Ампельные растения
методическая разработка на тему

Дзидзоева Лариса Цараевна

Характеристика ампельных растений, приводится перечень цветов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Виды и формы контроля за знаниями обучающихся,

совершенствование форм и методов обучения.

(Доклад для педагогов дополнительного образования

 на методическом объединении)

Автор Дзидзоева Л.Ц.

Зав.методическим отделом

Владикавказ 2009г

Создать условия на занятиях для приобретения детьми жизненно – важных знаний и умений, образования – вот одна из главных современных задач науки и практики. Занятие – это форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и обучающихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения, и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ребенка в процессе обучения. В работе каждого педагога дополнительного образования складывается четкая система планирования своего занятия, включая самые различные формы и методы ее организации. Как лучше построить занятие, или как организовать то или иное мероприятие, какие при этом использовать формы и методы? Именно эти вопросы становятся основным предметом деятельности каждого педагога. Организуя свое занятие в творческом объединении, и определяя формы и методы ведения, педагог дополнительного образования должен исходить из ясного понимания целей и задач выбранной темы. Успех обучения на занятиях зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от методов.

Методы – это способы достижения целей. Методы применяются в учебной практике в течение многих веков. Но с первого появления образовательных учреждений (школ) разработка методов достала немало хлопот ученым-педагогам. Наблюдая за процессом обучения они заметили немало видов деятельности между педагогом и детьми и эти виды деятельности они назвали методами обучения (рассказывает педагог-метод рассказа, демонстрирует - метод демонстрации, опрашивает - метод опроса и т.д.)

Количество этих методов оказалось очень велико и возникло необходимость их упорядочить. Выбор методов на занятиях ученые-педагоги,  методисты стали производить на основе двух требований: формы и методы должны соответствовать учебному материалу и возрастным особенностям обучающихся.

Несмотря на большое разнообразие форм, и методов, сложившихся в практике за многие годы, их сгруппировали по наиболее важным признакам. Такими признаками являются:  

  1. Источник знаний
  2. Характер деятельности педагога
  3. Характер деятельности обучающегося

На этих основаниях методы разделяют на три группы: словесные, наглядные, практические. Объяснительно-иллюстративный метод или информационно-рецептивный

(рецепция-восприятие) самый распространенный способ, применяемый в учебной практике.

Применяя словесные методы, педагог дополнительного образования передает знания обучающимся рассказом, объяснением, лекцией, беседой. Излагаемый материал иллюстрирует наглядными пособиями, но основным источником знаний обучающихся является слово педагога. Деятельность обучающихся находит выражение в слушании и в устных (реже в письменных) ответах.

При наглядных методах (натуральные и изобразительные формы наглядности)- демонстрациях и наблюдениях натуральных объектов, опытов, а также изобразительных наглядных средств (таблиц, картин, схем, кинофильмов)- ведущую роль в передаче знаний играет показ объектов, опытов, изображений. Педагог направляет ход наблюдений обучающихся, уточняет правильность их восприятия. Основным источником, из которого обучающиеся черпают знания, служит им собственное наблюдение демонстрируемых объектов, опытов, изображений, а не слово педагога, хотя за ним всегда остается руководство всем познавательным процессом.

Наконец, третья группа методов - практические, к которым относят вскрытие, определение, расчленение объектов, постановку эксперимента, опыта и т. д., предусматривает основным источником знаний обучающихся результаты, полученные ими в процессе практической работы. При применении практических методов также необходимо слово педагога: инструктаж, проверка хода работы, помощь в проведении итогов, общее руководство ходом работы. Но в познавательной деятельности обучающихся преобладает практическая работа.

Неправильно делить методы на активные и пассивные: все методы, правильно применяемые в соответствии с содержанием учебного материала и возрастом обучающихся, должны развивать знания, научное мировоззрение, мышление и практические умения, быть активными. В преподавании любого направления ( цветоводства, садоводства, овощеводства, экологии применимо использование активных  методов обучения:

- проблемных поисковых, исследовательских;

- использование активных методов и приемов развития памяти и внимания (таблицы, схемы и др.)

- создание «Ситуации выбора» для развития творческих способностей детей:

- возможности выбора обучающимися изделия, материала творческого задания;

- применение игровых методов, проведение интеллектуальных развивающих игр;

- владение приемами и упражнениями по развитию образовательного мышления, воображения и фантазии обучающихся.

- обучение навыкам самообразования в процессе занятия: работа с книгой, словарем,

- лабораторная работа и т. д.

Каждый метод осуществляется на практике методическими приемами: логическими, организационными и техническими. В учебной практике сложилось так, что в основной форме преподавания сложились и другие формы учебной работы. То есть кроме занятий в творческих объединениях и тесно связанных иногда к ним экскурсий существуют и другие  (работа в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и т. д.), (опыты, наблюдения)…, внеклассные мероприятия - итоговые (выставки, праздники, конкурсы…).

Все мероприятия связаны с занятиями и представляют единую систему в процессе обучения и воспитания по разным направлениям творческих объединений.

В творческих объединениях успешность обучения и воспитания сильно зависит от отношения обучающихся к занятиям. Для того,  чтобы ребята посещали занятия творческого объединения охотно, но не принужденно, надо, прежде всего, совершенствовать формы, средства и методы обучения и воспитания. Особенно важно обращать внимание на построение занятия. Каждое занятие должно быть построено так, чтобы оно приоткрывало перед обучающимися перспективу дальнейшей деятельности, подвести его к осознанию ее цели и значения, заинтересовать проблемой, которой посвящено данное занятие, данное мероприятие. Для того чтобы обеспечить всестороннее развитие детей, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности. В трудах выдающихся педагогов С. Т. Щацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского были подробно описаны такие виды деятельности, как учение, производительный труд, игра, деятельность, направленная на развитие физических сил и укрепление здоровья, занятие искусствами и другие. Но чтобы добиться более гармоничного их соотношения, нужно совершенствование методов и организационных форм обучения, более широкое использование современных технических средств, наглядных пособий и т. д., надо так построить свой план учебно-воспитательной работы с обучающимися, чтобы он охватывал все виды деятельности.

Руководителям творческих объединений надо так построить программу, чтобы они смогли дать обучающимся некоторое ядро основных знаний. Программа может и должна развить их познавательные интересы и способности, привить ребятам умения и навыки, необходимые для дальнейшего самообразования. Эта задача соответствует современной перспективной концепции образования.

Усовершенствование форм и методов обучения и воспитания состоит главным образом в том, чтобы тщательно продумать систему всех методов преподавания, соотношение общих и частных методов, чтобы в каждый из употребляемых методов вносить элементы самостоятельного поиска обучающихся. В целом при обучении должны преобладать частично-поисковые методы наблюдений, проведения опытов, бесед, демонстраций экранных пособий.

При этом степень самостоятельности обучающихся в каждом конкретном случае определяется содержанием учебного материала, подготовленностью ребят. Повышение эффективности занятий творческих объединений может быть успешно реализована при усовершенствовании методов, форм и приемов обучения.

На занятиях творческих объединений могут применяться различные методические приемы:

  1. Рассказ педагога;
  2. Беседа (ответы обучающихся на вопросы педагога и выводы обучающихся;
  3. Демонстрация (живых и гербаризованных растений, препаратов, опытов, таблиц и т. д.), подтверждающая объяснения педагога или дающая материал для самостоятельных выводов обучающихся.
  4. Лабораторные занятия (работы с раздаточным материалом, постановка опытов);
  5. Сообщения обучающихся (о своих наблюдениях, опытах или прочитанном);
  6. Закрепление знаний (повторением, сравнением, обобщением);
  7. Фиксация изучаемого (зарисовкой, монтировкой, записью);
  8. Учет знаний (опрос, оценка лабораторных работ и др.)

Это упорядоченные основные способы взаимосвязной деятельности руководителя творческого объединения и обучающегося, воспитанника, организующие определенный тип познавательной работы детей, необходимый для решения конкретных учебно-воспитательных задач.

Рассмотрим некоторые пути повышения педагогической эффективности методов, в частности развитие самостоятельности и творческой активности ребят на примере частных методов обучения. Сначала остановимся на наглядных и практических методах, наиболее специфических для нашей работы. К ним относятся наблюдения, демонстрация и проведение опытов, работа с раздаточным материалом и т. д.

В нашей работе не следует недооценивать и такие средства обучения, как книга, телевидение, радио, кино, компьютер.

Метод наблюдений конкретных объектов необходим для формирования таких понятий, как например понятие о строении и функциях органов и организмов растений, животных. В этом случае путем выделения определенных признаков растений и животных устанавливается степень их сходства и различия.

В зависимости от характера познавательной деятельности обучающихся наблюдения могут быть иллюстративными, частично-поисковыми и исследовательскими (после объяснения нового материала дать задание детям: рассмотреть строение стебля по толщине, прочности, гибкости…). Таким образом, ребята смогут самостоятельно сделать более глубокие выводы.

Совершенствуя методы и формы занятий, педагог обязательно в ходе преподавания контролирует знания обучающихся, так как, без определенных видов и форм контроля нельзя достичь главных целей учебной деятельности.

Виды и формы контроля за знаниями обучающихся.

Контроль за знаниями обучающихся, как правило, проводится на каждом занятии. Выявление знаний обучающихся может быть проведено весьма многообразными способами. Различные формы опроса очень оживляют занятие. Применение разнообразных видов и форм контроля позволяет опросить в течение занятия большее количество обучающихся. Например, ответ на вопрос педагога рисунком с соответствующими надписями на листочках бумаги выполняется ребятами всего творческого объединения довольно быстро и занимает обычно 3-4 минуты.
Некоторые педагоги одновременно спрашивают трех- четырех обучающихся (рассказ по таблице, узнавание раздаточного материала или препарата, приготовление опыта, рисование на доске). Помимо вышеперечисленных видов и форм контроля существуют и другие:

  1. Выполнение лабораторной работы;
  2. Коллективное заполнение таблички на доске (каждый вызванный обучающийся заполняет одну графу или строчку);
  3. Устный ответ на тему (распространенный ответ);
  4. Сообщение обучающегося с демонстрацией поставленного опыта;
  5. Письменный ответ рисунком с названием частей (строение семян, листа, стебля, цветка и т. д.).
  6. Вопросы задаются так, чтобы обучающийся задумался, сопоставил, сравнил объекты или явления и сделал вывод.
  7. Контроль способом тестирования (каждый обучающийся получает задания с вариантами решений или ответов, необходимо выбрать правильные ответы и обосновать свой выбор).

Организуя различные типы и формы занятий в творческих объединениях, можно проводить самые разнообразные виды контроля  знаний детей: например конкурс знаний, умений и творчества (это не просто занятие, а итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры). Здесь организуются выставки, творческие работы, викторины, кроссворды, в конце подводятся итоги.

Можно с детьми организовать занятие самостоятельного поиска знаний. Педагог дает задачу обучающимся. Дело детей найти ответ, решение…

У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.

При такой совместной деятельности педагога дополнительного образования и обучающихся происходит совершенствование профессионального мастерства педагога, развитие его творчества и обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым - перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком....

Тесты для 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"

Тесты для учащихся 6 класса по темам: "Жизнь растений" и "Размножение растений"  Можно использовать учителям работающим по программе: В.В. Пасечника "Биология. Растения"...

Тест по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"

В тесте по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"  тридцать вопросов. Имеется ключ и критерии оценивания. Время выполнения теста 15-17 минут. Уровень сложности - средний....

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...

«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».

Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:-         Сформировать представление о побеге как сложном ...

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека.Вариант можно использовать для подготовки к ЕГЭ по биологии....