Аналитическая справка по развивающей среде
материал на тему

Михайлова Екатерина Григорьевна

При прохождении аттестации по новым правилам необходимо предоставлять аналитическую справку пр развивающей среде. Моя аттестация позади и я хочу поделиться своей справкой, с надеждой, что она кому-то . поможет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analitichesaya_spravka_po_razvivayushchey_srede.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида

     Наше учреждение реализует программы  «От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Н.Е. Вераксы, и  коррекционную программу -  под редакцией Л.И.Плаксиной  «Программа обучения и воспитания детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении».

Приоритетным направлением в деятельности детского сада является коррекционно-развивающее направление по развитию и коррекции зрения.

В подготовительной к школе группе списочный состав детей 10 человек.

Гендерный и возрастной состав

Пол ребенка

Возраст детей

2007г.р.        2008г.р.

Всего

Девочки

1

5

6

4

Мальчики

1

3

Детский сад является учреждением компенсирующего вида, направленным на развитие детей, имеющих тяжелые нарушения зрения. Из 10 детей, посещающих группу, лишь один ребенок имеет  II группу здоровья,      у 9 детей               III группа здоровья.

Больше половины группы детей требуют коррекционной работы с логопедом (6 человек),     4 ребенка не нуждаются в коррекции речи.

7 детей имеют сложные нарушения развития зрения и другие сопутствующие диагнозы;

3 ребенка имеют незначительные отклонения в развитии зрения.

 Таким образом, все дети группы нуждаются в коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушением зрения.

     Развивающая предметно-пространственная среда группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено в соответствии с требованиями образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении.

    Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы, дидактический материал, наборы открыток и фотографий, счетная и музыкальная лесенки, схемы, модели, плакаты), аудиовизуальные пособия (магнитофонные кассеты, CD-диски, DVD-диски) и материалы нового поколения. В группе имеются технические средства: ноутбук для просмотра DVD-дисков, магнитофон, при необходимости используется принтер. Материал подобран сбалансировано,  сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

    Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование групповых помещений  безопасное, эстетически привлекательное здоровьесберегающее, развивающее и  соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

    Для проведения образовательной деятельности выбраны индивидуальные одноместные столы с подвижной крышкой. При необходимости можно менять наклон крышки стола в зависимости от целей, задач и форм деятельности. Обязательно учитываются рекомендации врача офтальмолога, который определяет место каждого ребенка за столом. Столы и стулья маркированы, соответствуют росту детей и требованиям САНПИНА.

Мебель в групповом помещении расположена согласно требованиям пожарной безопасности, с  учетом свободного доступа детей к местам эвакуации.

      Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети занимают места за индивидуальными столами, которые легко можно перемещать; расставить вдоль стены, поставить кругом во время проведения коллективных аппликаций. Столы можно сдвинуть в сторону, положить ковер и проводить словесные и другие игры. Все созданные в группе центры имеют выход в универсальную игровую зону с большим разнообразием предметного накопления.

Среда в подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. В группе воспитатель использует не только горизонтальную плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены), а так же осваивает воздушное пространство (к  потолку подвешивают тренажер для зрительной гимнастики, игрушки, поделки). Ребенок  в зависимости от его интереса может располагаться, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.

    Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Наличие легких ширм и легко перемещающейся мебели на колесиках в группе  создает возможность построения непересекающихся сфер активности. Дети могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Тематические центры позволяют объединяться по общим интересам. Есть подручные материалы (ленточки, пуговицы, пробки, банки и т.п.), которые используются для решения различных игровых ситуаций.

   В группе воспитатель организовала различные пространства (для игры, конструирования, уединения, экспериментирования и пр.) наполненные различными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Мебель мобильна,  что позволяет менять интерьер по мере необходимости.  Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой у детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В подготовительной группе каждый календарный месяц меняется лексическая тема и, соответственно, меняется весь сопровождающий данную тему дидактический и игровой материал. Выставляются наглядные пособия по текущей теме, дидактические игры, игрушки. По сезонам года оформляются выставки природного материала, календари и т.п., таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с  образовательной программой, реализуемой в детском саду, с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы  и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС должна осуществляться по всем видам детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, элементарно-трудовой, изобразительной.  Среда должна отражать содержание образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие        

 В группе созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 

Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую:

1. Рабочая зона или  учебная (научный центр, математический центр идр.)

2. Активная зона (конструктивная деятельность, физическое развитие, центр музыкально-театрализаванной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр)

3. Спокойная зона (центр сенсорного развития, математического развития, «Здравствуй, книжка», центр речевого развития, центр социализации)

Условно, в пределах пространства группы  можно выделить игровые и тематические центры, охватывающие все образовательные области.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения нужно учитывать, что дети сложно реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают стабильность, поэтому не следует злоупотреблять перестановкой мебели  в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

В  группе есть условия для экспериментирования с различными материалами: емкости для игр с водой, песком, зеркала, лупы, микроскоп, весы, гирьки. Есть различные виды природных материалов, семян, круп и т.д. Экспериментируя, дети получают новые знания, делают выводы и анализируют. Созданы условия для проведения различных опытов

В группе выделен  уголок природы, где находятся растения для ознакомления с ними детей, коллекция камушков, ракушек, гербарии, муляжи животных, овощей, фруктов, поделки из природного материала.

Для детей с ослабленным зрением необходим уголок уединения, где ребенок может отдохнуть, снять возбуждение, успокоиться.

Зона изобразительной деятельности оснащена всем необходимым для развития творчества: бумага, краски, кисти, пластилин, восковые мелки, карандаши, фломастеры, обводки по различным темам, книжки для раскраски, образцы изделий народного творчества и т.д.

В книжном уголке – хорошо иллюстрированные художественные произведения, соответствующие возрасту детей. Делаем подборку книг по мере изучения той или иной лексической темы. Тесно сотрудничаем с библиотекой для слепых, которая предоставляет нам специальные книги для детей с ослабленным зрением, книги объемные, ребенок знакомится с животным и предметным миром, может с помощью тактильных ощущений познакомиться с предметами, животными, птицами, растениями, насекомыми.

Пример наполняемости математического центра

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна, набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач.  

3.Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5.Рабочие тетради по математике.

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

7.Наборы объемных геометрических фигур.

8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9.Счеты напольные и настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-16).

21.Разнообразные дидактические игры.

Содержание предметно-развивающей среды периодически обогащается с ориентацией на поддержание интереса ребенка к окружающему его пространству.

    Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Обеспечена частичная изоляция мальчиков и девочек в спальне и туалетной комнате. Мальчики и девочки обеспечены равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией.

    Созданная среда предоставляет возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

    Включены в игровые материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, бусы, банты, сумочки и т.п. Для мальчиков детали военной формы, предметы обмундирования, вооружения рыцарей, русских богатырей, различные технические игрушки и т.п. Игры  девочек проходят в ограниченном пространстве, а мальчикам требуется практически вся территория группы. Педагог привлекает детей к совместным играм, старается сдружить детей в разных видах деятельности. Игра  «строительство города» с подъездными ж\д путями, автодорогами – мальчики выполняют тяжелую строительную работу, а девочки украшают постройки, создают зеленые зоны,( клумбы, парки).

    Все игры и пособия в группе доступны всем детям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечена доступная среда во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность.

     Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем, дефектологом по рекомендациям врача-офтальмолога, в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей. Коррекционную направленность имеют все занятия и все виды деятельности. У каждого ребенка определенное место за столом, согласно рекомендации врача. В образовательной деятельности используется специальная наглядность, для фронтального показа – более крупных размеров, а для индивидуальной работы строго дифференцированную, соответствующую показателям основных зрительных функций.

Для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от диагноза Поэтому в группе для зрительной работы отдельных детей постоянно используются подставки на столах, фланелеграфы и мольберты. Рабочая поверхность стола может устанавливаться с наклоном.

      Одним из главных составляющих в организации среды в группе  для детей с ограниченными возможностями развития является – коррекционный уголок. Это  специально оборудованное пространство для индивидуальной коррекционной работы. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-дефектолога.  Педагог  считает необходимым и значимым формирование коррекционно-развивающей среды через разработку специальных пособий, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку. Для развития умений ориентироваться по схеме используется пособие «Полянка». Для развития зрительно – моторной координации, точных соотносящих внешних практических действий разработаны пособия «Настенное пособие для развития зрительно-моторной координации», «Веселые огоньки», «Дидактическая ширма»; «Лабиринт», «Полянка». Развитию мелкой моторики рук способствуют пособия«Яблочки и груши»,«Божья коровка», «Гусеница».Для формирования умения пользоваться эталонами звуков и запахов в практической деятельности, собраны «Коробочка звуков» и «Коробочка запахов», которые позволяют, практически оперируя с ними изучать и запоминать характерные звуки и запахи.

    В специально оборудованном кабинете проходит коррекционная образовательная деятельность с учителем-дефектологом. Дети занимаются подгруппами по 3-4 человека. Подгруппы формируются с учетом развития зрительного восприятия.

     В специальном коррекционном зале дети занимаются с дефектологом.

    Для детей, требующих коррекции речи, занятия проводятся в специально оборудованном кабинете учителя-логопеда.

Ортоптическое лечение проводится в медицинском кабинете, оснащенном специальным оборудованием, под наблюдением медсестры-ортоптистки.

Дети занимаются в музыкальном и физкультурном зале. Во время образовательной деятельности присутствуют воспитатель, дефектолог и руководитель, проводящий образовательную деятельность.

    В группе имеется свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.

Во время образовательной деятельности обязательны физминутки, проводятся специальные гимнастики для глаз, используя настенные тренажеры для развития прослеживающей функции глаз; тренажеры занимают пространство под потолком, призваны развивать пространственную зрительно-моторную координацию глаз.

При проведении физкультурных занятий воспитатель предусматривает ограничение некоторых двигательных упражнений, противопоказания для отдельных движений для детей с низкой остротой зрения в сочетании со сниженным интеллектом.

Жизненное пространство в группе дает возможность детям проявлять активность, не пересекаясь друг с другом. Каждый ребенок может найти место, комфортное для его эмоционального состояния. На стене есть рамки на доступной детям высоте, в которые вставляются репродукции или рисунки, ребенок может менять оформление в зависимости от настроения или новых вкусов. Есть стена (доска творчества) – предоставлена детям, они могут писать или  рисовать, создавая индивидуальные или коллективные работы.

     Создана коллекция звукозаписей шумов природы (шелест листвы, шум воды и т.п.) всего, что выполняет функции психотерапии, успокаивает детей (перед сном). Возможно использование звуков как  фон, сопровождающий игру, в образовательной деятельности «Угадай, кто это?», «Угадай, что это?» и т.п.

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе воспитателя создана с учетом ФГОС и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка: "Формирование креативной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий как основы саморазвития личности»

Актуальность опыта.В настоящее время образованность общества становится важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны. В гуманистически ориентированном современн...

Аналитическая справка по итогам проведения мониторинга с использованием графической методики «Кактус» среди педагогов Центра

Количество: 14 педагоговФорма проведения: рисуночный тестМесто проведения: кабинет № 12Цель: увидеть состояние эмоциональной сферы педагогов, отметить наличие агрессивности, её направление....

Аналитическая справка по итогам проведения мониторинга с использованием графической методики «Кактус» среди педагогов Центра

Количество: 14 педагоговФорма проведения: рисуночный тестМесто проведения: кабинет № 12Цель: увидеть состояние эмоциональной сферы педагогов, отметить наличие агрессивности, её направление....

Аналитическая справка коррекционно-развивающей работы обучающихся с ОВЗ 4 – х классов в 2019-2020 учебном году.

Цель: оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекция нарушений развития, консультирование родителей и учителей.Задачи:Проведение диагностики с целью выявле...

п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога

п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога...