Методический семинар.Концептуальное изложение опыта работы по теме самообразования.
материал (5 класс) на тему

Матвеева Наталья Александровна

Презентация с объяснительной запиской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnoe_izlozhenie_temy_po_samoobrazovaniyu.docx78.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы: «Использование метода проектирования  в урочной и внеурочной деятельности,

как средство развития креативности обучающихся»

Матвеева Наталья Александровна,

учитель музыки и технологии

Человек в современном обществе –

 это человек, не столько вооруженный знаниями,

сколько умеющий добывать знания,

применять их на практике и делать это целесообразно.

                  В. П.Вахтеров.                        

Введение

 Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает   тематическое планирование  уроков музыки, которое позволяет использовать проектно -  исследовательскую  деятельность. Работая учителем,  я  думаю о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Проведя несколько уроков  по данному направлению, я  поняла: это то, что я искала.  

Проектная  деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Цель проектной деятельности в школе не только получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к  самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе. Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Я пришла к выводу, такие результаты недостижимы иначе, как через проектную деятельность школьников.Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, изучив запросы обучающихся, я  применяю в своей работе данную методику. 

Цели:

- изучение технологии  метода проектов, возможности его применения  на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.

- активизирование деятельности учащихся и формирование ключевых компетенций за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме,

- разработать уроки и внеклассные мероприятия с методами проектов,

- выбрать темы проектов и предложить их учащимся,

- применять методы проектов на уроках и внеклассных мероприятиях,

- участвовать  в конкурсах проектов, защищать проекты,

- повысить мотивацию  учащихся к самостоятельному научному поиску, способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков.

    Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательныйинтерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, я предлагаю импроблемуинтересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Сущность проекта:

Метод проектов  относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы в виде продукта их деятельности.

Метод проектов – это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Проект – замысел, план. Метод- это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. В результате метод проектов- это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.

Используя метод проектов, я ориентирую его на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение дает следующие результаты:

Конструктивное влияние на социализацию личности.

Развитие самостоятельности в принятии решений.

Критический анализ информации, полученный при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы.

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают:

Владение основными исследовательскими методами.

Компьютерную грамотность.

Умение работать с аудио, видео, мультимедийной техникой.

Умение применять знания для решения познавательных задач.

Проектная деятельность на уроках музыки позволяет:

Систематизировать и углубить  полученные учащимися знания.

Обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой информации.

Расширить опыт музыкально – творческой деятельности.

Научить школьников применять интернет – ресурсы, музыкальные словари для музыкального самообразования.

Главное в методе проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материал совместного труда. Работа над проектом тщательно планируется и обсуждается с учащимися.

Условия, при которых выполняется работа:

Проблематизация учебного материала.

Активность ребёнка.

Связь обучения с жизнью ребёнка.

Основные этапы работы над проектом:

Организационный.

Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач проекта.

Организация работы учащихся.

Подбор необходимых материалов.

Работа над проектом.

Обобщение и оформление результатов.

Презентация проекта.

Я использую метод проектов на протяжении двух лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.

На уроках музыки метод проектов я использую в рамках программного материала практически по любой теме. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

     - предварительное изучение индивидуальных способностей, интересов, жизненного опыта каждого ученика;

- выбирается тема проекта, формулируется проблема, предлагается  идея  для обсуждения с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал представляется одноклассникам, для защиты проекта. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

 5. Анализ итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Параметры внешней оценки проекта:

-        значимость и актуальность темы;

-        корректность используемых методов;

-        активность каждого участника проекта;

-        коллективный характер принимаемых решений;

-        характер общения и взаимопомощи;

-        глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

-        эстетика оформления результатов;

-        умение отвечать на вопросы оппонентов.

Работы рецензируются по следующим критериям:

-        актуальность поставленной цели;

-        новизна решаемой задачи;

-        оригинальность методов решения задачи, исследования;

-        новизна полученных результатов;

-        уровень проработанности исследования;

-        изложение доклада и эрудированность автора.

        Оформление работы.

             6. Рефлексия(участники проекта отвечают на вопросы)

-  Что вы считаете значимым, интересным при выполнении этого проекта?

-  Ваши впечатления, ощущения.

-  Какой приобрели новый опыт?

-  Оценка проекта.

Типы проектов, которые я применяю в области изучения предмета «Музыка»:

  1. Информационные проекты - направлены на добывание информации, её анализ и обобщение.

Результат:создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций по творчеству композиторов, истории создания музыкальных сочинений, событиями музыкальной жизни страны, о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего.

  1. Исследовательские - предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой. Обсуждение полученных результатов.

Результат: интегрированные проекты в области исследования какого либо направления искусства.

  1. Творческие - подразумевают разработку и представление творческого продукта.

Результат:

фонохрестоматия музыкального материала;

видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме.

  1. Ролевые, игровые - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Результат: музыкально – театральная постановка, литературно- музыкальная гостиная.

  1. Практико  - ориентированные -результат деятельности учащихся обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

Результат:документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

программа действий, справочный материал; словарь.

Виды проектов:

монопредметные - проект в рамках одного учебного предмета (урочная деятельность).

 межпредметные  - проекты, объединяющие от двух и больше предметных областей (внеурочная деятельность).

надпредметные -  внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

   Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое. На уроках в 5 классах мы готовим небольшие по содержанию проекты:например,  «Портрет композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов», «Музыка в театре, в кино и на  телевидении», «Музыкальная сказка» и т.д. У детей создается  впечатление, что проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.

В своей практике я планирую  также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: мини-исследовательские проекты (например, «Рейтинг любимых песен», «Мои любимые композиторы», создание стенгазет, создание информационных плакатов к урокам и т.д.).

     С удовольствием ребята 5классов выполняют ролевые проекты -  инсценирование детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

   В 6-7 классах обучающиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие творческо-исследовательские проекты, как «Рейтинг любимых композиторов», «Музыкальная гостиная: наши любимые песни и любимые песни наших родителей», «Становление рок-музыки», «Две стороны личности: композитор и ученый химик». Ребята 6-7 классов главные участники  музыкально – театральных постановок, литературно- музыкальных гостиных. Обучающиеся приобщились к творчеству, работают с большим подъемом и вдохновением.

За два года мной создан банк данных компьютерных  проектов для уроков музыки и внеурочных мероприятий.

-Подборка мультипликационных фильмов: «Детский альбом И.П.Чайковского. Сборник легких пьес для детей.» 5класс., «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского,5класс, «До,ре,ми», «Петя и волк», «Садко богатый», «Жар птица», «Колыбельная», «Фальшивая нота», ит.д.

-Видео фильмы: опера «Руслан и Людмила» 6 класс, опера «Кармен» 6 класс, мюзикл«Кошки»7класс, рок опера «Иисус Христос-суперзвезда» 7 класс, опера «Нотер дам де Париж» 7 класс и т.д.

-Подборка презентаций к урокам: Российские и зарубежные композиторы, «В мире красок симфонического оркестра»,«Музыка в театре, в кино и на телевидении»,«Рейтинг любимых песен»,«Искусство в годы войны» ит.д.

-Подборка музыкальных произведений к урокам 5-7 классы «Золотая коллекция Ф.Ф.Шуберта», «Золотая коллекция С.В. Рахманинова», «Золотая коллекция И. Вивальди» и т.д.

-Подборка песен для основной школы, подборка песен о Тюменской области и т.д.

Конечный продукт проектной деятельности реализуется на уроках, общешкольных и  районных смотрах, конкурсах,фестивалях:

-Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

-Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

-Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

-Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

- Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

Метод проектов я также применяю на уроках технологии.Ведь каждый урок технологии – это или краткосрочный законченный мини-проект (1 – 2 урока кулинарии, декоративно-прикладного искусства, материаловедения) или какой – то этап творческого проекта по изготовлению поделки, изделия.Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой.Учащиеся разрабатывают сценарии показов, подбирают музыкальное сопровождение. Помимо защиты проекта, наиболее ценным, на мой взгляд, является проведение мастер-классов.Наиболее интересные индивидуальные мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству проводили: Юрченко Анна, ученица 9 класса –«Праздничное панно для мамы” вязание крючком, Альжанова Айнажан, ученица 8 класса-“Шарф-мягкая игрушка” вязание спицами, Калимова Альфия, ученица 7 класса «Праздничный букет» вышивка лентами. Хочется отметить коллективные мастер-классы: “Искусство приготовления салатов” – 6 класс, “ Сервировка стола ” – 5 класс.Лучшие работы  использую, как пособие на уроках, направляю на выставки декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и так далее.

Применение метода проектов во внеурочной деятельности.

 Как классный руководитель с классом принимаем участие во всех конкурсах по проектной деятельности: «ЕГЭ- мой старт к успеху», « Правила здорового питания», «Школьный двор моей мечты», защита на районной конференции «Цветущая планета», результат -2 место.

       Второй год являюсь руководителем кружка по экологии.  На занятиях кружка с учащимися проводили  исследовательскую работу по изучению экологического состояния озера Убиенное. В литературных источниках очень мало каких-либо сведений о данном озере. К сожалению, этот объект мало изучен. Мы занимались изучениемгидрологических особенностей озера, отслеживали экологическую обстановку, вели мониторинг и накапливали материалы  для источников краеведческой литературы. Продуктом нашей работы подготовлен проект «Гидрологическая характеристика озера Убиенное». Защита проекта проходила на областной конференции «Сохраним планету голубой и зеленой», результат-2 место.

Заключение

Опираясь на теоритическую литературу учитывая свою практику, могу сделать вывод:

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию  творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что  уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.      Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом,

можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

      В заключении  было бы уместным процитировать китайскую  пословицу:  «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».

Подводя итоги работы по методу проектов, я предложила своим ученикам  принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.

Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...

Концептуальное изложение опыта работы по теме: «Формирование 4 К компетенций на уроках иностранного языка».

В данной работе мне бы хотелось поделиться методами и приемами формирования 4К Компетенции на уроке английского языка...