Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся старших классов как индикатор профессионального самоопределения
статья по психологии (9 класс) по теме

Сухомлинова Татьяна Александровна

В данной статье рассмотрена  модель психологической диагностики профессиональной ориентации старшеклассников, в которой разводятся понятия (и, соответственно, диагностические инструменты) "профессиональные склонности" и "профессиональные предпочтения". Рассказывается о результатах апробации данного подхода в образовательном учреждении. Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам ежегодной Поволжской научно-практической конференции "Образование и психологическое здоровье" 2012 года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся старших классов В решении проблемы профессионального самоопределения

Сухомлинова Т.А.

Региональный социопсихологический центр

В настоящее время для старшеклассников по-настоящему актуальным является вопрос профессионального самоопределения. В решении данной проблемы подросткам в значительной степени помогает реализуемое в школах предметное профилирование. Кроме того свой вклад в помощь школьникам вносит также и психолого-педагогическая служба, которая занимается профориентацией обучающихся.  Первым этапом на пути ориентирования подростка в его профессиональных склонностях и предпочтениях является психодиагностика. Психологи в своей работе для определения  профессиональных предпочтений обучающихся чаще всего используют Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова либо опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда. Однако, несмотря на то, что данные методики имеют много положительных сторон: просты в использовании, понятны в инструкции, мало затратны по времени проведения и обработки,  могут использоваться в групповой диагностике, - чаще всего подростки, по прохождении этих тестов, остаются с неразрешённым вопросом о том, какая же профессия им подходит. Опросник Е.А. Климова и тест Дж. Холланда дают довольно общее представление о профессиональной сфере, которая могла бы подойти подростку, а кроме того зачастую это даже не одна сфера.

В случае, когда подросток выбирает из нескольких уже намеченных им для себя вариантов профессий, данный подход в диагностике действительно помогает определиться и остановиться на каком-то одном варианте. Так, если подросток всерьёз выбирает между профессией врача и программиста при высоких показателях по опроснику Е.А. Климова в области «Человек-Знак» и низких показателях в области «Человек-Человек», то, не вдаваясь в детали происхождения такого выбора «врач или программист», логичным будет посоветовать подростку остановить свой выбор на профессии программист. Однако более распространёнными всё же оказываются случаи, когда старшеклассник совсем не знает, какой профессией он хотел бы заниматься. В таком ситуации может помочь диагностика не профессиональных предпочтений подростка, а диагностика его профессиональных склонностей.

Профессиональное самоопределение у подростка на момент поступления в учебное заведение может отсутствовать, являться искажённым применительно к реалиям профессии, а также изменяться с течением времени при более близком знакомстве с профессией. Данные характеристики изменчивости профессионального самоопределения подтверждаются многочисленными исследованиями динамики профессиональных представлений абитуриентов и студентов на разных этапах обучения (в области обучения педагогике в колледже это исследования Е. А. Семеновой [6]; в области обучения психологии в университете – исследования Г. С. Помаз [5], Т. А. Казанцевой и Ю. Н. Олейник [2]; в области обучения рабочим специальностям в ПТУ – исследования В. Н. Обносова, В.В. Овсянниковой [4]). При этом наличие или отсутствие склонностей к определённой профессиональной сфере являются более устойчивыми.

Диагностику профессиональных склонностей не лишним оказывается провести также и у старшеклассников, которые определились в своём выборе профессии – ведь даже если человеку нравится определённая профессиональная сфера, не всегда у него оказываются в необходимой степени  развитыми склонности и способности, обеспечивающие успешность в выбранной сфере деятельности. Действительно, люди, которым нравится их профессия, могут добиться разной степени успеха в своей профессиональной карьере, и не последнюю роль в этом играет разница в наличии и отсутствии склонностей к данной профессии. Акмеология, довольно молодая отрасль психологического знания, выделившаяся в отдельную науку в 1926 году, как раз занимается изучением набора психологических качеств, необходимых для успешности в той или иной профессиональной деятельности. Для каждой профессии акмеологи составляют профессиограмму и психограмму, которые описывают особенности конкретной профессии и личностные качества, требующиеся для овладения и реализации на практике той или иной профессии. Далее подбирается пакет методик, позволяющих диагностировать уровень развития у человека требуемых профессией качеств. Некоторые элементы акмеологического подхода мы и предлагаем задействовать в диагностике профессионального выбора старшеклассников.

Итак, мы предлагаем проводить профконсультирование и давать рекомендации старшеклассникам по вопросу профессионального выбора на основании психодиагностики профессиональных склонностей и профессиональных предпочтений. Сначала мы предлагаем проводить диагностику профессиональных предпочтений с помощью Дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова или опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда. После определения предпочитаемых обучающимися сфер профессиональной деятельности, мы предлагаем проводить диагностику профессиональных склонностей к выделенным сферам с помощью следующих методик: субтест Фланагана «Сборка» (для типа Человек-Техника по Е.А. Климову; для типа Р – реалистический по Дж. Холланду), субтест Фланагана «Умозаключение» (для типа Человек-Знак по Е.А. Климову; для типов И – исследовательский и К - конвенциональный по Дж. Холланду), тест социального интеллекта Дж. Гилфорда, М. Салливена (для типа Человек-Человек по Е.А. Климову; для типов С – социальный и П – предпринимательский по Дж. Холланду), тест креативности Гилфорда (для типа Человек-Художественный знак по Е.А. Климову; для типа А – артистический по Дж. Холланду), тест естественнонаучного мышления Г.А. Берулава (для типа Человек-Природа по Е.А. Климову).

Предлагаемый диагностический подход оказывается оправданным в случае явного преобладания у опрашиваемого от одной до трёх профессиональных сфер по любому из тестов профессиональных предпочтений. В случае же равномерного распределения предпочтений по всем или большинству предлагаемым профессиональных сфер, мы рекомендуем вместо теста на определение профессиональных склонностей воспользоваться в профконсультировании методикой цветовых метафор.

Для того чтобы определить, является ли предложенный нами двухступенчатый подход в диагностике профессионального выбора старшеклассников эффективным, не является ли он избыточным, мы провели следующее исследование. В исследовании приняли участие ученики 9-х и 11-х классов БГОУ СОФМШ-и, всего 60 человек; из них 16 человек в 9А, 14 человек в 9Б, 15 человек в 11А, 15 человек в 11Б. Исследование проводилось в январе-феврале 2012 года. С обучающимися одного из 9-х классов (9А) и одного из 11-х классов (11Б) мы провели диагностику профессионального самоопределения на основании разработанного нами двухступенчатого подхода (экспериментальная группа), в то время как для диагностики обучающихся двух других классов (9Б и 11А) мы воспользовались одной методикой ДДО Е.А. Климова (контрольная группа). После проведённой диагностики мы попросили обучающихся письменно ответить на следующие вопросы анкеты: «Определились ли Вы после пройденного тестирования со своей профессией?», «Уверены ли Вы, что та профессия, профессиональная сфера, которую мы порекомендовали Вам на основании тестирования, подойдёт Вам, окажется Вам интересной, Вы будете успешны в ней?», «Что, как Вам кажется, важно при выборе профессии?». По результатам проведённого исследования больше определившихся и уверенных в своём выборе старшеклассников оказалось среди участников экспериментальной группы (71% против 48% в контрольной группе). Кроме того, участники экспериментальной группы продемонстрировали более широкое понимание слагаемых успеха в профессии, они отметили и выделили на первые планы роль личных склонностей, знаний и умений, в то время как участники контрольной группы чаще называли важными составляющими при выборе профессии её внешние репрезентируемые факторы (оплачиваемость, престижность, распространённость в обществе),  не считая актуальной и значимой для выбора профессии роль профессионально значимых качеств и степень их выраженности у себя, они оказались в большинстве своём неспособными рассмотреть себя в качестве субъекта профессиональной деятельности.

Результаты нашего исследования показывают, что профессиональное самоопределение старшеклассников оказывается связанным не только с профессиональными предпочтениями подростков, но также и с их склонностями к определённым профессиям. Диагностика профессиональных склонностей наряду с изучением профессиональных предпочтений позволяет обучающимся установить наличие или отсутствие у себя объективных, вне зависимости от желания такого наличия, склонностей к той или иной профессии, сформулировать для себя более точное представление о слагаемых успеха в профессиональной деятельности и тем самым выбрать для себя или утвердиться в ранее сделанном выборе подходящей профессиональной сферы.

Библиография

  1. Акмеология: учебник под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2004
  2. Казанцева Т. А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. – 2002. – Том 23. – № 6. – С. 51-59
  3. Любимова Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности / Г. Ю. Любимова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2002. – № 2. – С. 64-72
  4. Обносов В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ: Автореф. дис. канд. психол. наук / В.Н. Обносов. – Москва, 1998. – 25 с.
  5. Помаз Г. С. Детерминанты развития представлений о профессии студентов-психологов: Автореф. дис. канд. психол. наук / Г. С. Помаз. – Ростов, 2006. – 25 с.
  6. Семенова Е. А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: Автореф. дис. канд. психол. наук / Е. А. Семенова. – Иркутск, 2003. – 24 с.