Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения
рабочая программа по теме

Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения разработана на основе учебника для школ с родным (не русским) и русским (неродным) языком обучения «Русский язык. Устный курс. 1 класс» Л.Д. Митюшиной, на основе методического руководства к учебнику «Русский язык. Устный курс. 1 класс» с учетом особенностей первой ступени общего образования, возрастных и психологических особенностей младшего школьника. Каждый год состав учащихся нашей школы пополняется детьми, для которых русский язык не является родным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_s_detmi_migrantov_na_3_mesyatsa.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

(72 часа)

Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения разработана на основе учебника для школ с родным (не русским) и русским (неродным) языком обучения «Русский язык. Устный курс. 1 класс» Л.Д. Митюшиной,  на основе методического руководства к учебнику «Русский язык. Устный курс. 1 класс» с учетом особенностей первой ступени общего образования, возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Каждый  год  состав   учащихся  нашей  школы пополняется детьми, для которых русский язык не является родным.  У этих учащихся выражено  общее недоразвитие речи, наблюдается  несформированность лексико-грамматического строя языка  и фонетико-фонематической стороны  речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в  неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно пересказывать содержание исходного текста, в затруднении анализа  и синтеза слов.

Общей целью занятий является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.

        Практическую направленность обучения определяет компетентностный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 1 класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

                В основе программы лежат принципы:

              - принцип коммуникативности, который предполагает обучение видам речевой деятельности в целях общения;

              - принцип сознательности, который предполагает осознанное, сознательное усвоение языковых фактов русского языка, что является условием успешного овладения русским  языком как неродным;

Дети овладевают языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Целью  занятий, проводимых по данной программе, является:

объединение детей младшего школьного  возраста,  испытывающих трудности в изучении русского языка, формирование уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.

                В курсе реализуются следующие задачи:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к русскому языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • содействие развитию речи детей.

Программа занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.

Возраст детей:

Данный курс предназначен для детей 6 -7 лет, посещающих занятия по подготовке к школе и учащихся 1-х классов, которые уже приступили к изучению русского языка.

Срок реализации  программы  -  3 месяца (март-май 2012-2013   учебный год), 72 часа (по 6 часов в неделю).

Так как по календарному графику (1-4 классы) учебный год заканчивается  24.05.2013, с целью реализации  программы в полном объёме занятия по согласованию с родителями проводятся в каникулярное время (23.03.13 ПО 30.03.2013), а занятия, совпадающие с праздничными днями (08.03., 01.05, 03.05, 09.05) переносятся на 24.05, 25.05, 27.05, 28.05.2013г.

     Формы, методы  и  приёмы работы: групповая, индивидуальная; урок, урок-экскурсия; игровые методы, которые дают возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся; диалоги, элементы дискуссий, проблемные ситуации, беседы.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

       В коммуникативной сфере:

Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;

Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений;  расширение запаса активного словаря младшего школьника.

Социокультурная  осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

      В познавательной сфере:

- умение сравнивать языковые явления русского  языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;

- умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;

- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в  доступных для младших школьников пределах.

      В ценностно-ориентационной сфере:

- представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;

- приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;

- развитие чувства прекрасного;

- умение следовать плану в своём учебном труде.

СОДЕРЖАНИЕ

программы занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения

(72 часа)

Слова – предметы. Одушевлённые  и неодушевлённые предметы, Дифференциация гласных и согласных звуков. Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы Дифференциация гласных и согласных звуков. Число имён существительных. Гласные первого ряда. Род имён существительных. Гласные первого ряда. Слова, обозначающие  действие предмета. Слогообразующая роль гласных. Слова-действия. Слогообразующая роль гласных. Дифференциация   слов - предметов, слов-действий. Ударение. Дифференциация имён существительных и глаголов. Ударение. Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация  твёрдых и мягких согласных звуков. Слова, обозначающие признак предмета. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в конце слова. Дифференциация частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в середине  слова. Дифференциация частей речи. Мягкий знак в различных позициях. Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях. Родственные слова. Образование гласных второго ряда. Согласование имён существительных и глаголов. Гласные второго ряда. Согласование имён существительных и прилагательных. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и. Согласование глаголов и существительных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме  буквой е. Согласование имён существительных и прилагательных в роде. Обозначение  мягкости   согласных на письме буквой я. Распространение простого двусоставного предложения   определением. Дифференциация написания а-я. Распространение предложения дополнением в винительном падеже. Дифференциация написания о-ё. Распространение предложения дополнением в дательном  падеже. Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё. Распространение простого предложения     дополнением в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю. Главные члены предложения. Употребление слов в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю. Согласование имён существительных и глаголов. Употребление слов в творительном падеже. Дифференциация ю- ё. Употребление слов в творительном падеже. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация  гласных первого и второго ряда. Закрепление падежных форм. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Предлоги. Предлоги  «на», «в». Предлоги  « с (со)», «из». Предлоги  «по», «к». Предлоги « над», «под». Закрепление предлогов. Как рассказать о своих игрушках. Как рассказать о своей семье. Как рассказать о своей Родине.

       Проблемные зоны:

 Восполнение пробелов в фонематических процессах и языковом анализе и синтезе:

Звуковой состав слова. Различение гласных и согласных звуков. Гласные звуки первого ряда. Их выделение и дифференциация в различных речевых единицах. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Согласные звуки. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Способы обозначения мягкости согласных на письме (мягкий знак). Гласные звуки  второго ряда. Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда. Дифференциация гласных первого и  второго ряда.

      Восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи:

Имя существительное (слова-предметы). Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Глагол (слова-действия). Дифференциация существительных и глаголов. Имя прилагательное (слова-признаки). Дифференциация частей речи.

Согласование существительных, прилагательных, глаголов. Распространение простого двусоставного предложения. Изменение существительных по падежам. Употребление предлогов.        

      Развитие устной и письменной речи:

Понятие «слово», его лексическое и грамматическое значение. Построение предложения, его грамматическое и интонационное оформление. Графические схемы слова и предложения.

В процессе изучения курса

учащиеся должны знать:

Что такое речь.

Что такое слово.

Слова, обозначающие  живые и неживые предметы.

Что такое предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.

учащиеся должны уметь:

-различать устную и письменную речь;

-выделять слова-предметы, слова-действия, слова, обозначающие

признаки  предметов  среди  других  слов;

- определять лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту;

-редактировать простое предложение;

-интонационно правильно читать (произносить  предложение с точкой, вопросительным восклицательным знаками);

- правильно согласовывать различные части речи;

-понимать значение предлогов и правильно их употреблять в своей речи ;

- слышать и выделять звуки из слов;

-делить слова на слоги;

-выделять в слове  ударные  слоги и находить ударную гласную;

- слышать звучание слов  и правильно обозначать мягкость согласных звуков.

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи для детей с неродным (русским) языком обучения

 (72 часа)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Формирование УУД

Дата проведения

план

факт

1-2

Слова – предметы. Одушевлённые  и неодушевлённые предметы, Дифференциация гласных и согласных звуков.

2

Речь и ее значение в жизни человека. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.

Слово как часть предложения.

Слушание русских народных сказок.

Усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Слушание русских  народных сказок.

Игра в слова.

Слушание русских народных сказок.

Игра «Да-нет»,  отгадывание загадок.

участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи - к;

выделять предложения из речевого потока - п;

выделять в предложении слова - п;

различать слово и предложение - п;

наблюдать над значением слова  - п;

обозначать слова графически - п;

включаться в групповую работу - к;

различать  слова-предметы от других слов -п;

01.03

02.03

3-4

Слова – предметы. Одушевлённые и неодушевлённые предметы Дифференциация гласных и согласных звуков.

2

Отгадывание загадок.

04.03

05.03

5-6

Число имён существительных. Гласные первого ряда.

2

Игры со словами, отгадывание загадок

06.03

07.03

7-8

Род имён существительных. Гласные первого ряда.

2

Игра «Наоборот». Работа по серии сюжетных картинок.

Игры со словами.

        

обозначать слова графически - п;

включаться в групповую работу - к;

различать  слова-предметы от других слов -п;

08.03

09.03

9-10

Слова, обозначающие  действие предмета. Слогообразующая роль гласных.

2

Игра «Найди слово»

различать  слова-действия  от других слов -п;

11.03

12.03

11-12

Слова-действия. Слогообразующая роль гласных.

2

Игры «Кто больше?»

13.03

14.03

13-14

Дифференциация   слов - предметов, слов-действий. Ударение.

2

Графический диктант.

15.03

16.03

15-16

Дифференциация имён существительных и глаголов. Ударение.

2

Составление и графическое изображение предложений.

18.03

19.03

17-18

Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация  твёрдых и мягких согласных звуков.

2

Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация  твёрдых и мягких согласных звуков.

различать  слова- признаки  от других слов -п;

20.03-21.03

19-20

Слова, обозначающие признак предмета. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в конце слова.

2

Игра »Кто так говорит?»

22.03

23.03

21-22

Дифференциация частей речи. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак в середине  слова.

2

Графический диктант.

25.03

26.03

23-24

Дифференциация частей речи. Мягкий знак в различных позициях.

2

27.03

28.03

25-26

Родственные слова. Мягкий знак в различных позициях.

2

29.03

30.03

27-28

Родственные слова. Образование гласных второго ряда.

2

01.04

02.04

29-30

Согласование имён существительных и глаголов. Гласные второго ряда.

2

Деление слов на слоги.

03.04.

04.04

31-32

Согласование имён существительных и прилагательных. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и.

2

Деление слов на слоги.

05.04

06.04

33-34

Согласование глаголов и существительных в роде. Обозначение мягкости согласных на письме  буквой е.

2

08.04

09.04

35-36

Согласование имён существительных и прилагательных в роде. Обозначение  мягкости   согласных на письме буквой я.

2

10.04

11.04

37-38

Распространение простого двусоставного предложения   определением. Дифференциация написания а-я.

2

12.04

13.04

39-40

Распространение предложения дополнением в винительном падеже. Дифференциация написания о-ё.

2

Исправление ошибок.

15.04

16.04

41-42

Распространение предложения дополнением в дательном  падеже. Обозначение мягкости согласного на письме буквой ё.

2

17.04

18.04

43-44

Распространение простого предложения     дополнением в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю.

2

составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений - п;

корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки – р;

19.04

20.04

45-46

Главные члены предложения.

Согласование имён существительных и глаголов.

2

Работа по сюжетным картинкам.

Игра «Найди друзей», разминка с мячом

выделять предложения из речевого потока и обозначать их графически - п;

выделять в предложении слова - п;

составлять предложения с заданным словом – п;

определять количество слов в предложении - п;

22.04

23.04

47-48

Употребление слов в родительном падеже. Дифференциация написания у - ю.

2

24.04

25.04

49-50

Употребление слов в творительном падеже. Дифференциация ю- ё.

2

26.04

27.04

51-52

Употребление слов в творительном падеже. Обозначение мягкости согласных на письме. Дифференциация  гласных первого и второго ряда.

2

29.04

30.04

53-54

Закрепление падежных форм. Обозначение мягкости согласных. Дифференциация гласных первого и второго ряда.

2

контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания – р;

находить и исправлять ошибки – р;

корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки – р;

осознавать смысл прочитанного - р;

01.05

02.05

55-56

Предлоги.

2

03.05.04.05

57-58

Предлоги  «на», «в»

2

Игра «На чём можно ездить»

06.05

07.05

59-60

Предлоги  « с (со)», «из»

2

08.05

09.05

61-62

Предлоги  «по», «к»

2

10.05

11.05

63-64

Предлоги « над», «под».

2

13.05

14.05

65-66

Закрепление предлогов.

2

15.05

16.05

67-68

Как рассказать о своих игрушках

2

17.05

18.05

69-70

Как рассказать о своей семье

2

20.05

21.05

71-72

Как рассказать о своей Родине

2

22.05

23.05

Примечание: п – познавательные УУД,  р – регул.

Используемая  литература:

  1. Л.Д. Митюшина «Азбука» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2008.
  2. Л.Д. Митюшина «Русский язык. Устный курс» Учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, Москва «Дрофа», 2009.

                   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет

Конспект занятия для детей 5-6 лет, 2 год обучения.Тема учебного занятия: Звуки [с], [с`], буква С.Цель: формирование умения у детей правильно произносить звуки [с] и  [с`], дифференцироват...

Урок русской литературы в 5 кассе в школе с неродным русским языком обучения.

Урок русской литературы в 5 классе в школе с неродным русским языком обучения по УМК М.В.Черкезовой...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Как медвежата зиму искали"

Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с Задержкой психического развития "Как медвежата зиму искали"...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Колючая голова"

    Конспект занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Колючая голова»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...