Главные вкладки

    Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре
    план-конспект по теме

    Токарь Таисия Алексеевна

    "Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."

    Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vosstanovlennyy.docx36.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Озёрненская детская школа искусств

    Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

    Открытый урок по хору

    Перподаватель Токарь Таисия Алексеевна

    Концертмейстер Бодарева Татьяна Леонидовна

    2012г.


    Преподаватель:  Токарь Таисия Алексеевна

    Дата проведения:  25.02.2012г.

    Класс:  1-2

    Предмет:  хоровой класс.

    Тема урока:  Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.

    Форма проведения:  коллективная.

    Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков.

    Цель урока:  развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

    Задачи :

           Образовательные:

    1. формировать навыки пения a cappella;
    2. добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического  слуха;
    3. выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
    4. продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

          Развивающие:

    1. продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
    2. продолжение развития гармонического слуха;
    3. развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
    4. расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар  (произведения русских классиков ,современных композиторов, народных песен).

    Воспитательные:

    1. воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
    2. воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни « Братец Яков»;
    3. воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
    4. воспитывать любвь к музыке, потребности в общении с искусством.

    Методы обучения: 

    1. наглядный (слуховой и зрительный);
    2. словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
    3. индуктивный;
    4. дедуктивный;
    5. проблемно – поисковый;
    6. объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

           Методические приёмы:

    1. творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
    2. применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос;
    3. побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
    4. сопоставление песен, различных по характеру;
    5. вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
    6. представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
    7. вокализация песен на слог и сольфеджио;
    8. задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Мотылёк», «Весёлый лягушатник»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Братец Яков);
    9. образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением  младших школьников;
    10. юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

             

            Психологические условия на уроке:

    1. психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
    2. личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального  развития;
    3. учёт индивидуальных особенностей;
    4. дифференцированный подход.

     Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

    Структура урока

    1. Организационный момент.

    1. Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания):
    1. Выборочная проверка ( два учащихся) игры хоровой партитуры «Расскажи мотылёк, муз. А.Аренского (3-5 цифры);
    2. коллективное проговаривание 2-го куплета песни А.Журбина «Весёлый лягушатник».

    1.  Постановка цели и задач урока.

    На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании, в песне А.Аренского «Расскажи мотылёк», фр. нар. песне «Братец Яков» (обр. Ан. Александрова).

    1. Основной этап.

    4.1.Распевание

    1. Разминка: -  «Кривляние»,

                         -  «Язычок»,

                         -  «Замочки»(дети открывают рот по руке).

    Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

    1. Упражнение «Чайка»(«немой» звук);

    Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка»,высокая позиция.

    1. «Восьмёрки»;

    Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием ,удлинением фраз.

    1. Скороговорка  («Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»)

    Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.

     Этапы работы:

    1. скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение  вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;
    2. затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса( ноты СОЛЬ,СОЛЬ диез);
    3. от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического  трезвучия. Предварительно дети пропели по группам  свои голоса(1,3 и 5 ступени).
    1. «Воронина макаронина»  Музыка и слова П. Синявского.

    Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.

    4.2.»Расскажи ,мотылёк» Музыка А. Аренского, слова А. Майкова

    Этапы работы:

    1. Беседа с детьми о характере, настроении песни : песня о бабочке, значит характер лёгкий , воздушный ,вдох  тоже лёгкий ,короткий, звук округлый;
    2. исполнение 1 и 2 цифры с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на скачках, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.
    3. Спросить детей, какая фраза похожа на мелодию цифры 6.Дети: на 1 цифру, но изменилось окончание. Далее отработать  интонацию 6 цифры.
    4. 3 и 5 цифра исполняется сольфеджио. Работать над  длинным дыханием , интонацией  на полутонах и  скачках;
    5. 3 -5 цифры исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;
    6. исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом , выразительно. Задание детям:  ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.

    Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»

    4.3.Французская народная песня «Братец Яков», обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.

    Этапы работы:

    1. беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо ,а значит на хорошей опоре, активно;
    2. исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
    3. 1-4 фразы с остановками на высоких звуках ,отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
    4. в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка»,окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
    5. 2 куплет – канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
    6. исполнение песни целиком.

    1. «Весёлый лягушатник»  Музыка А.Журбина, слова П.Синявского.

    Этапы работы:

    1. беседа о смене стиля и характера произведения .Настроить характер ,а значит и перестроить звук, дыхание(удивленное ,шутливое ,а значит коротко ,легко и чётко делать вдох);
    2. пение на слоги «ЛЁ» и «КУ»(как будто забыли слова).Задания для детей:

    - «зависать» на затакте (отработка интонации),

    - окончания фраз короткие( «выталкивать»),

    - последнюю фразу на «КУ»;

    1.    исполнение 1- го куплета с текстом ,с остановками, окончания направлять вверх, букву «В» - пропевать;
    2. работа над припевом:

    -  «прокатиться» по букве «Р»,

    -  дыхание активное ,петь на опоре, как на батуте;

    - на слог «ква» закусить губку;

    1. исполнение от начала до конца с аккомпанементом.

    1. Заключительный этап.

    Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: подобрать и играть на фортепиано фр. нар. песню « Братец Яков».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа над двухголосием в младшем хоре

    Методическая разработка представляет алгоритм знакомства с формой канона на примере конкретного музыкального произведения в младшем хоре....

    Статья "Формы работы над двухголосием в младшем хоре".

    Как вводить двухголосие на хоре. О системе развития многоголосного пения у детей....

    Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"

    Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостояте...

    Методическое сообщение на тему: " Начальный этап работы над произведением в младших классах"

    Материал содержит следующие задачи: осознать контуры звуковой формы,прочитать и осмыслить ремарки, познакомиться с произведением....

    Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса

    Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....

    Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)

    Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений,...