Методические рекомендации для педагога театральной студии.
методическая разработка по теме

Добросердова Мария Анатольевна

Методический материал содержит примеры упражнений, планы занятий в театральной студии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методические разработки241 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 169

с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга

Харьковская ул., д.13, Санкт-Петербург, 191024

ОКПО 23061613 ОКОГУ 23010 ИНН/КПП 7825441231/782501001

Программа согласована                                        Утверждаю.

Педагогическим советом ГОУ СОШ  169                        Директор ГОУ СОШ № 169

Протокол № 1 от 28.08.2007 г.                                 ________ М.А. Калашникова

                                                                Приказ № __ от «__»____2007 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

Театральная студия «Арлекин»

Срок реализации программы: 3 года

                        Возраст детей: 9 – 15 лет

                        

Составитель программы:

Добросердова Мария Анатольевна

Санкт-Петербург

2007 г.

Пояснительная записка

Вступление

Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Именно в школе происходит становление личности ребенка, формируется культура его чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Целью театральной педагогики в школе является  не профессиональная подготовка актеров и режиссеров, а воспитание личности ученика средствами театрального искусства. Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы - потребность развития современной системы образования. Театр может быть и уроком и учебным спектаклем, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Иными словами, театральное творчество — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям, к самораскрытию личности.

Процесс работы над спектаклем строится так, чтобы  ребенок мог проявить себя сотворцом общего дела.  Взаимоотношения взрослых и детей в данном случае основываются на принципах добровольности и творчества. Театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память и другие элементы творчества.

На протяжении последних 6 лет программа апробируется (реализуется) с учетом особенностей современных требований в ОУ Санкт – Петербурга.

Напрвленность программы

Художественно – эстетическая

Новизна и оригинальность данной программы

  • Программа сориентирована на любой контингент учащихся, независимо от способностей к театральному творчеству. Программа делает акцент на развитие общего творческого потенциала средствами драматического театра как вида искусства.
  • Программа активизирует процесс овладения таким инструментом творчества, как воображение, и в дальнейшем помогает перейти от него к образному мышлению, что очень ценно в любой сфере деятельности ребенка.
  • В программе делается акцент на развитие коммуникативных навыков методами театральной педагогики. Программа дает возможность ребенку понять свое «я», принять себя, проанализировать свои поступки, оценить их.
  • В программе раскрывается технология актерского мастерства, также предусматривается знакомство учащихся с театром как элементом культуры и со смежными театральными профессиями.
  • В Программе находит отражение идея развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся в разновозрастном детском коллективе.
  • Данная программа может быть использована в любой общеобразовательной школе, от классов компенсирующего обучения до специальных, с углубленными изучениями предметов художественно – эстетического цикла.

Цель программы

Создание условий для адаптации ребенка в современном мире через формирование ключевых образовательных компетенций.

Программа опирается на четыре из семи ключевых компетенции.

           Коммуникативная компетенция– это знание множества способов взаимодействия с окружающими людьми, с удаленными, событиями. Навыки работы в группе, владение различными социальными ролями  в коллективе.

Общекультурная компетенция -  это знание общечеловеческой культуры, духовно – нравственных основ жизни человека и человечества. Основы общественных явлений и традиций.

Ценностно - смысловая компетенция– это способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение. Это механизм самоопределения ученика в ситуации учебной и иной деятельности.

Компетенция Личностного самосовершенствования – это способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Это эмоциональная саморегуляция и самоподдержка.

Создание условий для адаптации ребенка в современном мире: приобретении им умения общаться, создавать вокруг себя комфортную атмосферу, умения «улыбаться душой», получить уверенность в себе, быть ярким интересным собеседником, понимать и разбираться в различных видах искусства, владеть одним из самых важных чувств – чувством художественного вкуса, вкуса ко всему, окружающему нас.

Уровень освоения программы

Углублённый , профессионально-ориентированный

Задачи

Обучающие

Теоретические знания:

        театр как  вид искусства;

        виды театрального искусства;

        основные театральные термины;

        задачи актера;

        жанры театрального искусства;

        многообразие выразительных средств театра;

        инсценировка как материал для творчества;.

        история русского театра;

        К. С. Станиславский и его ученики

Практические навыки:

        Умение физическое движение « встроить» в заданный темпо – ритм.

        Умение двигаться в парах и группе

        Умение оценить происходящее на сцене.

        Умение уверенно существовать на сценической площадке.

        Умение применить накопленные навыки существования на сцене в заданном      драматургическом материале

        Умение органично, искренне существовать

Развивающие:

  • Развитие  координации.
  • Развитие дыхательного аппарата.
  • Развитие навыка  посыла звука и техники дыхания. 
  • Развитие речевого аппарата
  • Развитие умения сосредоточить внимание.
  • Развитие наблюдательности.
  • Развитие умения фиксировать детали поведения людей, животных, птиц. Развитие  память чувственных восприятий.
  • Развитие умения зафиксировать увиденное в словах и движениях и воспроизвести это.
  • Развитие коммуникативных навыков: общения с партнером и педагогом,
  • навыков общения в  группе, публичного выступления

Воспитывающие:

  • Формирование культуры поведения в детском коллективе, чувства личной ответственности;
  • Формирование отношения между ребятами на основе дружбы, сотрудничества;
  • Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуру;
  • Воспитание учащегося как толерантного человека, знакомого с различными культурами и традициями;
  • Воспитание у учащихся чувство патриотизма через знакомство с русской театральной традицией.
  • Воспитание коллектива единомышленников, объединенного общей целью и общими интересами.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 3 года для детей в возрасте от 9 до 15 лет. Допускается дополнительный набор детей в группы второго и третьего годов обучения на основании личной заинтересованности ребенка в обучении и готовности работать.

Форма организации - групповая

Сроки реализации программы

Сроки реализации программы разбиты на три этапа. Переделать три года на этапы. Довести до конца!!! Смотри комплексную Леонтьевой!!!!

  • Первый этап - вводно-обучающий. !

     Продолжительность - два года. Возраст детей 6,7 лет.!!!!!

  • Второй этап – обучающее - развивающий.  

     Продолжительность – два года. Возраст детей – 8 -11 лет.

  • Третий этап – исполнительский.

     Продолжительность три года. Возраст участников  11 - 17 лет.

Каждый этап включает в себя различные формы работы. Учащиеся всех трех возрастных групп решают поставленные перед ними задачи. В каждой возрастной группе есть задачи, приоритетные именно для этой группы.

Ожидаемые результаты обучения 

По окончании первого года обучения учащийся должен знать:

  • Особенности театра как вида искусства;
  • История зарождения театра;
  • Основные театральные термины;
  • Задачи актера;
  • Жанры театрального искусства;
  • Оценка событий на сцене
  • Многообразие выразительных средств театра.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть первоначальными навыками общения с партнером;
  • Владеть первоначальными навыками группового общения;
  • Навыки жонглирования, ритмичного движения, произнесения скороговорок, посыла звука;
  • Владеть первоначальными навыками публичного выступления;
  • Работать с партнером в предлагаемых обстоятельствах.

По окончании второго года обучения учащийся должен знать:

  • Содержание понятий «событие», «событийный ряд», «основные события пьесы»;
  • Понятие «конфликта», круги предлагаемых обстоятельств;
  • Актерская задача в интермедии;
  • Истоки театра, основание русского театра;
  • Текст и подтекст в литературном произведении

Учащийся должен уметь:

  • Обладать навыком посыла звука;
  • Работать с партнером в предлагаемых обстоятельствах;
  • Работать над этюдами;
  • Преодолевать волнение в присутствии зрителя;
  • Координировать себя в пространстве сцены;
  • Воздействовать на чувства, внимание, воображение партнера.

По окончании третьего года обучения учащийся должен знать:

  • Основы истории русской драматургии;
  • Театр как отражение общественно политических формаций общества;        
  • Понятие о театральных профессиях;
  • Понятие «режиссуры», великие режиссеры и их театры.

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать методику  поиска образного решения роли;
  • Воплощать сценический образ и его  биографию в этюдах;
  • Работать над ролью в различных по стилю и характеру драматургических произведениях;
  • Ярко и выразительно существовать на сцене;
  • Анализировать свою работу в спектакле;
  • Импровизировать на заданные темы.

Способы определения результативности

Выявление динамики личностного развития посредством  наблюдения и  его фиксации в информационных картах.

Экспресс – викторина  на знание профессиональных терминов и понятий, открытые занятия с заданиями на пройденные темы и обсуждения со зрителями. Отбор лучших спектаклей для участия  в конкурсах.

Подведение итогов результативности

Спектакли и концерты в конце  каждого учебного  года  в помещении  учебного  заведения.

Участие в тематических городских  конкурсах.  

Базовые идеи программы делятся на 4 ( или 3) блока:

Образное мышление 

Сюда включены игры, упражнения, тренинги, направленные  на развитие внимания, воображения, памяти чувственных восприятий, развитие ассоциативных восприятий. Например, упражнение «Биография кнопки» - нужно придумать и показать историю конкретной канцелярской кнопки, которую мы с вами подняли сегодня с пола. Но, мы внимательно рассмотрим ее, у нее сломана иголка, поцарапана шляпка, она красного цвета, еще она лежит у школьной доски…и фантазия уже переносит нас в магазин, где ее купил мальчик Н, принес в школу, чтоб подложить своей соседке и ….так далее. Фантазировать можно долго.

Коммуникативные навыки 

Здесь собраны тренинги, упражнения, направленные на  развитие навыков общения с партнером, общения в группе, умение вести диалог со зрителем, развитие навыков коллективного творчества в работе над спектаклем: работа гримера, костюмера и так далее.

Профессиональные навыки 

В этом блоке собраны игры, упражнения, тренинги, направленные на развитие координации движений, пластической выразительности, развитие дыхательного и речевого аппаратов, развитие чувства ритма, темпа

Многие  упражнения разработаны мной и адаптированы для освоения их школьниками.

Учебно-тематический план первого года обучения

Группы: 1-ых классов, 2-3 классов (2 часа в неделю)

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

практические

1.

Вводное занятие. Развитие внимания. Инструктаж по ТБ.

6

1

5

2.

Развитие воображения.

6

6

3.

Развитие наблюдательности.

6

6

Координация движения.

8

8

5.

Развитие аппарата дыхания.

6

6

6.

Развитие речевого аппарата.

6

6

7.

Развитие навыков общения с партнером.

6

6

8.

Работа с партнером в предлагаемых обстоятельствах.

6

6

9.

Работа в этюде.

10

10

10.

Работа с литературным материалом.

6

2

4

11.

Спектакли, открытые уроки

4

4

12.

Итоговое занятие

2

ИТОГО

72

3

69

Учебно-тематический план первого года обучения

4-ые классы (1 час в неделю)

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

практические

1.

Вводное занятие. Развитие внимания. Инструктаж по ТБ.

5

1

4

2.

Развитие воображения.

5

5

3.

Развитие наблюдательности.

5

5

4.

Координация движения.

5

5

5.

Развитие аппарата дыхания.

4

4

6.

Развитие речевого аппарата.

4

4

7.

Работа в этюде.

6

6

8.

Спектакли, открытые уроки

1

1

9.

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

36

1

35

Содержание программы первого года обучения

ТЕМА :  

  1. Вводное занятие. Инструктаж по Охране труда.

Теория: Знакомство с группой. Определение  цели и задач  на учебный год. Беседа об охране             труда.

  1. Развитие внимания.

Теория: Знакомство с терминами («круги внимания», «точка отсчета»)

      Практика: Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

     «Как тебя зовут?» «Письмо» «Походка»   «Характер»

  1. Развитие воображения и фантазии.

Теория: Знакомство с термином  «если бы».

Практика: Упражнения на развитие воображения и фантазии: «Я в лесу» «Я – предмет»

  1. Развитие аппарата дыхания. 

Теория: Знакомство с системой извлечения звука. (резонаторы, речевой аппарат)

Практика: Упражнения на развитие речевого аппарата: (дыхание, скороговорки, координация звука и движения)

  1. Развитие речевого аппарата.

 Теория: Знакомство с системой извлечения звука. (резонаторы, речевой аппарат)

Практика: Упражнения на развитие речевого аппарата: (дыхание, скороговорки, координация звука и движения)

  1. Сценическое движение.

Теория: Знакомство с терминами: ( координация, пластика)

      Практика: Упражнения на развитие сценического движения: ( «Шаги», «Тело и предмет»,  

      «Ритм»

  1. Работа с партнером в драматургическом материале. Создание спектакля.

Теория: Знакомство с терминами:  («главное слово», «главное предложение», «ритм слова)

Практика: Разучивание драматургического материала, работа с партнером на сцене, работа над спектаклем.

  1. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов. Обсуждение пройденных тем и мероприятий.

Учебно-тематический план второго года обучения

Группа 5-6 классов (4 часа в неделю)

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

практические

1

Вводное занятие Летние впечатления Инструктаж по ОТ

6

1

5

 Понятие о предлагаемых обстоятельствах,     «Событийный ряд».

8

1

7

2

Тематические интермедии («зачины»), развитие навыков группового действия

16

16

3

Развитие ассоциативного восприятия мира

18

18

4

Работа с партнером в предлагаемых обстоятельствах

20

20

5

Развитие аппарата дыхания

8

8

6

Развитие речевого аппарата

10

10

7

Текст и подтекст в литературном материале

16

16

8

Понятие « Событийный ряд», конфликт, как основа  театрального действия

8

4

4

9

Работа над драматургическим материалом

26

26

10

11

Спектакли

Итоговое занятие

6

2

1

6

1

ИТОГО

144

7

137

Учебно-тематический план второго года обучения

Группа 7-9 классов (6 часов в неделю)

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

практические

1

Вводное занятие Летние впечатления Инструктаж по ОТ

6

1

5

 Понятие о предлагаемых обстоятельствах,     «Событийный ряд».

8

1

7

2

Тематические интермедии («зачины»), развитие навыков группового действия

16

16

3

Развитие ассоциативного восприятия мира

18

18

4

Работа с партнером в предлагаемых обстоятельствах

28

28

5

Развитие аппарата дыхания

12

12

6

Развитие речевого аппарата

20

20

7

Текст и подтекст в литературном материале

20

20

8

Понятие « Событийный ряд», конфликт, как основа  театрального действия

12

4

8

9

Работа над драматургическим материалом

60

60

10

11

Спектакли

Итоговое занятие

14

2

2

14

ИТОГО

216

8

208

Содержние программы второго года обучения

Тема:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ.

Теория: Определение  цели и задач  на учебный год. Беседа об охране  труда.

      Практика: Этюды «Летние впечатления»

  1. Развитие речевого аппарата.

Теория: Знакомство с речевыми регистрами.

Практика: Упражнения на четкость произношения слов, словосочетаний. Скороговорки. Упражнения на дыхание. Упражнения на разную степень силы звучания.

  1. «Зачин»

Теория: Понятие «Зачин», его цель.

Практика: Создание «зачинов» по темам: «Сказка», «Настроение», «Животные», «Сон»

  1. Ассоциации.

Теория: Понятие ассоциации: (музыкальная, визуальная)

Практика: Упражнения на выявление музыкальных ассоциаций, визуальных, словесных.

  1. Событие, событийный ряд.

Теория: Понятие «Событие», определение его границ, определение событий роли и пьесы

Практика: Чтение драматургического материала, выражение действием  и словом главного обстоятельства конкретного события в пьесе.

  1. Работа над драматургическим материалом. Создание спектакля.

Теория: Чтение материала, обсуждение идеи автора. Обсуждение характеров пьесы, эпохи действия.

Практика: Этюды на тему нахождения характера, визуального образа. Репетиции на сцене с партнером. Пластическое выражение музыкальных сцен спектакля. Участие в спектакле.

  1. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов. Обсуждение пройденного.

Учебно-тематический план третьего года обучения

Группа 10-11 классов (6 часов в неделю)

Название темы

Количество часов

всего

теоретические

практические

1.

Вводное занятие Летние впечатления Инструктаж по ОТ.

6

1

5

2.

 Повторение пройденного материала.

8

4

4

3.

Мизансцена, как средство образного выражения спектакля

20

20

4.

Работа над сценическим образом, импровизация

20

20

5.

Посещение спектаклей, открытых репетиций профессиональных и самодеятельных театров

16

8

8

6.

Развитие коллективного творчества в работе над спектаклем, история русской драмы

20

6

14

7.

Великие режиссеры и их театры, театр, как отражение современного мира

12

12

8.

Выразительность,  уверенность, свобода в создании сценического образа, музыка в спектакле

14

14

9.

Пластическая выразительность в создании сценического образа

20

20

10.

Работа над драматургическим материалом

60

60

11.

Спектакли

Итоговое занятие

18

2

2

18

ИТОГО

216

33

183

Содержание программы третьего года обучения.

ТЕМА:

  1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ.

Теория: Определение  цели и задач  на учебный год. Беседа об охране  труда.

      Практика: Этюды «Летние впечатления»

  1. Мизансцена, как средство образного выражения спектакля.

      Теория: Просмотр отрывков из спектаклей на видео. Обсуждение увиденного с целью выявления         мизансценической выразительности.

     Практика: Этюды : «Говорящая  мизансцена», «Смена мизансцены», «Череда мизансцен».

  1. Работа над сценическим образом.

Теория: Понятие  сценического образа. Великие актеры русского театра.

Практика: Этюды: «Наблюдения за походкой», «Наблюдение за характером», «Наблюдение за речью»

  1. Выразительность, уверенность, свобода в создании сценического образа.

Теория: Посещение открытых репетиций ТЮТа. Обсуждение увиденного.

Практика: Этюды, тренинги, способствующие развитию сценической свободы: «монолог от разных лиц». Упражнения: « Настроение», « Обстоятельство»

  1. Пластическая выразительность в создании сценического образа.

      Теория: Посещение открытых занятий по сценическому движению и пластике в ТЮТе.

      Практика: Пластические тренинги: координация движений, характер в пластике, слово в пластике

  1. Работа над драматургическим материалом. Создание спектакля.

Теория: Чтение материала, обсуждение идеи автора. Обсуждение характеров пьесы, эпохи действия.

Практика: Этюды на тему нахождения характера, визуального образа. Репетиции на сцене с партнером. Пластическое выражение музыкальных сцен спектакля. Участие в спектакле.

  1. Итоговое занятие.

      Теория: Подведение итогов. Обсуждение пройденного

Методическое обеспечение программы

Методы обучения

Словесный – анализ сценического материала: сведения об авторе, определение жанра, элементы литературоведческого анализа;

Наглядный – просмотр фрагментов известных театральных постановок, показ правильного исполнения педагогом;

Практический – технические упражнения на дыхание, координацию, артикуляцию, движения на сцене, проигрывание на сцене отдельных фрагментов;

Исследовательский – самостоятельная работа учащихся по анализу сценического материала;

Репродуктивный – исполнение спектаклей на сцене на школьных праздниках.

        Основная форма проведения обучения – учебное занятие. Дополнительными формами являются: просмотр видеозаписей спектаклей, прослушивание аудиозаписей, посещение спектаклей, музеев с последующим обсуждением, концертные выступления.

Формы организации занятий:

групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Основные направления учебной работы:

        Теоретические занятия – знакомство учащихся с театром  как  особым видом искусства, жанрами театрального искусства, основными театральными понятиями, многообразием выразительных средств, историей русского театра, системой Станиславского.

        Занятия на отработку техники игры на сцене – движение в определенном ритме, парах, группах, навыки координации, дыхания.

        Занятия, направленные на отработку выразительности исполнения

Критерии и формы оценки качества знаний

  • Предварительное прослушивание;
  • Ведение личных диагностических карт студийцев;
  • Контрольное занятие;
  • Отчетный спектакль (для учащихся школы,  родителей);
  • Подготовка и участие в школьных традиционных праздниках;
  • Участие в конкурсах;
  • Открытые занятия для родителей;
  • Итоговые занятия.

Материально-техническое обеспечение:

  • Просторное помещение (актовый зал со сценой);
  • Инструмент (фортепиано);
  • Аудио- и видеоаппаратура для воспроизведения, записи, просмотра и анализа выступлений;
  • Мультимедийное оборудование;
  • Сценические декорации;
  • Фоно- и видеотека;
  • Костюмерная.

Первый год обучения

Разделы

Формы занятий

Приемы и методы

Техническое и дидактическое оснащение

Формы подведения итогов

Образное мышление

Практическая:

игра, тренинг,  этюды

Концентрация внимания, памяти физических действий, фантазии, воображения.

Музыкальный материал.

С.Гиппиус.         Гимнастика чувств.М.,1984

Зачетные уроки – «Открытый урок» с обсуждением и анализом проделанной работы

Коммуникативные навыки

Практическая: игра, тренинг,  групповые этюды

Коллективное творчество: «Сочиняем вместе», «Услышать друг друга», поход в детские театры с обязательным обсуждением увиденного.

Музыкальный материал

Сценический реквизит.

Л.Новицкая.

Уроки вдохновения.

М., 1984

Студийные вечера, открытые уроки с обсуждением и анализом проделанной работы, творческие подарки друг другу

Обсуждение, беседа на тему увиденного спектакля

Основы актерского мастерства

Практическая: игра, этюды, тренинг

Речевой тренинг, пластический тренинг, координация движений

Музыкальный материал.

Сценический реквизит.

С. Гиппиус.          Гимнастика чувств. М.,1984 год

Зачетные уроки – «Открытый урок» с обсуждением и анализом проделанной работы

Школьные праздники

Теоретические знания

Беседы, экскурсии

Рассуждения о значимости театра и его необходимости

Знакомство с историей театра с Древней Греции

Специальный видеоматериал по истории театра.

История театра. Том 1, М., 1989 год

Зачетный урок:               «Расскажем историю»

Второй год обучения

Разделы

Формы занятий

Приемы и методы

Техническое и дидактическое оснащение

Формы подведения итогов

Образное мышление

Практическая: этюды, тренинги

Развитие ассоциативного мышления, развитие внутренней свободы личности

Музыкальный материал.

С. Гиппиус.          Гимнастика чувств. М.,1984 год

Открытые уроки, спектакли с обсуждением и анализом проделанной работы

Коммуникативные навыки

Практическая: этюды, тренинги

Коллективное творчество

Распределение обязанностей по предстоящему спектаклю среди участников студии

Походы в театр, открытые репетиции

Анатолий Эфрос. Репетиция – любовь моя, М., 1987 год

Л.Новицкая. Основы театральной культуры в школе, М., 1988

Работа над спектаклями.

Студийные вечера ,творческие подарки друг другу

Обсуждение, беседа на тему увиденного спектакля

Основы актерского мастерства

Практическая: этюды, тренинги

Работа в предлагаемых обстоятельствах

Работа с партнером  в драматургическом материале.

Работа над общешкольными праздниками

Музыкальный материал.

Сценический реквизит.

Сценический костюм.

Сценическая декорация.

К. Станиславский Работа актера над собой. Том 2, М., 1954

Спектакли студии.

Школьные праздники.

Школьные

творческие выезды

Теоретические знания

Беседы, экскурсии, походы в театр

Погружение в историю русского театра.

Рассуждения о многообразии выразительных средств театра

Специальный видеоматериал по истории театра

История театра.  Том 1, М., 1989 год

Проведение экскурсий в младшей школе

Третий год обучения

Разделы

Формы занятий

Приемы и методы

Техническое и дидактическое оснащение

Формы подведения итогов

Образное мышление

Практическая: тренинги, этюды

Работа над образом в драматургическом произведении.

Создание биографии сценического образа.

Вплетение образа в целостность спектакля

Музыкальный материал

С. Гиппиус.          Гимнастика чувств. М.,1984 год

Спектакли студии, школьные праздники

Районные творческие фестивали, конкурсы.

Обсуждение проделанной работы

Коммуникативные навыки

Практическая: тренинги, этюды, зрительские показы

Студийные принципы коллективного творчества в работе над спектаклем

Анатолий Эфрос Репетиция – любовь моя. М., 1987 год

О. Ефремов.  Мой Современник.

Работа над спектаклями, школьными праздниками, конкурсами, фестивалями

Основы актерского мастерства

Практическая: тренинги, этюды, зрительские показы

Импровизация.

Работа в предлагаемых обстоятельствах.

Работа с партнером  в драматургическом материале.

Работа над общешкольными праздниками.

Походы в театр.

Музыкальный материал.

Сценический реквизит.

Сценический костюм.

Сценическая декорация.

Станиславский Работа актера над собой, Том 2, М., 1954 год

Спектакли, праздники, фестивали, конкурсы

Обсуждение увиденного спектакля, репетиции

Теоретические знания

Беседы, экскурсии, походы в театр

Рассуждения о современности театра, о его злободневности, задачах.

Зарубежный театр.

Специальный видеоматериал по истории театра.

 П. Ершов. Режиссура, как практическая психология. М., 1972

Диспуты на заданные темы

 

Навыки актерского мастерства.

Рекомендуемые тренинги.

Название тренинга

Задачи

Методика проведения

Применение

Дыхательный

Постановка дыхания,

развитие дыхательного аппарата,

правильное применение дыхательных навыков

Рассмотрим несколько упражнений: «Свеча», «Надувная игрушка». Эти упражнения направлены на развитие дыхательного аппарата и правильное дыхание при произношении текста.

1.Знакомство с дыхательным аппаратом – диафрагма, дыхательные пути, нос, рот.

2. Принцип звукоизвлечения – выталкивание звука диафрагмой

3. Длительность дыхания   «Надувная игрушка»

На звук «с» мы пытаемся надуть воображаемую надувную игрушку, короткими звуками «с,с,с». Когда воображаемая игрушка надута – мы долгим «сссссс» сдуваем нашу игрушку, пока не закончится дыхание.

Постановка дыхания необходима для выразительного произнесения любого текста как в спектакле, так и в жизни.

Название тренинга

Задачи

Методика проведения

Применение

Речевой

Чистая, четкая, выразительная речь

Рассмотрим несколько упражнений: «Телеграмма», скороговорки, «Теннис». Эти упражнения направлены на развитие речевого аппарата, на чистоту и скорость произношения текста любой сложности

«Теннис»: нужно в определенной последовательности произнести слоги (бда-бдо-бду-бдэ-бди-бды), представляя, что у тебя в руках теннисная ракетка и ты отбиваешь воображаемый мяч с каждым слогом.

Скороговорки: (пример)

«Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла».Произносить нужно сначала медленно, проговаривая каждую букву, потом темп увеличивается, а чистота произношения меняться не должна.

Чистая, четкая, выразительная речь необходима для уверенности в себе, «свободы» внутренней и внешней, в роли и в жизни

Название тренинга

Задачи

Методика проведения

Применение

Пластиче-

ский

Координация движения, речи, мысли

Рассмотрим некоторые упражнения:

«Лабиринт», «Жонглируем и говорим», «Повтори за мной».

Эти упражнения направлены на развитие координации движений, на координацию слова и жеста, на мышечную память «Жонглируем и говорим»

Задается скороговорка, которую надо произносить, жонглируя двумя мячами, затем задача усложняется: к этим задачам прибавляются прыжки на одной ноге и так далее.

Уверенное существование на сцене.

Возможность выполнять самые сложные задачи режиссера по спектаклю.

Собственная выразительность, которая помогает человеку в жизни

Название тренинга

Задачи

Методика проведения

Применение

Гимнастика чувств

Развитие фантазии, воображения, внимания, памяти, наблюдательности

Рассмотрим некоторые упражнения: «Изобразить животное», «Изобразить неодушевленный предмет», «Наблюдаем за походкой»

«Изобразить животное»: сначала мы наблюдаем за животным, изучаем его манеры поведения, затем показываем свои наблюдения, остальные должны угадать животное.

«Изобразить неодушевленный предмет»:

Надо придумать характер предмета, придумать, как человек может изобразить предмет, то есть стать этим предметом, чтобы окружающие узнали его.

Фантазия, воображение, внимание, наблюдательность  - это составляющие успеха как на сцене, так и в жизни.

Список литературы для педагога

  1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Дом, 2010.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 2010.
  3. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. - М.: Знание, 2007.
  4. Букатов В.М. Педагогические таинства игр: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2006.
  5. Волков Л.А. , Цукасова Л.В. Театральная педагогика: Принципы. Заповеди. Советы. – ЛКИ 2007
  6. Вообрази  себе. Поиграем, помечтаем - М.: Эйдос,  2010.
  7. Выготский Л.С. Воображение   и   творчество   в  детском  возрасте. -  М.: Просвещение,  2011.
  8. Выготский Л.С. Игра  и  ее  роль  в  психическом  развитии  ребенка. //Вопросы  психологии. - 2010. - № 6.
  9. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб: Союз, 2003.
  10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 2010.
  11. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика - Пресс,  1998.
  12. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий.- М.: Психологическая наука в СССР, 2000. Т. 1.
  13. Гиппиус С. Гимнастика   чувств: Тренинг творческой психотехники. - М.- Л.: Искусство, 2006.
  14. Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 2010.
  15. Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития. Возрастная  и педагогическая психология. - Пермь, 2008.
  16. Дети. Театр. Образование: Тезисы докладов международной научно- практической конференции. - Екатеринбург, 2007.
  17. Е. Лебедева. Театральный коллектив как инструмент социализации подростка. // http://schools.techno.ru/ostrov/metodics/os/lebedeva07/txt/1_1.htm 
  18. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). - М. -Воронеж, 2010.
  19. Ильев В.А. Когда урок волнует: Учебное пособие.- Пермь, 2004.
  20. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. - М.: Прогресс, 2010.
  21. Кнебель М. Поэзия педагогики. - М., 1976.

Список литературы для учащихся

  1. Корогодский З.Я. Начало. - СПб, 2009-2010.
  2. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2010.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.
  4. Матюгин И.О. Зрительная  память. - М.: Эйдос, 2011 .
  5. Матюгин И.О. Тактильная  память.- М.: Эйдос, 2010.
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 2010-2011.
  7. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Трансформация детской игры в творчество. //Искусство в школе. - 2009. -  № 2 .
  8. Некрасова Л.М. Театральные методы и приемы в конструировании занятий по искусству //  http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2007/nekrasova_12-07-2007.htm
  9. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. - М., 2000.
  10. Родари Д.  Грамматика  фантазии. - М., 2010.
  11. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения  и коррекционнные  программы. - М., 2007.
  12. Уроки театра на уроках в школе (Театральное обучение школьников 1-11 классов): Программы, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова.- М., 2000.
  13. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания для детей средствами театра. - М.: ВЦХТ, 1998. //Я вхожу в мир искусств. 1998. № 3.
  14. Шмаков С., Безбородова О. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М., 1998.
  15. Эльконин  Д.Б. Психология детской игры. - М.: Педагогика, 2000.
  16. Юстус И.В. Мир глазами театра: Программа, методические рекомендации (1-11 кл.). - Ульяновск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки и дидактические материалы в помощь педагогу театральной студии.

Настоящая работа рекомендуется педагогам дополнительного образования, работающим с детьми начальных классов в театральных кружках или студиях. Весь материал поделен на разделы: "Дикция", "Дыхание","Ан...

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида

Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»

Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...