Приемы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля (Открытый урок в классе фольклорного ансамбля)
план-конспект по музыке по теме

Васильева Татьяна Николаевна

Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом слысле фольклор - школа общения, красоты поведения,быта, одежды,труда. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте  и любви, об извечных проблемах борьбы добра и зла. По своей сути эти знания являются универсальными, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. В материале данного открытого урока даны примеры приемов формирования народной манеры пения как основы фольклорного ансамбля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок30.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки и молодежи

Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

Открытый урок

 в классе фольклорного ансамбля

Тема: «Приёмы формирования народной манеры пения на начальном этапе работы младшего состава ансамбля»

                              Педагог

                              Васильева Татьяна Николаевна

2017 г.

Цель урока:

  • учебная: формирование и развитие вокально- хоровых навыков.
  • воспитательная: привитие любви к народной музыке; раскрытие творческих способностей; расширение кругозора; повышение интеллекта обучающихся

Задачи урока:

  • обучающие:

продолжить формирование навыков народной манеры пения, интонирования, звукообразования, певческого дыхания; развитие координации между голосом и слухом, координации между движениями и вокальным исполнением;  закрепить теоретические знания (тоника, основные ступени лада, такт, реприза, параллельные тональности);

  • развивающие:

развитие вокального слуха, самоконтроля и самоанализа собственного голоса и исполнения; образного музыкального мышления и художественного воображения; развитие творческой активности обучающихся

  • воспитательные:

воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к народной песне и народному творчеству в целом; воспитание любви к музыке, потребности  в общении с искусством; воспитание усидчивости, трудолюбия, достижения поставленной цели; привитие эстетического вкуса.

Тип урока:  комбинированный (урок- исправление ошибок, повторение, закрепление умений и навыков, изучения нового материала).

Организационная форма: групповое занятие

Технологии: здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве (коммуникативно- диалоговая), имитационно- модулирующая (технология ситуативного обучения, применение учебных и сценических игр), личностно-ориентированная.

Принципы: наглядность; научность; связь теории с практикой; систематичность и последовательность; доступность; сознательность; активность; дифференцированность; сочетание руководства преподавателя с развитием самостоятельности; инициативы и творчества детей.

Методы: проблемно-поисковый, дедуктивно-индуктивный, собственный показ «Делай как я», закрепление изученного материала, выработка практических умений. Демонстрация, объяснение, беседа, создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрение и порицание, постановка системы перспективы, развитие познавательного интереса, формирование ответственности и обязательности, сравнение и обобщение.

Методические приемы:

  1. Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  2. Применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;
  3. Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  4. Сопоставление песен или их частей, различных по характеру;
  5. Вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
  6. Представление «в уме» (внутренний слух) звуков и частей музыкального материала;
  7. Вокализация песен на определенный слог, сольмизирование и сольфеджирование;
  8. Задержка звучания голосов учащихся по руке руководителя с целью выстраивания унисона, а также выстраивания созвучий;
  9. Образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образом мышления обучающихся;
  10. Юмор, одобрение, поощрение учащихся с целью стимуляции их интереса к процессу обучения, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

  • психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение.
  • личностно- ориентированное обучение, учет уровня музыкального развития обучающихся
  • учет индивидуальных психологических особенностей детей
  • дифференцированный подход.

Средства обучения и оборудование:

 фортепиано, баян, стулья, нотный материал.

Соблюдение на уроке гигиенических и эстетических условий, соблюдение техники безопасности.

                                        Структура урока:

  1. Организационный момент. Формулировка задач урока. (2 мин)
  2. Подготовительный этап. Певческая установка. Дыхательная гимнастика. Пальчиковые и звуковые упражнения по развитию голосового аппарата. (4мин)
  3. Распевание. Скороговорки и двигательные упражнения. (6мин)
  4. Основной этап. Попевки. Работа над произведениями. (26мин)
  5. Итог урока. Анализ занятия. (2мин)

                                                 ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Обозначение темы урока. Формулировка задач урока.

На этом уроке будет проводиться дальнейшая работа по формированию и развитию голосового аппарата.

  1. Певческая установка: сидим ровно (на краю стула), спина прямая плечи развернуты, голова смотрит перед собой, шея свободная. Ноги касаются пола всей ступней, пятки обязательно от пола не отрывать.

Правильное положение корпуса не только важно с эстетической точки зрения. Оно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца связана с хорошей певческой установкой, способствует лучшей организации звука.

Для поднятия вокального и дыхательного тонуса организма делаем несколько дыхательных упражнений системы А.Н. Стрельниковой (концентрируем внимание учащихся на быстром и шумном вдохе носом: «шмыгаем носом»):

  1. Ладошки (8раз)
  2. Погончики (8раз)
  3. Насос (8раз)
  4. Обними плечи (8раз)

 Пальчиковые упражнения:

-«пальчики считаем», «цветок», «пальчики здороваются», «лезгинка», «замочек», «черепаха», игра «какой пальчик отсутствует» (для развития мелкой моторики пальцев рук, стимулирования умственного процесса, концентрации внимания, развития речевого аппарата)

Звуковые упражнения:

-«полет в космос», «дракончик», «вьюга», «старый замок», «лошадка», «пчела», «свечи», «шарик» ( для подготовки работы голосового аппарата, овладения техникой дыхания- короткий вдох, опора дыхания  и постепенное его расходование, начальные элементы твердой атаки, формирования  умения правильно открывать рот, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти)

  1. Вокальные упражнения (распевание) преследуют практические цели — формирование, отработка и совершенствование основных вокально-технических навыков на целенаправленно повторяющихся упрощенных формах задания. Система предложенных упражнений включает в себя упражнения для систематического использования.  В ней представлены элементы и конфигурации, наиболее часто встречающиеся в народном музыкальном материале. Данная система помогает сознательно фиксировать внимание учащихся на  той или иной конкретной задаче, направлена на преодоление конкретных трудностей.
  1. Лю(у)-Ле(о)-Ля(а)-Ле(э)-Ли(и)- на одном звуке от «ми»- до «ля» вниз. Поем на одном дыхании, последний длинный звук «поднимаем» вверх. Выравниваем гласные (единая звуковая позиция), акцентируем внимание на грудном формировании звука.
  2. Ле(о)-Ля(а); ( Ле-Ля-Ло) поем на 3-х ступенях от «си»-до  «соль» вверх-вниз. Следим за образованием звука, поем без толчков народной манерой.
  3. «Думали мы думу»- активно работаем ртом с акцентом на первом слоге фразы. Поем от «ми»- до «ля» (вниз).
  4. «Ой, сад-виноград» поем от «ля»- до «си» очень плавно, распеваем длинные звуки, следим за звукообразованием. Вдох быстрый и короткий. Исполняем упражнение в народной манере.
  5. «Ди-Да- Де-Ду» четкое исполнение триолей на одном звуке.
  6. Использование скороговорок с выборочным индивидуальным опросом учащихся (обязательно акцентирую внимание на активную и правильную работу рта и равномерное распределение быстрого вдоха на всю фразу):
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Шесть мышат в камышах шуршат.
  • Во дворе трава, на траве дрова и т.д.

 Двигательные упражнения: стоя ритмично топаем ногами с изменением темпа и ритма; сидя - сочетание хлопков и движений.

  1. Использование попевок с цифровым обозначением ступеней лада для формирования ладового чувства, ладовой настройки и дальнейшей работы над произведениями «3-2-1…»; «2-1,4-3...». Затем предлагается игра «Жмурки» (дети с закрытыми глазами слушают отдельные звуки, повторяя их, определяют ступень лада) и «Клавиши» (ступени попевки исполняются каждым учащимся поочередно по указанию преподавателя).

 «А в дядька» укр.нар .песня

  • работа над четкой мелкой дикцией, проработка текста выборочно с конкретным ребенком
  • работа над ансамблем в темпе, для чего акцентируем (подчеркиваем) каждую сильную долю в тактах всех куплетов.

 Во время работы учащимся предлагаются вопросы:

  • что такое «такт»?
  • сколько тактов в каждом куплете произведения?

«Коза-дереза» укр.нар.песня

  • работа над единой манерой звукообразования.  Соответственно характеру образа работаем над твердой атакой звука, четкостью произношения слов.
  • работа со сценическими движениями. Обращаем внимание на чередование ног во время движений. Следим за равноправным сочетанием вокального звучания и движений

 Во время работы предлагаются следующие теоретические вопросы:

  • что такое «реприза»?
  • как определить объем (количество) повторяемых в репризе тактов?

«Танцювали  миші»   укр.нар песня

  • работа над звукообразованием, чередованием мягкой и твердой атаки
  • работа над сценичностью по принципу: «показываем то, о что поем»

Во время работы предлагаются следующие теоретические вопросы:

  • какие могут быть настроения в музыке, как они называются?
  • как называются тональности с разными ладами и тониками, но с одинаковыми ключевыми знаками?

 «До  святого Миколая»   укр нар  песня

  • работа над интонированием в партиях, сольмизация и сольфеджирование каждой вокальной партии
  •  работа над строем и единой манерой звучания
  • работа над начальным 2-х голосием: обязательно при пении слушаем другую партию, работаем над ансамблем между партиями.
  • обращаем внимание на грудное образование вокального звука. Во время работы предлагаются следующие теоретические вопросы:
  • что такое «тоника»?
  • какие известны основные ступени лада, их названия.
  1. Итог урока. Отмечаем положительные моменты на занятии, особенные результаты и успехи обучающихся. Выставление оценок. Урок окончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение народной манере пения в детской школе искусств.

Развитие музыкальных способностей  детей младшего школьного возраста.  Методика работы по обучению детей народному пению.Заключение....

2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"

Тип урока: Обобщение и закрепление  знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков  на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах  движения в музыке, танцеваль...

Методическая разработка "Обучение народной манере пения в детской школе искусств"

Исследования известных ученых, педагогов доказывают, что большое внимание необходимо уделять изучению динамики развития музыкальных способностей; музыкального слуха и певческого голоса, ритмического ч...

Самоанализ открытого урока по предмету «фольклорный ансамбль» в младших классах отделения музыкальный фольклор. «Знакомство с хороводно-плясовыми песнями »

Актуальность выбранной темы в приобщении к народному песенному творчеству, воспитании вокально-исполнительской культуры на лучших образцах народного песенного искусства, развитии творческих способност...

Музыкальное занятие-перфоманс «Формирование народной манеры пения на начальном этапе работы в детском театральном коллективе»

Фольклор – творчество народа по природе своей коллективное, основанное на миропонимании и историческом опыте. Фольклор проходит проверку и обкатку в разных слоях и поколениях народа на всем...

Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.

Формирование  правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.Практические рекомендации...

О работе над формированием правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом в МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»

Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских сад...