Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках музыки
статья на тему

аналитическая справка об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках музыки

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Сегодня перед школой стоит важная проблема – создание условий для сохранения здоровья учащихся, разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательный процесс.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии  и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Цель данных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми в начальных классах и в среднем звене используются: логоритмика, ритмотерапия, фольклорная арттерапия и другие формы.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения, как под  музыку, так и сопровождая текстом стиха, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Пример:

Хомка, Хомка, хомячек     (Поглаживают себя двумя руками по бокам сверху  вниз)

Полосатенький бочек

Хомка раненько встает     (Потягиваются вытягивая руки вверх, встают на носочки)

Ушки чистит, щечки трет (Растирают уши, и щеки)

Подметает Хомка хатку   (Вытянутые руки в наклоне вперед, параллельно двигаются

И выходит на зарядку      из стороны в сторону )

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)

Хочет Хомка сильным стать (сгибание вытянутых в стороны  рук в локтевых суставах)

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

Движение под музыку является одним из приемов освоения и закрепления ключевых и частных знаний музыкального искусства, а также одним из приемов контроля этого освоения. Музыкально-ритмические движения активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки.

Это важно для младших школьников, которые при помощи движений смогут выделить главные признаки трех жанров, разрешить проблемные ситуации на уроке, определить национальный колорит музыки народов мира, а также решить другие задачи, поставленные перед ними на уроках музыки.

На уроках музыки используются простейшие движения, которые можно исполнить в стенах кабинета, за партами. Движения понятны и доступны всем обучающимся:

- марширование;

- движение рук (фразировка);

- элементарные танцевальные движения;

- условное (графическое) изображение музыки;

- “свободное дирижирование”.

В основе этих движений лежат следующие музыкально-двигательные задания:

- показ пульса (одной из сторон метра);

- размера (пульса, организованного метром);

- ритмического рисунка (чередование различных длительностей);

- фразировки.

С помощью этих заданий можно определить темп, динамику, различные штрихи. Вроде бы небольшой круг движений, но благодаря им на уроке музыки решается целый ряд важных задач воспитания, образования и развития:

- усвоение основных тем программы;

- осмысление закономерностей музыкального искусства;

- постижение музыкального языка, средств его выразительности и их значение;

- развитие музыкальности;

- активизация процессов познания и деятельности учащихся на уроках;

- формирование двигательной сферы и т.п.

 Ритмические упражнения.

- «Ритмическое эхо». Учитель показывает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.

- Ритмизация собственных имен и фамилий.

- Ритмизация движений человека (спокойный шаг, бег, рубка дров, гребля и др.).

- Ритмизация движений различных животных.

- Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу.

- «Полька сидя».

- «Ладушки». (Эта игра развивает не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений).

Пластическое интонирование

Используется на уроках в 1-4 классах,  где движение становится обучающим фактором. Вовлечение в процесс восприятия приносит психотерапевтический эффект.  

Фольклорная арттерапия. Песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия национальным (не только русским) костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. 

Общеизвестно, что музыка – искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет  ни с чем не сравнимые возможности для развития творческого  потенциала человека.

Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко “ музыкальным” существом. Подробное описание технологии содержится в  статье «Использование педагогических технологий на уроках музыки»

Синтез музыки, поэзии, изобразительной деятельности способен не только возбуждать интерес к самостоятельному поиску и самовыражению, но и помогать в развитии творческого мышления, живой и образной речи ребенка.

Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше.

Конечно, улыбка, а за ней доброжелательное отношение к ученикам стало нормой. А улыбкой на лице учителя, даже замечание ученику имеет больший эффект чем  строгость повышение голоса. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.

Вокалотерапия

Большое внимание на уроках музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека.  Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации»  голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые  звуковые сочетания, можно провести тренинг, предполагающий устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, гнусавости и повизгивания.

Упражнения при физвокализе, дают возможность тренировать организм, мышцы, приводящие в движение руки, а они особенно связаны с голосом. Одно из упражнений физвокализа: потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову, почувствовать себя победителем  и непременно напевать.

Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней, а долгий распев одного слога или слова развивает дыхание - используется  как средство лечения, назначается детям с заболеванием дыхательных путей.   Работая над удлинением выдоха, с целью качественного исполнения медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и на их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом  как антонимом вдоха. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.  А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания:

 А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

 Э- улучшает работу головного мозга;

 И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

 О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

 У- улучшает дыхание;

 Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Согласные звуки (лучше их пропевать)

 В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

 С – лечит сердце, легкие;

 Ч – улучшает дыхание;

         К, Щ – лечат уши;

 М – лечит сердечные заболевания.

Но вместе с этим  очень бережно относитбся к еще не сформированному детскому голосовому аппарату.

Особое внимание требует голос младшего школьника, когда он начинает петь. Исполняемые им песни не должны выходить за пределы допустимой громкости — иначе это может привести не только к хрипоте, но и к более значительным стойким нарушениям голоса.

 На состояние голоса также влияет питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Излишняя полнота ребенка также может отрицательно отражается  на его голосе.

 Различные длительно протекающие заболевания гортани и носа также ведут к       нарушению голоса.

Детский и подростковый возраст характеризуется вегетативной лабильностью и понижением устойчивости нервной системы к внешним воздействиям. Перенапряжение мышц голосового аппарата, крик, бесконтрольное пение, особенно в мутационном периоде   (пение по желанию учащихся в данный период, т.к издержки мутационного процесса приводят к  чувству дискомфорта и стресса) или после перенесенных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек могут привести к значительным функциональным и органическим нарушениям голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...

Использование современных образовательных технологий на уроках физики: здоровьесберегающие технологии.

С целью повышения эффективности обучения физике регулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения, ра...

Использование современных образовательных технологий на уроках музыки

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровн...

Использование новых образовательных технологий на уроках музыки.

Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи....

Статья «Использование современных образовательных технологий на уроках музыки».

В статье описан опыт работы учителя музыки. Автор статьи рассказывает об использовании современных образовательных технологий на уроках музыки. Таких как:   Технология проблемного обуче...