определила для себя направление работы по теме «Формирование познавательной активности учащихся через личностно – ориентированное обучение ». Почему именно такая тема выбрана мною?

    За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Для этого от учителя требуется качественно новый, не обезличенный подход к процессу обучения, направленный на развитие и личностный рост ученика. При этом приходится констатировать тот факт, что лишь очень незначительная часть учеников мотивирована на получение глубоких прочных знаний. Для большинства учеников важны хорошие оценки сами по себе, а не то, что за ними. Для  части учеников неважны и отметки. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является формирование и повышение познавательной активности учащихся, опираясь на личностно-ориентированную педагогику, которая дает возможность каждому ученику опираясь на его способности, склонности, интересы раскрыть себя в познавательной, креативной, коммуникативной и других видах деятельности. От меня же, как учителя, необходимо создание среды, способствующей развитию самореализации учащихся и повышению познавательной активности; создание ситуации открытости и успеха; учет эмоциональных состояний учащихся на уроке, ее проецирование на типологию учащихся, на их индивидуальные проблемы и оказание адекватных видов педагогической поддержки (деятельностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, семейно-педагогическая) учащимся, нуждающимся в ней.

    Активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. Познавательную активность ученика можно сформировать, лишь уважая человеческую индивидуальность, опираясь на личностные качества и субъектный опыт ученика.

    Цель моей педагогической работы вытекает из обозначенной выше темы:  

    Развивать познавательный интерес и активность учащихся с учетом  их возрастных и личностных особенностей. 

    Соответствующие педагогические задачи:

    1. Организация активной мыслительной деятельности ученика на уроке и внеклассных мероприятиях;

    2. Организация самостоятельной и творческой работы ученика в урочной и внеурочной деятельности;

    3. Содействие личностному развитию ученика.

    Педагогическая система:

    • Первичность в учебно-воспитательном  процессе деятельности учащихся, основанной на организации  познавательной активности;

    (развитие самодеятельности личности учащегося - знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности)

    • Установление межпредметных связей;
    • Раскрытие логики и системности предмета;

        (полезные для школы дидактические правила: ясность, чёткость, последовательность)

    • Практическое значение изучаемого материала(техническое, социальное, эстетическое и т.д.);
    • Применение предметного материала в деятельности учащихся, как доказательство развивающего влияния обучения предмету.

    Образовательные технологии и методики, используемые в УВП:

    • Методика вопросов (познавательная деятельность ученика есть непрекращающийся процесс постановки и решения все новых и новых задач и вопросов, поэтому очень важно уметь их ставить и решать);
    • Элементы личностно – ориентированной педагогики;
    • Технология проблемного обучения;
    • Проектное обучение;
    • Игровое обучение;
    • Диалоговая форма обучения;
    • Технология сотрудничества;
    • Эффект опережающего обучения;
    • Здоровье – сберегающие технологии;
    • ИКТ.

    Методы обучения:

    • наблюдения;
    • изучение научных источников (учебник, научная литература, конспект, лекция);
    • опыт, эксперимент;
    • рефераты, доклады, сообщения;
    • проектная деятельность, умение прогноза «Что произойдет, если...»;
    • учебно — исследовательская работа.

    Средства учебной деятельности:

    • учебное оборудование;
    • учебно — наглядное пособие, макеты, модели;
    • технические средства обучения(кино, телевидение, компьютер, информационно-коммуникативные технологии);
    • языковые средства(родной язык, язык схем, чертежей, графиков, научный  

    язык физики);

    •  логическое мышление («наглядно — действенное, образное», умение ставить, осознавать вопросы, находить пути их выявления, выполнять необходимые для этого мыслительные операции, делать правильные умозаключения);
    • математические средства (умение счета, знание математического аппарата).

    Формы учебной деятельности: урок и внеклассная работа.

    Важно создать ученику условия выбора форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. Поэтому я использую различные формы урока:

    • Комбинированный урок;
    • Урок – конкурс;
    • Урок – игра;
    • Конференция;
    • Семинар, устный форум;
    • Урок – лекция;
    • Урок – собеседование;
    • Обучающий семинар;
    • Урок решения задач;
    • Лабораторный практикум;
    • Видеозанятие;
    • Урок – зачет;
    • Обзорная экскурсия;
    • Повторительно – обобщающий урок.

    Независимо от формы урока остается постоянной его основа:

    • Сочетание добровольной работы ученика с обязательностью ее выполнения в зависимости от уровня развития ученика;
    • Включение элементов занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности;
    • Осознание практического применения знаний.

    Одной из сложностей при изучении физики является формирование умения  ученика решать задачи. Эффективно применяю различные задачи, способные пробудить желание изучать физику, способствующие получению качественных знаний, влияющих на саморазвитие ученика и учитывающие возрастные, психологические, физиологические особенности ученика:

    • Задачи, формирующие умения переводить единицы физических величин;

    Задачи, формирующие математическую культуру;

    • Задачи — таблицы;
    • Графические задачи;
    • Задачи с использованием логических цепочек;
    • Качественные задачи;
    • Проблемные задачи (с межпредметным содержанием);
    • Экспериментальные задания;
    • Творческие задачи с недостающими данными;
    • Исследовательские задачи, требующие планирования эксперимента или получения данных из дополнительных источников;
    • Самостоятельное составление задач;
    • Задания с намеренно сделанными ошибками;
    • Задания «Допиши недостающее слово».

    Внеклассная работа (внеклассные мероприятия, интеллектуальные игры, участие в различных конкурсах, олимпиады) углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают интерес детей к предмету, помогают учителю изучать индивидуальные особенности учеников, дают возможность использовать компетенции, сформированные у учащихся.

    Любая форма обучения станет эффективнее, если обучение будет организовано в радости. На фоне смеха и радости активизируются память, мышление и другие психологические процессы. Учение может стать для детей интересным, увлекательным и познавательным делом, если оно озаряется ярким и добрым светом чувств, творчества, красоты, игры.

    В своей деятельности я создаю условия для формирования у учащихся следующих компетенций:

    1. коммуникативные:
    • способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
    • умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формулировать необходимые точки зрения;
    • умение преодолевать разногласия;
    • желание быть полезным и нужным обществу;
    1. мотивационные:
    • способность формулировать цели, выдвигать предложения;
    • готовность идти на риск и принимать нестандартные решения;
    • умение избегать повторения ошибок и просчетов;
    • способность предвидеть последствия принимаемых шагов, решений, действий;
    • умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
    1. аналитические:
    • умение находить причины и источники критических ситуаций;
    • умение анализировать и оценивать свои действия;

           -  умение соединять отдельные знания в общую систему.

    Основные компетентности, которые проявляются  в деятельности ученика на уроке и реализуются в дальнейшей жизнедеятельности ученика вне зависимости  от выбранной профессии:

    • Научиться познавать;
    • Научиться делать;
    • Научиться жить вместе;
    • Научиться жить.

    Главное для меня, как учителя: вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнавать, учиться. И если учителя представить в виде солнышка, я желаю больше тепла и света нашим детям!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

    В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

    Викторина "Информатика в физике" для 9-х классов коррекционной школы. Авторы: Учитель физики: Потоцкая Софья Александровна, учитель информатики: Ольховская Мария Валерьевна.

    Викторина по физике и информатике расчитана  для 9-х классов I вида и для 9-го класса I и VIII вида. Это внеклассное интегрированное игровое мероприятие  состоит из нескольких различных конк...

    Педагогические концепции преподавания физики с использованием информационных ресурсов.

    Главная цель обучения и воспитания:  «дать человеку деятельность, ...

    Концепция учителя физики

    За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциал...

    Рабочий лист к интегрированному уроку по биологии и физике на тему "Движение крови по сосудам" Авторы: Шамсиев Артур Бахтиярович - учитель биологии; Мачульская Людмила Васильевна - учитель физики.

    Рабочий лист к интегрированному уроку по биологии и физике на тему "Движение крови по сосудам" Авторы: Шамсиев Артур Бахтиярович - учитель биологии; Мачульская Людмила Васильевна - учитель физики....