Использование новых образовательных технологий
опыты и эксперименты на тему

Бейдерман Александр Викторович

Помощь в аттестации учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_not_v_obrazovatelnom_protsesse.docx44.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Технология

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Информационно – коммуникативная технология (ИКТ)

Электронный образовательный ресурс

Здоровьесберегающие технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Технология модульного и блочно-модульного обучения

Технология использования игровых методов в обучении

Метод проектов

Добиться качественно высокого уровня эффективности уроков в процессе обучения позволяют информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Изучая принципы работы данной технологии на курсах повышения квалификации и в процессе самообразования, пришёл к выводу, что проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности. Разнообразная подача иллюстрированного материала поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Благодаря использованию информационно – коммуникативных технологий на уроке информация представляется динамичной: видеоряд, звуковой ряд повышают эффективность усвоения материала. Можно организовать любую виртуальную экскурсию по музею (например, на уроках истории при изучении культурологических тем, на уроках обществознания при изучении темы «Искусство» и др.), создать необходимый психологический и эмоциональный настрой перед изучением исторических тем и разделов. Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания  даёт положительную мотивацию, создание условий для получения учебной информации с различных источников, повышение уровня наглядности, производительности урока, выполнение проекта учащимися по созданию собственной презентации.

 Я считаю, что использование информационных технологий в процессе обучения обеспечивает каждому ученику собственную траекторию самообучения, способствует эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения, позволяет реализовать личностно – ориентированный подход к деятельности учащегося.

Электронные  образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Типология ЭОР по истории и обществознанию разнообразна и включает использование визуализации – портретов, исторических карт, произведений искусства, аудио- и видеофрагментов, использование интерактивных карт и различных типов интерактивных заданий. В своей практике использую также анимации и иллюстрации; интерактивные таблицы, правила, и учебные тексты; электронные задания и тесты; электронные учебные словари и справочники. Отличительными характеристиками данных ресурсов являются небольшой объём, повышенная наглядность, интерактивность, самодостаточность, что позволяет составлять из них наборы для коллективной работы в классе с использованием проекционного оборудования, а также в системе самостоятельных работ и домашних заданий.

На уроках истории и обществознания учащимся приходится быть предельно внимательными, и поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям, обеспечивающим  сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствующим  лучшему овладению обучающимися системой знаний, умений и навыков по истории  обществознанию, созданию условий для самовыражения, предупреждению гиподинамии. Использование различных приёмов проведения физкультминутки сохраняют интерес детей к учебному материалу, приводит к результатам,  предотвращает усталость и утомляемость, усиливает мотивацию к учебной деятельности.

РКМЧП позволяет учить школьника работать в режиме исследования. Критически   мыслящий  ученик  сам ставит перед собой вопросы и осуществляет  планомерный поиск ответов. Он не довольствуется фактами, а вскрывает их причины и последствия,  способен  на выработку своей точки зрения по определённому вопросу  и защите её логическими доводами.

Модульное обучение - способ организации учебного процесса  на основе блочно-модульного представления учебной информации. Модуль - учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий. Содержание обучения при использовании модульной технологии представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения; модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу; обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом; наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Преимущества модульного обучения состоят в расширении компетентности учащихся в области изучения дисциплины;

снижении стрессовой ситуации во время контроля как для учеников, так и для преподавателя; обучение становится личностно-ориентированным; обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.

Современное историческое образование переживает переориентацию с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Поскольку традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовала технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр, а также технологию "дебаты”. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания по истории, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Игра приучает учащихся трудиться, развивает смекалку, сообразительность. А самая главная заслуга игровых технологий учащиеся сами не замечают, как включаются в работу, и процесс обучения для них становится незаметным, а самое главное  приносит только положительные эмоции. А положительная мотивация необходима  при обучении.    Большое значение имеет игра и для проведения воспитательной работы. В игре воспитывается чувство коллективизма, честность, стремление не отстать от других. Наиболее употребительны в моей практике такие виды игр, как «составь слово», «два слова из одного», метаграмы, шарады, ребусы, кроссворды. Результатом применения игровых технологий является повышение эрудиции, выработка аналитических навыков, развитие интереса к предмету, развитие памяти.

Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность учеников в образовательном процессе. Следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.  

Метод проектов способствует выработке навыков исследовательской работы, востребованных как в сфере исторического познания, так и в любой другой, формирует умение работы на компьютере, в том числе в сети Интернет. В ходе защиты проектов старшеклассник учится дискутировать, излагать и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, навыки, полученные школьником в процессе проектной деятельности, будут востребованы (особенно в вузах),  повысят конкурентоспособность личности на рынке труда.

Информационно – коммуникативные технологии применяются  почти на каждом уроке. На уроках истории при изучении новой темы часто используются виртуальные экскурсии в исторические эпохи России. Пример: «Экономическое развитие в годы правления Александра III», в 8 классе. После просмотра фрагмента фильма, учащиеся выделяют особенности эпохи. Учитель корректирует вопросы и ответы учащихся. Ученики в дальнейшем принимают участие в создании презентации.

Надо отметить, что вместе со своими учениками во время каникул часто посещаем исторические места  (поездка в Тарханы, в Рязань, в Москву, в Ширяево, в Санкт-Петербург, Волгоград, Ундоры).

В курсе обществознания применение информационно-коммуникативных технологий обосновано большим количеством таблиц и схем, применяемых при изучении предмета. Практически на всех типах уроков целесообразно использование презентаций, показ фрагментов документальных и художественных фильмов с последующим обсуждением. Учащиеся активно принимают участие не только на уроках с использованием ИКТ-технологии, но и сами разрабатывают презентации по различным темам обществоведческого курса.

Интерактивные тексты стимулируют мыслительную активность обучающихся, представляя собой, по сути,  задания на размышление. На уроке истории в 8 классе при изучении темы «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади»  на этапе контроля знаний использовал электронный тест, снабжённый помощью и механизмом обратной связи. Ответы были перемешаны. Специальными стрелочками нужно было соединить вопрос теста с правильным ответом. Учитель, видя результаты выполнения теста, каждому ученику выставлял соответствующую оценку, общий результат выполнения оценивался в процентном соотношении из расчёта 100% правильности. Мной создан персональный сайт в социальной сети работников образования, где коллеги и учащиеся имеют возможность ознакомиться с новыми технологиями уроков,  представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Начиная с первых уроков в 5 классах, на каждом уроке педагог следит за  осанкой детей, проводит физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно после контрольной работы).  На каждой перемене  обязательно проветривается кабинет, впрочем открываются окна в помещении и во время физминуток. Ведь школьникам необходим свежий воздух для улучшения  самочувствия детей и повышения их работоспособности.

Другими  формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений, исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет  эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.    Со слабыми и больными детьми организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими учащимися.

Например:

при изучении темы «Древний Египет» (5 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;

 при выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 8 классы)  заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека  и отсутствие иммунитета у  аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;

при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;

на уроках обществознания в 7 классе, когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни  и т.д.

    

На начальной стадии урока использую методический приём «корзина идей». На доске прикрепляю значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают по теме. Все сведения кратко записываются мной, даже ошибочные. По мере освоения новой информации ошибки исправляются.

На этапе рефлексии часто использую приём «синквейн», что даёт возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи в нескольких словах.

Технологию модульного обучения целесообразно использовать на уроках истории и обществознания в старших классах, так как исследователями приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%, что означает в основном самостоятельную работу учащихся, направленную практическую деятельность. Данную технологию также возможно использовать при разработке программ внеурочной деятельности, где каждый из разделов-модулей возможно изучать отдельно. Учащиеся старших классов могут принимать участие в разработке модулей по отдельным темам под руководством учителя.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже целого раздела;
  • в качестве урока или его части( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы и др.

Учащиеся с удовольствием принимают участие в разработке игровых моментов, играют роль, как организатора игрового сектора, так и принимают участие в качестве участников игровых событий.

Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новое в виде знаний, умений, проявлений личности. Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:  возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;  этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;  этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка. каждый урок истории и обществознания с использованием проектно-
исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов:
организационно-подготовительного, технологического, презентационного. Работа над исследовательским проектом
- это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль учителя в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности школьников. Было установлено, что в ходе организации работы школьников над проектами реализуются триединые цели образовательного процесса.

«Развитие системы поддержки талантливых детей», (выступление на педсовете, протокол №3 от 17.02.2010г.)

«Применение ИКТ технологий в образовательном процессе» (выступление на педсовете, протокол №2 от 15.11. 2012г.)

Открытые уроки по истории и обществознанию с применением информационных технологий (ИКТ и ЭОР):

  1. «Экономическое развитие в годы правления Александра III», в 8 классе.
  2. «Конституция Российской Федерации», в 9 классе.

Открытые уроки

  1.  Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади» в 8 классе по истории.
  2. Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов «Место России в цивилизационном мировом процессе» в 10 классе по обществознанию

Web-адрес сайта в социальной сети работников образования:

beyderman-aleksandr-viktorovich

 

Выступление на педсовете по теме  «Создание здоровьесберегающей среды лицея на уроках и внеурочной деятельности» (выступление на педсовете, протокол №2 от 29.02. 2012г.)

РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе и тем самым повысить эффективность уроков; ученику даёт возможность личностного роста, развивает его ум, индивидуальность.

Выступление на педагогическом совете «Система поддержки талантливых детей на уроках истории и обществознания» (выступление на педсовете, протокол №3 от 17.02. 2010г.)

Разработка программы внеурочной деятельности «История формирования военно-теоретической мысли в России» с применением модульных технологий. (находится в стадии разработки). После рецензии будет реализована в 2015-2016 уч.году.

Брей ринг истории и географии 9 класс.

Вид мероприятия: интеллектуально-творческий.22.04.2014г.

Материал опубликован на сайте http://kopilkaurokov.ru/istoriya/meropriyatia/125100

Мастер-класс на методическом объединении учителей истории, обществознания и географии «Использование игровых методов на уроках истории и обществознания» Протокол №3 заседания методического объединения учителей истории, обществознания и географии от 14 января 2011 года.

Коллективный проект по краеведческой дисциплине «Ставрополь-Тольятти в ВОВ»

Материалы размещены в музее «Чаша жизни» МБУ лицея№76, г.Тольятти.

 Выступление на заседании методического объединения учителей

истории, обществознания и географии от 14 января 2014 года. «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, и во внеурочное время».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе по музыке

Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей...

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

Конспект открытого урока по математике "Площадь треугольника" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ) 5 класс

Данная работа представляет собой конспект урока математики в 5 классе по теме «Площадь треугольника». На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образова...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...