Технология группового обучения
статья по теме

Никулина Галина Сергеевна

 Технология группового обучения

Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология группового обучения51.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ АСОШ им. А.  Н. Косыгина Красногорского района Московской области

Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы

 Технология группового обучения

Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Благодаря применению групповых технологий обучения обеспечивается активность учебного процесса, достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала, оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповых форм обучения.

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При этом знания конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении слабому однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам

2. Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

3. Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 – 8 и заключительная часть – 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся и группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении работ-практикумов, при отработке навыков разговорной речи, при изучении текстов, копий исторических документов и т. п.

4.1. Принципы и правила организации работы в микрогруппах

Разные модели организации работы учеников в малых группах. Выбор заданий.

Подготовка пространства. Игровые способы деления учеников на микрогруппы.

Организация работы в микрогруппах.

Положительные и отрицательные стороны обучения в микрогруппах

Обучение в малых группах по методике сотрудничества может оказаться очень полезным для всех ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.

Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает

рефлексивные навыки. Многочисленные исследования показали, что хорошо организованные группы оказываются полезными для всех их членов независимо от их начального уровня.

Обучение в сотрудничестве выглядит очень заманчиво, но, наверное, каждый учитель, который пытался разделить ребят на группы и дать им задание, сталкивался с трудностями.

Перечислим наиболее типичные:

• Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно.

• В то время как один или двое учеников делают все работу, остальные молчат или принимают минимальное участие.

• Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе или отказываются работать с какими-то другими ученикам («Я ни за что не сяду с ним рядом!» или «Уберите его от нас, он все портит»).

• Дети боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы.

• Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.

Эти и многие другие проблемы можно попытаться решить с помощью специальных стратегий организации работы.

Факторы успешной работы малых групп

Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга.

Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждого члена микрогруппы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.

Создать позитивную взаимозависимость можно разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее.

Общая цель (взаимозависимость на основании общей цели). Учитель ставит перед группой общую учебную цель: например, члены группы должны вместе разобраться в смысле понятия или теории, затем каждый из них должен суметь объяснить материал какой-то другой группе.

Общая награда (взаимозависимость на основании общей награды). Члены группы выполняют контрольную работу и в дополнение к своей собственной оценке получают еще одну, если оценки всех членов группы были не ниже четверки (тройки, пятерки — как будет удобно учителю).

Материалы (взаимозависимость на основании общего материала, разделенного на несколько частей). Между членами группы распределяются разные материалы (куски учебного текста, разные документы и т.д.) Чтобы выучить весь материал, необходимо рассказать содержание своей части и выслушать рассказы других членов группы.

Роли (взаимозависимость на основании отдельных ролей). Каждый член группы получает организационную роль (более подробно о них ниже). Для того чтобы работа была успешно выполнена, необходимо, чтобы каждый хорошо выполнил свои обязанности.

Задания (взаимозависимость на основании отдельных заданий). Работа в группе разделяется на отдельные задания. Каждое задание выполняет один из членов группы. Чтобы вся работа была выполнена, необходимо, чтобы каждый член группы справился со своим заданием и результаты отдельных работ объединились. Главным лозунгом групповой работы должно стать: «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке — или вместе выплывем, или вместе утонем».

Индивидуальная отчетность и персональная ответственность за общую работу.

Следующий фактор, влияющий на эффективность работы малых групп, — создание условий, не позволяющих кому-то из ребят «спрятаться» за спинами товарищей и получить оценку за чужой труд. Индивидуальные контрольные работы позволят оценить

знания каждого. В то же время группа будет заинтересована в высоких оценках всех своих членов, так как это позволит получить дополнительные баллы. Если результатом работы было создание общего продукта, поставить индивидуальные оценки будет более сложно. Непросто бывает оценить конкретный вклад каждого в работу. Но если кто-то даже не пытался внести свой вклад, ставить ему такую же оценку, как ребятам, приложившим усилия, было бы несправедливо. В этом случае помогут специальные процедуры оценки деятельности всей группы в целом и отдельных ее членов.

Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной работы в группе.

Скорее всего, первые опыты групповой работы будут не очень удачными. Ребята будут плохо слушать друг друга, ссориться. Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание.

Назовем их:

— умение слушать друг друга;

— умение доверять друг другу;

— умение задавать друг другу вопросы;

— умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);

— умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;

— умение учить друг друга;

— умение разрешать споры;

— умение руководить групповой работой;

— умение приходить к согласию;

— умение работать в команде.

Можно провести несколько небольших обсуждений, посвященных каждому из умений с выполнением специальных упражнений.

Постоянный анализ того, как организуется работа в группе.

Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т. д. Учитель может описать ребятам, как выглядит их работа со стороны. Чтобы осуществлять анализ и решать, что нуждается в улучшении, можно распределить организационные роли в группе. Получившие их будут следить за выполнением правил групповой работы. Можно проводить быстрый анализ в конце занятия или обсуждать этот

вопрос с каждой группой отдельно. Вот примерные параметры, по которым можно оценивать работу отдельных членов группы:

— все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы;

— выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;

— сотрудничает с другими членами группы;

— вежлив со всеми членами группы;

— помогает улучшать работу группы.

По этому же принципу можно разработать параметры для анализа и оценивания работы всей группы в целом.

Кроме соблюдения этих условий для успешной организации работы микрогрупп желательно, чтобы учитель сам демонстрировал умение слушать, задавать вопросы, давать конструктивную «обратную связь». Для того чтобы подбодрить более робких ребят, он может рассказать о том, как нелегко ему бывает высказаться на каких-то собраниях, какие чувства он испытывает, как преодолевает их и какую пользу это приносит общему делу. Можно попросить ребят написать друг другу небольшие письма, где будут отмечены их умения работать в группе.

Принципы формирования групп

Один из самых важных вопросов при подготовке к обучению в сотрудничестве — как правильно сформировать учебные группы. Можно предложить ребятам объединиться в группы так, как им захочется, можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой группы заранее. В зависимости от целей будущей работы учитель может выбрать любой из этих способов, но есть некоторые правила, соблюдение которых сделает пребывание в группе более полезной для ребят.

• Идеальное число членов малой группы — четыре человека.

Оно достаточно мало для того, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, в то же время такую группу легко разделить на пары для дополнительных заданий. Если обстоятельства требуют больших групп, постарайтесь, чтобы в них входило не больше шести-семи человек.

• Создавать группы однородные или разнородные? И те, и другие группы могут оказаться полезными. Объединение самых разных ребят — и мальчиков, и девочек; и более сильных учеников, и более слабых; и более активных, и более спокойных — позволяет расширить социальный опыт ребят, способствует развитию коммуникативных навыков, создает условия для знакомства с самыми разными точками зрения на проблему. В то же время в группах, где объединены ребята, схожие по способностям и уровню успеваемости, легче проявить себя «середнячкам», тихим ребятам.

• Будет неплохо, если в группе окажутся как минимум два человека, в чем-то отличающиеся от других — например, как минимум две девочки среди мальчиков, или два представителя какой-то этнической группы среди ребят другой этнической группы (если между представителями этих групп есть трения; в противном случае не надо акцентировать на этом внимание), или два члена одной дружеской компании среди членов другой (если в классе есть несколько соперничающих компаний). Оказавшись в одиночестве, человек, отличающийся от других членов группы, может остаться в изоляции.

• Если кто-то из ребят не хочет присоединяться к группе, постарайтесь разобраться, что стоит за этим — страх перед остальными членами группами, непонимание смысла работы? Подбодрите такого ребенка, попросите кого-то из членов группы персонально помочь ему, объясните, зачем нужно это задание. Если пока он не может участвовать активно, дайте ему время привыкнуть — поручите работу наблюдателя. Если за нежеланием сотрудничать с этими конкретными людьми стоит конфликт, в зависимости от его силы настаивайте на совместной работе (конфликт может незаметно забыться) или, в виде исключения (ребята должны осознать, что это исключение, а не правило), разрешите поменяться с кем-то из другой группы. К решению конфликта можно вернуться позже. В любом случае ребенок должен так или иначе принять участие в работе.

Выработка групповых норм

Уже не раз говорилось о важности соблюдения правил работы в группе (или следовании неким групповым нормам). Как разработать правила и следить за их выполнением, описано в лекции о дискуссионных методах. Там же рассказано о системе сигналов — жестов или карточек, которые можно использовать для работы в группах.

Распределение организационных ролей в группах

Организационные роли делают более вероятным включение в работу всех членов группы. Вот несколько примеров таких ролей:

• организатор работы — руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;

• протоколист — записывает идеи и результаты работы;

• «хранитель времени» — следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;

• оратор (докладчик) — рассказывает о результатах работы группы всему классу;

• наблюдатель («хранитель правил») — следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;

• «хранитель материалов» — получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;

• контролер — проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения;

• связист («хранитель связей») — устанавливает связи с другим группами и учителем.

Если ребята только начинают работать в группах, смысл и функции ролей можно описать на карточках и выдавать перед началом работы. В зависимости от целей задания можно использовать все предложенные роли (и придумывать дополнительные свои) или некоторые из них. Один и тот же человек в течение работы может выполнять несколько функций. Будет хорошо, если каждый ребенок попробует себя в разных ролях.

Более старшие или опытные ребята могут сами распределить роли в группе.

Подготовка к работе в малых группах

1. Выберите поле деятельности для работы малых групп (обсуждение проблемы, изучение разных материалов, создание творческого продукта). Убедитесь, что оно подходит для работы в группах, что можно обеспечить положительную взаимозависимость членов группы и их индивидуальную отчетность.

2. Заранее подготовьте материалы для работы групп. Если работа большая, будет хорошо, если группа получит задание на карточке. На карточке можно написать также критерии, по которым будут оцениваться результаты работы.

3. Решите, какими группы будут по размеру и как разделить ребят на группы. Подготовьте жребии или карточки с фамилиями членов каждой группы (если вы разделили их сами) или напишите списки групп на доске.

4. Решите, какие роли будут в группах и какие функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описаниями ролей.

5. Определите, сколько времени потребуется на групповую работу.

6. Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу класса (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы).

7. Подготовьте помещение для работы микрогрупп (столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без напряжения разговаривать).

Разные способы деления учеников на группы

Существует много разных способов разделить ребят на группы. Некоторые из них — очевидные, простые, не требующие специальной подготовки. Некоторые — более сложные, требующие дополнительного оборудования.

В начале нужно выбрать — подготовить списки групп заранее, разделить ребят на основании их мнения по какому-то вопросу или предоставить все воле случая. С разбивкой по жребию ребята обычно соглашаются более охотно, но и к предварительной

разбивке они привыкают быстро. Заранее подготовленные списки можно записать на доске или на отдельных листочках. Эти листочки можно положить на парты, вокруг которых будут работать группы, или вызвать по одному человеку из каждой группы и отдать списки им с просьбой быстро собрать свою группу.

Провести деление на основании разных мнений позволяет методика «Градусник». Для нее нужно выбрать вопрос, на который можно дать два противоположных и несколько промежуточных, находящихся между противоположными, ответов. Например, «Для вас Евгений Базаров — персонаж положительный или отрицательный? Скорее положительный? Скорее отрицательный?». Каждому ученику предлагается определиться и занять свое место на шкале гигантского «градусника» — от полюса «положительный» к полюсу «отрицательный». По тому, как встанут ребята, можно будет примерно разбить их на несколько групп и предложить новое задание.

«Градусник» можно модифицировать, подобрав вопрос с несколькими однозначными вариантами ответа. Школьникам предлагается разойтись по разным концам класса, соответствующим разным вариантам ответа. Чтобы ребятам было проще ориентироваться в классе, ответы можно заранее написать на листах А4 и разложить их в нужных местах.

Самое простое деление по жребию в небольшом классе — просто посчитать учеников («Первый, второй, третий, четвертый, пятый, первый, второй…») и попросить собраться по номерам. Минус этого способа — часть учеников могут тут же забыть свой номер. Поэтому устные номера можно заменить на письменные — маленькие кусочки бумаги с цифрами. Иногда кто-то из ребят хочет оказаться в одной группе с другом. Поэтому, получив свой жребий с цифрой «2» и увидев, что у друга «3», такой человек начинает искать кого-то с цифрой «3», чтобы поменяться с ним. Тут важно убедить ребят, что жребий есть жребий, и пытаться его изменить — нехорошо. Если этого не сделать, обмен жребиями быстро станет массовым.

Другой способ использования жребиев с номерами — собираться так, чтобы в группе оказались все возможные числа. По этому же принципу можно собирать «Человека» из разных «частей тела». «Человека» можно заменить на любой другой предмет, существо или явление (например, группы — разные литературные произведения, их члены — герои этих произведений, группы — названия литературных стилей или жанров, их члены — названия литературных произведений, относящихся к разным стилям или жанрам, группы — стихотворения, которые учили наизусть, их члены — слова из первых строк этих стихотворений и т. д.)

Карточки с номерами или «частями тела» можно сделать прямо перед уроком или на уроке (кстати, если у деления на группы ≪литературная≫ основа — подготовить такие жребии может быть отдельным заданием для кого-то из учеников), но можно воспользоваться и готовыми жребиями. Для этого подойдут картонные наборы для обучения счету (карточки с цифрами, геометрическими фигурами, предметами, растениями и т. д.). Из них можно подобрать нужные комбинации. Хорошие готовые жребии — детские или сувенирные карты, на которых изображены сказочные

герои или знаменитые здания. Они позволяют собирать группы по цветам, мастям или достоинствам карт.

По примеру карт можно подготовить специальные жребии, позволяющие образовывать группы разными способами. Каждый такой жребий имеет четыре разных признака: цвет, цифру, букву и геометрическую фигуру. Например, желтая карточка, на ней нарисованы цифра ≪3≫, буква ≪а≫  и круг или зеленая карточка, на ней нарисованы цифра ≪1≫, буква ≪д≫  и квадрат.

Забавный способ образовывать группы — собирать мозаики-≪пазлы≫. По числу будущих групп готовятся разрезанные на несколько частей открытки, просто картинки или листочки с мудрыми мыслями. Каждый ученик получает свой кусочек и ищет товарищей по группе.

Иногда бывает проще образовывать группы по желанию самих ребят, но чтобы этот процесс был более организованным, учитель может разбить его на такие этапы:

1. Соединиться в пару с любым человеком

2. Пары соединятся в четверки или шестерки.

Наконец, иногда бывает полезно немного подвигаться перед работой, например, перед каким-нибудь внеклассным мероприятием. В этом помогут три разбивки, которые лучше проводить в коридоре.

«Молекулы»

Учитель говорит: ≪Сейчас вы все превратитесь в атомы. Каждый атом совершенно свободен, он летает, куда хочет, поворачивает, когда хочет, он совершенно непредсказуем. Начните двигаться как свободные атомы≫. Ребята начинают так двигаться.

Учитель продолжает: ≪Но бывает, что в ходе химических реакций атомы объединяются в молекулы. Если я скажу: “Реакция по три” — вы должны быстро объединиться в молекулы по три атома. Если скажу: “Молекулы распадаются”, вы должны снова начать двигаться, как отдельные атомы≫. Дальше учитель несколько раз произносит ≪Реакция по два. Молекулы распались≫, ≪Реакция по пять…≫, ≪Реакция по семь…≫ и, наконец, ≪Реакция по… (нужное число членов группы)≫.

«Разведчики»

Если класс большой, можно заранее подготовить маленькие жребии с названиями разных животных, издающие какие-то характерные звуки (число животных — число будущих групп). Например, ≪кошка≫, ≪собака≫, ≪петух≫, ≪кукушка≫, ≪корова≫, ≪утка≫. В этом случае жребии раздаются перед разбивкой с просьбой быстро прочитать написанное и никому ни в коем случае его больше не показывать, так как это секретная информация.

Учитель просит ребят встать в круг и закрыть глаза, предупреждая, что это игра на честность. ≪Вы все, — говорит он, — отважные разведчики. Но сегодня вы пришли на явочную квартиру и обнаружили, что явка провалена, ее хозяин арестован, а других своих соратников вы никогда не видели. Вам придется искать их вслепую. Все, что вы знаете, это пароль, но произносить его открыто нельзя≫. Если жребии раздавались заранее, учитель говорит, что это и был пароль. Если класс не очень большой, учитель может подойти к каждому и прошептать ему ≪пароль≫ на ухо. ≪Итак, — продолжает учитель, —вы должны найти своих коллег вслепую, не произнося пароль вслух≫.

Ребята довольно быстро догадываются, что обозначить свое животное можно с помощью звуков, которое оно издает. Вслепую, мяукая или кукарекая, члены групп быстро находят друг друга.

«Песенки

Учитель выбирает несколько хорошо всем известных песен (≪В лесу родилась елочка≫, ≪В траве сидел кузнечик≫, ≪Ничего на свете лучше нету≫ и т. д.). Каждый ученик получает карточку с названием песенки. Задача — начать ходить по классу, напевая свою песню вполголоса, и искать тех, кто поет то же самое.

Как начать обучение в малых группах Работа в малых группах может оказаться достаточно сложной для ребят. Потребуется время и терпение для того, чтобы освоить нужные правила и процедуры. Очень хорошо, если предлагая ребятам новую форму работы, учитель объяснит им:

• что такое обучение в малых группах по методике сотрудничества;

• почему мы (учитель и ученики) его используем;

• почему важно уметь работать в группах;

• что значит уметь работать в группе (слушать, задавать вопросы и т. д.);

• как будут ставиться оценки;

• что делать, если не получается договориться с остальными членами группы;

• что будет делать сам учитель.

Учащиеся должны понять, что они:

• в любой момент могут задать вопрос членам своей группы;

• если это оговорено заранее, могут посоветоваться с членами

других групп;

• могут задать вопрос учителю в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ и все хотят его узнать.

Давая задание группам, учитель должен:

• четко и ясно описать, что предстоит сделать;

• показать, как связано задание с уже имеющимися знаниями ребят;

• рассказать о том, какие действия потребуются для выполнения задания (если учитель сочтет нужным это сделать);

• убедиться, что все ребята его поняли.

Для того чтобы работа в малых группах постепенно приживалась в классе, необходимо:

• начинать с простых заданий, постепенно переходить к более сложным;

• на первых этапах введения этой формы работы создавать ситуации успеха, т.е. давать задания, в которых ребята обязательно добьются положительного результата;

• организовывать постоянную практику работы в группах;

• каждому ученику давать информацию о том, что у него получается хорошо, а что не очень; проводить анализ работы в группах;

• специально обращать внимание ребят на необходимые коммуникативные навыки;

• поощрять учеников за помощь друг другу;

• объяснять, помогать, хвалить и т.д. до тех пор, пока ребята не почувствуют потребность в постоянной работе в группах.

Несколько примеров организации обучения в малых группах «Составление головоломки («ажурная пила»)

1. Учитель подготавливает материал для изучения, который можно разделить на несколько частей. Обратите внимание, в данном случае материал делится на относительно самостоятельные фрагменты (по 2– страницы каждый), а не разрезается случайным образом.

2. В классе формируются несколько учебных групп. В каждой группе столько человек, на сколько частей разделен материал.

3. Фрагменты распределяются между членами группы. Каждому достается только один кусок. Каждый член ≪учебной группы≫, прочитав свою часть текста, становится экспертом по определенному вопросу.

4. Учитель ставит перед ребятами общее задание: в результате работы все они должны разобраться в изложенной в тексте проблеме.

5. Учащиеся самостоятельно изучают предложенные куски текста.

6. По сигналу учителя ребята, у которых одинаковые тексты, объединяются в экспертные группы. В них они обсуждают текст, размышляют над возникающими и предложенными учителем вопросами, выделяют главное для объяснения товарищам по учебным группам.

7. Снова сигнал учителя, и ребята объединяются в старые учебные группы. Каждый из экспертов знакомит остальных ребят с содержанием своего куска.

8. Все вместе ребята обдумывают полученные знания и анализируют.

9. Ораторы докладывают о результатах работы своих групп всему классу.

10. Учитель может попросить любого ученика учебной группы ответить на вопросы по всему материалу.

Эта методика также может быть использована для работы с определениями понятий. Она построена на взаимозависимости на основании материалов и заданий. Здесь не описывается, но подразумевается распределение ролей в учебных группах, индивидуальный контроль (и зависимость от общей награды). Модификация этой методики предполагает, что учащиеся знакомятся со всем текстом (или всеми определениями), но становятся экспертами по одной из частей текста (или по некоторым определениям). Встреча экспертных групп сохраняется, на ней ребята могут изучить дополнительный материал.

«Проблемы по кругу»

1. Учитель выбирает несколько проблем, относящихся к изучаемой теме. Каждая проблема записывается на отдельном листе бумаги.

2. Класс делится на несколько групп. Число проблем должно быть равно числу групп.

3. Каждая группа получает лист с одной из проблем. В группе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на другом листе.

4. По сигналу учителя листы с проблемами передаются по кругу следующим группам.

5. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах.

6. Второй сигнал — листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам. Они знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения, удачных.

7. Ораторы от групп кратко докладывают о результатах работы и обосновывают свой выбор.

«Подводим итоги»

Эту форму работы можно использовать в конце урока или в конце изучаемой темы.

1. Незадолго до конца урока учитель просит ребят кратко записать себе в тетрадь ответы на два вопроса:

• Чему я научился сегодня? (Что новое я узнал?)

• Какие вопросы у меня остались? (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)

2. Учащиеся объединяются в группы по четыре человека, просматривают все записи и выбирают один или два лучших вопроса.

3. Ораторы от групп задают вопросы всему классу.

4. Вопросы обсуждаются или идут как домашнее задание.

Литература

1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.

2. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991.

4. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

5. Котов В. В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.

6. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.

7. Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.

9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

           10. Селевко Г. К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - № 5.

МБОУ АСОШ им. А.  Н. Косыгина Красногорского района Московской области

                                                          Галина Сергеевна Никулина, учитель русского языка и литературы  Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология группового обучения на уроках ИЗО

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Для понимания и приятия чуждого эстетичес...

Технология группового обучения

Технология группового обучения на уроках математики...

Технология группового обучения на уроках биологии

Технология группового обучения - один из способов активизации  познавательной деятельности  учащихся на уроках биологии. ...

Технология группового обучения на уроках ИЗО.

Технология группового обучения на уроках ИЗО....

ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ (статья)

В статье представлен теоретический материал по теме и практическое применение на примере программы Босовой Л., 6 класс....

Технология группового обучения» через внедрение облачных технологий

Образование будущего - это онлайн доступ ко всей необходимой информациидля всех обучаемых, находящихся в любой части страны и мира.Объект исследования: процесс организации групповой деятельности учащи...