План профессионального развития и творческого роста
материал на тему

В системе образования есть флагманы, они делают главное – мотивируют нас, учителей и учеников, к творчеству, прокладывают путь к новым свершениям. В том, чтобы мои ученики смогли, благодаря полученным знаниям и навыкам получить возможность выбрать жизненную дорогу, не бояться конкуренции и уметь отстаивать свои позиции. Пришло время, когда ученик и его родители сами определяют школу и учителей, способных дать им необходимые знания. Если я,  учитель МБОУ «Ахтырская ООШ» и МБОУ «Краснянская СОШ», не смогу подготовить и  помочь ученику сдать ОГЭ и ЕГЭ, проведя с ним рядом 5 лет, то мне, как учителю в школе делать нечего.

     Сильное образование это доступное и качественное образование. Я должна дать каждому ученику столько же, сколько даёт московский учитель. Мой ученик должен иметь возможность работать с компьютером, свободно пользоваться услугами интернета, иметь под рукой нужную литературу и учебник. Чтобы учить ученика, я должна сама всё это уметь, то есть в совершенстве владеть компьютером, пользоваться услугами интернета.

     На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, а также программы развития образовательного учреждения разрабатываю индивидуальный план профессионального развития и творческого роста, в котором формулирую цели и задачи, определяю пути и средства их решения, планирую разработку и диагностического инструментария, прогнозирую желаемый результат.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Туркина Людмила Валентиновна

     

Пояснительная записка

В системе образования есть флагманы, они делают главное – мотивируют нас, учителей и учеников, к творчеству, прокладывают путь к новым свершениям. В том, чтобы мои ученики смогли, благодаря полученным знаниям и навыкам получить возможность выбрать жизненную дорогу, не бояться конкуренции и уметь отстаивать свои позиции. Пришло время, когда ученик и его родители сами определяют школу и учителей, способных дать им необходимые знания. Если я,  учитель МБОУ «Ахтырская ООШ» и МБОУ «Краснянская СОШ», не смогу подготовить и  помочь ученику сдать ОГЭ и ЕГЭ, проведя с ним рядом 5 лет, то мне, как учителю в школе делать нечего.

     Сильное образование это доступное и качественное образование. Я должна дать каждому ученику столько же, сколько даёт московский учитель. Мой ученик должен иметь возможность работать с компьютером, свободно пользоваться услугами интернета, иметь под рукой нужную литературу и учебник. Чтобы учить ученика, я должна сама всё это уметь, то есть в совершенстве владеть компьютером, пользоваться услугами интернета.

     На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, а также программы развития образовательного учреждения разрабатываю индивидуальный план профессионального развития и творческого роста, в котором формулирую цели и задачи, определяю пути и средства их решения, планирую разработку и диагностического инструментария, прогнозирую желаемый результат.

     В плане определяю содержание, методы повышения уровня профессиональной компетентности. В процессе реализации программы, в неё включаю информацию об учебных и внеклассных занятиях, об участии в методической работе и его творческой деятельности в образовательном учреждении и вне его, а также данные диагностики учащихся, результаты педагогических исследований. Планирование  рассчитано на год.

    В качестве приложений к индивидуальной программе добавляю доклады для педсоветов, РМО, изученные статьи, материалы о деятельности учащихся. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, который провожу в начале и в конце учебного года. На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года провожу анализ педагогической деятельности.

     Соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами служит основой корректировки индивидуального плана на следующий год.

    План служит дополнением к портфолио, которое формирую в течение всей трудовой деятельности. Это позволяет провести анализ своего педагогического роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

    На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечание в 2013-2014 уч.г., ставлю перед собой в 2014-2015 учебном году следующие задачи:

  1. Совершенствовать методики обучения истории, обществознания, географии, биологии.
  2. Современное преподавание неосуществимо без инновационных технологий. В этом плане ставлю перед собой задачу собрать коллекцию мультимедийных пособий по всему курсу истории, обществознания, географии, биологии.
  3. Обеспечить максимумом материалом для работы учеников: сборниками тестов КИМ, рабочими тетрадями, справочниками и т.д.
  4. Ознакомиться с инновационными проектами учителей других школ. Практиковать инновационные технологии в образовании и воспитании.
  5. Изучить книгу Г.О.Аствацатурова «Модульно-редуктивное обучение».
  6. Выписать электронные предметные журналы: «История в школе», «Обществознание в школе», Биология в школе», География в школе».
  7. Изучить закон РФ об образовании.
  8. Участвовать в профессиональных конкурсах.
  9. Участвовать в заседании РМО учителей истории и обществознания, географии, биологии.
  10.  Создать свой домашний образовательный ресурс (ДОР). Ежемесячно приобретать не менее одного носителя информации.
  11.  Составлять рабочие программы и КИМы по предметам, шаблоны настольных и интерактивных игр.
  12.   Пройти аттестацию на высшую категорию
  13.  Провести открытый урок история в 5 классе (ФГОС) по теме «Вечный город и его жители» - май, МБОУ «Ахтырская ООШ»,
  14.  Провести открытый урок обществознания в 9 классе по теме «Социальные права» - апрель, МБОУ «Краснянская СОШ»
  15.   Провести открытое внеклассное мероприятие «Права ребёнка» - ноябрь, МБОУ «Ахтырская ООШ»
  16.  Провести открытое мероприятие «А память сердце бережёт» - февраль, МБОУ «Краснянская СОШ»
  17.  Выступить на РМО учителей истории и обществознания с докладом «Содержание историко-культурного стандарта»

     

Тема самообразования

«Модульно-редуктивное обучение»

Прежде всего, мне хотелось бы вспомнить одну поучительную историю, свидетелем которой несколько лет назад стали миллионы телезрителей. В одной из телепередач  НТВ ведущие развернули дискуссию о пользе или вреде кроссвордов. В качестве гостя в студию был приглашен артист оригинального жанра, наизусть  выучивший большой энциклопедический словарь. Действительно, само по себе достижение феноменальное. Но что поразительно: после нескольких ярких примеров своей феноменальной памяти этот герой передачи… не смог дать ответ ни на один вопрос кроссворда!  Вспомните, как составляются хорошие кроссворды. Вопрос, как правило, составляется не в лоб, а с тем, чтобы при разгадке необходимо было включить не только память, но и воображение, логику и т.д. Потрясающий пример того, как человек не смог применить обширнейшие,  механически заученные, знания в нестандартной ситуации. В научно-педагогической литературе последних десятилетий однозначно выражено негативное отношение к так называемой «школе памяти». Вполне очевидно, что механическое приращение некоего количества знаний отнюдь не означает автоматического появления и развития у обучаемого определённых умений и навыков.

Ещё А. Дистервег, живший в эпоху промышленной революции, указывал, что одна из причин глупости – обилие знаний.

friedrich_adolf_diesterweg

 «Мы страдаем переоценкой знаний. Они никогда не должны занимать первое и господствующее место. Для многих людей было бы лучше, если бы они меньше знали, но зато больше делали. Ведь от чрезмерного обилия знаний обычно глупеют. Нам не хватает сильных, энергичных людей. Не будем забивать головы учеников грудой учебного материала и тем самым способствовать формированию односторонних людей! Больше простора для свободно развивающейся силы!»  

Мало кто в середине XIX века отнёсся серьёзно к словам немецкого педагога. Только через полторы сотни лет мы понимаем, насколько пророческими были слова гения.

Набирающая темпы эпоха информационного общества сопровождается не только новым «знаниевым» бумом, но и началась с потрясающего по своей силе и по результатам информационным взрывом. Нужен ли в условиях огромнейшего объема информации постоянно увеличивающийся объем знаний, учитывая их быстрое старение?

Вместе с тем большой объем знаний приводит к уменьшению «маневра», сужению возможности для мыслительных операций с ними.

johan-huizinga

«Многознание превращается в маломудрие. Эта ужасная игра слов, но, к сожалению, она несёт в себе глубокий смысл»,- подчёркивал наш современник, нидерландский историк и философ Йохан Хейзинга

На прежних этапах развития  материальной жизни общества  на  первом  плане  были  такие  профессиональные качества, как мастерство и знание.  На настоящем этапе развития техники и  трудовой деятельности, когда конкретные профессиональные знания   быстро теряют свою актуальность, ведущую  роль начинает играть понимание процессов, явлений.

Хочу привести ещё один пример из другой телепередачи «Как стать миллионером». Героями игры были знаменитые знатоки клуба «Что? Где? Когда?». Первый участник (из соображений корректности, не буду указывать фамилии) «выстреливал» ответы, даже не ожидая предложенных четырёх вариантов.

Но только попался вопрос, на который участник не знал правильного ответа, после недолгих колебаний, был выбран неверный вариант. Другой герой клуба знатоков при каждом вопросе сомневался. Он не знал правильного ответа. Но размышлял вслух, обсуждал предложенные варианты.

На глазах происходило потрясающее явление: озарение. Герой передачи наглядно демонстрировал, как осуществляется переход от уровня знания к уровню понимания и применения знаний в нестандартных условиях. В итоге наш герой добился гораздо более весомого результата, чем его предшественник.

Понимание является чем-то личностным, плодом интеллектуальных усилий индивида. Отсюда часто бывает так, что человек заявляет, что он понял, но это оказывается не соответствующим действительности: или не понял, или понял не так. Поэтому нельзя спрашивать у ученика, понял он объяснение или нет.

Когда учитель объясняет ученику, то в этот момент ученик объясняет себе. Если это объяснение состоялось, то ученик понял учителя. Учитель иногда не может понять (объяснить себе), почему ученик его не понимает, то есть не может повторить объяснение учителя. Происходит это потому, что ученик не может (или по каким-то причинам не хочет) воспроизвести ту систему связей, которую изложил учитель.  Таким образом, понимание, как признак, характеризующий качество познавательных навыков человека – это объяснение самому себе.    Когда ученик «перевёл» учебный материал с языка учителя на свой язык, смог своими словами изложить суть полученной информации, применить полученные знания на практике, тогда мы можем считать достигнутой цель обучения.

Информационная революция, происходящая на наших глазах, вносит существенные коррективы в образовательный процесс. Ученые-педагоги все чаще обращаются к проблеме организации учебно-познавательной деятельности в перенасыщенной информационной среде. И дело не только в использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Бескомпьютерный режим тоже предполагает информационный подход в обучении.

На первый план в учебном процессе выдвигаю не формальную организацию урока по передаче определенной суммы знаний, не твердое соблюдение всех его традиционных компонентов, а целенаправленное информационное взаимодействие меня и ученика, получающих обоюдное удовлетворение от встречи друг с другом в течение сравнительно небольшого промежутка времени в рамках личностно-ориентированного обучения и саморазвития в триаде: информация – знание – понимание.

Важнейшая задача педагога – применение таких приемов педагогической техники, которые позволили бы проводить некоторые мыслительные операции с единицами знаний, трансформировать их.

В повседневной деятельности педагога-практика в процессе обучения все чаще выступает задача поиска и использования редуктивных механизмов мыслительных операций по их эффективному взаимодействию на всех этапах обучения: репродуктивного, продуктивного, креативного.

В словарях понятие «редуктивное» трактуется как «сводящее обратно». Редукцией называют методологический прием в логике, математике и других дедуктивных науках, заключающийся в упрощении, сведении сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения.

Некоторые аспекты редуктивного образования в отечественной педагогике  высветил М. Балабан.

balaban

«В ходе редуктивного образования личное знание формируется при прямом творческом участии, а не под силовым воздействием, как при репродуктивном обучении) чужого личного опыта тех, к кому сам учащийся обращается за содействием».

Давайте задумаемся над изначальным значением слова «учащийся». Возвратная частица «-ся» заставляет нас трактовать слово «учащийся», как «учащий сам себя». Действительно, словосочетание «деятельностный подход в обучении» стало весьма расхожим в научно-педагогической литературе и публицистике, предпринимаются попытки описать механизмы обучения «деятельностного метода».

  • Готов ли учитель работать в таком режиме?
  • В чем, собственно, должна заключаться деятельность учителя?
  • В чем должна заключаться учебная познавательная деятельность ученика?
  • Какова должна быть конечная продукция этой деятельности?
  • Настолько ли она осязаема, как продукты трудовой или творческой деятельности?

На эти и целый ряд других вопросов учитель должен ответить себе. В этом глубинный смысл редуцирования его деятельности.   Можно сделать однозначный вывод, что управление учебной деятельностью – редукция учителя. Именно управление, а не передача знаний является механизмом обучения. Учебная же деятельность является его продуктом.

Одной из важнейших управленческих задач учителя является задача создания педагогических, проблемных ситуаций и управление ими. Учитель и ученик стараются приостановить, затормозить  огромный поток информации для обобщения, анализа. Как учителю создать аналогичную ситуацию редукции для ученика (причём многократно повторяемую)? «Не торопись», «остановись», «задумайся», «разберись», – все эти слова связаны с необходимостью организации «торможения» принятия учеником информационных потоков.

Используя алгоритмический подход, уроки наполняются совершенно другим содержанием. В первую очередь провоцирую учащихся на критическое отношение к  предлагаемой им порции информации. Учебный материал является средством совершения учениками ряда мыслительных операций. Ученик словно поднимается над учебным материалом, «примеряет» его под себя. Он не только последовательно выполняет учебные задачи, но и сам их создает: формулирует вопросы, составляет тесты и т.п. Ученик постоянно нацелен на творчество.

В основу модульно-редуктивной технологии обучения заложен ряд педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учащихся. Не секрет, что в большинстве случаев в современной школе, особенно в старших классах, слабо выражена направленность на формирование коммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебных умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности. У многих учащихся отсутствует позитивная мотивация к продолжению образования. Уровень осознания собственных интересов и перспектив часто недостаточен. Результаты обучения  по-прежнему оцениваются  результатам ЕГЭ, которые по своей основе мало отличаются от ранее использовавшихся  ЗУНов.

Весь современный учебно-методический комплекс направлен на усвоение максимального большего объёма знаний. Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, мы провозглашаем стремление к системности  знаний, формированию компетенций, ориентированности на индивидуальность ученика   как ценности, а с другой, тут же признаём, что школа не готовит выпускников не только к жизни, но и к поступлению в высшие учебные заведения. Отсюда ориентация родителей и учеников на подготовительные курсы,  школы дополнительного образования, репетиторство. И учительство не только признаёт такую ситуацию, но и активно в этом участвует.

     Система модульно-редуктивного обучения ориентирована не на форсированное прохождение учебного материала, а на целенаправленное формирование системы знаний, развития у учащихся аналитического, логического мышления, критически мыслящей самообучающейся личности. Однако от традиционного понимания модульного обучения, как блоковой (модульной) подачи материала (лекция – урок изучения нового материала; семинар, исследование, лабораторная работа – уроки совершенствования знаний, умений, навыков; коллоквиум, зачёт – контрольные уроки, уроки учёта и оценки знаний и умений), я ориентируюсь на многомерную модель работы с учебной информацией на всех этапах её усвоения и трансформации.

По сути, все современные образовательные технологии заимствуют друг у друга те или иные технологические приёмы. Интеграция технологий – процесс закономерный. В технологии модульно-редуктивного обучения также используются приёмы технологий критического мышления, интерактивного обучения, проектная технология и др.

Литература

  1. Балабан М.А. От «продуктивной» к «редуктивной» этике образования. Школьные технологии – 2000. - №5
  2. Гузеев В.В. Собрание приёмов педагогической техники. – М., 1999.
  3. Гульчевская В.Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы. http//www.ipkpro.aaanet.ru/inform_res/tech/ texnol.htm
  4. Катышева И.Б. Модульная технология на уроках. //http://tmn.fio.ru/worcks/08x/308/base/englich-2.htm
  5. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М., 1998.
  6. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.- М., 1999.
  7. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. – М., Народное образование. №2, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация плана профессионального развития как одно из условий подготовки к аттестации

Какие бы формы методической работы ни избирал учитель, ее эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы учителя, его самообразованием.Вот как определяет понятие «сам...

Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2008 – 2012 г

Цели профессионального развития:1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для...

Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)

Индивидуальный план профессионального развития (на период 2010-2013 гг.)  ФИО:Ничкова Татьяна АнатольевнаДолжность:зам. директора по МР, учитель русского языка и литературыМесто работы:Муниц...

Перспективный план профессионального развития учителя информатики и ИКТ МБОУСОШ с.Нижняя Елюзань Керженовой М.З

Перспективный планпрофессионального развития учителя информатики и ИКТМБОУСОШ с.Нижняя Елюзань Керженовой М.З...

Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период

Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Индивидуальная образовательная траектория как инновационная модель профессионального развития педагога «Ступеньки роста»

Первостепенными задачами учителя являются обеспечение качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, формирование у них готов...