Курс факультативного занятия "Искусство родного края"
картотека по теме

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Курс факультативных занятий "Искусство родного края" разработан мной для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_iskusstvo_rodnogo_kraya.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

                          Искусство родного края.

                               5класс.

                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                          Пояснительная записка

Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

-формирование ценностных ориентаций;

-овладение  нравственной, социальной, геоэкологической  культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями, географическими особенностями природы, населения, богатством и разнообразием ее флоры и фауны;

-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;

-применение  приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.

Характеристика учебного курса

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

В программе указано распределение часов по темам, разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы.

Цели курса:

Основная цель курса «Искусство родного края» в средней школе заключается в формировании у  школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы с. Борисоглебки, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

  1. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;
  2. развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента;
  3. воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания;
  4. на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие  познать удивительный мир своего села.

«Искусство родного края» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии, викторины, уроки – исследования, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор  наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе  возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Курс призван активизировать знания учащихся о родном селе, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.

Личностные результаты:

•  в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к  семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

•  в познавательной (когнитивной) сфере — способность к   познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной   деятельности;

•  в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать  свои умения для обустройства родной станицы.

Метапредметные результаты:

умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим  содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла,  способности оценивать результаты  исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной   деятельности;  проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты   деятельности;

в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание программы

Тема 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11 часов).

Природа  края. Формы поверхности. Природные зоны края. Полезные ископаемые , их использование. Водоемы края. Использование человеком, их охрана. Почва, защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель. Разнообразие растительного мира края, его охрана. Разнообразие животного мира края.

Тема 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).

Особенности труда и быта жителей родного края. Многонациональный состав населения. Административная карта . Географическое положение. Родной город (станица, хутор и т.п.). Губернатор, Законодательное собрание края, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти. Герб, флаг, гимн Убинского района.

История  в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Обычаи и праздники народов, живущих на  селе. Устная история родного края.

Тема 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).

Население Убинского района  в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры. Историческая карта.   Общие представления об отдельных, наиболее важных и ярких событиях исторической, общественной  и культурной жизни.

Произведения   представителей литературы. Знакомство с произведениями  убинских  художников. Промыслы и ремесла.

Таблица тематического распределения  количества часов

Береги землю родимую, как мать любимую

Земля отцов – моя земля

Жизнь дана на добрые дела

11часов

15

8

Знать/понимать:

  • природные богатства родного края и их использование человеком;
  • административную карту
  • символику   края;
  • органы местного самоуправления;
  • даты важнейших событий в истории края, города.
  • народы, населяющие Убинку, особенности их быта и культуры;
  • достопримечательности родного края;
  • наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Убинского района;
  • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
  • важнейшие экологические проблемы  края;
  • фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей  ;

Уметь:

  • находить на физической карте   местонахождение изучаемого объекта;
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;
  • определять последовательность основных событий ;
  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории ;
  • исполнять гимн

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • правильного поведения во время исполнения гимна
  • выполнения изученных правил безопасного поведения;
  • исполнения знакомых народных песен;
  • самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.

Информационно-коммуникативные средства

1

Мультимедийные средства обучения

1

Экранно-звуковые пособия

1

Аудиозаписи музыки.

1

Технические средства обучения

1

CD/DVD -проигрыватели

1

2

Аудиомагнитофон

1

3

Компьютер с программным обеспечением

1

4

Интерактивная доска

1

5

Мультимедийный проектор

1

6

Фотокамера цифровая.

1

Модели и натуральный фонд

1

Школьный музей

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Факультативный курс "Зоогеография родного края"

Настоящая программа представляет собой дополнительный курс, построенный на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения,  систематичности,  рассматривающего природные сообщества в...

Элективный курс "Природные сообщества родного края"

Данная программа предназначена для предпрофильного обучения в 9  классе среднеобразовательных школ. Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическом...

Литература. 6 класс. Основная школа. Модульный факультативный курс «Литература родного края».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития литературы Южного Урала: фольклором, публицистикой, художественной литературой. Также включены уроки развития речи и обучения выразительному чтению....

Разработка урока по программе элективного курса «Песни о родном крае Ю.В.Гаврилова»

Разработка урока по программе элективного курса «Песни о родном крае Ю.В.Гаврилова»....

Программа элективного курса "Путешествия по родному краю"

Программа элективного курса "Путешествия за окнами школы" предназначена для учащихся 9 класса...

Элективный курс "Природные сообщества родного края"

Данная программа предназначена для предпрофильного обучения в 9  классе среднеобразовательных школ. Элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприяти...