Тематические недели в детском саду "Неделя театра"
методическая разработка на тему

Славкина Татьяна Николаевна

"Неделя театра" - это методическая разработка тематической недели в детском саду в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3, 4 уровня речевого развития. В связи с тематическим планированием неделя рассчитана на две календарных недели и включает в себя:

-Игровые обучающие ситуации;

-Экскурсию;

-Игры;

-Интегрированное занятие;

-Занятие игра-викторина;

-Презентации к занятиям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перечень форм организации внеурочной деятельности учителя – логопеда Славкиной Т.Н.

   

     Название:                                                              Сроки проведения:

  1. Неделя сказок                                                    12.01.2013 – 19.01.2013
  2. Неделя книги                                                      06.04.2013 – 12.04.2013
  3. Неделя вежливых и добрых слов                    01.10.2014 – 07.10.2014
  4. Неделя театра.        

Зав. МБДОУ д/с №9 «Солнышко»                          Землякова Е.А.____________

«Неделя театра»

Актуальность.

В связи с тем, что театрализованная  деятельность в нашем детском саду на протяжении 2012-2014г. являлась частью приоритетного направления. В рамках реализации этого направления  возникла необходимость знакомства детей с театром, его атрибутами, профессиями, видами театра. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовал Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина и т. д.  

Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Дети становятся более общительными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Воспитателями и логопедом были изготовлены различные виды театра: настольный театр, стендовый театр, театр на руке, верховые куклы, театр живой куклы, элементы костюмов.

Под руководством педагогов дети драматизировали сказки «Теремок», «Красная шапочка», «Козел золотые рога - стеклянные глаза», «Репка», «Козел в огороде», «Осень в лесу» и т.д.

«Неделя театра» была внесена в тематический план учителя-логопеда.

Цель: интеграция речевого, социально-коммуникативного, художественного эстетического развития.

Задачи: Формирование лексики, активизация словаря по данной теме;

               Развитие грамматического строя речи;

               Формирование связной речи, ее инициативности;

               Развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

               Обогащение знаний детей об окружающем мире;

               Развитие дыхания и голоса;

               Развитие внимания, памяти, мышления, воображения и фантазии;

               Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

              Развитие творческих способностей детей.

Дни недели

Цель, задачи.

Содержание и формы работы.

Понедельник

Знакомство детей с театром, его атрибутами.

Развивать творческую фантазию.

Развивать речь детей.

Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.

Экскурсия в ДК.

Игры: «Какие все мы разные» (изображение детьми эмоций по картинкам), «Угадай по голосу» (развитие слухового внимания), пальчиковая гимнастика «Здравствуй» Т.Сикачевой, «Подскажи словечко» А.Антипиной, игра-имитация «Три медведя» (педагог читает стихотворение – дети выполняют соответствующие действия);

 

Вторник

Развитие и поддержание интереса у детей к театру и театрализованной деятельности, обогащение представлений дошкольников о театре, его истории.

Задачи: развивать пантомимику, умение чередовать мышечное напряжение и расслабление, закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать слова по смыслу.

Игровая обучающая ситуация: «Приглашение в театр»;

Игры: «Живой уголок» (изображение ребенком любимого животного с помощью пантомимики), «Мое имя» (называние ребенком своего имени ласково), «Деревянные и тряпичные куклы» (из методического пособия «Театрализованная деятельность в детском саду» А. Антипиной);

«Загадки и отгадки» (ребенок отгадывает загадку и изображает пантомимикой отгадку)

Среда

Закрепление знаний детьми знакомых сказок, разучивание текстов игр, чистоговорок, скороговорок.

Игровая обучающая ситуация: «Любимые сказки».

Игры: «Образ и костюм» (дети выбирают любимого героя, подбирают костюм и, используя мимику и жесты, пытаются создать образ своего героя), чистоговорки (работа над дикцией и произношением, скажи тихо-громко, скажи как (произнесение чистоговорки голосом разным по тембру), скажи медленно-быстро), Скороговорки (работа над дикцией, выразительностью речи).

 

Четверг

 Знакомство детей с понятием «этюд». Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Продолжать совершенствование речевого аппарата; формирование умения детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито, развивать мелкую моторику и чувство ритма.

Упражнения: «Спать хочется», «Шутка» (на гласные и согласные звуки), чтение и заучивание пословиц и поговорок, «Зима» (произнесение двустишия с интонацией, выражающие разные эмоции), пальчиковая игра «Утречко».

Припоминание русских народных сказок «Теремок», «Заюшкина избушка».

Пятница

Обогащение опыта детей представлениями о театральных профессиях.

Закреплять умение правильно использовать слова-антонимы, подбирать слова по смыслу.

Игровая обучающая ситуация: «Театральные профессии».

Игры: «Ручной мяч», «Загадки-отгадки», рисование элементов костюмов к русским народным сказкам.

Понедельник

Закрепление знаний детей о разных видах театра, расширение представлений о театре.

 Интегрированное занятие «Кукольный театр».

 

Вторник

Развитие диалогической речи, психических процессов.

Литературная игра «Мой друг» (вызвать у детей эмоциональный отклик на литературное произведение) из пособия «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.Д. Маханевой);

«Шутки на полминутки» (развитие диалогической речи), «Яблоко» и «Петушок».

Среда

Развитие речевого дыхания, голоса. Развитие связной речи .

Речевая игра «Вьюга», «Руки-ноги».

Инсценировки: «Кот-лентяй», «Веселые превращения».

Мини-спектакль «Лиса»

Четверг

Развитие связной речи (диалогической), психических процессов, коммуникативных навыков.

Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»,

Разучивание стихотворений; «Придумай диалог» (из пособия «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И. Петровой: детям предлагается придумать диалог между рыбаком и рыбкой («О чем может думать и говорить рыбак? О чем думает рыбка, видя рыбака?»).

Игра «Баба Яга».

Игра «Изобрази животное».

Пятница

Обобщение знания детей о театре, закрепление полученных умений и навыков детей в театрализованной деятельности.  

Игра-викторина «Как хорошо что есть театр!»

Приложение по речевому и наглядному материалу к методической разработке «Неделя театра».

  1. ИОС «Билет в театр» - путешествие.

Цель: формировать представления детей о театре, его атрибутах, его истории.

Задачи.

Образовательные: дать знания и представления детям об истории театра, его видах, атрибутах; формировать театральную лексику;

Коррекционно-развивающие: развивать пантомимические навыки дошкольников, интонационную выразительность речи, четкую артикуляцию, дикцию, воображение, фантазию.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: презентация «Приглашение в театр», ободки – маски.

Ход ИОС.

  1. Логопед показывает детям билет в театр и предлагает им отправиться в путешествие по театру.

В страну театра я открываю дверь.

И папы побывали в ней, и мамы все, поверь.

И взрослые, и дети дадут тебе ответ,

Что лучше, чем театр, страны на свете нет.

Слайд 2, 3, 4 – Древний театр.

Слайды 5 – история театра на Руси.

В середине 17 века русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси еще тогда театров не было, только бродячие Скоморохи ходили по городам, устраивали свои представления прямо на улицах, площадях и ярмарках. Скоморохи плясали, шутили со зрителями, пели песенки, разыгрывали шутливые сценки, показывали акробатические номера и дрессированных животных. Скоморохи начали свои выступления на Руси в 11 веке, а в 17 веке Царь Алексей Михайлович Романов запретил выступления скоморохов, потому что они изображали умными простых людей и высмеивали глупых бояр, которые издевались над простым народом.

Слайд 6 – Федор Волков.

   Впервые настоящий театр в России появился в городе Ярославле. Его организовал актер, поэт, художник, музыкант и режиссер – Федор Григорьевич Волков.

Слайд 7 – первый русский театр.

   Царица Елизавета Петровна, узнав о том, что в Ярославле начал работу русский театр, повелевает Волкову и его актерам ехать в Петербург, так в 1756 году, т. е. 300 лет тому назад, начал работать русский театр. Волков стал в театре главным актером.

   У нас в группе стоит волшебный сундучок, что же там лежит, давайте посмотрим.

   Логопед достает маски. Сейчас это просто картинки на ободке, но если их надеть, то они превратят вас в героев этих ободков.

  Детям предлагается надеть ободки и изобразить своих героев.

Слайд 8, 9, 10, 11, 12 – Виды театров.

   Драматический театр, театр опера и балета, кукольный театр, театр зверей.

Слайд 13, 14 – Помещения театра.

-Гардероб.

-Буфет.

-Зрительный зал.

   Публика сидит в зрительном зале со всех сторон, кроме одной перед нашими глазами. Внизу зрительного зала, посередине, ряды стульев и кресел. Эти места называются партером, что в переводе с французского обозначает «на земле». По бокам партера внизу – ложи.

   Там, куда смотрят зрители. Висит матерчатый занавес, который до начала спектакля закрывает сцену.

   Сцена – главное место в театре, занавес освещает ряд лампочек, который называется рампой. На сцене мы с вами видим спектакль.

Слайд 15 – Актеры.

   На сцене выступают актеры: артисты, балерины, певицы и певцы, звери, дрессировщик, кукловоды и куклы.

Логопед: Скажите, дети, что должен уметь делать актер на сцене.

Конечно, он должен уметь правильно и четко говорить.

Давайте и мы поупражняемся в умении правильно и четко говорить, а помогут нам в этом скороговорки.

-Мед медведь в лесу нашел.

 Мало меду, много пчел.

-Мышке не мешайте кошке

 Ловить мух на окошке.

 Кошка муху лапой – хвать!

Лучше кошке не мешать!

-Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

-Волки рыщут – пищу ищут.

-Посреди двора дрова.

-Жук над лужею жужжа,

 Ждал до ужина ужа.

Логопед: Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие, что вы запомнили, что вам понравилось?

 

ИОС «Любимые сказки» - путешествие, упражнение.

Цель: побуждение детей к активному участию в театрализованных представлениях.

Задачи.

Образовательные: закреплять знание знакомых сказок, активизировать лексику по сказкам, дать знания детям об авторах сказок.

Коррекционно-развивающие: развивать мимику и пластические  способности, связную речь, творческое мышление детей, воображение, фантазию, обогащать речь детей, совершенствовать умение детей драматизировать сказку.

Воспитательные: воспитывать индивидуальность, коммуникативные качества.

Оборудование: костюмы к сказке «Теремок», презентация «Любимые сказки».

Ход ИОС.

Педагог приглашает детей отправится в сказочное путешествие.

 -Какие сказки вы любите?

  1. -Давайте вспомним сказки, с которыми вы знакомы?

Слайд 1 – Герои сказок.

- Кто может стать героем сказки? (человек, животное, выдуманное существо)

Слайд 2 – Авторы сказок.

-Кто придумал сказки?

Слайд 3 – Добро и зло.

-Какие герои бывают в сказках? (добрые и  злые)

Слайд 4 – Загадки - отгадки.

Очень хитрая она,

Чуть не съела петуха.

                                     (Лиса)

Маленький, ушастенький,

Под колодцем спал,

Вскочил и на внучку, бабушку

Страха нагнал.

                            (Заяц)

Добрый, седой,

Лечит зверей.

Кто, вы догадались?

Ответьте скорей!

                            (доктор Айболит)

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

                                  (Колобок)

Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

                                   (Теремок)

-Угадайте, какие герои спрятались в загадках?

Слайд 6 – Вспомните второе имя сказочных героев.

Кощей - …, Братец - …, Иван - …, Змей - …, Елена - …, Сестрица - …, Василиса - …, Крошечка - …, Царевна - … .

Слайд 5 – Книга.

-Как мы знакомимся со сказками?

Слайд 6 – театральное представление.

  1. Педагог предлагает детям рассмотреть костюмы, назвать сказку с этими героями и устроить представление – драматизация  сказки «Теремок».
  2. Аплодисменты актерам. Итог.

           ИОС «Театральные профессии» - упражнение.

Цель: обогащение лексического запаса детей по теме «Профессии».

Задачи.

Образовательные: закрепить в речи детей новые слова, обозначающие  профессии людей в театре, учить правильно изменять слова и согласовывать их с местоимениями, числительными и наречиями, закреплять умения правильно составлять предложения с союзом а.

Коррекционно-развивающие: развивать мимику и пластику детей, выразительность речи, умение эмоционально и выразительно общаться, развивать связную монологическую речь, творческое воображение, фантазию.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные качеств.

Предварительная работа: заучивание стихов детьми по выбору педагога (например «Наша Таня» А. Барто, «На прививку»)

Оборудование: презентация «Профессии в театре», предметные картинки, костюмы, маски.

ХОД ИОС.

  1. Логопед с детьми проходит в зал, дети стоят полукругом.

Проводится психологическая гимнастика «Мимика моего лица»: ребенок мимикой своего лица показывает остальным детям, какое у него настроение.

  1. Логопед предлагает улучшить настроение, а для этого отправиться на спектакль.

Слайд 1 – «Афиша»

-Откуда мы узнаем с вами о представлении?

-Кто изготавливает афиши? (художник)

Слайд 2 – «Касса»

-Где мы купим билет на спектакль?

-Кто его нам продаст?

Слайд 3 – «Гардероб»

-Кто работает в гардеробе?

-Что дает гардеробщик в замен на одежду?

-Что еще можно получить в гардеробе?

Предлагаю вам поиграть в игру «В гардеробе»:

-Здравствуйте, возьмите пожалуйста мою куртку и мой шарф (называют дети по очереди, гардеробщик – педагог)

Слайд 4 – «Сцена»

- Что мы увидим перед собой, когда сядем в кресло?

-  Вспомните, что происходит на сцене?

Слайд 5 – «Работники сцены»

- Как вы думаете, кто помогает обслуживать сцену? (работники сцены)

Скажите, что они делают? (по картинкам дети составляют предложения)

Слайд 6 – «Осветитель»

-Представьте, что в зале темно, закройте глаза и вдруг зажегся свет, как вы думаете кто его зажег? (осветитель)

Дети рассматривают картинки.

Слайд 7 – «Звукорежиссер»

-Чтобы спектакль был интересней нужна музыка и обеспечивает ее во время спектакля звукорежиссер.

Давайте поиграем и представим себе, что я звукорежиссер, а вы будете петь песенку. Я буду командовать вами тише или громче. (игра повторяется, где в роли звукорежиссера становится ребенок).

Слайд 8 – Чтобы актеры правильно сыграли свои роли им помогает и руководит ими – режиссер.

Игра «Режиссер»: режиссер одевает на ребенка маску и говорит, что он должен сделать, как герой этой маски, затем дети меняются местами.

Слайд 9 – «Костюмеры».

-Кто помогает актерам правильно одеться для спектакля и заботится о костюмах? (костюмер)

Игра «Костюмер»: выбираются два костюмера и два артиста, кто быстрее костюмеры должны правильно подобрать костюмы лисы и белочки и одеть в них детей и т. д.

Слайд 10 – «Гримеры»

-Кто помогает преобразить лицо актера и нанести грим? ( гример)

Слайд 11 – «Артисты»

-Какие артисты работают в театре? (балерины, певицы или певцы, танцовщики, дрессировщики, звери, актеры-люди).

Какие артисты вам запомнились, попробуйте их изобразить, а мы будем угадывать, кого вы изобразили.

Слайд 12 – «Буфет»

-После первого действия спектакля можно отдохнуть и отправиться в буфет.

-Кто работает в буфете? (буфетчица)

Представьте, что вы едите вкусное пирожное, изобразите мимикой,

Пьете соленый чай,

Едите вкусное яблоко,

Едите кислый лимон,

Пьете вкусный сок.

-Слайд 13 – «Спектакль»

-Спектакль играют артисты, скажите что они должны уметь?(петь, танцевать, правильно и четко говорить, изображать своих героев)

Давайте представим, что вы артисты и сейчас вы выступите перед зрителями. (Дети читают стихи, которые заранее выучили).

Дети аплодируют чтецам.

Логопед предлагает детям вспомнить, какие профессии работников театра они узнали.

-Продолжите предложения:

Работник сцены ремонтирует сцену, а осветитель ….(освещает сцену).

Режиссер руководит артистами, а звукорежиссер …. (отвечает за звук).

Гример гримирует артиста, а костюмер …        (одевает в костюм).

Балерина танцует, а певица  ….        (поет).

Кукловод водит куклу, а дрессировщик   … (дрессирует зверей).

Гардеробщик принимает и выдает одежду, а буфетчик    ….(продает продукты в буфете).

Игра «Посчитай артистов» (по картинкам)

Слова для игры: балерина, актер, певица, артистка.

  1. Итог.

 

2. Экскурсия в театр.

Цель: знакомство детей с театром, создание мотивации для  вовлечения детей в театрализованную деятельность.

Задачи:

-знакомить с историей театра, истоками его возникновения, театральными жанрами, терминами, устройством театра;

-расширять и обогащать лексику по театральной тематике;

-развивать коммуникативные навыки.

Ход экскурсии.

  1. Логопед. А хотите, я расскажу вам, когда появился театр? Тогда слушайте! Это было давным-давно, когда еще не было таких стран, как Англия, Франция, Германия, и нашей родины России, которую тогда называли Русь. Люди не жили на одном месте, они кочевали с места на место по лесам, полям и горам. И только в одной Греции люди или у берегов теплого Средиземного моря в своих городах. Эти люди назывались греками. Они торговали, поклонялись своим богам и их подвигам, о которых они рассказывали друг другу. А чтобы их рассказы были еще больше  интересными, греки стали их разыгрывать. Вот так и появился театр. Мы с вами знаем, что театр – это зрелище, т. е. то, что мы видим. А люди, которые изображали подвиги и дела своих богов, актеры.
  2. А как появился театр у нас на Руси? Это было тоже очень давно. Тогда все люди занимались земледелием: пахали землю, засевали зерном, выращивали хлеб. Работали они от весны до зимы. А в свободное время устраивали праздники с играми, гуляньями, плясками, песнями, ряженьем, играли на музыкальных инструментах, которые делали из дерева, дудочках, рожках, свирелях, деревянных ложках. В этих играх всегда боролись две силы – добро и зло, как в русских народных сказках. И всегда добро побеждало.
  3. Постепенно эти игры становились интереснее, появились движения ритмичные и танцевальные. Так появился хоровод. Вы знаете, что это такое?

Мы идем по кругу и поем, но еще выполняем движения, характеризующие песню. Вот так из хоровода произошел первый на Руси театр. А какие хороводы вы знаете? Сейчас мы встанем в хоровод и станем его участниками, иначе говоря – актерами (педагог предлагает завести хоровод, например, «Во поле береза стояла»).

  1. Рассматривание помещения театра.

Логопед.

-Посещение гардероба;

-Посещение зрительного зала.  Публика в зрительном зале со всех сторон, кроме одной перед вашими глазами, куда вы смотрите. Внизу зрительного зала, посередине, ряды стульев и кресел. Эти места называются партером, что в переводе с французского языка означает «на земле». По бокам партера внизу – ложи, что переводятся как «помещения». В такой ложе, в отгороженном местечке, помещаются четыре или шесть кресел. Нижний ряд лож, на одной высоте со сценой, называется бенуаром. Ложи повыше бенуара называются бельэтаж. А места выше бельэтажа носят название балкон. Самые высокие места расположены над балконом, называются галереей.

-Знакомство со сценой. Туда, куда смотрят зрители висит матерчатый занавес, который до начала спектакля закрывает сцену, т.е. место, где будет происходить игра актеров. Сцену освещает ряд лампочек, расположенных по всей сцены – рампа. После третьего звонка, предупреждающего зрителей, что спектакль начинается, гаснет свет в зрительном зале, становится темно и только рампа освещает занавес. Занавес раздвигается и мы видим сцену, на которой будут играть актеры.

Сцена – главное место в театре. Мы попадаем с вами в другой мир, мы можем увидеть другой народ, другое время, незнакомые нам наряды и прически, а также мы можем увидеть сказочных героев и погрузиться в волшебный мир сказки.

-Посещение кабинета режиссера.

-Посещение гримерной.

-Посещение костюмерной.

  1. Итог. Что запомнилось? Что произвело впечатление? Что понравилось? Захотите ли вы посетить театральную постановку, спектакль?

  1. Игры.

  -Мимическая гимнастика  «Какие все мы разные».

Задание. Раздать ребятам картинки, на которых изображены мимические особенности человека: радость, огорчение, злость, удивление, растерянность и т. д. Обратить внимание ребят, какие мы все разные.

-Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

                                                  (Т. Сикачева)

   Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга по кончикам пальцев.

  -«Подскажи словечко» ( А.Антипина).

Я у бабушки Полины

Много красной съел … Малины

Не забуду до сих пор

Очень сладкий … Помидор

На закате, как пожар,

Опускался солнца … Шар

Был он сказочно-прекрасный

И, конечно, ярко … Красный

-Упражнение на пластическую выразительность при создании образов (идея А. Антипиной)

Задания:

-пройти по камушкам через речку;

-перешагнуть через лужи;

-Перешагивать через канавку;

-Пройти как уточки;

-Пройти как лисичка.

-«Передай образ».

Задание. Педагог читает текст, показывает в нужных местах жестом, кто из ребят говорит за определенного персонажа, а водящий отгадывает, кто говорит.

Сидит кукушка на суку,

И слышится в ответ …

-Ку-ку! – Ответ ребенка, на которого указал педагог.

А вот котеночек в углу,

Мяукает он так:

-Мяу! Мяу! – ответ ребенка.

Щенок погавкает в ответ,

Услышим вот что мы во след…

-Гав! Гав! – Ответ ребенка.

Корова тоже не смолчит,

А в след нам громко промычит…

-Му-у! – Ответ ребенка.

А петушок, встретив зарю,

Нам пропоет…

-Ку-ка-ре-ку! – Ответ ребенка.

Паровоз, набравший ход,

Тоже весело поет…

-У-у-у! – Ответ ребенка.

Если праздник, детвора

Весело кричит…

-Ура! Ура! – Ответ ребенка.

-Игра-имитация «Три медведя».

Задание.  Педагог читает стихотворение – дети выполняют соответствующие действия.

На полянке, на лугу

Три медведя жили,

Три медведя жили,

Малинку есть любили.

Как малину найдут,

Сразу песню запоют.

Папа Миша низко пел:

«Ля-ля-ля-ля». (дети изображают)

Мама нежно песню пела:

«Ля-ля-ля-ля». (Дети изображают)

А Мишутка-медвежонок

Звонко песню распевал

Да малину доедал:

«Ля-ля-ля-ля!» (Дети изображают)

                                     

-«Живой уголок».

Задание. Ребенок мысленно выбирает любимое животное (еж, белка, заяц, утка, лиса и т.д.), вспоминает его характерные внешние признаки, подбирая костюм героя, его повадки и пытается их изобразить.

-«Мое имя».

Задание. Педагог бросает мяч. Ребенок ловит его и называет ласковым голосом свое имя.

-«Деревянные и тряпичные куклы» (из методического пособия «Театрализованная деятельность в детском саду» А. Антипиной).

Задание. При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. При поворотах сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч. При изображении тряпичных кукол необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе. Руки висят пассивно. Короткими толчками поворачивать корпус то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса. Можно все это делать под музыку.

-«Загадки и отгадки».

Задание. Отгадать загадку и изобразить отгадку.

Извивается, шипит,

Всех ужалить норовит.

Нехорошая и злая.

Отгадайте, кто такая? (Змея)

Он чирикал и скакал,

Червяков в земле искал.

Вдруг клевать он перестал,

Покачнулся и упал.   (Воробей)

Пучеглазая старуха

Увидала воробья.

Ей жалко его очень стало –

Не помочь ему нельзя.   (Лягушка)

Колючий серенький зверек

Больного увидал,

Оставил все свои дела

И помощь оказал.   (Еж)

- «Образ и костюм».

Задание. Детям предлагается выбрать по своему желанию образ сказочного персонажа: принцессы, Золушки, бармалея и т.д. Самостоятельно ребята выбирают для него костюм и затем, используя мимику и жесты, пытаются создать образ своего героя.

-«Загадки – отгадки».

Задание. Педагог предлагает детям отгадать загадку и изобразить.

Он хвастливый очень-очень,

Ходит гордо, меду прочим.

Хвастунишка в лес попал,

Чуть совсем там не пропал. (Петушок)

Дети выполняют задания педагога, изображая перед зеркалом различные состояния петушка: гордый, испуганный, драчливый.

Очень юркая она,

Быстро говорит слова,

Но гордится так собой.

Что же это за герой? (Сорока)

Дети имитируют движения сороки (быстрые, ловкие).

Очень старая, большая,

Петушку совет дала,

Голос грубый, очень низкий,

Вы узнали, кто она? (Ворона)

Дети двигаются на корточках, переваливаясь медленно, тяжело, имитируя взмах крыльев.

-Чистоговорки.

Цель: Работа над дикцией и произношением.

Логопед: Усядемся на пригорке

Да расскажем чистоговорки!

Мышки не мешайте кошке

Ловить мух на окошке.

Кошка муху лапой – хвать!

Лучше кошке не мешать!   (Т. Куликовская)

Речка в лодочке качала

Мальчугана у причала.

Зацепился на крючок

Рыбачку речной бычок.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

До города дорога в гору, а из города с горы.

 -Скороговорки «Испорченный телефон».

Цель. Работа над дикцией, выразительностью речи.

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Волки рыщут – пищу ищут.

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,

Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок,

Соньку в лоб – все в сугроб.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

- «Мимика и жесты в поэзии»

Задание: изобразить с помощью мимики и жестов стихотворения.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон.

Задание. Сначала педагог читает стихотворение, дети слушают. При повторном чтении педагог предлагает детям с помощью мимики (недовольное лицо короля: нахмуренные брови, сердитый взгляд и т. д.) изобразить героев.

-«Догадайся, кто я»

Задание. Водящий ребенок изображает кого-либо или что-либо с помощью мимики и жестов (деда, бабку, животных, какой-либо предмет, растение…), а остальные дети отгадывают, что он задумал.

-«Пантомимы-задания»

Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

Моем посуду. Вытираем.

Обиженный щенок.

Ловим кузнечика.

-«Игра-пантомима»

Задание. Педагог читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту. Далее стихотворение читает ребенок, другой выполняет движения по тексту. Стихотворение предварительно разучивается с детьми.

Жадный пес дров принес,

Печку затопил, воды наносил,

Тесто замесил, испек пирожок,

Сел в уголок и съел его сам. Ам!

После каждой строчки делается пауза, чтобы дети успевали импровизировать.

Если дети затрудняются, помочь наводящими вопросами (Тяжело ли нести дрова? Что под их тяжестью прогибается?)

Упражнение: «Спать хочется».

Цель: формирование правильного дыхания.

Задание. (дети сидят на стульях) Откиньтесь на его спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте мышцы тела, шеи, рук, плеч… Закройте глаза, чтобы ничто не отвлекало от  отдыха. Постарайтесь «вздремнуть», спокойно и глубоко вдыхая воздух через нос: вдох, выдох, вдох, выдох, вдох, выдох… Действительно, захотелось спать. Глаза открываются с трудом, тяжелые веки смыкаются… Знакомое состояние, не правда ли? Надо заставить себя открыть глаза, встать.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вы дремлете. Тело и речевой аппарат расслаблены: язык и губы двигаются медленно, вы с трудом заставляете себя произносить каждую строчку стихотворения. Теперь попробуйте еще раз прочесть стихотворение и не давайте закрываться глазам. Веки к концу строчки смыкаются, вы вновь их открываете. В этот момент начинайте читать следующую строчку. Опять смыкаются веки – открывайте глаза, читайте следующую строку.

-Упражнение на артикуляцию «Шутка».

Задание. Представьте, что вам запрещено говорить и петь по-человечески, а можно только по-собачьи. Послушно, с радостью выполняйте все приказы своего «дрессировщика», ведь он помогает вам закрепить навык опоры дыхания, опоры звука.

Дети встают в круг, приседают на корточки.

Дрессировщик (педагог). Приветствую вас, друзья!

Дети (вместе). Ав-ав!

Дрессировщик. Спокойнее. Не напрягаться. Всем по порядку рассчитаться.

Дети (по одному). Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!...

Дрессировщик.

Ну, что ж, у вас веселый нрав!

На месте марш!

Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало.

Дети (поют). Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! (На мотив песни «Пусть бегут неуклюже»)

Дрессировщик. Стой! Навык закрепили прочно!

Дети(вместе). Ав-ав! Так точно!

Дрессировщик. Смелее «подлаивайте» песню! Один начинает все подхватывают. Песня может быть любая.

-Чтение и заучивание пословиц и поговорок:

Птица сильна крылами, а человек друзьями.

Человек без друзей – что дуб без корней.

Хороший друг ценнее сокровища.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

Не мил свет, коль друга нет.

Логопед. Как вы понимаете, что такое дружба? У вас есть друзья?

После ответов дети повторяют пословицы с разной интонацией (радостно, грустно и т. д.).

-«Покупка театрального билета».

Цель: знакомить детей с новым словом «этюд», развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Педагог предлагает детям сочинить этюд на тему «Коллективный выход в театр».

«Что необходимо сделать, прежде чем идти в театр? А где продаются билеты в театр? (в театральной кассе). Кто продает билеты? (кассир).

Для этюда  необходимы стол и стул. Дети устанавливают на сцене реквизит. Педагог расставляет на столе табличку с надписью « театральная касса».

Педагог. У нас есть театральная касса. Нужен исполнитель роли кассира. (желающий ребенок садится за стол.) Прежде чем пойти в кассу за билетами, вы должны ответить на вопросы. Кто вы, откуда пришли, сколько хотите купить билетов и для кого?

Все дети встают в очередь в кассу.

Педагог. Ребята, вы наблюдали когда-нибудь за тем, как создается очередь? Это происходит, когда кассир не успевает обслуживать покупателей. Что можно придумать, чтобы в кассе не было очереди? (Добавить кассиров.) Вот так мы и сделаем – увеличим число кассиров. Подходить к кассе будут не все сразу, а постепенно по 2 – 3 человека.

Этюд репетируется два-три раза.

-«Разыгрывание этюдов» (на основе эмоций – радости, гнева, грусти, удивления, страха, отвращения).

Цель: знакомить детей с новым словом «эмоция», учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

Педагог вспоминает с детьми слова «этюд», затем спрашивает: «Что такое эмоция? Эмоция – это душевное переживание, чувство. Какие эмоции вы знаете? Сегодня мы поиграем в этюды на эмоции.

Педагог предлагает детям сесть на стульчики.

Педагог. Сейчас перед вами выступят известные клоуны. Они покажут вам свое мастерство. Встречайте!

   Ребята громко хлопают, радостно кричат, хлопают. Педагог подходит к двери, чтобы встретить клоунов, но за дверью никого не оказывается. Следующее событие в этюде – эмоциональное состояние детей: грусть. Педагог извиняется за то, что клоуны не пришли на выступление.

Затем дети предлагают свои этюды.

-Упражнение на дыхание «Свеча».

Цель: тренировка медленного выдоха при направлении струи воздуха на воображаемое пламя свечи.

Задания: погасить 3.4,5,6,…10 свечей.

На одном выдохе нужно «погасить» 3 свечи, разделить выдох на три порции. Повторить 2 – 3 раза.

-пальчиковая гимнастика «Утречко» (Т. Сикачева)

Утро настало.                                                             –Ладони скрещены.

Солнышко встало.                                                   – Пальцы растопырины.

- Эй, братец Федя,                                                   - Кулак правой руки сжат,

Разбуди соседа!                                                        безымянный палец совершает

                                                                                     Круговые движения.

                                                                                   - Большой и указательный

                                                                                пальцы правой руки по очереди

                                                                                щелкают по кончикам пальцев

                                                                                левой, начиная с большого.

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, ладошка!                                                    - Щелчок в центр ладони.

Все потянулись.                                                       –Руки поднимаются вверх,

                                                                                   пальцы выпрямляются и

                                                                                    быстро шевелятся.

И проснулись.

(При повторении игры движения рук меняются.)

-литературная игра «Мой друг».

Задание: вызвать у детей эмоциональный отклик на литературное произведение.

Если с другом ты поссорился,

То пойди и помирись.

Ты не дуйся и не хмурься.

Если надо, извинись!

И тогда вокруг все ярче

И светлее станет вдруг,

Потому что сразу рядом

Будет настоящий друг!

-«Придумай диалог».

Задание. Детям предлагается придумать диалог между рыбаком и рыбкой («О чем может думать и говорить рыбак? О чем думает рыбка, видя рыбака?»). Педагог помогает в случае затруднения ребенка.

-«Ручной мяч».

Педагог поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймав мяч, ребенок должен придумать и назвать свое слово:

Противоположное по значению (день – ночь, горячий – холодный, дождь – снег и т.д.);

Определение к данному слову (елка – колючая, волк – зубастый и т.д.)

Действие (дерево – растет, мальчик – бежит и т.д.).

-«Шутки на полминутки». «Яблоко» и «Петушок»

«Яблоко»

Девочка: Где же яблоко Андрюша?

Андрей: Яблоко давно я скушал!

Девочка: ты не мыл его похоже?

Андрей: Я с него очистил кожу!

Девочка: А куда очистки дел?

Андрей: Ах, очистки? Тоже съел!

«Петушок»

Ведущий: Рано утром мама-квочка

                  В класс отправила сыночка.

                  Говорила:

Курица: Не дерись, не сердись, не петушись!

                Ну, иди. Уже пора. Ну … ни пуха ни пера!

Ведущий: Через час едва живой

                  Петушок идет домой.

                  Ковыляет еле-еле

                  Он со школьного двора.

                  А на нем и в самом деле

                  Нет ни пуха , ни пера!

-«Закончи стихотворение».

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … лису!

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … гол!

У меня пропал носок,

Утащил его … щенок!

Целый день живет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится …  кошки!

-инсценировка «Кот-лентяй»

Ведущий: Недоволен Васька-кот.

                  Завтра в школу он идет.

                  И хотя здоров на вид,

                  Говорит, что

Кот:           Хвост болит!

Ведущий: Говорит Барашек:

Барашек: Бя-я-я! Я лечить начну тебя.

                 Но вопрос не так уж прост.

                 Отрезать придется хвост!

Кот:          Хвост отрезать?! Вот так раз!

                 Не пойти ли лучше в класс?

-инсценировка «Веселые превращения» (В. Степанов)

Задание. В  инсценировке участвуют все желающие и ведущий (сначала педагог, позднее дети). Детям, участвующим в сценке, предлагается выбрать самим элементы костюмов.

Ведущий: Кони, кони, как живете?

                  Кони, кони, что жуете?

Кони:        Хорошо пока живем,

                  На лугу траву жуем.

Ведущий: Куры, куры, как живете?

                  Куры, куры, что жуете?

Куры:        Хорошо пока живем,

                  Но простите, не жуем,

                  Мы клюем проворно

                  На дорогах зерна.

Ведущий: Козы, козы, как живете?

                  Козы, козы, что клюете?

Козы:        Хорошо пока живем,

                  Но простите, не клюем,

                  А  дерем мы поутру

                 С молодых осин кору.

Ведущий: Как вы, кролики, живете?

                  Что вы кролики дерете?

Кролики:  Хорошо пока живем,

                  Но, простите, не дерем,

                  А грызем мы ловко

                  Свежую морковку.

Ведущий: Вы, котята, как живете?

                  Вы, котята, что грызете?

Котята:     Хорошо пока живем,

                  Но, простите, не грызем,

                  Лакаем понемножку

                  Мы молоко из плошки.

В конце дети меняются ролями.

-Мини-спектакль.(слова сценок учатся заранее)

«Лиса»

Ведущий: У лисицы острый нос, у нее пушистый хвост.

                  Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

                  Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

Лиса:        Я – охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!

                  Как увижу, подкрадусь и тихонько затаюсь.

                  После прыгну и схвачу, деткам в норку отнесу.

Задание. Ребенок, изображающий лису, четко произносит слова, любуясь собой, оглядываясь на свой хвост, поворачивая голову то влево, то вправо. Тихонько крадется, затем садится, пригибается. Вскакивает, хватает «курицу», уносит ее с собой.

В инсценировке по очереди участвуют несколько детей.

-театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:

-стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);

-стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол…);

-сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом…);

-наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок…).

   Педагог предлагает ребятам повторить игру под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их.

-игра «Руки-ноги».

Игра развивает внимание и быстроту реакции. Хлопок – дети поднимают руки, два хлопка – встают. Если руки у ребят подняты, то один хлопок они опускают руки, на два садятся. Игра повторяется, меняется темп.

-Ритмическое стихотворение «Ежик» (Т. Прописнова)

Топ-топ-топ, бегут по дорожке,

Топ-топ-топ, короткие ножки.

Топ-топ-топ, бусинки –глазки,

Это зверек – из доброй сказки.

Фыр-фыр-фыр, он волка сильнее,

Фыр-фыр-фыр, лисицы хитрее,

Фыр-фыр-фыр, он выход найдет,

К тем, кто слабее, на помощь придет.

Хлоп-хлоп-хлоп, его назовите.

Хлоп-хлоп-хлоп, ребята, поймите,

Хлоп-хлоп-хлоп, чтоб все одолеть,

Главное - доброе сердце иметь.

   Ребята выполняют движения по показу педагога в соответствии с текстом.

Занятие «Кукольный театр»

Цель: формирование у детей интереса к театрализованной игре, расширение представлений о театре.

Задачи:

Образовательные – знакомить детей с кукольным театром, его разновидностями, театральными терминами, учить самостоятельно изготавливать куклу-перчатку, перевоплощаться в данную детям роль.

Коррекционно-развивающие – развивать связную речь и интонационную выразительность, фантазию и воображение, мелкую и общую моторику.

Воспитательные – воспитывать коммуникативные качества: доброжелательность, уверенность в себе, умение дружелюбно общаться со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: экран, проектор, презентация «Кукольный театр», перчатки, пальчиковый театр, куклы бибабо , театр прищепок.

Ход занятия.

  1. Ребята входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Утро».
  2. Знакомство с кукольным театром с использованием презентации.

Логопед: у нас в зале стоит волшебный сундучок, давайте посмотрим, что там лежит? (логопед достает куклу из кукольного театра).

- Правильно, это кукла из кукольного театра, она надевается на руку. Кукольный театр появился еще в Древнем Риме. Затем местом его расцвета стала Италия.

   Главным героем итальянского театра стал веселый Пульчинелла. Вскоре кукольный театр распространился по всем странам Европы. Во Франции любимцем зрителей стала кукла Полишинель, французский брат русского Петрушки, в Англии – Панч, в Германии – Касперле, в Польше – Копленяк, в Чехии – Кашпарек, а России главной куклой стал Петрушка.

   Все эти куклы – ближайшие родственники нашего Петрушки. Куклы говорили правду о богатеях, смеялись над ними. Бродячих кукольников запрещали, а они появлялись снова и снова.

   Петрушка в театре личность очень известная. Можно сказать, что с него начинался театр. На ярмарках, на улицах древних городов показывали представления скоморохи – бродячие артисты. А Петрушка в то время жил в ящике, который назывался «вертеп». В ящичке том разыгрывались настоящие кукольные спектакли.

   Настоящее имя Петрушки – Петр Иванович Уксусов, и он считается самым древним актером на Руси. Там, где Петрушка, всегда весело, он никому не дает скучать.

   Бывают куклы-марионетки. Они двигаются на нитках или на проволоке, а их водители – артисты находятся за сценой.

   Бывают куклы механические и теневые. Во многих театрах куклы могут играть вместе с актерами. (Педагог показывает кукол настольного театра, пальчикового и теневого).

   Один из самых известных кукольников двадцатого века – создатель Государственного академического Центрального театра кукол – Сергей Владимирович Образцов. Он никогда не учился на кукольника – стал первым из лучших.

  1. Концерт игрушек.

   Детям раздаются игрушки бибабо: петух, собака, кошка, мышка, дед, бабка и т.д.; предлагается озвучить куклу своим голосом, рассказать сказку.

  1. Антракт.

Логопед проводит игру «Дождик», говорит слова, а дети повторяют движения.

Сейчас мы с вами сделаем антракт, во время которого поиграем.

Светило в небе солнышко (Руки вверх с растопыренными пальцами)

Летали воробьи (Машут руками)

Вдруг набежала туча (Руки над головой в виде круга)

Упала одна капля на землю (Хлопок ладонью по колену)

Третья (Хлопок ладонью по колену)

И зачастил дождик (Бьют ладонями по обеим ногам)

Вдруг начался ливень (Топают ногами)

Он становился все тише и тише (Медленнее топают)

Наконец затих (Стоят на месте)

Вновь выглянуло солнышко, распустило лучики (Руки вверх и в стороны)

Распрямили свои веточки деревья (Потянуться на цыпочках, руки вверх)

Птички сели на веточки и стали сушить свои перышки (Дети садятся на свои места)

  1. Кукольный спектакль «Вежливые слова» (Э. Машковская)

(Актерский состав – сотрудники детского сада)

Ведущий: Театр открывается, к началу все готово.

                 Билеты предлагаются за вежливое слово

                 В три часа открылась касса,

                 Собралась народу масса.

                 Даже ежик пожилой

                 Притащился чуть живой.

Кассир: Проходите, милый ежик, вам билет в каком ряду?

Еж:        Мне поближе, плохо вижу, вот

              Спасибо! Ну, пойду!

Ведущий: Говорит овечка.

Овечка:     Мне одно местечко! Вот мое …

                   Благодарю – доброе словечко.

Ведущий:  А вот и утка.

Утка:          Кряк! Целый ряд для меня и для утят!

Ведущий:  И прокрякала утка:

Утка:          Доброе утро!

Ведущий: Прискакал олень.

Олень:       Добрый день! Если только вам не лень,

                   Уважаемый кассир, я бы очень попросил

                  Мне, жене и дочке во втором рядочке

                  Дайте лучшие места. Вот мое

                  Пожалуйста!

Ведущий:  И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,

                   Ворвался косолапый,

                  Отдавил хвосты и лапы,

                  Стукнул зайца пожилого …

Медведь:  Касса, выдай мне билет!

Кассир:     Ваше вежливое слово?

Медведь:  У меня такого нет!

Кассир:     Ах, у вас такого нет! Не получите билет!

Медведь:  Мне билет!

Кассир:     Нет! Нет!

                  Не стучите – мой ответ!

                  Не рычите – мой совет!

                  Не стучите, не рычите, до свидания! Привет!

Ведущий: Кассир медведю билет не дал. Косолапый зарыдал.

                  Ребята, что же делать косолапому?

(Дети называют вежливые слова, медведь получает билет.)

Ведущий: Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!

  1. Пальчиковая гимнастика «Утречко» (Т. Сикачева)

Утро настало,                           -Ладони скрещены.

Солнышко встало.                   –Пальцы растопырены.

- Эй, братец Федя,                    -Кулак правой руки сжат,

Разбуди соседа!                        Безымянный палец совершает

                                                    круговые движения.

                                                   - Большой и указательный

                                                   Пальцы правой руки по очереди

                                                   Щелкают по кончикам пальцев

                                                   Левой, начиная с большого.

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка!

Привет, ладошка!                  -Щелчок в центр ладони.

Все потянулись.                     –Руки поднимаются верх,

                                             Пальцы выпрямляются и быстро шевелятся.

И проснулись.

(игра повторяется)

  1. Изготовление детьми кукол из перчаток.

Детали кукол заранее приготовлены  детьми.

Педагог: Сейчас, я предлагаю вам, изготовить свою куклу из перчатки.

  1. Итог. Демонстрация изготовленных кукол.

Игра - викторина «Как хорошо, что есть театр!»

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о театре, развитие умения передавать с помощью мимики, жестов, выразительной интонации  образы сказочных героев.

Задачи.

Обучающие: закреплять знаний детьми театральной лексики, представлений о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации; закреплять приобретенные умения детей использовать вербальные и невербальные средства общения при передачи образов сказочных героев.

Коррекционно-развивающие: развивать умение составлять связное высказывание, выразительность речи, коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения.

Воспитательные: дружелюбия, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: Презентация «Театр», маски, картинки с изображением героев сказок, костюмы Петрушки, Бабы Яги, медальки для детей, проектор, экран.

Ход занятия.

  1. Дети проходят в зал и садятся на стульчики. Под музыку песни «Мы бродячие артисты» выбегает Петрушка, который тащит за собой тачку.

Петрушка:

-Я – Петрушка, ваш Петрушка!

Развеселая игрушка!

Где Петрушка, там и смех,

Я Петрушка, лучше всех.

Здравствуйте детишки!

Девчонки и мальчишки!

К вам приехал в детский сад,

Всех вас видеть очень рад!

Вы узнаете меня? Я – Петрушка! Я слышал, что в вашем детском саду на этой недели говорили о театрах. А я знаток театров, недаром я самый знаменитый в театре. Хочу вас проверить, что вы узнали о театре. У меня есть медальки, которые я буду вам давать за каждый правильный ответ.

  1. Слайд 2.

Петрушка: Вы знаете, что это такое?

Дети:

-Это древний театр.

Петрушка: Какие театры вы знаете?

  1. Слад 3:кукольный, оперы и балета, художественный, театр зверей).

Петрушка: А вы знаете, что в древнем театре все артисты играли в масках? Сейчас я проверю, как вы умеете быть артистами!

  1. ИГРА «ГРУСТНЫЙ ИЛИ ВЕСЕЛЫЙ, ЗЛОЙ ИЛИ ДОБРЫЙ».

На столе у Петрушки лежат картинки.

Петрушка показывает картинки героев и спрашивает, какие они.

Дети выбирают маски героев и изображают их (по мотивам русских народных сказок).

  1. Слайд 4.

Петрушка: Как называются люди, которые показывают представление в театре? (актеры – люди), (актеры – животные, дрессировщик), (балерина), (кукловоды).

  1. Слайд 5.

Петрушка: Посмотрите на следующий слайд: это мой театр. Как назывались люди, которые носили меня по городам и показывали представления? (Скоморохи).

  1. А теперь мы поиграем в игру, как настоящие скоморохи.

ИГРА «Как живешь?».

Петрушка:

-Как живешь?

Дети:

 - Вот так! (С настроением показывают большой палец).

-Как плывешь?

-Вот так!

-Как бежишь?

-Вдаль глядишь? (Руки козырьком)

- Вот так!

-Ждешь обед? (Поза ожидания)

-Вот так!

-Машешь вслед?

-Вот так!

-Утром спишь? (Руки под щеку)

-Вот так!

-А шалишь? (Дети изображают баловство)

-Вот так!

Петрушка приглашает посмотреть следующие слайды.

  1. Что покажем – отвечайте

Мы играем в угадайку!

Слайд 6.

-Где можно купить билет в театр?

-Что делают в гардеробе?

-Кто работает в гардеробе?

Слайд 7.

-Какие места есть в зрительном зале?

-Как называется место, на котором играют актеры?

-Как называется ткань, занавешивающая сцену?

  1. Петрушка балует, затем спрашивает как нужно вести себя в театре?
  2.  Петрушка достает из тачки куклы, дети называют, из какого они театра.
  3. Слайд 8,9 .

-Кто такие гримеры?

-Что они делают в театре?

-Кто такие костюмеры?

-За что они отвечают в театре?

  1.  ИГРА «Гримеры»

Ведущий предлагает нарядить, выбранных детей Волком и Лисой, Бабкой и Дедом, Колобком и Зайчиком.

  1. Слайд «Театр зверей»

ИГРА «Покажи животное»

Один ребенок показывает, другие догадываются, что это за животное.

  1. Под музыку появляется Баба Яга.

В дремучем лесу затерялась избушка,

В избушке живет непростая старушка.

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

-Угадали, кто я, конечно же Баба Яга!

Слышала я, что вы про театр много знаете. А знаете ли вы, что в театрах показывают представления по сказкам? А какие сказки вы знаете?

Вот я сейчас и проверю.

-Не лежалось на окошке,

Покатилось по дорожке. (Колобок)

-Мышка дом себе нашла.

 Мышка добрая была.

В доме в том, в конце концов

Стало множество жильцов.  (Теремок)

-Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.   (Кот, петух и лиса)

-Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.   (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

-Красна девица, грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.   (Снегурочка)

-По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра.   (По щучьему веленью)

Баба Яга:

-Справились с моими загадками, за это я с вами поиграю.

ИГРА «Баба Яга».

Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст.

-Бабка- Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала!

(Дети идут врассыпную по залу).

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

(Дети останавливаются).

Пошла на улицу – раздавила курицу,

Пошла на базар – раздавила самовар!

Вышла на лужайку – испугала галку!

(Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывая)

Дети разбегаются, а Баба Яга их догоняет.

(Игра проводится несколько раз)

-Дети делают дыхательные упражнения, и Баба Яга прощается с детьми.

  1.  Петрушка подводит итог викторины.
  2. Последнее задание Петрушки  «Сложи слово».

Дети делятся на две команды, каждой команде даются буквы Т, Е, Т, Р. Необходимо сложить слово из этих букв и назвать слово.

  1. Ведущий благодарит Петрушку за интересную игру, а Петрушка для всех детей вручает сладкое угощение. Прощается с детьми.
  2.  Ведущий спрашивает, что понравилось детям, во что они играли, что они узнали и все отправляются в группу.

 

 

               

   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебный мир театра

Слайд 2

Древний театр.

Слайд 3

Виды театра.

Слайд 4

Кто играет в театре?

Слайд 6

* Театральная касса * Билет

Слайд 7

Зрительный зал

Слайд 8

Гримеры.

Слайд 9

Костюмеры.

Слайд 10

Театр зверей.

Слайд 11

Занавес

Слайд 12

Аплодисменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Детского экологического театра "Земля - наш общий дом"

Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деяте...

Сценарий детского спектакля театра "Алиса" "Приключения Дениски и Лариски".

Музыкальный спектакль с участием учеников младших классов....

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Тематические недели в детском саду

В материалах предлагаются планы нескольких тематических недель для дошкольников, посвященных Дню космонавтики, празднованию Наурыза, декабрьским казахским государственным праздникам, акции "Детст...

Проведение тематической недели в образцовом детском коллективе фотостудии «Трёхгорье»

Одной из форм творческой самореализации и развития творческого потенциала учащихся  является проведение тематической недели. Тематическая неделя – это совокупная форма методической, уч...