Работа над двухголосием в младшем хоре
методическая разработка по теме

Методическая разработка представляет алгоритм знакомства с формой канона на примере конкретного музыкального произведения в младшем хоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_raboty_nad_kanonom.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                                Методика работы над каноном в младшем хоре.

1.   Введение.

      Рассказ о том, что такое канон.

Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам.

     2.  Примеры канонов. Прослушивание аудиозаписей.

Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, в церкви. Один из известных канонов – французская песня «Братец Яков». Наглядно показать один из многочисленных вариантов текста канона, который выписан так, как он звучит в исполнении:

 1 голос:  Братец Яков,       Спишь ли ты?        В колокол звонили:       бим-бом-бом!                 Братец Яков

  2 голос:                               Братец Яков,          Спишь ли ты?                 В колокол звонили:        бим-бом-бом!

 3 голос:                                                               Братец Яков,                   Спишь ли ты?                В колокол звонили

  1. Этапы разучивания:
  2. Речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую строчку всем     вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить хор на две группы, вторая группа теперь - вместо учителя. Таким же образом можно озвучить и 3-голосный вариант: разделить хор на 3 группы или выбрать одного из учеников декламировать третий голос.

          Ритмический канон.

 Для усвоения формы канона можно предложить ребятам исполнить «ритмический   канон», с помощью музыкальных инструментов: 1голос – бубен, 2-голос  - маракас.

Двоим учащимся  дать в руки музыкальные инструменты и попросить их ритмично простучать ритм. Договориться, кто будет «идти первым», а кто вторым. Исполнить ритмический канон:

 

Если позволяет наличие  и разнообразие инструментов, вызвать большее количество        человек и еще раз исполнить канон.

          Музыкальный канон.        

Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению. Для начала мелодию канона  пропеть  всем хором вместе с учителем: 

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, учитель    исполняет 1-голос, а концертмейстер – 2-й.  Дети слушают.

        Затем выбрать сильных детей. Они начинают петь, а учитель напевает каноном. Перед пением можно предупредить детей: «У нас может не получиться, но так и должно быть». Спеть еще раз. Теперь ребятам помогут. . Лена, Катя и Петя… Спеть еще раз. Затем добавить еще несколько человек, методом «снежного кома». В этом процессе мелодия канона пропета уже несколько раз. Затем вместо учителя поставить сильных детей. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Канон с движением.

Заключительным этапом в работе над каноном может стать его исполнение по методике В. Жилина: каждый голос (группа детей) встает в круг и поет мелодию, медленно двигаясь по кругу и взявшись за руки. Если канон 2-голосный – 2 круга, если 3-голосный – 3 круга. Первый кружок - небольшой, второй – чуть больше, а третий – больше второго. Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения своего голоса. Учитель помогает на моментах вступления каждому «кругу». Напоминать ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки».

         После освоения этой  задачи, «круги» объединяются следующим образом: самый маленький круг окружает средний, а средний окружает большой. Начинает петь и одновременно двигаться маленький (внутренний) круг, затем каноном вступает средний, двигаясь в противоположном направлении, и наконец, вступает большой круг.  

         Этот этап вносит оживление  в работу над разучиванием канона и очень нравится   детям. Они с удовольствием и быстрее запоминают музыкальный материал.

  1. Закрепление материала:

Провести музыкальную викторину, в которой среди разных произведений встретятся каноны.

                                             Литература:

            1.    Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М.1972

  1.  Жилин В. Музыка, движение, хайку. Екатеринбург. 1998

            3.    Жилин В. Орф-уроки. Екатеринбург. 1997

  1. Поплянова Е. М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Гуманит. изд. центр                   Владос, 2002
  2. Поплянова Е. М. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Уч. Пос. 2009
  3. Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981

             

               

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по хору .Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре

"Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре."Цель:развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре...

Статья "Формы работы над двухголосием в младшем хоре".

Как вводить двухголосие на хоре. О системе развития многоголосного пения у детей....

План проведения открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре" 2012 г.

Тема открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре"....

Конспект открытого урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре" 2013 г.

Тема урока "Принципы работы над артикуляцией и дикцией в младшем хоре"...

«Методические основы работы концертмейстера младшего хора ДМШ»

Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. На плечи аккомпанемента ложится огромная нагрузка, ибо он должен достичь художественного единения всех ком...

Конспект открытого занятия по теме: "Работа над двухголосием с обучающимися среднего хора"

Открытое занятие с обучающимися среднего хора 2013-2014 уч.года...

Методическа разработка "НАчальный этап двухголосия на занятиях младшего хора"

Описание работы , методов и приемов по овладению начального двухголлосия....