Самоанализ учителя к аттестации.
консультация на тему

Самоанализ учителя к аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_moy_samoanaliz.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

учителя биологии и географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Краснозерского района Новосибирской области Краснозерской средней общеобразовательной школы №1  Фоменко  Анны  Николаевны

    Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. И к образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе из учебного заведения должен обладать определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве.

     Биология занимает особое место среди естественных наук. Именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения проблем знания.

     Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

    Целью моей педагогической деятельности является:

   Создание условий для формирования (развития) познавательной самостоятельности на уроках биологии через применение современных педагогических технологий.

 Для достижения значимых результатов в работе я ставлю перед собой следующие задачи:

- организовать учебный процесс с включением разнообразных приёмов;

- привлекать интерес к своему предмету, используя современные учебные технологии, ИКТ;

- воспитать потребность в ведении здорового образа жизни;

- создать условия для укрепления и развития психологического здоровья

   учащихся;

Добиваться выполнения поставленных целей и задач мне помогает работа по самообразованию. Это позволяет быть в курсе актуальных педагогических проблем, искать новые современные способы и пути их решения, идти в ногу со временем. Работая в школе, поняла, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. Это залог успеха в преподавательской деятельности.   С 29 октября по 13 декабря  2009г прошла курсы по теме: «Применение ИКТ в профессиональной деятельности работников образования». (76 ч.)

 С апреля по август 2012г курсы по теме: «Реализация школьного естественнонаучного образования в соответствии с требованиями стандарта второго поколения». (72 ч.)

На школьном  и муниципальном уровне обменивалась опытом с коллегами на заседаниях педагогического совета, во время проведения методических недель по следующим темам:

 2008год «Итоги работы на пришкольном опытном участке».

2010 год «Профильное и предпрофильное обучение».

2012 год « ФГОС. Стандарты второго поколения».                                    

В своей работе использую программы и методики нового поколения, учебно- методические комплексы, соответствующие Государственному стандарту общеобразовательной школы. Обучение биологии осуществляется на базовом и профильном уровне.

Использую УМК под редакцией Н.И. Сонина. Я считаю, что структура курса способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный уровень интереса, формирует навыки самостоятельной работы, даёт в руки учителя инструмент для индивидуальной работы с учащимися, для педагогического творчества.  Главной особенностью является возможность учителя работать в любой технологии, использовать различные методы и приёмы, прилагать весь свой опыт, творческий потенциал для того, чтобы увидеть положительный результат своей педагогической деятельности. Использую учебные пособия под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, так как они содержат достаточное количество заданий разного уровня сложности, которые позволяют осуществить дифференцированный подход. Формулировки заданий приближены к заданиям КИМов ГИА, ЕГЭ. Так же использую учебные пособия других авторов.

Для продуктивного осуществления предметного процесса располагаю кабинетом. Кабинет биологии соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое); имеются печатные, экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Совместно с учащимися обновляем раздаточный материал: гербарии растений, коллекции насекомых. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, УМК разных авторов, научно-методическую литературу, материалы текущей периодики. Кабинет оснащён современной техникой: компьютером (подключённым к сети интернет), принтером, мультимедийным оборудованием. На уроке и при подготовке к нему активно использую компьютер. Таким образом, условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы.  (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Применяя в своей работе различные методы  стараюсь всегда помнить, что процесс обучения должен быть организован так, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделать обучение развивающим. В своей работе применяю различные методы и приёмы обучения учащихся:

  1. Элементы развивающего обучения: олимпиады, конкурсы, элективные курсы.
  2. Элементы проблемного обучения.
  3. Элементы дифференцированного обучения (дифференцированные КИМы, домашние задания, индивидуальный подход на уроках).
  4. Применение ИКТ.
  5. Здоровьесберегающие технологии.

Применяя в своей работе разные методы, стараюсь вызывать интерес к предмету, о чем свидетельствует психолого-педагогическое исследование. (ПРИЛОЖЕНИЕ №9)

Педагогическая деятельность в 6-7 классах главным образом направлена на создание положительно – эмоционального отношения к получению знаний в процессе обучения. В 7 классе, при изучении темы « Многообразие классов -  Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие», использую метод проблемного обучения. Этот метод развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, самостоятельность в поиске информации из дополнительной литературы, статистического материала. По этим темам ребята составляют интересные кроссворды, чайнворды, подбирают загадки, сведения о рекордах. Активизируя познавательную деятельность учащихся, интерес к предмету, даю ребятам творческие задания, особенно обращаю внимание на проведение итоговых работ по темам: в 7 классе по теме «Насекомые» подобрали интересный материал и оформили в виде пособия « Интересное о насекомых»; по окончанию изучения курса ботаники оформили пособие «Самое – самое интересное о растениях». Использую игровые моменты на уроках. Например, по теме «Обобщение семейств класса двудольные растения». Разработана « СВОЯ ИГРА» по теме « Черви», в 10кл.- « Повторение основ генетики и решение задач». По теме «Птицы» - КВН, викторина. ( ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «а»)

Результатом такой деятельности является высокое качество успеваемости.

( ПРИЛОЖЕНИЕ №8 «а»)

Педагогическая деятельность в 8 -9 классах главным образом направлена на формирование у детей стремления к самостоятельному исследованию биологических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. В 8 классе при изучении любой системы органов обязательно изучаем тему « Гигиена». Например, при изучении пищеварительной системы рассмотрели влияние пищевых продуктов быстрого приготовления и продуктов, наиболее часто используемых (чипсы, сосиски, газированные напитки и др.) на организм человека; основные заболевания и пути передачи их. При изучении темы «Кожа» наибольший интерес вызвали заболевания кожи и уход за ней, значение тату и пирсинга в жизни человека и их вред. При изучении любой  системы обязательно рассматриваем вред курения и алкоголя на организм. В результате большинство ребят из 9 классов участвуют в научно-практических конференциях. Стремятся добыть материал самостоятельно и из различных источников, проводят исследования, опросы, делают выводы.

 ( ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

В 10 -11 классах познавательный интерес связан со стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззренческих и методологических знаний, умений осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путём. Деятельность – творческая. Использую нетрадиционные формы урока: урок – исследование, урок – семинар. В 10 классе для изучения темы «Генетика» подобрала различные задачи по темам, оформила в виде пособия, включила дополнительный материал по доминантным и рецессивным признакам, указала, как правильно составить свою родословную и привела примеры родословных. Таким образом, ребята активно включаются в поиск дополнительной информации, находят интересные темы и благодаря этому успешно участвуют в олимпиадах как муниципального, так и областного этапов, обнаруживая знания выше программного материала.

Опираясь в работе на принцип дифференциации индивидуального обучения, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся и их способности, я составляю поурочное планирование, выбираю ту или иную форму урока. Всё это позволяет мне создавать на уроках благоприятные условия для творческой работы учащихся, использовать систему разноуровневых заданий: начиная с 6 класса работаем с тестовыми заданиями, в 7-11кл. разработаны разноуровневые задания. Использую индивидуальные карточки по темам, на обобщающих уроках – дифференцированные задания, тесты. Результатом продуманного подхода к обучению является хорошая подготовленность детей к сдаче ГИА (9кл.), ЕГЭ (11кл.). (ПРИЛОЖЕНИЕ №8 «б»)

Современный урок требует применения современных технологий. Применение информационно-компьютерной технологии (создание презентаций, тематических слайдов, использование видео роликов) вызывает большой интерес  у учащихся. С помощью детей создана копилка презентаций. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 « б»)

В 2009г. кабинет был оснащён компьютером и мультимедийным оборудованием, поэтому моя тема самообразования «Новые технологии и ИКТ в обучении биологии». С интересом изучаю возможности применения компьютера на уроке  и стараюсь их использовать.

В настоящее время  многие дети ведут малоподвижный образ жизни, часами просиживают у телевизора или за компьютером. Это приводит к увеличению числа учащихся с пониженным вниманием, неустойчивой памятью, быстрой утомляемостью, ослабленным здоровьем. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий становится просто необходимым. Для активизации познавательной деятельности, снятия усталости, напряжения я использую игровые моменты. В классах регулярно проводятся физические минутки с использованием  комплекса упражнений, разработанного для снятия  усталости глаз, спины. Применяю минуты отдыха (решаем ребусы, кроссворды, отгадываем загадки), чередую виды занятий. В нашей школе ежедневно на первом  уроке дети делают зарядку, так как общеобразовательное учреждение работает по программе «В школу за здоровьем» (школа участвует в областном проекте «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»). В 2010г. школа участвовала в областном конкурсе «Школа территория  здоровья» и заняла 2 место. В общую копилку материалов вместе с работами других учителей вошла моя страничка «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии». (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

Основной формой изучения биологии является урок, но я стараюсь использовать разные  виды: урок-сказка, игра, уроки с применением элементов здоровьесберегающих технологий, уроки – презентации, уроки-лекции, уроки - лабораторная работа, интегрированные уроки. Для детей стараюсь создать на уроке благоприятный микроклимат, чтобы дети чувствовали себя свободно, комфортно. Учитываю индивидуально – психологические особенности. При оценивании знаний применяю разнообразные формы общения: устное поощрение, похвала, одобрительная улыбка, открытый учёт знаний, аргументация оценки.

Важнейшим этапом в своей деятельности считаю  внеклассную работу. Мои учащиеся участвуют в ежегодных неделях биологии, школьных марафонах (день биологии), общественных смотрах знаний. Ученики пишут рефераты и защищают их на школьной конференции. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

  Ежегодно веду элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки («Вирусы – неклеточные формы жизни», «Экология человека», «Основы экологии»), которые посещают более 30% девятиклассников, что говорит об интересе к предмету. В 11классах -  факультатив  для подготовки к ЕГЭ, где рассматриваем трудные вопросы КИМов части С.

 В 2011-2012 учебном году с учащимися 10 классов занималась исследовательской деятельностью. Ильин Артём выполнил проект по теме «Экология реки Карасук».  Шавырина Настя работала над проектом «Озеро Островное. Проблемы и пути их решения» и  награждена грамотой за активное участие в Областном туре Российского национального конкурса. (ПРИЛОЖЕНИЕ №5 «а»)

Результат этой работы – активное и качественное участие ребят на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (примерно 70 - 80% от учащихся среднего и старшего звена). Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами на муниципальном и Региональном  этапе Всероссийской олимпиады школьников.  (ПРИЛОЖЕНИЕ №5 «б»)

С учителями  естественного цикла размещаю материал на школьном сайте, изучаю  и внедряю на уроках  новые технологии, ИКТ, провожу открытые уроки. В 2008г. провела открытый урок – конференция в 8 кл. по теме «Курение и его последствия», на школьном уровне. (ПРИЛОЖЕНИЕ №6 «а»)  В 2009г. дан интегрированный урок по алгебре и биологии 8кл. по теме

 « Класс млекопитающие», для учителей района. В ходе урока применялась групповая работа и дифференцированный подход.

( ПРИЛОЖЕНИЯ №6 «б», 2 «б»)

В 2010-2011учебном году приняла участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок» по теме « Курение и его последствия». Урок размещён на сайте festival.1 September.ru (ПРИЛОЖЕНИЕ №7 «а»)

В 2011 -2012 учебном году приняла участие во Всероссийском конкурсе презентаций «Топ  Слайд», моя работа «Экологические проблемы и пути их решения» размещена на сайте http:// support talent.ru

 Результатом моей работы можно считать качество обученности и результаты экзаменов. (ПРИЛОЖЕНИЕ №8 «а»,  «б»)

За свою педагогическую деятельность награждена грамотой Администрации и Совета Депутатов Краснозерского района Новосибирской области (2008г.), Диплом МУ « Информационно – методический центр за участие в районном конкурсе « Современный классный час». (2008г)  ( ПРИЛОЖЕНИЕ №7 «б» )

Но самая главная награда – признание и успехи детей.

 (ПРИЛОЖЕНИЕ №7 «в»)

Несмотря на положительные результаты, считаю, что необходимо продолжить работу над совершенствованием использования различных типов проведения урока, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно – коммуникативные технологии, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях.

Проблемы, над которыми необходимо работать:

  1. Дальнейшее развитие познавательного интереса к предмету биологии.
  2. Работа над повышением качества знаний обучающихся.
  3. Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и способными детьми.
  4. Совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля.

10 октября 2012г.                                          Подпись___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Новая аттестация учителей: "Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

"Маршрут" педагога при прохождении аттестации. Презентация подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования....

Самоанализ учителя русского языка и литературы

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы при аттестации...

Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...

Самоанализ раборы для аттестации

Главная цель обучения и воспитания:«дать человеку деятельность,которая бы наполнила его душу».К.Д. Ушинский...

самоанализ работы для аттестации

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование ключевых универсальных учебных действий обучающихся, развитие их творческих способн...

Краткий самоанализ педагогической деятельности учителя (для аттестации).

Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности....