Главные вкладки

    Методическая разработка «Игровые элементы на занятиях младшего хора «Колокольчик» хоровой студии «Ангара»»
    методическая разработка на тему

    Кобелева Елизавета Михайловна

    Музыкальные игры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igrovye_elementy.docx21.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кобелева Елизавета

    педагог дополнительного образования

    МАОУ «Дворец творчества детей и юношества» г. Иркутск

    Методическая разработка

    «Игровые элементы

    на занятиях младшего хора «Колокольчик»

    хоровой студии «Ангара»»

               Современная педагогика признает большую роль игры, позволяющей активно включать ребенка в деятельность, улучшающей его позиции в коллективе, создающей доверительные отношения. Детство неотделимо от игры. Игра вводит ребенка во взрослый мир на уровне  чувственного наслаждения, игру рассматривают как ведущий вид деятельности ребенка (Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин), как особый мир самовыражения, как важный фактор воспитания. В игре тренируются все психические функции: речь, мышление, целеустремленность, развиваются фантазия, творческое воображение, внимание. Игра дает ребенку положительные эмоции.

           Игра выполняет коммуникативную, познавательную, эстетическую, креативную  функции. Она увлекает, развлекает, учит, создает ощущение сопричасности, радости и удовлетворения.

           Большие резервы в деле накопления музыкального опыта и развития творческого воображения и фантазии скрыты в музыкальной деятельности, а именно в музыкальной игре. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности  детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного  общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере.  Используя музыкальные игры в вокально-хоровой работе дети получают возможность  активного творческого самовыражения, активизации творческих способностей .

                         

                           В вокально-хоровой работе  я использую:

    Подвижные музыкальные игры.  Способствуют координации движений, умению ориентироваться в пространстве – все это в соответствии с характером музыкального аккомпанемента. Учить детей двигаться в соответствии со строением музыкального произведения( различать вступление, заканчивать движения точно в соответствии с окончанием музыки).Различать несложные ритмические рисунки, уметь исполнять их движениями – хлопками, шагами, прыжками, бегом.

    Сюжетно-ролевые игры.  Обогащают музыкальные впечатления детей, вызывают яркий эмоциональный отклик. Учат детей импровизировать под   словесный текст или музыку соответствующего характера( лыжники, конькобежцы, рыбаки, лукавый котик или сердитый козлик).

    Театрализованные игры.    Развивают вокально-игровое творчество, навыки художественного исполнения различных образов при инсценировке песенного материала.  Основу театрализованных игр составляет мнимая или воображаемая ситуация.

    Музыкальные игры способствуют раскрытию творческих способностей детей, создают атмосферу доверия, открытости и свободы, позволяющие ребенку пережить ситуацию успеха, опыт успешного достижения цели.

          Примерные игры используемые на занятиях хора  и  на праздниках:

    Игра «Живая гамма».  Восемь детей объявляются «живой гаммой».  Каждый получает название одного звука. Сначала гамму поют все вместе, затем каждый поет только свой звук. Поют вверх и  вниз. Педагог может сыграть на этой «живой гамме песенки  Как под горкой», «Василек»). Дети, не принимающие участие отгадывают какую песню исполнил педагог.

    Игра «Солнышко» (муз. М. Раухвергера).   Дети слушают песню в исполнении педагога. Затем он  делит их на три группы. Каждая группа получает какой-либо шумовой инструмент (погремушки, бубны и треугольник). Погремушки играют на «восьмые» длительности,  бубны «четвертные», треугольник «половинные». Так наглядно дети закрепляют длительности нот.

    Игра «Обезьянки»  (Шведская нар. песня). Педагог выбирает «обезьянку», которая должна точно прохлопать все , что сыграет концертмейстер. Дети слушают и оценивают: если правильно поднимают палец вверх, если нет, опускают палец вниз. Можно включать более сложные ритмические рисунки (группы «шестнадцатых», синкопы).

    Игра «зеваки»  и  «торопыги» (муз. Й. Гайдна  «Анданте»).

    Стоя по кругу, дети слушают тему « Анданте». Каждый прохлопывает только один звук мелодии, как бы передавая ее соседу. Чаще дети ошибаются на последней фразе, где ритм  меняется. Опоздавший хлопнуть вовремя (зевака) и вступивший раньше времени (торопыга) выбывают из игры. На этой игре дети приобретают навык слаженного и четкого действия в хоровом коллективе.

    Игра  «Поймай ноту».  Дети становятся парами (можно по одному) и начинают двигаться под музыку муз. М. Глинки «Полька». Музыка прерывается, но танец нужно продолжать (мысленно пропевая мелодию). Выигрывает тот, кто точно попадет в такт музыки, когда она вновь зазвучит.

    То же самое можно попробовать с пением. Дети начинают петь вслух песню «Голубой  вагон», затем по сигналу педагога все замолкают и поют про себя, а потом по команде все начинают петь вслух. Иногда возникает смешная разноголосица.

    Игра «Вспомни  песню».   Детям раздаются листочки и ручки. Педагог поет песни (4-5) , детям надо записать названия тех, что они узнали.  Побеждает тот, у кого окажется больше правильных записей.

    Игра «Музыкальная карусель». Катание на карусели начинать с расстановки стульев по кругу (сколько найдется желающих прокатиться) от 5 до 10 стульев. Детям предлагается тема: «о природных явлениях», о животных, о цветах, о названии городов и т.д. Главный «карусельщик» нажимает кнопку (произносит) «Пуск» первый участник (заранее выбран) начинает петь песню, по выбранной теме по окончании одного куплета эстафету принимает следующий и т.д. Если кто-то не может продолжить песню ,то у него «закружилась  голова» и он выбывает из игры. Остается самый крепкий ,музыкально эрудированный он и есть победитель.

    Веселая тарабарщина

    Цель: развитие внимания и координации движений кружковцев с помощью музыкальных элементов.

    Продолжительность игры 12 минут.

    Педагог: Ребята, песни, которые мы будем разучивать, необычные. Это песни-игры. Слова там простые, они почти не имеют смыслового содержания, а скорее, напоминают веселую шутку, скороговорку. В старину их называли тарабарщиной. Давайте вспомним всем хорошо известную песенку «В лесу родилась елочка» (Исполнили  куплет песни с аккомпанементом). А теперь на мотив этой песни попробуем исполнить другие слова:

    Летит, летит по небу шар, по небу шар летит.

    И знаем мы, что этот шар до неба долетит.

    Это текст песни-игры, которая называется «шар». Дети поют слова на мелодию «В лесу родилась елочка». А вот теперь самое интересное, будьте внимательны. Для начала слово «шар» заменим на жест, вот такой ( показывает жестом шар). Дети исполняют песню, заменив слово «шар» жестом. Второе слово, которое мы будем не называть , а показывать слово «летит».  Педагог показывает движения: руками машут словно крыльями. Давайте споем песню, заменив два слова на движения. (Поют). При этом педагог просит исполнять песню с требованиями вокально-хоровой работы.  Педагог: последнее движение вместо слова «небо» (показать пальцем вверх). Дети исполняют песню, заменив три слова на движения. Следить за правильностью исполнения, можно ошибающихся детей исключить из игры. Дети исполняют в медленном темпе ( все справляются), затем исполняют как скороговорку.  

    По такому же принципу проводится игра «Колпак»:

    Колпак мой  колпак , треугольный мой колпак,

    Если он не треугольный, то это не мой колпак.

    На мелодию  р.н.п. «Я на горку шла». Замена жестами: «колпак»- коснуться ладонью макушки головы, слово «мой» - ладонью прикоснуться к груди;  «треугольный» - пальцами изобразить подобие треугольника. После последовательного разучивания всех элементов идет исполнение всей песни прежде в  медленном темпе, затем в темпе скороговорки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"

    Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?»  Использование  игровых элементов в учебной деятельности  даёт уст...

    Применение социо-игровых технологий на занятиях с дошкольниками в театральной студии

    Применение социо-игровых технологий на занятиях с дошкольниками в театральной студии.Методическая разработкаЦель разработки – описание методики проведения занятий по актерскому мастерству ...

    Методическая разработка игрового занятия «Уроки Мойдодыра»

    цель занятия-  формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как свомй главной ценности...

    Методическая разработка "Использование элементов ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) на занятиях ИЗО детского объединения «Радуга»

    В настоящее время общество ставит достаточно высокие требования к современному школьному образованию, в частности к дополнительному образованию учащихся, выделяется требование формирования личности, с...

    методическая разработка "Достижение дикционного ансамбля в младшем хоре"

    Формирование хорошей дикции как основы для достижения осмысленности певческого материала....