Система работы по русскому языку при подготовке к промежуточной аттестации студентов 1 курса колледжа
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Чистякова Вера Владимировна

 

      В БОУ СПО ВО ««Череповецкий химико – технологический колледж»   экзамен по русскому языку, согласно учебному плану,  студенты сдают по окончании второго  семестра.

Форма экзамена – тестирование (по типу ЕГЭ). Основанием для допуска к экзамену является успешное освоение  студентами требований  образовательной программы по дисциплине «Русский язык»

 

Задачи дисциплины:

· укрепить общую грамотность студентов;

·дать системное представление о литературно-языковой норме применительно к современному русскому языку;

· закрепить и совершенствовать навыки владения нормами русского литературного языка;

· научиться строить высказывания (тексты) в научной и  деловой сферах общения;

· повысить  культуру разговорной речи.

· сформировать коммуникативную   компетенцию будущего  специалиста;

· продолжить развитие навыков поиска и оценки информации;

Таким образом, при разработке системы работы по подготовке  к экзамену  по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи".

Цель работы : описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, направленный на выявление и контроль уровня готовности  студентов  1 курса  к экзамену по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по русскому языку при подготовке к промежуточной аттестации студентов 1 курса

 в БОУ СПО ВО   «Череповецкий химико – технологический колледж»

Ст. методист В.В.Чистякова

      В БОУ СПО ВО ««Череповецкий химико – технологический колледж»   экзамен по русскому языку, согласно учебному плану,  студенты сдают по окончании второго  семестра.

Форма экзамена – тестирование (по типу ЕГЭ). Основанием для допуска к экзамену является успешное освоение  студентами требований  образовательной программы по дисциплине «Русский язык»

Задачи дисциплины:

· укрепить общую грамотность студентов;

·дать системное представление о литературно-языковой норме применительно к современному русскому языку;

· закрепить и совершенствовать навыки владения нормами русского литературного языка;

· научиться строить высказывания (тексты) в научной и  деловой сферах общения;

· повысить  культуру разговорной речи.

· сформировать коммуникативную   компетенцию будущего  специалиста;

· продолжить развитие навыков поиска и оценки информации;

Таким образом, при разработке системы работы по подготовке  к экзамену  по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи".

Цель работы : описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, направленный на выявление и контроль уровня готовности  студентов  1 курса  к экзамену по русскому языку

Задачи:

1. Раскрыть теоретический аспект подготовки к экзамену по русскому языку.

2. Определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке  заданий.

1. Информационный этап подготовки к экзамену по русскому языку

Информационный этап подготовки к экзамену  включает в себя ряд компонентов: оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:

- советы психолога при подготовке к экзаменам.

- рекомендации  подбору дополнительной литературы при подготовке к  экзамену.

- контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий.

- образцы ранее выполненных, грамотно оформленных  работ.

- адреса Интернет – сайтов, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка.

Этот демонстрационный материал поможет студентам, особенно при выполнении практической части теста. В рекомендациях  даны  все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого представлен  материал для самопроверки и взаимопроверки.

2. Модель учебной деятельности

При подготовке к экзамену предусматриваются различные  виды деятельности студентов : аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы. Это разнообразие образовательной деятельности носит активно-деятельностный, проектный характер. Студенты  осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:

- осваивают модели учебной деятельности;

- приобретают конкретные лингвистические навыки;

- получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий;

- развивают коммуникативные навыки.

Основной формой  учебной деятельности является учебное занятие, которое имеет свои особенности, свою пошаговую систему.

Шаг 1. Повторение теоретического материала.

Для успешного выполнения тестовых заданий необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. Преподаватель либо наиболее активная часть учебной группы  подбирает дополнительную литературу или материал по конкретной теме из справочников,  средств Интернета. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой интерес вызывают у студентов  таблицы-сравнения: Т-схема, Диаграмма Венна, благодаря которым студенты могут проводить сравнительный анализ. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени существительного, имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия. Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий. Таблицу "ЗХУ" (Знаю, Хочу узнать, Узнал (а) и таблицу "Инсерт" можно использовать в начале повторения каждого раздела. В таблице "ЗХУ" имеется три раздела: в первой графе "Знаю" студенты записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе "Хочу знать" - производится запись того, что ещё их интересует по данной  теме - это могут быть информационные или проблемные вопросы; в третьей графе - после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений. При работе с таблицей "Инсерт" студенты  самостоятельно работают с теоретическим материалом (теоретический материал представлен на бумажном носителе либо размещен на сайте): вначале они прочитывают  материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу(если таблица заполняется  дома, то, как правило, это электронный вариант).В первой части таблицы ( + ) определяется материал, который хорошо усвоен. Во второй части таблицы (V) конкретизируется материал, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному либо непонятому материалу. Материал третьей части отрабатывается  в группах или в парах сменного состава.

Шаг 2. "Продвинутая" лекция.

Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы и т.п.).

Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.

В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий, это помогает им сэкономить время на их выполнение. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов студенты анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий.

Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.

Отработанный на учебном занятии  материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: студенты самостоятельно выбирают задания и отрабатывают их.  На этом этапе используется  дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю.

3. Сформированность орфографических навыков - путь к прочным знаниям

Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде Сетки орфограмм. Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением.

  На каждом учебном занятии  предусмотрены упражнения, по отработке  практических навыков: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами: "Т-схема", "Диаграмма Венна", орфографический диктант "Проверь себя".

4. Лексическая работа с текстом и словом

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и т.п. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы.

5. Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста помогает старшеклассников исследовать текст с разных сторон и построить свой ответ в форме связного высказывания. Примерная программа комплексной работы с текстом приведена в книге Т.М. Пахновой "Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы", в методическом пособии для учителей словесников С.Л. Каганович "Обучение анализу поэтического текста", в книгах под рубрикой "Мастер-класс", например, Г.П. Соколовой "Уроки русского языка и словесности".

6. Принципы русской пунктуации

Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела "Пунктуация": "Тире между подлежащим и сказуемым", "Тире в неполном предложении", "Тире в бессоюзном сложном предложении", "Знаки препинания при однородных членах предложения", "Обособленные члены предложения", "Уточняющие члены предложения", "Вводные слова и вводные предложения", "Способы цитирования. Прямая и косвенная речь", "Запятая и тире в сложносочиненном предложении", "Запятая в составе сложноподчиненных предложений". Особое внимание при отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания.

7. Подготовка к сочинению-рассуждению

Во всех тестовых заданиях в качестве творческой работы предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный текст.

При обучении восприятия текста обращаем внимание на три аргумента:

- Написать сочинение с опорой на собственный жизненный опыт.

- Использовать выразительные средства русской речи, добиваясь речевой связности и последовательности изложения.

- Проверить сочинение тщательно, так как большое количество баллов может быть потеряно при оценивании грамотности работы.

Для анализа текста необходимо предлагать разные варианты текстов, как по содержанию, так и по форме. Вначале прорабатываются различные виды рекомендаций : "Рекомендации к тексту-рассуждению", "Рекомендации к тексту-описанию", "Рекомендации к тексту-описанию", "Советы по построению сочинения". Все рекомендации составлены с учетом уровня подготовленности учебной группы, с учетом сформированных ранее навыков письменной связной речи.

  • Используя исходный текст, работаем по плану :

Шаг 1. Чтение текста, определение темы и проблем текста. Формулирование одной конкретной проблемы.

Шаг 2. Комментирование текста.

Шаг 3. Тезис, доказательства. Формулируя главную идею собственного размышления, необходимо выразить свое отношение к авторской проблеме. В доказательство личной точки зрения приводятся два-три аргумента: при этом учитывается важность (актуальность) вопроса, эмоциональность, богатство языка, средства выразительности.

Шаг 4. Сопоставление мнения автора и личной точки зрения.

Шаг 5. Самостоятельное написание сочинения и проверка на грамотность.

Для раскрытия темы сочинения можно запланировать ряд упражнений:

- Используя клише, составьте предложения по теме …

- Подберите синонимы и антонимы к ключевым словам текста, используйте в качестве варианта контекстуальные синонимы (антонимы).

 -Отредактируйте данный текст. Задание: найти ошибки, объяснить их и дать правильный вариант.

- Объясните ошибку в построении сложного предложения. Дайте исправленный вариант.

Заключение

Таким образом, используя данную  систему работы по подготовке к промежуточной аттестации (экзамену) , можно скорректировать уровень обученности  студентов по курсу дисциплины «Русский язык».

 Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины.

Список используемой литературы, Интернет – ресурсов, перечень предлагаемых  упражнений,  после проведения «входного контроля»,  обновляются ежегодно,   т.к. необходимо учитывать  уровень  подготовки нового набора первокурсников.

Результаты:

 1.Анкетирование  «Коммуникативные умения» 2012-13 уч.г.

Коммуникативные умения

1 курс

111гр.

 

1-е полугодие

1 курс

111 гр.

2- полугодие

1 курс

141 гр

1-е полугодие

1курс

141 гр

2- полугодие

Сделать это мне …

Скорее тяжело

Скорее легко

Скорее тяжело

Скорее легко

Скорее тяжело

Скорее легко

Скорее тяжело

Скорее легко

Говорить перед группой

83

17

66

34

80

20

42

52

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

76

24

69

31

72

26

51

49

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

62

38

56

44

60

40

52

48

Отвечать у доски

86

14

52

48

80

20

42

58

Рассказывать преподавателю о своей неуверенности в выполнении учебного задания

42

58

42

58

50

50

40

60

Учитывать мнение других в ходе дискуссии

64

36

62

38

64

36

41

59

Внимательно и заинтересованно слушать своих одногруппников

66

34

56

44

62

38

32

68

При ответе смотреть на одногруппников,  а не на преподавателя

39

61

40

60

39

61

39

61

Считаться с мнением других

67

33

62

38

65

35

58

42

Сообща работать в группе

47

53

40

60

45

55

40

60

Внимательно слушать длинное выступление

85

15

75

25

82

18

70

30

Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе

72

28

58

42

70

30

54

46

2.Анкетирование «Мотивация к обучению» 2011-12 уч.г. ,        2012-13 уч.г.

Несколько изменилась мотивация учебной деятельности, при этом преобладающими остались получение профессии как основы материального благополучия и чувства долга, но вырос интерес к процессу получения знаний по сравнению с данными предыдущего учебного года. По диагностической методике «Мое отношение к учению» (автор Т.В. Балабкина) – мотивы изучения предмета:

2011-12 уч.г.         2012-13 уч.г.

- желание узнать больше                                                     36 %                    45%

- желание расширить кругозор, повысить

   общекультурный уровень                                41%                    50%

3. Итоги 2012-13 уч.г.

Студенты  допускают меньше ошибок :

           -   в области орфографии, пунктуации;

- на  нарушения порядка слов;

-  на неправильное словоупотребление;

-  на нарушение лексической сочетаемости слов;

-  на употребление союзов и частиц;

-  на неправильное построение или согласование причастных оборотов;

-  на неправильное построение деепричастных оборотов;

-  на фамильярное отношение к авторам или героям произведений;

-  на изменение подчеркивания собственной позиции;

-  на логические повторы;

-  на нарушение структурной целостности фразеологических оборотов;

- на  случаи употребления диалектных слов или лексики, принадлежащей к разговорному, официально-деловому, газетно-публицистическому стилям речи;

-  неправильное управление.

  • Встречается меньше ошибок на нарушение логики высказывания на уровне, как целого высказывания, так и предложения.
  • Увеличилось количество используемых осложненных предложений.
  • Можно отметить развитие навыков устной и письменной речи с учетом особенности аудитории (адресата).
  • Качественно изменился характер использования опор, дополнительных материалов (трансформация материала соответственно целям высказывания).

Литература    

1.В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–

Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл.

общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.

Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.

2.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.

Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

3.Введенская Л.А. и др. Культура речи. М., «Просвещение», 2008.  

 4.И. Б. Голуб. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике
2007, Образовательный стандарт XXI  Издательство: Эксмо

5.Дубровина И.В. Практическая психология образования. «Питер», 2009

 6. Дудников А.В. Русский язык: Учебное  пособие для сред. спец. учеб. заведений. –

М., 2010г.

7.Жуковская Е. В. Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи   2004 
издательство: Флинта, Наука

8. Информативно-интеграционное качество профессионального общения и его роль в процессе развития профессиональной коммуникативности студентов педвузов//Гуманизация образования. – 2003. - №2. – С. 18-25.

9.Иссерс О. С., Н. А. Кузьмина  Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски. Пособие по культуре речи  2007 издательство: Флинта, Наука10.О. С. Иссерс, Н. А. Кузьмина Интенсивный курс русского языка 2007 
издательство: Флинта, Наука

11.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский

язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений;

Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

12. Лингвистический энциклопедический словарь. М.,2009

13. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний

учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2012г. 

 Михальская А.К. Основы риторики. М., «Просвещение», 2012

14. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ. - М.: Русское слово, 2011. - 432с. 

15.Л. И. Новикова  Орфография, морфология, лексика, словообразование, фонетика, культура речи, стилистика. Контрольные и проверочные работы по русскому языку2007, Абитуриент
издательство: Экзамен

16. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста. М.: Русское слово, 2006. - 112с.

17. Орфографический словарь русского языка / под редакцией С.И. Ожегова. –

М., 1997.

18. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку, 9-11 классы. - М.: ВЕРБУМ-М, АО Московские учебники, 2009. - 288с.

19.Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык:

Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /

Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.

20. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. –

М., 1985.

21.Д. Э. Розенталь Пособие по русскому языку  2007, Поступающим в вузы
издательство: Мир и Образование, Оникс

22.Русский язык в упражнениях для поступающих в вузы

23.Д. Э. Розенталь  Русский язык. Орфография. Пунктуация
2008    издательство: Оникс, Мир и Образование

24.Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб Домашний репетитор  2008,  издательство:Айрис-Пресс

25.Роль творческих заданий и игровых элементов в развитии профессиональных коммуникативных умений и навыков студентов педвузов //Школьные технологии. – 2004. - №5. – С.209-213.

26.Л. Б. Селезнева Русская орфография. Алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения2007 издательство: Флинта, Наука

27.Л. Б. Селезнева Русская пунктуация. Алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения 2007 издательство: Флинта, Наука

28.Е. С. Симакова Словарные слова. Самостоятельная работа 2007, Учебно-методический комплект УМК    издательство: Экзамен

29.Соловьева Н. Н. Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка       2008, Говорим и пишем грамотно
издательство: Оникс, Мир и Образование

30.Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. - М.: Русское слово, 2006. - 352с.

31. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие. М., 2010

32 Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык: Тренировочные задания. - М.: Эксмо, ЕГЭ 2008, 2009, 2010, 2011, 2012,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя русского языка по подготовке к ГИА, С1

В данной презентации представлены виды тренировочных заданий при подготовке к ГИА, С1 с 5 по 9 класс....

контрольная работа по английскому языку для 9 класса, промежуточная аттестация

контрольная работа для промежуточной аттестации в 9 классе...

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования

В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

   Единый государственный экзамен по русскому языку обязательный для всех выпускников. Составляющими успеха являются серьезная подготовка и качественное преподавание предмета. Опыт ра...

Тренировочные задания по русскому языку для подготовки к промежуточной аттестации

Задания по русскому языку для подготовки к промежуточной аттестации...

"Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации"

Данный материал поможет всем педагогам выработать систему работы с классом, который сдаёт ОГЭ по русскому языку и литературе....

Тесты для подготовки к промежуточной аттестации студентов по дисциплине "Психология"

Тесты предназначены для подготовки студентов к зачету по разделам: " Социальная психология" и "Медицинская психология"....