ТЕСТ опросник направленности учебной мотивации
методическая разработка на тему

Гурьева Оксана Александровна

Исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении конкретных учебных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_oprosnik_napravlennosti_uchebnoy_motivatsii.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ-ОПРОСНИК НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ (ОНУМ)

Цель –  исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении конкретных учебных предметов.

Общая характеристика. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Для повышения достоверности результатов все вопросы сбалансированы по количеству положительных («да») и отрицательных («нет») ответов: по каждой шкале им соответствует равное количество пунктов опросника. В содержании опросника отсутствуют суждения, касающиеся личности учителя, что отличает данную методику от таких, как «Преподаватель глазами студентов» или «Отношение к учителю». Учащиеся высказывают свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое при этом состояние. Исследование может проводиться анонимно, коллективно и индивидуально.

В отличие от традиционных вариантов ответов («да», «нет»), которые вследствие своей категоричности часто вызывают, как показывает психодиагностическая практика, затруднения испытуемых при выборе ответа, в опроснике предлагается более расширенный набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно».

Ответы в виде плюсов и минусов записываются испытуемым либо в специальном бланке, либо на чистом листе бумаги. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться со всеми категориями обучающихся, способных к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника

Инструкция: В целях повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в нашем исследовании. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение по отношению к изучаемым предметам, проставив напротив номера высказывания соответствующий Вам ответ, используйте для этого указанные в скобках обозначения:

Верно — (++); пожалуй, верно — (+); пожалуй, неверно — (–); неверно — (– –).

Содержание суждений

1. Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда
«совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя
(преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и, по
возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя
выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

В исследовании приняли участие учащиеся и студенты различных средних и высших учебных заведений Стерлитамака (всего выборка составила 350 человек в возрасте от 17 до 22 лет; из них 170 юношей и 180 девушек), которые характеризовали свое отношение к учебным предметам.

Проверка надежности теста производилась на основе метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов [10]. Для вычисления надежности и точности использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности/ согласованности использовались формула Спирмена–Брауна и формула Кронбаха. Получены следующие результаты: надежность и точность (по формуле Рюлона) составила 0,93; надежность/согласованность (по формуле Спирмена–Брауна) — 0,93 и (по формуле Кронбаха) 0,92; минимальное число баллов — 0; максимальное число баллов — 20; медиана варьировала от набора сравниваемых предметов.

Проверка валидности теста Заключалась в вычислении коэффициента корреляции результатов данного опросника с результатами опросника САН (самочувствие, активность, настроение), полученными от испытуемых, которые описывали свое эмоциональное состояние на тех же учебных предметах. В результате коэффициент корреляции составил 0,82 (б<0,01). Результаты исследования по разработанной методике также значимо коррелировали с результатами других тест-опросников, разработанных автором статьи: методики диагностики значимости учебного предмета для развития личности учащегося [5] (коэффициент корреляции — 0,83) и ситуативного самоактуализационного теста [6] (коэффициент корреляции — 0,73).

Поскольку мотивационная сфера человека является динамичным образованием, как правило, опросники для ее исследования не подвергаются проверке на ретестовую надежность (устойчивость данных во времени). В то же время при относительной стабильности условий обучения и при незначительном временнóм интервале между исследованиями устойчивость данных может сохраняться. Коэффициент устойчивости шкал по материалам повторного тестирования (через 1,5 месяца, в пределах одного учебного семестра) 25 испытуемых составил 0,94. Таким образом, все полученные показатели свидетельствуют о высокой надежности теста.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывался следующим образом:

0–10 баллов — внешняя мотивация;

11–20 баллов — внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0–5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;

6–14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;

15–20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.

И все же в целях научного исследования лучше пользоваться сырыми баллами.

Применение данной методики на занятиях по курсу педагогической психологии при изучении темы «Мотивы учебной деятельности» позволило включить студентов — будущих учителей (преподавателей) в активное обсуждение вопроса о том, почему в отношении одних изучаемых предметов у них высокая внутренняя мотивация, а в отношении других учебных предметов — низкая (явное доминирование внешней мотивации).

Предложенная методика может использоваться в следующих целях: 1) анализ причин неуспеваемости учащихся; 2) выявление категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и средним уровнем); 3) обеспечение психологического сопровождения учащихся в процессе обучения; 4) исследование эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов ее повышения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся ....

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях)...

Методика Дубовицкой Т.Д. «Диагностики направленности учебной мотивации»

Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности:Неосознанный интерес, навязанныйизвне или на уровне любознательности (мотив случайный, кратковременный);Интерес иногда поддерживается са...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)

Методика для диагностики направленности учебной мотивации Дубовицкой Т.Д....

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики – выявление направленности и уровня развитиявнутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении вразличных творческих объединениях (студиях, секциях)...

Методика диагностики направленности учебной мотивации

Методика диагностики направленности учебной мотивации...

Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))

Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации  (по Дубовицкой Т.Д.))...