Методическа разработка "НАчальный этап двухголосия на занятиях младшего хора"
методическая разработка

Кулькова Екатерина Васильевна

Описание работы , методов и приемов по овладению начального двухголлосия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalnyy_etap_raboty_nad_dvuhgolosiem.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1

Департамент образования

администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Сормовского района»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Начальный этап работы над двухголосием. Каноны»

Выполнила: Кулькова Екатерина Васильевна

Педагог дополнительного образования

г. Нижний Новгород

2022

      Каноны можно использовать как концертные номера, как упражнения для распевания, как наиболее доступный и интересный материал для работы над развитием навыков многоголосного полифонического пения (основная цель).

При разучивании канонов встречаются трудности, характерные для всех полифонических форм (точное вступление голосов, четкое исполнение ритмического рисунка каждой партией, донесение до слушателей смысла текста и т.д.)

Прежде чем приступить к пению канонов, можно использовать целый ряд подготовительных упражнений. Эти упражнения должны научить находить звук, с которого вступает голос, своевременно вступать в канон, слушать другие партии. Так как при разучивании полифонического произведения знание нот является обязательным, рекомендуется учить каноны и упражнения только по нотам.  Начать можно со следующих упражнений: хор делится на две группы, одна поет по заданию дирижера отдельные звуки или небольшие мелодии, другая повторяет их:

1.Описание: C:\Users\Pavluxa\Desktop\Без названия-2-1.png

2.Описание: C:\Users\Pavluxa\Desktop\Канон-1.png

Следующие номера составлены уже в формате канонов:

3.

4.

5.

6.

Упражнения предварительно выучиваются всем хором одноголосно. Для лучшего усвоения можно пропевать их, на какие-либо слоги, а также с различными динамическими оттенками. Только после этого следует переходить к двухголосному пению сначала отдельных тактов, а затем и всего упражнения. Например: вторые голоса поют 1-такт, а первые 2-ой такт упражнения, или вторые голоса поют 3-ий и 4-ый такты, а первые голоса – 5 – ый и 6-й такты этого же упражнения: Упр. – 5.

Уже в этих в этих упражнениях можно начинать работу над привитием навыка слушать другой голос, требую пока выполнения минимальных заданий. Например: спеть свою мелодию упражнения первым голосом громко (форте), а вторым тихо (пиано), или, одному голосу спеть в определенном такте тише, чем другому. В следующем упражнении основное внимание нужно обратить вступление второго голоса.  Разучиваем упражнения так: первые голоса поют только 1-ый такт, который за ними повторяют вторые голоса. Затем первые голоса поют 1-й такт (про себя), а со второго такта (вслух) вместе со вторыми голосами, и наоборот: 1-й такт поют вторые голоса, а за ними повторяют первые, затем вторые голоса поют 1-й такт (про себя), а со 2-го такта (вслух) вместе с первыми. Когда упражнение будет исполняться каноном, следует первое время отдавать предпочтение вторым голосам, предлагаем им петь громко, а первым с закрытым ртом: Упр. – 7

7.

Подобные упражнения в определенной степени готовят хор к успешному овладению канонами, метод разучивания канонов остается таким же.

Во время работы над канонами следует использовать упражнения с более усложнёнными заданиями: петь на три голоса, уметь в любой момент отдавать предпочтение другому голосу, пропевать некоторые места (про себя), а затем вступать по указанию дирижера (вслух) и т.д. Можно использовать такой пример: предложить вторым голосам два такта перед их вступлением петь ноту До сначала вслух, а затем и про себя: Упр. – 8

8.

Работа над развитием навыков многоголосного полифонического пения не должна ограничиваться только разучиванием канонов. Одновременно не рекомендуется учить произведения, и упражнения с подголосочной полифонией, в свободной имитационной форме или форме фуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над двухголосием в младшем хоре

Методическая разработка представляет алгоритм знакомства с формой канона на примере конкретного музыкального произведения в младшем хоре....

Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...

Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Развитие эмоциональности и творческой свободы»

Методическая разработка .  Открытый урок в младшем хоре. Детская школа искусств. «Развитие эмоциональности и творческой свободы»Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образ...

Статья "Формы работы над двухголосием в младшем хоре".

Как вводить двухголосие на хоре. О системе развития многоголосного пения у детей....

«Методические основы работы концертмейстера младшего хора ДМШ»

Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. На плечи аккомпанемента ложится огромная нагрузка, ибо он должен достичь художественного единения всех ком...

Конспект открытого занятия по теме: "Работа над двухголосием с обучающимися среднего хора"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2013-2014 уч.года...