Профессиональное самоопределение
материал по теме

Hяруй Раиса Tахановна

Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда – и его судьба.

          Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_samoopredelenie.docx27.64 КБ
Файл v_mire_professiy.docx36.05 КБ
Microsoft Office document icon my_v_rabochie_poydyom.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение

Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда – и его судьба.

          Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности.

          Целью моей,  профориентационной  работы является оказание помощи воспитанникам  в жизненном и профессиональном самоопределении. Так как группы-семьи распределены у нас в школе-интернате по семейным – родственным отношениям. Профориентационная работа начинается уже с младшего школьного возраста (знакомство с миром профессий в целом), в подростковом возрасте (формирование потребностей в выборе профессии); в 8-11 классах – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

            На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы. С младшими воспитанниками провожу мероприятия по формированию представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Дети знакомятся с новыми профессиями. На таких занятиях проводятся игры, упражнения, беседы, экскурсии, знакомства с представителями той или иной профессии. Традиционно проводятся конкурсы рисунков «Мое будущее», «Кем я хочу быть»,  «Профессии моих родителей». Беседы «Что такое профессия?», «Мир профессий».  Младшие воспитанники любят играть сюжетно – ролевые игры с элементами традиционного быта проживания в тундре. В играх они подражают, демонстрируют профессии своих родителей оленеводов, охотников. Это способствует укреплению у них трудовых навыков. В группе - семье во время трудовых часов дети, высаживают и ухаживают за растениями, проводят генеральную уборку в корпусе и на территории фасада спального корпуса интерната.

          С воспитанниками среднего возраста как воспитатель провожу мероприятия способствующие развитию интересов и способностей, связанных с выбором профессии. Это позволяет соотнести у детей индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. С ребятами проводятся беседы, диспуты, дискуссии, анкетирования, встречи с интересными людьми. Групповые формы работы повышают интерес к выбору профессии, дают возможность лучше понять основания этого выбора, расширить и уточнить его. Правильно организованный труд способствует формированию таких качеств личности, как коллективизм, любовь к труду на общую пользу, инициативность, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость.

          С удовольствием дети играют в деловые игры: «Моя будущая профессия»», «Открытие фирмы» и др,  т.к. игры позволяют в значительной мере  усилить  процесс профессионального консультирования и обучения  детей  выбору профессии.

         С детьми старшего возраста ведется работа по формированию профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. На данном этапе ведётся курс «Профессиональное самоопределение», где большое внимание уделяется следующим разделам: «Ориентировка в мире профессионального труда», «Представление о себе и своих возможностях в профессиональной деятельности», «Проектирование пути к своей профессии». Курс  помогает воспитанникам обосновать свой выбор профессии, подобрать образовательные учреждения, где можно получить данную специальность. Также нужно отметить, что на каждом занятии уделяется внимание знакомству с новой профессией. С воспитанниками проводятся всевозможные тренинги, анкетирования, ролевые игры: «Для чего я учусь?», «Остров профессий», «Угадай профессию» и т.д.

В современное время воспитание правовой культуры в сфере трудовых отношении и оказание помощи в профессиональной ориентации детей коренных народов Крайнего Севера в условиях интерната семейного типа приобретает особую актуальность. Ограниченный опыт жизни и труда воспитанников школы - интерната затрудняет самостоятельный выбор профессии. Работая с группой – семьёй  из года в год я как воспитатель приобщаю воспитанников к трудовой деятельности, тем самым способствую постепенному самоопределению в выборе профессии.

         Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации. Развитие организаторских способностей, воспитание самостоятельности организуется через самоуправление в интернате. Совет интерната контролирует и оказывает помощь в организации дежурства, досуга воспитанников, проводит Дни самоуправления, организует шефство над младшими воспитанниками, обеспечивает чистоту и уют в корпусах. Участвуя в общественном труде, воспитанники приобретают уважение к труду и людям труда, у них возникает потребность и желание трудиться.  Жизнедеятельность в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности.  Воспитание трудолюбия в интернате проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и навыки. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников-выпускников интерната. Это помогает им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысить чувство уверенности в себе.

           Главную роль в профессиональной ориентации воспитанников я отвожу индивидуальной работе. Индивидуальные беседы с воспитанниками и их родителями дают представления об особенностях характера, увлечениях, склонностях, стремлениях, психических, физических и умственных данных. Воспитанники – старшеклассники зачастую колеблются в своём выборе. Выясняю причину колебаний: неуверенность в себе, в выборе, боязнь и т.п., а затем по возможности устраняем эту причину. Особенно важным и значительным считаю при выборе профессии влияние физиологических особенностей и здоровья человека на возможность овладения той или иной профессией. Обсуждаем со старшими воспитанниками проблемы трудоустройства. 

            Из своей практики работы с группой, предлагаю использовать такую форму работы как «Круглый стол». Это дискуссионная форма, коллективное рассуждение (размышление) над вопросом, в котором все выступают «на равных». Количество вопросов для обсуждения не имеет какого-то предела, ведущий «круглого стола» поддерживает логическую цепочку беседы.

 Интересно проходили такие «столы» по вопросам профориентации: «Куда пойти учиться?», «Куда пойти работать?», «Взаимосвязь «Человек и труд»». Такие беседы, обсуждения с ребятами помогают не только определить истину, глубину, ценность вопроса, но и учат ребят отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, аргументировать свои ответы.

          С этого года на базе школы-интерната будет реализоваться по профориентации воспитанников интерната для работы в агропромышленном комплексе в условиях кочевого образа жизни «Зов предков (Невы ила' саир'')», которая даст возможность сформировать представления о конкретных видах профессиональной  деятельности, сформировать установки и мотивы к определённым видам профессии.

          На сегодня остро стоит вопрос о кочевой школе.  Кочевая школа - особый тип общеобразовательной школы, приспособленной к местным условиям Крайнего Севера. Основное ее назначение - сделать школу доступной для детей кочевников, т.е. она должна кочевать вместе с оленеводами.  Воспитанница группы-семьи №7 Сэротэтто Ирина, учащаяся 11 класса изъявила желание поступить и учиться на учителя кочевой школы. Успеха в реализации задач кочевой школы может достичь педагог, вышедший из этой среды, овладевший внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, мировоззрением, народной философией.  Поэтому с ней мы ведем индивидуальную работу по данной профессии.         

           Итогом своей работы считаю, наши выпускники группы-семьи №7  целенаправленно выбирают профессии, востребованные на рынке труда. Это медработники, электромонтёры, технологи рыбной продукции, учителя, операторы связи, программисты, юристы.

          Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение в педагогической деятельности воспитателя является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.



Предварительный просмотр:

«В мире профессий»

Что такое профессия?

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность  это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию  значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия  это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.        

Как появились профессии?

Термин «профессия» происходит от латинского корня. Означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор».

Но происхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

          У первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было  между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины  собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда.

Одни люди становились охотниками, другие  рыбаками, третьи  земледельцами. Четвертые  строителями, пятые  ткачами, шестые  гончарами, седьмые  кузнецами. Восьмые  знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

 

Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?

Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является 
в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются, по крайней мере еще два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

 

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал  это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.

В отличие от профессионала, дилетант  это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь, то он – профессиональный спортсмен.

Как связаны между собой профессия и увлечение?

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения.  Если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы. Разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы. Ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами. Танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником.

Любое Ваше увлечение может стать поводом  для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.

Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться, как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Как можно познакомиться с разными профессиями?

Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.

С кем можно поговорить о профессиях?

Опрос людей, осведомленных в области тех или иных профессий, представляет собой наиболее простой, привычный и быстрый способ познакомится с профессиональной деятельностью. Однако, не все люди одинаково хорошо владеют профессиональной информацией. Есть смысл обратиться за помощью к следующим людям:

  • психологам-профконсультантам;
  • школьным учителям;
  • преподавателям профессиональных учебных заведений;
  • специалистам тех профессий, которые Вас интересуют;
  • родителям, родственникам и знакомым.

С кем можно поговорить о профессиях?

Наиболее полная и точная информация о профессиях имеется 
в распоряжении психологов, занимающихся профессиональным консультированием. Профконсультированием могут заниматься школьные психологи, психологи городских центров профориентации, психологи районных центров занятости, психологи-консультанты коммерческих фирм. Они знают особенности и требования широкого круга профессий. А если 
в чем-то сомневаются, могут обратиться к различным информационно-справочным материалам и профессиограммам, которые должны находиться

у них под рукой. Однако, подробные сведения о какой-то конкретной профессии у них могут отсутствовать.

Школьные учителя, как правило, владеют неполной информацией о профессиях, но могут помочь Вам при описании школьных и педагогических специальностей, а также, если это учителя-предметники, они могут рассказать Вам о тех профессиях, с которыми связан предмет, который они преподают. В остальных случаях их мнение о тех или иных профессиях основано на их собственном личном опыте и может быть достаточно субъективным.

Преподаватели профессиональных учебных заведений в большинстве случаев очень хорошо осведомлены об особенностях тех профессий, которым они учат. Большинство из них сами имеют опыт работы по этим специальностям. Они обычно знают, какие требования предъявляет их профессия к здоровью, знаниям, навыкам и способностям человека 
и иногда могут оценить Ваши профессиональные возможности в овладении профессией.

Специалисты, работающие по той или иной профессии, как правило, достаточно хорошо знают цели, средства и условия труда, особенности трудовых действий, требующееся образование, содержание профессиональных знаний и навыков. Могут рассказать об учебных заведениях, где можно этому научиться, но их мнение о требованиях профессии к способностям и психологическим особенностям человека могут быть пристрастны.

Некоторые из таких специалистов являются энтузиастами своей профессии, а некоторые, напротив, крайне недовольны ей. Их отношение к профессии может оказать влияние на то, что они Вам про нее рассказывают. Будьте внимательны.

Родители, родственники и знакомые могут служить полезным источником информации только по тем профессиям, по которым они сами являются специалистами. По всем остальным профессиям они вряд ли могут быть экспертами, и, как правило, или вообще с ними не знакомы, или знают о них понаслышке. Их мнение по профессиям, которыми они сами не владеют, часто является предубеждением, стереотипом, основанным на собственной оценке их привлекательности. Осторожно относитесь к профессиональной информации от  близких.

 

Где можно почитать или посмотреть материалы о различных профессиях?

Информационные материалы о профессиях, опубликованные 
в различных изданиях, являются наиболее полными и точными. Однако, 
не везде и не всегда в Вашем распоряжении может иметься удобный доступ ко всем этим материалам. Кроме того, поиск необходимой информации может быть достаточно трудным занятием, требующим определенных навыков и терпения. Иногда может потребоваться помощь других людей. Наибольший интерес могут представлять следующие источники информации:

  • книги;
  • газеты и журналы;
  • телевидение и радио;
  • видеофильмы;
  • информация на компьютерных дисках;
  • информация в глобальных компьютерных сетях.

Книги, учебники, справочники, энциклопедии, которые содержат систематические сведения о разных профессиях, можно найти в библиотеках, книжных магазинах, киосках и лотках, на книжных полках у своих знакомых. Иногда в поиске и выборе необходимых книг могут помочь библиотекари, продавцы, преподаватели и профконсультанты. Литературные данные о профессиях являются самыми объективными и исчерпывающими, хотя не всегда они в должной мере современны.

В газетах и журналах иногда публикуется информация об отдельных профессиях, но чаще сообщается о конкретных представителях этих профессий, описываются события, в которых они участвовали. Читая любой самый обыкновенный репортаж или интервью, можно получить информацию о том, какие профессии и специальности встречаются в нашей жизни. Правда, не все профессии в одинаковой мере представлены в прессе, а только те, которые привлекают самих журналистов и интересуют читателей.

В наше время, наряду с большим количеством художественных, развлекательных и музыкальных видеофильмов начинают появляться видеокассеты с учебными фильмами. Некоторые из них представляют собой видео описания конкретных профессий. Вы можете узнать, как можно познакомиться с такими фильмами, у профконсультантов в центрах профориентации и центрах занятости. Разузнайте, есть ли такая возможность в вашей школе, в библиотеках и студиях видеозаписи.

Ну и наконец, пока еще самый непривычный источник информации вообще и о профессиях в частности - это глобальные компьютерные сети, такие как общепланетная компьютерная сеть INTERNET и ее российская часть RELCOM. В настоящее время в INTERNET можно найти любую информацию, какая только существует в мире, в частности, сведения об учебных заведениях, о профессиях, по которым они обучают, о рабочих местах и т.д. 

Как можно понаблюдать за работой специалистов разных профессиями?

Наблюдение за работой профессионалов предоставляет Вам возможность получить собственное впечатление о некоторых профессиях. Побывать на рабочем месте специалиста хотя бы в течение нескольких часов - значит не только понять, но и наглядно представить себе, что он делает, с помощью чего, в каких условиях, в каком состоянии он может находиться. Постарайтесь представить себя на его месте.

  • Что Вы будете видеть, слышать, чувствовать?
  • О чем Вы будете думать?
  • Что Вам будет мешать работать?
  • От чего в работе Вы сможете получить удовлетворение?

Лучше всего посмотреть за профессиональной деятельностью не одного, а нескольких разных специалистов, на разных рабочих местах, в разное время, в разных ситуациях.

Подумайте, у кого из знакомых Вы могли бы побывать на работе. 
С кем из его коллег или сотрудников Вы могли бы познакомиться? Договориться, когда им было бы удобно принять Вас на своей работе и показать свое рабочее место. Можно ли кроме того попросить его рассказать о своей профессии?

Если Вы наблюдаете за деятельностью незнакомого человека, не вмешивайтесь в его работу. Позаботьтесь, чтобы Вас не приняли за какого-нибудь шпиона или наводчика. Если Вам невозможно остаться незамеченным, объясните, что Вы хотите познакомиться с условиями работы специалистов разных профессий и попросите разрешения просто находиться неподалеку в течение того времени, на которое он согласится. Если этот специалист не согласен, попросите у него извинения за беспокойство и постарайтесь найти себе другое место для наблюдения.

Стоит ли попробовать поработать самому?

В конечном счете, только собственный опыт работы по профессии является наиболее точным и правильным. Вы можете испытать себя в роли специалиста по какой-либо профессии, или испытать саму эту профессию на предмет того, насколько вы соответствуете друг другу. Кроме того, даже если Ваша работа для пробы не станет для Вас окончательным профессиональным выбором, все равно она может представлять определенную ценность для Вашей будущей профессиональной карьеры. Ведь в процессе работы Вы приобретаете не только профессиональные знания и навыки, становитесь не только квалифицированным специалистом. Вы приобретаете:

  • жизненный и трудовой опыт;
  • деловые связи и знакомства;
  • материальную основу для дальнейшего профессионального роста. 

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения 
о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские 
и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

  • Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.
  • В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?
  • С помощью, каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?
  • Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?
  • Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?
  • Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он 
    в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, 
    в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать 
    в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?
  • Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики описывают:

  • В каких отраслях используется данная профессия? 
    В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка.
  • Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?
  • В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

  • Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
  • Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
  • Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

  • Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
  • Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
  • Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?

Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки.

Однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений.

Внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Наконец, психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

  • к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию,
  • к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости 
    и точности движений, подвижности, ловкости,
  • к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,
  • к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Хотя пользуются спросом несколько сот (десятков) из них, все равно довольно трудно ориентироваться в таком огромном мире.

Тем более, что сильно меняется не только количество профессий, 
но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии 
и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных 
и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Какие новые профессии появляются в наши дни?

Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Причем, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм. Некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.

Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например:  коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент. Менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.

Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер - системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web-дизайнер.

Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Пока еще некоторые из них представляют собой скорее названия должностей в различных фирмах, которые занимают представители других профессий, причем, далеко не, всегда смежных.



Предварительный просмотр:

«Мы в рабочие пойдём »

Конкурсная программа

Цель: развитие способности правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.

Подготовка

Учащиеся делятся на две команды, каждой предлагается продумать название и эмблему в соответствии с темой игры.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый вечер, дорогие друзья!

Ведущий 2. Здравствуйте.

Ведущий 1. Современный мир — постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека.

Ведущий 2. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Ведущий 1. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищать от врагов. По мере того как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были, в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других - наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Ведущий 2. Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.

Ведущий 1. Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы и купцы.

Ведущий 2. Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.

Ведущий 1. В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Ведущий 2. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Ведущий 1. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Ведущий 2. Итак, перед вами пока не стоит сверхзадача выбора профессии, вы только начинаете «приглядываться» к тому, что вам больше по душе и интересам.

Ведущий 1. Поэтому мы предлагаем немного поиграть, а в игре узнать кое-что о существующих профессиях.

Разминка - юморинка

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач  - медицинский работник (врач).

Сопло - дипломатический представитель (посол).

Терка - театральная и кинематографическая профессия (актер).

Марля - «разноцветный» рабочий (маляр).

Фиакр - волшебная цирковая профессия (факир).

Кредитор - руководитель предприятия (директор).

Старина - младший медицинский рабочий (санитар).

Водосток  -животноводческая профессия (скотовод).

Авдотка - юридическая профессия (адвокат).

Травинка - продавец старины (антиквар).

Альков - мастер ручной ковки (коваль).

Кроссворд по теме «Профессии»

По горизонтали. 3. Специалист по отделке зданий или помещений. (Маляр.) 1. Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь.) 8. Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.) 11. Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.) 12. Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.) 13. Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радиомастер.) 14. Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.) 15. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.) 17. Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.) 18. Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.) 19 Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.) 20. Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.) 21. Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.) 22. Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.) 23. Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)

По вертикали. 1. Специалист по обработке дерева. (Столяр.) 2. Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.) 4. Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.) 5. Специалист по передаче информации с помощью волн. (Радист.) 6. Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.) 9. Работник торговли. (Продавец.) 10. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.) 14. Рабочий на стройке. (Каменщик.) 16. Сотрудник, занятый изданием газеты, журнала. (Редактор.)

Что это за профессия?

Ведущий 2. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.

1. Логист - ...

а) занимается логикой;

б) специалист по управлению транспортировкой продукции;

в) организует конференции и научные саммиты.

Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб - мастер - ...

а) работает на компьютере;

б) разрабатывает программы;

в) разрабатывает проекты сайтов.

Комментарий. Веб - мастер - разрабатывает проекты сайтов.

В настоящее время наблюдается пик восстребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.

3. Маркетолог - ...

а) работает на рынке ценных бумаг;

б) тот, кто изучает рынок;

в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.

4. Фандрайзер - ...

а) ищет деньги и возможности для организации;

б) фанат, которого занимает звезда;

в) изучает пути развития предприятий.

Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.

5. PR-агент - ...

а) связан с политикой;

б) специалист по связям с общественностью;

в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

6. Имиджмейкер - ...

а) философ;

б) парикмахер;

в) имидж-консультант.

Комментарий. Имиджмейкер - специалист по созданию лмиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.

Выбор сделай сам

Ведущий 2. Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, очень важно учитывать свои способности. Вы можете возразить: «Как же можно узнать, буду ли я способен к конкретной деятельности, если я еще не попробовал себя в ней?» Можно пробовать себя в разных сферах деятельности и спустя годы, когда на поиски потрачено немало сил, найти любимое дело. Есть и другой путь: проанализировать свои способности и склонности, когда вы еще учитесь в школе. Вероятность ошибки в этом случае будет меньше, чем если вы примете решение под влиянием друга или родителей.

Предлагаем вам несколько вопросов, ответив на которые вы сможете оценить свою готовность к самоопределению. Не старайтесь повысить оценку, будьте строги к самому себе. Поставьте оценку ту, которая отражает ваши реальные умения: 5 - очень хорошо, 4 - хорошо, 3 - средне, 2 - ниже среднего.

1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой-либо проблемы.

2. Я анализирую свои способности, потребности, интересы, думая о выборе профессии.

3. Я могу четко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.

4. Я знаю, что жду от моей будущей профессии: удовлетворение интересов, много денег, возможность свободно распоряжаться собой.

5. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я чувствую, что уверен в себе.

6. Я могу четко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.

7. Я уверен, что смогу освоить многие виды деятельности.

Ведущий 1. Нам бы хотелось услышать ваши ответы. Высказывайте свое мнение!

1. Любой ли профессией может овладеть человек?

2. К каким качествам человека предъявляет требование профессия?

3. Что такое склонность, интерес?

4. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

5. Способности - дар природы или результат труда человека? Ребята обсуждают предложенные им вопросы, делятся своими мнениями.

Ведущий 2. Спасибо всем за размышления. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся старших классов как индикатор профессионального самоопределения

В данной статье рассмотрена  модель психологической диагностики профессиональной ориентации старшеклассников, в которой разводятся понятия (и, соответственно, диагностические инструменты) "профес...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...