Программа элективного курса "Путешествия по родному краю"
рабочая программа по географии (9 класс)

Федорова Галина Евгеньевна

Программа элективного курса "Путешествия за окнами школы" предназначена для учащихся 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Рассмотрено

на заседании МО

МБОУ Сычевской СОШ №2

Протокол № 1 от 31.08.2012 г.              

                  Утверждаю

Директор МБОУ Сычевской СОШ №2

________________Н.И.Грудкина

«31»  августа  2012 г.

Рабочая программа элективного курса по географии

для 9 класса

«Путешествия за окнами школы»

                                                                              Составитель – учитель географии

                                                                               МБОУ Сычевской СОШ № 2

                                                                               Федорова Г.Е.

г. Сычевка Смоленской области

2012 год

                                                           

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка.

2. Задачи курса.

3. Содержание программы элективного курса.

4. Тематическое планирование.

5. Прогнозируемые результаты обучения.

6. Стимулирующая система оценивания.        

7. Методические рекомендации по организации и проведению

    элективного курса.

8. Учебно-методический комплект.

9. Список литературы для учащихся и для учителя.

1.Пояснительная записка.

     Программа данного курса, предназначена для учащихся 9 класса, но может быть использована в 10 и 11 классах. Курс имеет межпредметный, ориентационный, краеведческий характер, нацелен на реализацию интересов учащихся к предмету. Его можно рассматривать как универсальный, приемлемый для профилей различной направленности. Он так же является дополнением к региональным курсам «География Смоленщины», «История Смоленщины», «Литература Смоленщины», «История православной культуры земли Смоленской». Исследование учащимися знакомых им природных, культурных и хозяйственных объектов позволяет раскрыть географические закономерности путем изучения повседневного окружения.

     Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов профильного обучения. Она позволяет раскрыть материальное единство в многообразии географических элементов, их взаимосвязь и взаимозависимость,  повышает роль географии в решении экологической проблемы, формировании представлений об историческом времени и пространстве, способствует формированию ценностного отношения к малой Родине.

     Программа составлена в виде элективного курса с элементами интегрирования таких учебных дисциплин как «География», «Биология», «История», «Литература» и «Технология». Практическая направленность курса обеспечивается непосредственным вовлечением учащихся в изучении основных элементов жизнеобеспечения в окружающей их социальной и природной среде, изучением основ сельскохозяйственного и промышленного производства.

     Изучаемый  в процессе данного курса материал стимулирует учащихся задуматься о своей роли в жизни родного края, способствует формированию  критического отношения к потребительскому взгляду на окружающий мир и  природные ресурсы, экологическую среду.

Программа курса рассчитана на 17 часов и является не только продолжением и расширением программного базового материала регионального компонента,  но и несет значительную воспитательную и профориентационную нагрузку. Она предусматривает различные формы подачи материала: творческие задания, проектная  и игровая деятельность, практические работы, экскурсии. В процессе прохождения курса учащиеся смогут закрепить практические навыки проведения туристического похода.

Программа имеет модульный характер и инвариантность содержания, что позволяет варьировать последовательность изложения материала и использовать его для различных групп школьников.  

       

                                     2.Задачи курса.

1.Расширение и  углубление знаний учащихся по географии, биологии, истории, литературе, экологии, технологии.

2. Развитие навыков исследовательской деятельности, навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных задач.

3. Воспитание экологической культуры, социально-ответственного отношения к окружающей среде.

4. Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

5. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

6. Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся,  умений самостоятельно работать со специальной, справочной, энциклопедической литературой, глобальной сетью Интернет, навыков продуктивной совместной работы в группах, способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни.

7.Совершенствование умения диалогового рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к культурному наследию родного края.

8.Адаптация учащихся к условиям проживания, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

3. Содержание программы элективного курса.

Введение. «Тихая моя родина».  (1 час)

Тема 1. Сычевка - городок средней полосы России. (1 час)

Географическое положение, краткая история, символика. Происхождение герба г. Сычевки. Современный герб, его утверждение.

Тема 2. Комплексная характеристика Сычевского района. (1 час)

Физико-географическая характеристика. Рельеф. Климат. Внутренние воды. Почвы. Растительность.  Общая характеристика природного комплекса. Экология.

Практическая работа: характеристика почв района.

Тема 3. Природные маршруты  (7 часов)

 Реки и озера района. Водные маршруты. Лесные богатства района. Лесные маршруты. Роль и значение реки Вазузы. Путь «Из варяг в греки».

Практическая работа: составление схем маршрутов экскурсий, походов; гидрографическое исследование реки.

Экскурсии: на реку.

Тема 4. Исторические маршруты  (2 часа)

Древнейшее прошлое края. От Сычевского уезда к Сычевскому району. Война 1812 года. Культурно-исторические и парковые комплексы. Дугино. Революционные события. Выведение Сычевской породы КРС.

Древнее Хлепенское городище. Великая Отечественная война. Оккупация. Битва за Сычевку  и ее герои. Сычевский район сегодня.

Тема 5. Социально-экономическая сфера (2 часа).

Общая характеристика, население. Структура экономики.

Промышленность. Крупнейшие градообразующие предприятия. Промышленные связи. Крупнейшие учреждения и организации.

Особенности сельского хозяйства. Лучшие хозяйства района. Холдинг  «Seven Hills».

Практическая работа: составление профессиограммы.

Экскурсии: на предприятие.

Тема 6. Культура (1 часа)

Сохранение и развитие культуры. Районный краеведческий музей. Библиотечное дело. Религиозная жизнь.

Экскурсии: в музей.

Тема 7. Наши земляки (1 часа)

Выдающиеся исторические личности района. Василиса Кожина. В. Докучаев. А.Булгаков. Н.Крыленко. Деятели науки, культуры и искусства. Герои Великой Отечественной войны. Люди труда.

Заключительное занятие (1час)

4. Тематическое планирование.

Учебно-тематический план

Название темы

Всего

прак

экс

1.

Введение. «Тихая моя Родина».

1

2.

Сычевка -  городок средней полосы России.

1

3.

Комплексная характеристика Сычевского района.

1

+

                                           Природные маршруты

4-5

Реки и озера Сычевского района. Водные маршруты.

2

 

6-7

Экскурсия на берег реки Лосмины.

2

+

2

8

«Вазуза – колыбель моя»

1

9

Лесные маршруты

1

10

Путь «Из варяг в греки»

1

                                               Исторические маршруты

11

Дугино

1

12

Хлепень

1

                                              Социально-экономическая сфера

13

Экскурсия на животноводческий комплекс

1

1

14

Градообразующие предприятия и крупнейшие учреждения города

1

+

                                               Культура

15

Экскурсия в Сычевский краеведческий музей

1

1

                                               Наши земляки

16

Наши земляки: Докучаев, В.Кожина и др.

1

17.

Заключительное занятие

1

5. Прогнозируемые результаты обучения.

     В процессе изучения курса учащиеся  должны достигнуть следующих результатов:

- овладеть знаниями о туристских возможностях (природных, исторических и культурных) родного края;

- ознакомиться с основами  сельскохозяйственного производства, с миром профессионального труда, со спецификой и содержанием экономики района;

- развить умения использовать естественно-научные, культурологические, экологические знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии;

- отработать методы практической и теоретической исследовательской деятельности, способность самостоятельно вести наблюдения, проводить опыты, делать выводы во время совместной исследовательской работы над проблемой;

- усовершенствовать навыки самообразования при работе с литературой и источниками, подготовке устных и письменных сообщений, проектной деятельности.

6. Стимулирующая система оценивания.

     Оценка деятельности учащихся производится через рейтинговую систему. Рейтинг выстраивается путем учета всех достижений учащегося с помощью следующей, доведенной до каждого учащегося, таблицы:

Вид деятельности

Количество баллов

Индивидуальная деятельность на занятии

1 смайлик

Выступление от группы на занятии

2 смайлика

Выполнение самостоятельной работы

3 смайлика

Выполнение практической работы

4 смайлика

Сообщение

5 смайликов

Доклад

6 смайликов

 Презентация проекта

7 смайликов

Заметки по изучаемой теме в СМИ

8 смайликов

     Учащиеся сами вести учет своей работы параллельно с учителем по количеству полученных смайликов. Смайлики различных видов в зависимости от успешности деятельности учащегося (, ,  и т.д.).

     Индивидуальные достижения учащихся фиксируются учителем в накопительной папке  (портфолио курса) заведенной на каждого учащегося, содержание которой после прохождения курса передается в школьное портфолио ученика.

7. Методические рекомендации по организации и проведению

элективного курса.

На вводном занятии целесообразно познакомить учащихся с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами занятий, планируемым объемом  самостоятельных работ, которые им предстоит выполнить. Дальнейшее изучение курса включает в себя лекционные, практические и семинарские занятия, при проведении которых могут быть использованы различные методы обучения.

Объяснительно-иллюстрационный метод объясняет теоретические положения, сведения, доказательства, позволяющие связать  их с личным опытом учащихся. Объяснения сопровождаются описаниями, иллюстрациями, музейными экспонатами, произведениями литературы и живописи.

Метод беседы. Его сущность заключается в том, чтобы с помощью  целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к понимаю уже известных знаний  и стимулированию  усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Практические методы – это формы овладения учебным материалом на основании самостоятельного выполнения заданий, практических работ. Сюда можно отнести:

  1. игры – создание специальных ситуаций, моделирующих реальность, их которых учащимся необходимо найти выход.
  2. инсценизация – создание образа какого-то героя, принявшие на себя его роли.

(Например, сотрудники НИИ, роль известного человека и т.п.)

  1. погружение в прошлое   (как жили люди в древности – побывать в крестьянской избе и т.д.).

Наглядные методы – это формы усвоения учебного материала, которые находятся в зависимости от применения в процессе обучения наглядных пособий и технических средств:

  • демонстрация и ознакомление с экспонатами в их натуральном виде;
  • показ и демонстрация предметов в их символическом изображении (иллюстрации при отсутствии экспонатов, портреты, фотографии, рисунки);
  • видео метод – использование видеотехники, компьютера при изложении нового материала (например, при описании природных, культурно-исторических и хозяйственных объектов).

Большая часть занятий курса может проходить в форме «круглого стола», где учащиеся выступают с сообщениями, подкрепляя материалом. В данных заседаниях  могут принимать участие  приглашенные представители предприятий и организаций, работники музеев, ветераны ВОВ, ученые и т.д.

Основной формой проверки и оценки знаний является защита проектов, выполнение практических работ, заслушивание докладов (творческих работ, рефератов), ответы на вопросы викторин, тестирование.

     В качестве основного подхода к организации и проведению элективных курсов предпрофильной подготовки определен деятельностный подход, проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения)  позволяющий сформировать у учащихся активный интерес к познанию. Содержание программы ориентировано на использование активных форм работы (проекты, исследования, практические работы, лабораторные опыты, эвристические беседы, обсуждения), то есть рассчитано на творческий уровень деятельности школьников, что обеспечивает их подготовку к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.

     В ходе изучения актуализируется ранее и параллельно по курсам регионального компонента изученный материал.

     Важной формой организации занятий при изучении курса являются экскурсии. Они дают возможность познакомиться со спецификой и содержанием различных сторон жизни родного края.

     В качестве методического и информационного обеспечения рекомендуется использовать новые возможности, которые предполагают поисковые системы Интернета, предлагаемую в программе литературу, а также публикации в периодической печати.

8. Учебно – методический комплект.

- Учебно – тематическое планирование;

- Методические разработки учебных занятий;

- Методические разработки проведения практических работ и

   лабораторных опытов;

- Планы проведения экскурсий;

- Разработанные туристические маршруты;

- Список тем сообщений, докладов, проектов.

9. Список литературы для учащихся и для учителя.

Рекомендуемая литература для учащихся

Литература для учащихся.

Атлас Смоленской области. – Смоленск, ГУГиКГГК СССР, 1964.- 31 стр.

Альманах № 6 «Сычевско-Новодугинские дали», Смоленск, 2006. – 50 стр.

Беляев И.Н. Память огненных лет. – Смоленск, СГПУ, 2000. – 464 стр.

Иванов Ю.Г. Щит России. Памятники и памятные места Смоленщины. - Смоленск, Русич, 2006. – 416 стр., ил.

Иванов Ю.Г.и др. Страницы истории Смоленщины, Смоленск: Русич, 2007. – 544 с., ил.

Каплинский В.Б. Затерянные родники. - Тверь, «Глаголь», 2001. – 104 стр.

Краткая энциклопедия, Смоленск, ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. – 576 стр.

Куликовских Н.Г., Аскерко Л.П.Отдавая долги. – Смоленск, 2006. – 432 стр., с., ил.

Логутенков А.Я. Иду по земле. - Смоленск, 2004. – 102 стр.

Манько Н.Г. К истокам ззЗемли и Славы Русской, Сычевка, 2007. – 182 стр., с ил.

Сборник «Смоляне», сост. Е.Алфимов и А.Мишин. - М., Современник, 1980. – 605 стр., ил.

Сборник «Смоленская область. Учебно-методические материалы по географии (для учащихся 8 – 9 классов). - Смоленск, Универсум, 2006. – 30 стр.

Смоленская область. Персоналии. Энциклопедия. – Т. I. – Смоленск: СГПУ, 2001. – 303 стр.

Смоленская область. Энциклопедия.– Т. II. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 624 стр.

Рекомендуемая литература для учителя

Литература для учителя.

Алексеев Л.В. Смоленская земля в I Х -  ХIII вв. - М.. Наука, 1980. – 280 стр.

Андреев Н.В., Маковский Д.П., Смоленский край в памятниках и источниках, СмОГИ, 1949. – 368 стр.

Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В.Внеурочная работа по географии. - М., Просвещение, 1988. – 157 стр.

Верба И.А. и др.  Туристко-краеведческий кружок в школе. - М., Просвещение, 1988. – 160 стр., ил

Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска. - Л., Наука, 1979. – 413 стр.

Краеведение, пособие для учителя под ред. А.В.Даринского. - М., Просвещение, 1987. 158 стр.

Материалы по изучению Смоленской области, Смоленск, смоленское отделение «Московский рабочий», 1970. – 384 стр., ил

Материалы по изучению Смоленской области. - Смоленск, смоленское отделение «Московский рабочий», 1957. – 440 стр., ил

Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии.- М., Просвещение, 1980. – 112 стр.

Шмидт Е.А..Археологические памятники Смоленской области. - Смоленск, смоленское отделение «Московский рабочий», 1976. – 288 стр., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Элективный курс "Изучение родного края"

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, предпрофильбное обучение....

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Элективный курс: «История родного края с древнейших времен до конца XIX века»

Элективный предмет «История родного края с древнейших времен до конца XIX века» посвящен изучению регионального компонента по истории Отечества в рамках профильной школы и рассчитан на 34 часа. Програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Изучение родного края» (авторская разработка)

Авторская разработка элективного курса "Изучение родного края" (идет апробация данного курса)...

Элективный курс "Литература родного края в контексте современного литературного процесса России" для 9 классов

Литература родного края  в контексте современного литературного процесса России ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСдля 9-х классовМатериал подготовила Колонтаевская С.А., учитель МБОУ СОШ № 18, с...

Программа элективного курс по родной литературе "Литература писателей Алтайского края"

Данный элективный курс составлен на основе авторской программы О. В. Богдановой « Роль регионального компонента в преподавании литературы и во внеклассной работе». Программа элективного ку...